Рабочая программа по курсу НРК "Природа и экология Красноярского края". 7 класс
рабочая программа по экологии (7 класс) на тему

Данная программа предназначена для реализации обязательного минимума содержания по предмету «Природа и экология Красноярского края», утвержденного законом Красноярского края  о национально-региональном компоненте общего образования и разработана на основе Программы  учебного предмета «Природа и экология Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5 - 9 классы), Авторы: Биктимирова Л.И., Гродницкий Д.Л., Зубковская И.Б., Новикова Л.И., Степанченко Ю.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_nrk_7.doc115.5 КБ
Microsoft Office document icon 7_nrk_7.doc74.49 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа предназначена для реализации обязательного минимума содержания по предмету «Природа и экология Красноярского края», утвержденного законом Красноярского края  о национально-региональном компоненте общего образования и разработана на основе Программы  учебного предмета «Природа и экология Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5 - 9 классы), Авторы: Биктимирова Л.И., Гродницкий Д.Л., Зубковская И.Б., Новикова Л.И., Степанченко Ю.В.   

«Природа и экология Красноярского края» является одним из предметов школьного обучения, утверждённым Законом Красноярского края «О краевом (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае» от 25 июня 2004 г., Законом Красноярского края «Об установлении краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае»
Изучение учебного предмета "Природа и экология Красноярского края" в 7 классе направлено на достижение следующих
 целей:

  • освоение знаний о многообразии животных объектов и ландшафтов  Красноярского края, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях ее сохранения и рационального использования
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе Красноярского края, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни
  • воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе Красноярского края
  • применение знаний и умений в повседневной жизни для сохранения природы Красноярского края, оценки последствий своей деятельности и социально-ответственного поведения в природе

Программа направлена на становление у учащихся следующих ключевых компетенций:

  • Познавательной:
  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез
  • Информационно-коммуникативной:
  • способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации
  • Рефлексивной:
  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств
  • Социальной:
  • оценивать возможности и ограничения использования отдельных видов ресурсов с точки зрения перспективы развития края

Обязательные результаты изучения курса «Природа и экология Красноярского края» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Формы занятий. Фронтальные учебные занятия. Практические работы, экскурсии.  

Практических работ – 5. Экскурсий – 1.

Выполнение учащимися индивидуальных и групповых исследовательских и творческих работ: разработка и выполнение проектов, создание фотоальбомов,   компьютерных презентаций, составление рефератов, проведение конференций, сбор  коллекций насекомых, оформление кабинета.

Программа является пропедевтическим курсом для следующих предметов: географии, биологии. Курс рассчитан на 18 часов.

Примечание.

Количество экскурсий уменьшено из-за сокращения времени на изучение предмета вдвое.  

Содержание курса «Ландшафты и животный мир Красноярского края» (18 часов)

Тема 1. Разнообразие ландшафтов (6  часов).

Ландшафты края: естественные и антропогенные. Заповедники края как эталоны ландшафтов. Изменение ландшафтов от естественного до антропогенного. Влияние фактора разнообразия ландшафтов на жизнь и хозяйственную деятельность людей в крае.

Тема 2. .Многообразие животного мира (14  часов).  Разнообразие сред обитания на территории края и форм приспособленности к ним животных. Влияние абиотических, биотических и антропогенных факторов на разнообразие животных в экосистемах. Фауна арктических пустынь, тундр, лесов, степей, гор, водоемов. Взаимосвязи между животными. Пищевые цепи. Колебание численности животных.

Практическая работа №1.

Распознавание наиболее распространенных животных своей местности.

Практическая  работа №2.Наблюдение и изучение почвенных организмов и их роли в экосистеме.

Практическая  работа №3.

Наблюдение за сезонными изменениями в жизни животных.

Экскурсия  №1.

Изучение животного мира водоема.

       

       Тема 3. Охрана животных в Красноярском крае (2 часа). Виды охраны животного мира Красноярского края. Заповедники (биосферные, российские, региональные), заказники. Животные, занесенные в Красную книгу мира, России, края.

Практическая  работа №4. Изучение жизни общественных животных своей местности.

Практическая работа №5. Изучение коллекций местной фауны

      Тема 4. Эволюция и смена природных сообществ на территории края (4 часа)

Изменение климата на территории края в различные геологические.эпохи. Смена сообществ живых организмов как результат естественного изменения природных условий их обитания. Изменение природных сообществ в историческое время под влиянием деятельности  человека. Выводы о состоянии биоразнообразия на территории края и своей территории в настоящее время.

Катастрофические явления природного землетрясения, наводнения, вспышки численности насекомых и др.) и антропогенного характера в крае (прорыв плотин, производственные взрывы и др.). Меры предупреждения антропогенных катастроф и снижения опасности природных катастроф.

 

 

 

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п темы

Название темы

Количество часов

1.

Разнообразие ландшафтов  

3 часа

2.

Многообразие животного мира

11 часов

3.

Охрана животных в Красноярском крае

2 часа

4.

Эволюция и смена природных сообществ на территории края

2 часа

ИТОГО:

18 часов

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса:

В результате изучения учебного предмета "Природа и экология Красноярского края" в 7 классе обучающийся должен:

  • знать особенности геологического строения Красноярского края;
  • знать основные пути рационального использования природных объектов Красноярского края (воздуха, водной системы, почвы и других);
  • знать природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем Красноярского края; меры по сохранению природы и защите населения Красноярского края от стихийных природных и техногенных явлений;
  • знать представителей   животного мира Красноярского края (в том числе редкие и исчезающие виды животных, занесенные в Красную книгу Красноярского края), особенности их внешнего вида и жизни;
  • знать заповедники и национальные парки, краеведческие музеи Красноярского края;
  • уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды Красноярского края, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • определения наиболее распространенных в Красноярском крае ядовитых и опасных животных;
  • следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  • уметь приводить примеры использования и охраны природных ресурсов Красноярского края;
  • уметь анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, влияние деятельности человека на животный мир Красноярского края и в целом на экосистемы;
  • уметь прогнозировать эффекты хозяйственной деятельности человека и определять пути восстановления экологического баланса на территории Красноярского края;
  • уметь узнавать наиболее распространенных животных Красноярского края (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия животных с использованием атласа-определителя.



Предварительный просмотр:

№ урока

Система уроков
(тема урока, тип урока, дата проведения, Д.З.)

Дидактическая модель обучения

Педагогические средства

Элементы содержания

Вид деятельности учащихся

Планируемые результаты обучения и уровень освоения

Информационно-методическое обеспечение

 ТЕМА 1. РАЗНООБРАЗИЕ ЛАНДШАФТОВ (3  ЧАСА)

 

1(1)

 Ландшафты края: естественные и антропогенные.

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, беседа. Проблемное изложение. Просмотр видеофильма.

 

Естественные и антропогенные ландшафты.

Индивидуальная работа, групповая

Базисный уровень: 
Давать определение термину «ландшафты» Р
Описывать естественные и антропогенные ландшафты.Ч-п,П
Выявлять компоненты ландшафтов П
Объяснять влияние человека на ландшафты. П                  Определять тип ландшафта П

Видеофильм «Красноярский край». Электронное издание Биология 6-11 класс. Часть1: Биогеографические карты:4.Природные зоны России

Тип урока: Комбинированный

Дата проведения:

Д/З: К-1;

2(2)

 Заповедники края как эталоны ландшафтов.

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа, сообщения учащихся. Проблемное изложение.  Просмотр видеофильма.

 Заповедники края:

«Столбы», «Саяно – Шушенский биосферный»

Индивидуальная работа, работа в парах

Базисный уровень: 
Давать определение термину «заповедники» Р, П
  Выявлять и описывать приспособления растений к определенным условиям среды  П  Объяснять роль заповедников для охраны животных.          Использовать ресурсы Интернет для поиска дополнительной информации

Таблица «Заповедники России».  Фрагмент видеофильма «Красноярский край»(Заповедники).

Тип урока: Комбинированный

Дата проведения:

Д/З: К-2;

3(3)

 

 Изменение ландшафтов от естественного до антропогенного.

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа. Проблемное изложении. Просмотр видеофильма.

Изменение ландшафтов.  Причины изменения ландшафтов(природные и антропогенные)

Индивидуальная работа, работа в парах

Базисный уровень: 
Давать определение термину «антропогенное воздействие» Р
Объяснять причины изменения ландшафтов.    

Видеофильм «Природные зоны».

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Дата проведения:

Д/З: К-3;

ТЕМА 2. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНОГО МИРА (11  ЧАСОВ)  

1(4)

 

 Среды обитания животных на территории края

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа

Виды сред обитания: водная, наземно – воздушная, почвенная.

Индивидуальная, групповая работа

Базисный уровень: 
Давать определение термину «Среда обитания». Р
Определять признаки приспособленности животных к среде обитания.  Ч-п, П

Таблицы, рисунки животных в определенной среде обитания.

Видеофильм «Природные зоны».

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Дата проведения:

Д/З:К-4;повт.§2(уч.биология.7 класс)

2(5)

 

 Формы приспособленности животных к средам обитания  .

 

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа, организация и проведение  

Основные формы  приспособлений животных к средам обитания.
Роль приспособленности в жизни животных.

Индивидуальная, парная работа

Базисный уровень: 
Давать определение термину «приспособленность» Р
Распознавать и описывать
приспособленность животных к конкретным средам обитания.  
Ч-п, П
Выявлять различные формы приспособлений у животных леса Красноярского края П
Объяснять роль приспособлений в жизни животных. П

Таблицы, рисунки с изображением животных. Электронное издание Биология 6-11 класс. Лабораторный практикум. Часть 2. Коллекция видеозаписей:16. Морские котики.Видеофильм «Природные зоны»

Тип урока: Комбинированный

Дата проведения:

Д/З: К-5;

§58(уч.биология.7 класс).

3(6)

 

 Влияние абиотических, биотических и антропогенных факторов на разнообразие животных в экосистемах.

Объяснительно-иллюстративная.

Рассказ, беседа.

 Зависимость разнообразия животных от влияния экологических факторов. Антропогенное воздействие на животный мир.  

Индивидуальная, групповая работа

Базисный уровень: 
Давать определение терминам «абиотические факторы» , «биотические факторы», «антропогенные факторы»Р, П
  Распознавать и описывать действие экологических факторов на животных Красноярского края П  

 Продвинутый уровень:
*Создание электронной презентации   Т 

Таблицы, рисунки на страницах учебника.

  Электронное издание Биология 6-11 класс. Часть1: Биогеографические карты:1)4.Природные зоны России; 2) 5.Видовое обилие флоры и фауны России;

Лаборатории «Экосистемы»: №2.2 «Экологические группы птиц»

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Дата проведения:

Д/З: К-6;

4(7)

 

 Фауна арктических пустынь

Объяснительно-иллюстративная.

Рассказ, беседа

Фауна. Особенности строения животных арктических пустынь. Формы приспособленности к суровым условиям.

Индивидуальная, групповая работа

Базисный уровень: 
Давать определение терминам«фауна», «арктическая пустыня» Р

Находить и показывать на карте Красноярского края зону арктической пустыни
Распознавать  на рисунках изображения животных севера  П

Описывать приспособления животных к суровым условиям севера Ч-п,П 

Таблицы, фотографии, живые объекты.  Электронное издание Биология 6-11 класс. Лабораторный практикум. Часть 2. Коллекция видеоизображений .

Фрагмент видеофильма «Красноярский край»

Тип урока: : Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Дата проведения:

Д/З: К-7;составить презентацию.

5(8)

 

 Фауна тундр.

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа  

 Особенности строения животных арктических тундры. Формы приспособленности к суровым условиям.

Индивидуальная работа, работа в парах

Базисный уровень: 
Давать определение термину, «тундра» Р                              Находить и показывать на карте Красноярского края зону тундры
Распознавать  на рисунках изображения животных, обитающих в зоне тундры  П    Описывать приспособления животных к суровым условиям тундры Ч-п,П 

Таблицы, фотографии. Электронное издание Биология 6-11 класс. Лабораторный практикум. Часть 2. Коллекция видеоизображений. Фрагмент видеофильма «Красноярский край»

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Дата проведения:

Д/З: К-8;приготовить сообщения.

6(9)

 

 Фауна лесов.

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа. Организация и проведение Практической работы №1.

Распознавание наиболее распространенных животных своей местности.

 

 Особенности строения животных арктических тундры. Формы приспособленности к суровым условиям.

Индивидуальная работа, работа в парах

Базисный уровень: 
 Давать определение терминам, «лес», «тайга»  Р

Находить и показывать на карте Красноярского края зону тайги
Распознавать  на рисунках изображения животных, обитающих в лесной зоне   П

Описывать приспособления животных к суровым  таежным условиям  Ч-п,П
 Продвинутый уровень:
*Создание электронной презентации «Животные Козульского района» Т

Таблицы, фотографии Электронное издание Биология 6-11 класс. Лабораторный практикум. Часть 2. Коллекция видеозаписей:№2,9,10,11,12,13.

Фрагмент видеофильма «Природные зоны»

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Дата проведения:

Д/З: К-9; выполнить рефераты.

7(10)

 

 Фауна степей.

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа

 Особенности строения животных арктических тундры. Формы приспособленности к суровым условиям.

Индивидуальная работа, работа в парах

Базисный уровень: 
Давать определение термину, «степь» Р

Находить и показывать на карте Красноярского края зону степей
Распознавать  на рисунках изображения животных, обитающих в степной зоне  П

Описывать приспособления животных к степным условиям  Ч-п,П

Таблицы, Электронное издание Биология 6-11 класс. Лабораторный практикум. Часть 2. Коллекция видеоизображений .Фрагмент видеофильма «Природные зоны»  

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Дата проведения:

Д/З: К-10; приготовить сообщения.

8(11)

 

 Фауна гор.

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа

 Особенности строения животных гор. Формы приспособленности к суровым условиям.

Редкие животные (снежный барс)

Индивидуальная работа, работа в парах

Базисный уровень: 
Давать определение термину, «фауна» Р

Находить и показывать на карте Красноярского края Саяны, горы Бырранга
Распознавать  на рисунках изображения животных, обитающих в горах края  П

Описывать приспособления животных к суровым условиям гор   Ч-п,П

Таблицы, фотографии.

    Электронное издание Биология 6-11 класс. Лабораторный практикум. Часть 2. Коллекция видеоизображений. Фрагмент видеофильма «Природные зоны»

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Дата проведения:

Д/З: К-11; приготовить сообщения.

9(12)

 

 Фауна

водоемов.

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа.

,  

 Особенности приспособленности животных к жизни в воде.Разнообразие фауны водоемов

Индивидуальная работа, работа в парах

Базисный уровень: 
Давать определение термину, «тундра» Р                              Находить и показывать на карте Красноярского края реки, озера,моря
Распознавать  на рисунках изображения животных, обитающих в водоемах  П

Описывать приспособления животных к жизни в воде Ч-п,П

Таблицы, фотографии. Электронное издание Биология 6-11 класс. Лабораторный практикум. 1)Часть 2. Коллекция видеоизображений ; 2)часть1: Биогеографические карты:5.Видовое обилие флоры и фауны России;

6.Число видов рыб в речных бассейнах и морях России;

3)5.7.Внешнее строение и поведение лягушки.

Презентация «Животный мир Красноярского края»

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Дата проведения:

Д/З: К-12; фотоальбом.

10(13)

 

 Взаимосвязи между животными. Пищевые цепи.                                                                                                                                                                                                                                                                              

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа, организация и выполнение Практической работы №2.Наблюдение и изучение почвенных организмов и их роли в экосистеме.

 

Колебание численности животных.    

                                                                                                                                   

Индивидуальная работа, работа в парах

Базисный уровень: 
Определять  тип взаимосвязи между организмами Ч-п,П
Объяснять причины колебания  численности животных П

Составлять пищевые цепи

Ч-п, П

Таблицы,

фотографии.

Презентация «Природные зоны Красноярского края. Экосистемы».

CD – Открытая биология. Глава 12. Организмы и окружающая среда

 

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Дата проведения:

Д/З: К-13;

§2.§2(уч.биология.7 класс);с.15; презентации.

11(14)

Экскурсия  №1.

Изучение животного мира водоема.

 

Частично-исследовательская

 Организация и проведение Экскурсии  №1.

Изучение животного мира водоема.  Организация и проведение Практической работы №3.

Наблюдение за сезонными изменениями в жизни животных.

Признаки водных животных.
Редкие и охраняемые
 животные водоемов.

Индивидуальная работа, работа в парах

Базисный уровень: 
Распознавать наиболее распространенные в Козульском районе виды животных пресных водоемов  Ч-п, П
Определять принадлежность  к определенным типам, классам.    Ч-п, П 

Продвинутый уровень:
*Создание электронной презентации  «Животные водоемов Козульского района» Т

 

Тип урока: Комбинированный

Дата проведения:

Д/З: К-14; оформить практическую работу.

ТЕМА 3. ОХРАНА ЖИВОТНЫХ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ (2 ЧАСА)

1(15)

 

 Виды охраны животного мира Красноярского края.

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа, подготовка сообщений, рефератов, презентаций. Выполнение Практической работы №4. Изучение жизни общественных животных своей местности.

 Заповедники (биосферные, российские, региональные), заказники.

Индивидуальная и групповая работа по подготовке сообщений, реферат ов, презентаций

Базисный уровень: 
Называть и показывать на карте Красноярского края заповедники «Столбы», «Саяно – Шушенский биосферный заповедник»   П
 Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых животных  П
Доказывать необходимость охраны редких животных Красноярского края П
Продвинутый уровень:
*Создание электронной презентации «Редкие и охраняемые животные Красноярского края»  Т 

Фрагмент видеофильма «Красноярский край»

(заповедник «Столбы»)  

Тип урока: Комбинированный

Дата проведения:

Д/З: К-15; приготовить сообщения.

2(16)

 

 Животные, занесенные в Красную книгу мира, России, края.

 

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Практическая работа №5. Изучение коллекций местной фауны

 Виды животных, занесенных в Красную книгу мира,России,края

Индивидуальная работа, работа в малых группах

Базисный уровень: 
Распознавать редкие виды животных  Красноярского края П
 Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых животных  П
Доказывать необходимость охраны редких животных Красноярского края П
Продвинутый уровень:
*Создание электронной презентации «Редкие и охраняемые животные Красноярского края»  Т 

 Электронное издание Биология 6-11 класс. Лабораторный практикум. Часть 2. Коллекция видеоизображений.

Тип урока: Комбинированный \

Дата проведения:

Д/З: К-16; рефераты.

ТЕМА 4. ЭВОЛЮЦИЯ И СМЕНА ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВ НА ТЕРРИТОРИИ КРАЯ (2 ЧАСА)

 

1(17)

Изменение природных сообществ края в историческое время под влиянием природных факторов и деятельности  человека.

Проблемное изложение материала

Рассказ, беседа, подготовка сообщений, рефератов, презентацй

 Изменение климата на территории края в различные геологические.эпохи. . Смена сообществ живых организмов как результат естественного изменения природных условий их обитания. Влияние человека на природные сообщества. Формирование нового мировоззрения: «Человек – не царь природы, а звено большого дома – планеты Земля»

Работа в малых группах

Базисный уровень: 

Делать выводы о состоянии биоразнообразия на территории края и Козульского района в настоящее время.

Называть основные виды животных природных сообществ края Р,
Приводить примеры смены естественных сообществ
Описывать видовой состав природных сообществ

Электронное издание Биология 6-11 класс. Лабораторный практикум.   Часть1:  Лаборатория «Экосистемы»,№ 4.1 «Основы рационального природопользования».

CD – Открытая биология. Глава 12. Организмы и окружающая среда

 Тип урока: Комбинированный

Дата проведения:

Д/З: К-17;

Провести исследование о биоразнообразии на территории края.

   2(18)

Предупреждения антропогенных  и природных катастроф

Проблемное изложение материала

Рассказ, беседа, подготовка сообщений, рефератов, презентаций

Катастрофические явления природного (землетрясения, наводнения, вспышки численности насекомых и др.) и антропогенного характера в крае (прорыв плотин, производственные взрывы и др.).

Индивидуальная работа, работа в парах

Базисный уровень: 

Показывать на карте Красноярского края  Саяно – Шушенскую ГЭС    Р
 Объяснять причины антропогенных и природных катастроф    П
Доказывать необходимость  ответственного отношения человека к природе П 

Презентация   видеофильм «Красноярский край»  

Электронное издание Биология 6-11 класс. Лабораторный практикум. 1)Часть 1:  Лаборатория «Экосистемы»,№ 4.1 «Основы рационального природопользования».

 Тип урока: Комбинированный

Дата проведения:

Д/З: К-17; видеоролики.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "История и культура мордовского края" 8 класс

Программа включает материал по истории и культуре мордовского края в XIX в.Курс «История и культура мордовского края» знакомит учащихся с историей нашей республики. Это третий курс истории,  в пр...

Рабочая программа элективного курса Химия и экология

Рабочая программа элективного курса Химия и экология...

Рабочая программа учебной дисциплины ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ по профессии 260807.01 (19.01.17) Повар, кондитер

    Программа учебной дисциплины «Природа и экология родного края» предназначена для изучения  в ОГБОУ НПО ПУ № 66 г. Усть- Илимска, реализующего образовательную программу средне...

Рабочая программа учебного курса «История и культура мордовского края» в 6-х классах (ФГОС)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИКМК» (17 часов)  Тема 1.  « Древнее население на территории Мордовии» -3 часаТема 2.  « Мордва в I- начале II тыс. н.э.» -3 часаТема 3.  « Культура м...

Рабочая программа по курсу «География и экология ХМАО - Югры» 8 класс.

Программа интегрированного курса «География и экология ХМАО - Югры» 8, 9 класс. Орлова Т. К., Элерт Н. Н., Игумнова Л. В., Гудков А.П.,  Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007г....

Рабочая программа элективного курса Физика и экология

Рабочая программа элективного курса Физика и экология...

Рабочая программа элективного курса Физика и экология

Рабочая программа элективного курса Физика и экология...