Рабочая программа учебного курса "История и культура мордовского края" 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс) по теме

Тугушева Марина Александровна

Программа включает материал по истории и культуре мордовского края в XIX в.

Курс «История и культура мордовского края» знакомит учащихся с историей нашей республики. Это третий курс истории,  в процессе изучения которого учащимся предстоит узнать основные процессы и события, происходившие на территории Мордовии в этот хронологический отрезок времени. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Теньгушевская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена и одобрена на заседании  методического объединения

 Председатель МО_______

                                       Утверждена  руководителем  

                                      образовательного учреждения  

                                       __________/_____________/

/__________________/                                                                              «___»__________2013 г.

«___»___________2013г.
 
 

Рабочая программа

учебного курса «История и культура мордовского края»

в 8 классе


 
 

Составитель:  Тугушева М.А.


 

- 2013-

Пояснительная записка

  • Цель изучения истории и культуры мордовского края в 8 классе: освоение учащимися знаний о важнейших событиях и процессах истории Мордовии в их взаимосвязи с историей России и хронологической последовательности;

            Краткая характеристика учебного предмета.

   Программа включает материал по истории и культуре мордовского края в XIX в.

Курс «История и культура мордовского края» знакомит учащихся с историей нашей республики. Это третий курс истории,  в процессе изучения которого учащимся предстоит узнать основные процессы и события, происходившие на территории Мордовии в этот хронологический отрезок времени. Особое внимание будет уделено социально-экономическому развитию страны. Курс состоит из 2 разделов: Мордовский край в первой половине XIX века и Мордовский край во второй половине XIX века –начале XXвека.  Важная мировоззренческая задача курса «История и культура мордовского края» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости  истории  мордовского края, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

     Изучение истории и культуры мордовского края в соответствии с современными требованиями к школьному историческому образованию направлено на достижение следующих целей:

  • овладение элементарными методами исторического познания, навыками работы с историческим источником, исторической картой;
  • воспитание патриотических чувств, уважения к истории и традициям малой Родины, трепетного отношения к историческому и культурному наследию;
  • формирование ценностных ориентации в ходе знакомства с исторически сложившимися этнокультурными, религиозными традициями республики;
  • приобретение умения применять знания о системах социальных норм и ценностей для ориентации в полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии.

         Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также Примерной программы  курса «Истории и культура Мордовского края», методических рекомендаций, разработанных авторским коллективом МРИО, учебного плана МБОУ «Теньгушевская средняя общеобразовательная школа» на 2013-2014уч.год.

     В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы.

          Программа рассчитана на 17 часов, при 1 часе в неделю в первом полугодии.

          Место учебного предмета «История и культура мордовского края» в Базисном учебном (образовательном) плане.  Предмет «История и культура мордовского края» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в  8 классе в общем объеме — 17 часов, по 1 часу в неделю во втором полугодии.

Результаты освоения курса:

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

•осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

•освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

•осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

•понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

•способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

•владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

•способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

•готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:

•овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и Познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

•расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

•        готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников
своей страны и мира.

Тематическое планирование по дисциплине «История и культура мордовского края»

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Практические работы, ч

Контрольная работа, ч.

Экскурсии,  ч.

Самостоятельная работа, ч.

Контрольная работа, ч.

Зачет, ч

1

     Тема 1. Мордовский край в первой половине XIX века

7

4

1

1

-

1

-

1

-

2

  Тема 2. Мордовский край во второй половине XIX века –начале XXвека    

10

4

3

1

1

1

   Итого   

17

8

4

2

1

2

1

-

Содержание дисциплины

Тема 1. Мордовский край в первой половине XIX века.  (7 часов)

Административно-территориальное устройство и население мордовского края. Территория мордовского края в системе  административно-территориального  устройства  страны первой половины XIX века. Динамика численности, этнический состав и сословная структура населения.

Сельское хозяйство. Аграрное производство – основа экономики мордовского края. Структура сельскохозяйственных угодий. Огородничество. Условия развития животноводства. Кризисные явления в развитии феодально-крепостнического хозяйства.

Промышленное развитие мордовского края. Активация промыслово-ремесленной деятельности крестьян мордовского края как показатель развития товарно-денежных отношений в первой половине XIX века. Развитие мануфактурной промышленности на территории мордовского края: общие показатели и приоритетные направления. Технико-технологический уровень промышленного производства.

Практикум. Торговля, транспорт, предпринимательство. Развитие городов. Развитие товарно-денежных отношений. Развитие транспорта как фактор формирования рынка и товарно-денежных отношений. Развитие предпринимательства в мордовском крае. Численность и сословная характеристика населения городов. Переплетение модернизационных изменений и традиционализма.

Участие населения мордовского края в Отечественной войне 1812 года. Участие в народном ополчении населения мордовского края. Патриотическая деятельность Ф.Ф. Ушакова на территории Темниковского уезда. Участие мордовских ополченцев в заграничном походе русской армии. Уроженцы мордовского края в Отечественной войне 1812 года. А.А. Тучков, Струйские Евграф и Александр, Римские-Корсаковы Григорий и Павел.

Социальные выступления в первой половине XIX века. Формы социального протеста трудящихся. Общие причины и характеристика социальных выступлений. Волнения сёл Чеберчено, Голодяевка и Явлейка графа Румянцева в 1800г. Волнение мордовских крестьян Терюшевской волости Нижегородской губернии. Кузьма Алексеев. Причины и характер волнений работных людей. Участие уроженцев мордовского края в восстании декабристов. Братья Веденяпины.

Контрольная работа по теме « Мордовский край в первой половине XIX века».

Тема 2. Мордовский край во второй половине XIX века – начале XXвека. (10 часов)

Просвещение и здравоохранение. Реформа школьного дела. Основание издательского дела на территории мордовского края. Типография Н.Е. Струйского. Первые стационарные лечебные заведения.

Практикум. Литература, искусство, архитектура. А.И. Полежаев, его поэмы «Арестант» и «Царь охоты». Писатель-сатирик, публицист И.В. Селиванов. Саранская живописная школа. К.А. Макаров. М.П. Варенцов (Коринфский).

Видные деятели общественного движения 40-50-х гг.XIXвека в мордовском крае. Н.П. Огарёв. Его предпринимательская деятельность и социальные эксперименты. Н.М. Сатин – поэт, публицист. Деятельность И.В. Селиванова. Поэт и драматург А.И. Пальм.

Подготовка и реализация аграрной реформы. Состояние сельского хозяйства России после Крымской войны. Формы эксплуатации крестьян. Помещичьи проекты реформ. Основное содержание «Манифеста» об отмене крепостного права. Условия наделения крестьян землёй. Выкупная операция. Крестьянское движение после отмены крепостного права. Его причины. Развитие капитализма в сельском хозяйстве в пореформенный период. Общие выводы по аграрной реформе.

Развитие промышленности, торговли и транспорта. Особенности промышленности. Начало и развитие железнодорожного строительства. Города мордовского края как центры ярмарочной и магазинной торговли. Формирование буржуазии и пролетариата. Торгово-предпринимательские династии.

Либеральные реформы и общественное движение 1860-1870-х гг. в мордовском крае. Земская, судебная и городская реформы. Система выборов. Формирование земской интеллигенции. Внедрение новых принципов судопроизводства. Новые судебные инстанции: волостной и мировой суды, коронный суд. Просветители мордовского народа – В.Х. Хохряков, Н. Барсов, Д. Кечин и др. Династия врачей Филатовых и их деятельность на территории края. Либеральное и демократическое движение. Народники и их деятельность на территории края.

Практикум. Традиционная культура и быт населения мордовского края в XIX-начале XX в. Появление в мордовском крае новых типов сельских поселений. Состав пищевого рациона и утвари.

Религиозные воззрения мордвы. Празднично-обрядовая культура населения мордовского края. Миссионерская деятельность православной церкви в Поволжье. Н.И. Ильминский. Религиозный синкретизм у мордвы.

Практикум. Литература и публицистика. Становление и развитие профессиональных форм искусства. Родоначальники мордовской литературы. З.Ф. Дорофеев. Развитие публицистики. В.В. Бажанов. Первые просветители и учёные из мордвы А.Ф. Юртов  и М.Е. Евсевьев. Изобразительное искусство. В.д. Фалилеев. Ф.В. Сычков. С.Д. Эрьзя (Нефедов). Драматический кружок Е.Л. Токаревой в г. Саранске. Первые кинотеатры.

Контрольная работа  по курсу « Мордовский край в  XIX веке».

При освоении данного курса школьники должны научиться следующим видам деятельности и умениям:

  • Называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процесса;
  • Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий
  • Читать историческую карту с опорой на легенду
  • Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
  • Рассказывать устно или письменно об исторических событиях и их участниках
  • Описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи
  • Соотносить единичные исторические факты и общие явления
  • Называть характерные, существенные черты исторических событий и явлений
  • Объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий
  • Сравнивать важнейшие исторические события и явления, определять их общее и различия
  • Определять, объяснять свое отношение, оценку наиболее значительных событий в личностей в истории

Календарно-тематический  план

№ п/п

Наименование раздела и темы

Вид занятия

Кол-во

часов

Виды самостоятельной работы

Плановые сроки прохождения

Планируемая

Фактическая

1

Тема 1. Мордовский край в первой половине XIX века

7

А

Б

А

Б

1.1

Административно-территориальное устройство и население мордовского края

Урок-лекция

1

Составление тезисов

1.2

Сельское хозяйство

Комбинированный урок

1

Составление плана

1.3

Промышленное развитие мордовского края

Урок-лекция

1

Работа с презентацией

1.4

Практикум. Торговля, транспорт, предпринимательство. Развитие городов.

Урок-практикум

1

Выписка основных понятий, терминов

1.5

Участие населения мордовского края в Отечественной войне 1812 года

Комбинированный урок

1

Работа с исторической картой

1.6

Социальные выступления в первой половине XIX века.

Комбинированный урок с элементами дискуссии

1

Работа с презентацией

1.7

Контрольная работа по теме « Мордовский край в первой половине XIX века».

Урок-контроль

1

Тест

2

Тема 2. Мордовский край во второй половине XIX века –начале XXвека.

10

2.1

Просвещение и здравоохранение

Заочная экскурсия

1

Составление плана

2.2

Практикум. Литература, искусство, архитектура

Урок-практикум

1

Составление тезисов

2.3

Видные деятели общественного движения 40-50-х гг.XIXвека в мордовском крае

Комбинированный урок с элементами дискуссии

1

Заполнение таблицы

2.4

Подготовка и реализация аграрной реформы

Урок-лекция

1

Составление тезисов

2.5

Развитие промышленности, торговли и транспорта

Комбинированный урок с использованием ИКТ

1

Выписка выводов

2.6

Либеральные реформы и общественное движение 1860-1870-х гг. в мордовском крае

Урок-лекция

1

Заполнение таблицы

2.7

Практикум. Традиционная культура и быт населения мордовского края в XIX-начале XX в.

Урок-практикум

1

Выписка основных понятий, терминов

2.8

Религиозные воззрения мордвы

Урок-презентация

1

Выписка выводов

2.9

Практикум. Литература и публицистика

Урок-практикум

1

Составление плана

2.10

Контрольная работа  по курсу « Мордовский край в  XIX веке».

Урок-контроль

1

Тест

Итого

17

Материально-техническое обеспечение предмета

1.Мультимедийный проектор-1

2.Компьютер-1

3.Экран-1

Учебно- методическое обеспечение предмета

Основная учебно - методическая литература

Учебник:  История и культура мордовского края. XIXвек.: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под ред. Н.М. Арсентьева –Саранск: Издательский центр Историко-социологического института МГУ им. Н.П.Огарёва, 2007 – 200 с.: ил.

Программа курса для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. История и культура мордовского края. Саранск Издательский центр Историко-социологического института МГУ им. Н.П.Огарёва, 2010.

Дополнительная учебно - методическая литература

Абрамов В. К. По следу времени. - Саранск, 1991.

Арсентьев В. М. Миляковы: из истории развития предпринимательства в мордовском крае // Экономика Мордовии: история и современность: Труды МНИИЯЛИЭ. - Саранск, 1997. Вып. 113.

Арсентьев В. М. Промышленное развитие Мордовии в первой половине XIX в. - Саранск, 2001.

Арсентьев В. М- Протоиндустриализация в Мордовии в первой половине XIX века: характер и содержание процесса // Гуманитарные науки и образование: проблемы и перспективы: Материалы I Сафаргалневских научных чтений. - Саранск, 1997.

Арсентьев Н. М. Замосковный горный округ конца XVIII - первой половины XIX века.  - Саранск, 1998.

Арсентьев Н. М., Арсентьев В. М. Металлургическая промышленность Мордовии XVIII - начала XX в.: История расцвета и упадка // Российская провинция: История, культура, наука. - Саранск, 1998.

Балашов В. А. Бытовая культура мордвы. - Саранск, 1992.

Бахмустов С. Б., Лаптун В. И. Разорванное ожерелье. - Саранск, 1991.

Белицер В. Н. Народная одежда мордвы. - М., 1973.

Беляева Н. Ф. Традиционное воспитание детей у мордвы. - Саранск, 2000.

Беляева Н. Ф. Традиционные институты социализации детей и подростков у мордвы. - Саранск, 2002.

Брыжинский В. С. Народный театр мордвы. - Саранск, 1985.

Васильев Н. Л. Жизнь и деяния Николая Струйского. - Саранск, 2003.

Великие реформы в России. 1856-1874 гг.: Сборник статей -М., 1992.

Виленский Б. В. Судебная реформа и контрреформа в России. -Саратов, 1969.

Вопросы этнической истории мордовского народа. - М., 1960.

Воронин И. Д. Достопримечательности Мордовии. - Саранск, 1982.

Воронин И. Д. Литературные деятели и литературные места Мордовии. - Саранск, 1980.

Воронин И. Д. Промышленники из мордвы // Воронин И. Д. Очерки и статьи. — Саранск, 1957.

Интернат – сайты:

http://lesson-history.narod.ru/index.htm

http://www.uchportal.ru/load/69-1-0-28344

http://www.zavuch.info/methodlib/users/55028/

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B9%D1%82

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=20

http://malininanv.ucoz.ru/

http://his.1september.ru/urok/

http://www.proshkolu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета Физическая культура 1-2 класс

Программа составлена на основе Авторской программы «Физическая культура» В.И. Лях. Москва, «Просвящение» 2010            Содержание данной рабоче...

Рабочая программа учебного курса «Физическая культура» Для 10 класса к УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича Срок реализации программы 1 год

Рабочая программа учебного курса  «Физическая культура»Для 10 классак УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича...

рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для 5 класса

рабочая учебная программа по физической культуре для учащихся 5-х класов (ФГОС)...

рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для 7 класса

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 7 класса, рассчитанная на 105 учебных часов....

Рабочая программа учебного курса физической культуры в 5 классе

Рабочая программа учебного курса физической культуры в 5 классе...

Рабочие программы учебного курса «Физическая культура» 2-11 классы 2018-2019 учебный год

Рабочие программы учебного курса «Физическая культура» с 2-го по 11-й классы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» для «8» класса на 2022 – 2023 учебный год

Описание места учебного предмета в учебном плане Курс «Физическая культура» изучается в 8 классе из расчета 3 часа в неделю(102 часа в год). Третий час на преподавание учебного предмета &l...