РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» для «8» класса на 2022 – 2023 учебный год
рабочая программа по физкультуре (8 класс)

Котелевская  Наталья Владимировна

Описание места учебного предмета в учебном плане

Курс «Физическая культура» изучается в 8 классе из расчета 3 часа в неделю
(102 часа в год). Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».

 

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. В.И.Лях. Физическая культура. 8-9 классы. Учебник для общеобразовательных организаций. – 7 изд. – М.: Просвещение, 2019.

2. В.И.Лях Физическая культура. Методические рекомендации. 8-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / В.И. Лях. – М.:Просвещение, 2021 – 4-е изд.

3. Физическая культура. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / В.И. Лях. – 9-е изд. – М.: «Просвещение», 2021.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnaya_programma_po_fizicheskoy_kulture_8_klass.docx67.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 395 Красносельского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

ГБОУ лицея № 395

Протокол от 23.06.2022 г. № 9- пс

УТВЕРЖДАЮ         

директор ГБОУ лицея № 395

приказ от 23.06.2022 г. № 20-од

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

Протокол от 20.06.2022 г. № 7

Баранова О.А.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

Мальцева Г.П.

23.06.2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Физическая культура»

для «8» класса

на 2022 – 2023 учебный год

Ф.И.О. учителя-составителя: Баранова Оксана Александровна

Квалификационная категория: высшая

Ф.И.О. учителя-составителя: Котелевская Наталья Владимировна

Квалификационная категория: высшая

Ф.И.О. учителя-составителя: Ларионов Евгений Михайлович

Квалификационная категория: первая

Количество часов по учебному плану: 102 часа (3часа в неделю)

Количество часов по факту на конец года: ____ часов

Выполнение программы _________________________________________

                (указать, дата, подпись)

2022

Пояснительная записка

Рабочая программа по физической культуре для 8 класса составлена с учетом следующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
    в Российской Федерации.
  • Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура»
    в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (Утверждена Решением Коллегии Минпросвещения России, протокол от 24 декабря 2018 г. № ПК-1вн).
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897
    «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ред. от 11.12.2020).
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115
    «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 года № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
    и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
  • Физическая культура. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 5-9 классы: учебное пособие
    для общеобразовательных организаций / В.И. Лях. – 9-е изд. – М.: «Просвещение», 2021.
  • Основная образовательная программой основного общего образования ГБОУ лицея № 395.
  • Программа воспитания и социализации обучающихся «Воспитать петербуржца»
    на 2021-2025 годы.
  • Учебный план ГБОУ лицея № 395 на 2022-2023 учебный год.

Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Образовательный процесс учебного предмета «Физическая культура» в основной школе направлен на решение следующих задач:

  • содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
  • обучение основам базовых видов двигательных действий;
  • дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения
    и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);
  • формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
  • выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;
  • углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах
    и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
  • воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
  • выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
  • формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
  • воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
  • содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции;
  • развитие ценностных отношений к семье как главной опоре в жизни человека
    и источнику его счастья;
  • развитие ценностных отношений к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
  • развитие ценностных отношений к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
  • развитие ценностных отношений к окружающим людям как безусловной
    и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
  • развитие ценностных отношений к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Воспитательный потенциал предмета

Составной частью Основной образовательной программы ООО является программа «Воспитать петербуржца». В ней определяются базовые подходы к ценностям, целям, содержанию и нормам воспитательной деятельности в лицее.

В воспитании детей подросткового возраста приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников,
и, прежде всего, ценностных отношений.

Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.

Особенность данной рабочей программы

Рабочая программа не включает прохождение раздела «Лыжная подготовка»
и «Плавание» в связи с чем, углубляется прохождение материала по разделам: «Легкая атлетика», «Спортивные игры», «Гимнастика» и добавляется «Кроссовая подготовка».
Все остальные темы, предусмотренные для изучения федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по физической культуре
без изменений. Раздел «Лыжная подготовка» и «Плавание» рекомендована детям
для самостоятельно изучения.

Программа реализуется очно. При необходимости реализация данной образовательной программы может осуществляться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Курс «Физическая культура» изучается в 8 классе из расчета 3 часа в неделю
(102 часа в год).
Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. В.И.Лях. Физическая культура. 8-9 классы. Учебник для общеобразовательных организаций. – 7 изд. – М.: Просвещение, 2019.

2. В.И.Лях Физическая культура. Методические рекомендации. 8-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / В.И. Лях. – М.:Просвещение, 2021 – 4-е изд.

3. Физическая культура. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / В.И. Лях. – 9-е изд. – М.: «Просвещение», 2021.

дистанционное обучение:

  1. Платформы ZOOM, Google Класс.
  2. Сайт учителя.

Интернет-ресурсы:

  • http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
  • http://sporttenles.boom.ru – Правила различных спортивных игр.
  • http://spo.1september.ru – газета «Спорт в школе».
  • http://sportrules.boom.ru – Правила различных спортивных игр.
  • fizkultura-na5.ru – Сайт учителей физической культуры.

Общая характеристика учебного предмета «Физическая культура»

Предметом обучения физической культуры является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

 Физическое воспитание в основной школе должно обеспечить физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности учащихся, формирование и развитие установок активного, здорового образа жизни. Освоение учебного предмета «Физическая культура направлено на развитие двигательной активности учащихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом. В процессе освоения предмета «Физическая культура» на уровне основного общего образования формируется система знаний о физическом совершенствовании человека, приобретается опыт организации самостоятельных занятий физической культурой с учётом индивидуальных особенностей и способностей, формируются умения применять средства физической культуры для организации учебной и досуговой деятельности. С целью формирования у учащихся ключевых компетенций, в процессе освоения предмета «Физическая культура» используются знания из других учебных предметов: «Биология», «Математика», «Физика», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Иностранный язык», «Музыка» и др.

Формы организации деятельности обучающихся:

  • групповая, парная, индивидуальная деятельность;
  • игровая деятельность;
  • самостоятельная или совместная деятельность.

Методы проведения занятий:

Метод показа, метод сравнения, метод анализа, игровой, соревновательный.

При выборе содержания и методов проведения уроков используется дифференцированный подход к обучающимся с учетом состояния здоровья, физического развития, двигательной подготовленности, особенности психических свойств и качеств.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных
к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.

Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков при организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:

  • здоровьесбережения;
  • дистанционные образовательные технологии;
  • самоанализа и коррекции действий;
  • информационно-коммуникационные;
  • развития навыков самодиагностики;
  • коллективного выполнения заданий.

Специфические для учебного курса формы и виды контроля освоения обучающимися содержания:

  • текущий контроль: тест, устный опрос;
  • зачет;
  • контрольный норматив.

Формы контроля уровня достижения учащихся и критерии оценки

Критерии оценки успеваемости по разделам программы:

  • Оценка «5» выставляется за ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя
    в деятельности.
  • Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержится небольшие неточности
    и незначительные ошибки.
  • Оценка «3» ставится за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знание материала, нет должной аргументации
    и умения использовать знания на практике.
  • Оценка «2» выставляется за непонимание и незнание материала программы.

        Оценка техники владения двигательными действиями, умениями и навыками:

  • Оценка «5» – двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и чётко, обучающийся по заданию учителя используют их в нестандартных ситуациях.
  • Оценка «4» – двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и чётко, наблюдается скованность движений.
  • Оценка «3» – двигательное действие выполнено в основном правильно,
    но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному
    и напряжённому выполнению.
  • Оценка «2» – двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечётко.

Обучающиеся, отнесённые по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий и нормативов, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.

Обучающиеся, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе оцениваются по уровню овладения ими раздела основы знаний, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность и выполнение доступных
для них двигательных действий.

Критериями оценки по физической культуре являются качественные
и количественные показатели.  

Качественные показатели успеваемости – это степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями  и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности.

Количественные показатели успеваемости – это сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся обычно из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных; выносливости, гибкость и их сочетаний (силовой выносливости, скоростно-силовых качеств и т. п.).  

Оценивая успехи по физической культуре, надо принимать во внимание индивидуальные особенности учащихся, значимость которых в физическом воспитании особенно велика.  

В соответствии с процессами обучения двигательным действиям, развитием физических способностей оценка успеваемости включает в себя следующие виды учёта: предварительный, текущий и итоговый.  

Предварительный учёт проводится на первых уроках учебного года, в начале изучения отдельных тем или разделов программы.  

Данные предварительного учёта следует фиксировать в специальных протоколах или рабочих тетрадях учителя. То же самое, как показывает опыт школ, целесообразно осуществлять самим учащимся в дневниках самоконтроля, паспортах здоровья.  

 Текущий учёт позволяет учителю получить сведения о ходе овладения учащимся программным материалом. Это даёт возможность оценить правильность выбранной методики обучения. В процессе урока текущая отметка может быть выставлена за любые слагаемые программного материала: усвоение знаний и контрольного двигательного умения, достигнутый уровень в развитии двигательных способностей, выполнение домашних, самостоятельных заданий, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. В отдельных случаях учитель суммирует все полученные за занятие оценки в один поурочный балл. Текущая оценка на разных этапах обучения двигательному действию имеет свои особенности. При начальном разучивании техники предъявляется меньше требований, а само движение выполняется в облегчённых условиях.

На этапе повторения двигательного действия оно выполняется в более сложных, специально созданных условиях. Наконец, на этапе совершенствования  в условиях соревнований, игры или в усложнённых комбинациях.  

Итоговая оценка выставляется за усвоение темы, раздела, за четверть, учебный год. Она включает в себя текущие оценки, полученные учащимися за усвоение программного материала, темпы прироста физических способностей, умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

Тестовые нормативы: проводятся в начале и в конце учебного года в рамках урока с целью выявления динамики физического развития учащихся и с целью более правильного распределения нагрузки на уроках.

Контрольные нормативы: проверка нормативов проводится в течение учебного года с целью контроля уровня физической подготовленности учащихся на разных этапах обучения.

На уроках физической культуры целесообразно опираться на межпредметные связи
из области разных предметов: гигиены, литературы, истории, анатомии, математики, музыки (занятия под музыку), изобразительное искусство (красота движений, поз).

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Физическая культура»

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 5–9 классов направлена
на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов
по физической культуре.

Личностные результаты

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения
    к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
    и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений
    с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения
    к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России
    и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
    в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
    в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие
    в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
    на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
    со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте
    и на дорогах;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить
    и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
    и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия
    в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений
    и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
    с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования
    и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты

  • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
  • овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний
    по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки
    для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной
    и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
  • приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
  • расширение опыта организации и мониторинга физического развития
    и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма
    и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
  • формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями
    из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой
    и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, в том числе в подготовке
    к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Содержание учебного предмета, курса

Знания о физической культуре

История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.

История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение
в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.

Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.

Физическая культура в современном обществе.

Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования).

Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.

Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.

Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.

Техническая подготовка. Техника движений и её основные показатели.

Всестороннее и гармоничное физическое развитие.

Адаптивная физическая культура.

Спортивная подготовка.

Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта.

Профессионально-прикладная физическая подготовка.

Физическая культура человека. Режим дня и его основное содержание.

Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.

Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.

Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.

Восстановительный массаж.

Проведение банных процедур.

Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.

Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз (подвижных перемен).

Планирование занятий физической подготовкой.

Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.

Организация досуга средствами физической культуры.

Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение
и самоконтроль.

Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью.

Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений (технических ошибок).

Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий
в режиме учебного дня и учебной недели.

Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью. 

Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приёмы.

Акробатические упражнения и комбинации.

Ритмическая гимнастика (девочки).

Опорные прыжки.

Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).

Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).

Лёгкая атлетика. Беговые упражнения.

Прыжковые упражнения.

Метание малого мяча.

Спортивные игры. Баскетбол. Игра по правилам.

Волейбол. Игра по правилам.

Футбол. Игра по правилам.

Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения.

Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.

Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости.

Лёгкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.

Волейбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.

Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.

Футбол. Развитие быстроты, силы, выносливости.

Тематическое планирование рабочей программы

 по учебному предмету «Физическая культура»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе:

Проверочные

работы

Контрольные

нормативы

1.

Знания о физической культуре

3

3

2.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

В процессе урока

3.

Физическое совершенствование:

3.1

Легкая атлетика

22

9

3.2

Кроссовая подготовка

15

6

3.3

Гимнастика с элементами акробатики

22

13

3.4

Волейбол

17

7

3.5

Баскетбол

17

7

3.6

Футбол

5

3

Итого

102

3

45

Программный материал по основам знаний о физической культуре осваивается обучающимися в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных качеств в процессе урока.

Материально-техническое обеспечение

Стенка гимнастическая.

Козел гимнастический.  

Конь гимнастический.

Перекладина гимнастическая.

Канат для лазанья.

Мост гимнастический.

Скамейка гимнастическая.

Гантели.

Маты гимнастические.

Мяч набивной (1кг, 2кг)

Мяч малый (теннисный).

Скакалка гимнастическая.

Палка гимнастическая.

Обруч гимнастический.

Секундомер.

Легкая атлетика

Планка для прыжков в высоту.

Флажки разметочные на опоре.

Лента финишная.

Рулетка измерительная (10 м, 50 м).

Номера нагрудные.

Подвижные и спортивные игры.

Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой.

Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой.

Мячи баскетбольные.

Сетка для переноса и хранения мячей.

Стойки волейбольные универсальные.

Сетка волейбольная.

Мячи волейбольные.

Ворота для мини - футбола.

Мячи футбольные.

Компрессор для накачивания мячей.

Средства первой помощи.

Аптечка медицинская.

Пришкольный стадион

Легкоатлетическая дорожка.

Сектор для прыжков в длину.

Игровое поле для футбола.

Площадка игровая баскетбольная.

Площадка игровая волейбольная.

Гимнастический городок.

Полоса препятствий.

Календарно-тематическое планирование по предмету «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

для 8 класса на 2022 – 2023 учебный год

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

Контроль

Дата проведения

Знания о физической культуре – 3 часа

1.

История физической культуры.

УОПН

  • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья.

Тест

2.

Физическая культура (основные понятия).

УОПН

Тест

3.

Физическая культура человека.

УОПН

Тест

Легкая атлетика – 12 часов

4.

Инструктаж по ТБ.  Развитие скоростно-силовых способностей.

УООН

Предметные:

  • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
  • овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели.

5.

Низкий старт до 30 м.

УОТН

6.

Низкий старт до 70 м.

УОТН

7.

Низкий старт от 70 до 80 м.

УОТН

Зачет

8.

Прыжки в длину с 11-13 шагов разбега.

УООН

9.

Прыжки в длину с 11-13 шагов разбега.

УОТН

Зачет

10.

Прыжки в высоту с 7-9 шагов разбега.

УООН

11.

Прыжки в высоту с 7-9 шагов разбега.

УОТН

Зачет

12.

Метание теннисного мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1х1 м):

Девочки с расстояния 12-14 м.

Мальчики до 16 м.

УОТН

Зачет

13.

Развитие скоростно-силовых способностей.

УООН

Зачет

14.

Спринтерский бег. Бег 60 метров.

УОТН

Зачет

15.

Эстафетный бег. Развитие выносливости.

УОТН

Кроссовая подготовка – 7 часов

16.

Бег в равномерном темпе до 15 мин. Прыжки через препятствия.

УООН

Предметные:

  • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
  • овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели.

17.

Бег в равномерном темпе до 15 мин. Полоса препятствий.

УОТН

Зачет

18.

Бег в равномерном темпе до 16 мин. Специальные беговые упражнения.

УОТН

19.

Равномерный бег 17 мин. Специальные беговые упражнения.

УООН

20.

Равномерный бег 17 мин. Развитие выносливости.

УОТН

Зачет

21.

Равномерный бег 18 мин. Развитие выносливости.

УООН

22.

Равномерный бег 18 мин. Преодоление вертикальных препятствий прыжком.

УОТН

Гимнастика – 22 часа

23.

Инструктаж по ТБ. Строевые упражнения. Команда «Прямо!», повороты в движении направо, налево.

УООН

Предметные:

  • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
  • формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма;
  • расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией.

24.

Совершенствование двигательных способностей. ОРУ.

УОТН

Зачет

25.

Совершенствование двигательных способностей с помощью гантелей (3-5 кг), тренажёров, эспандеров. ОРУ с предметами.

УОТН

Зачет

26.

Мальчики: из виса на подколенках через стойку на руках опускание в упор присев.

Девочки: из упора на нижней жерди опускание вперёд в вис присев; из виса присев на нижней жерди махом одной и толчком другой в вис прогнувшись с опорой на верхнюю жердь.

УОТН

27.

Мальчики: подъём махом назад в сед ноги врозь; подъём завесом вне.

Девочки: вис лёжа на нижней жерди; сед боком на нижней жерди, соскок.

УОТН

Зачет

28.

Мальчики: подтягивание.

Девочки: подтягивание на низкой перекладине.

УОТН

Зачет

29.

Мальчики: прыжок согнув ноги (козёл в длину, высота 110–115 см).

Девочки: прыжок боком с поворотом на 90° (конь в ширину, высота 110 см).

УОТН

Зачет

30.

Мальчики: кувырок назад в упор стоя ноги врозь.

Девочки: «мост» и поворот в упор стоя на одном колене.

УОТН

31.

Мальчики: кувырок вперёд и назад; длинный кувырок; стойка на голове и руках.

Девочки: кувырки вперёд и назад.

УОТН

Зачет

32.

Лазание по канату.

УООН

33.

Лазание по канату.

УОТН

Зачет

34.

Совершенствование координационных способностей. Прыжки на скакалке.

УООН

35.

Совершенствование координационных способностей. Прыжки на скакалке.

УОТН

Зачет

36.

Совершенствование силовых способностей и силовой выносливости. Отжимание.

УОТН

Зачет

37.

Совершенствование скоростно-силовых способностей. Работа с набивным мячом.

УОТН

38.

Развитие силовых способностей.  Метание набивного мяча из разных исходных положений.

УОТН

Зачет

39.

Совершенствование двигательных способностей.

УОТН

40.

Совершенствование силовых способностей.  Упражнения для мышц брюшного пресса на гимнастической скамейке и стенке.

УООН

41.

Совершенствование силовых способностей.  Упражнения для мышц брюшного пресса на гимнастической скамейке и стенке.

УОТН

Зачет

42.

Совершенствование координационных способностей. Прыжки на скакалке.

УОТН

Зачет

43.

Совершенствование гибкости. Тест на гибкость.

УООН

44.

Совершенствование гибкости. Тест на гибкость.

УОТН

Зачет

Спортивные игры.

Волейбол – 17 часов

45.

Техника безопасности. История волейбола. Стойки и передвижения в стойке.

УООН

Предметные:

  • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
  • приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга.

46.

Волейбол. Совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек.

УОТН

Зачет

47.

Волейбол. Передача мяча над собой, во встречных колоннах.

УОТН

48.

Волейбол.  Отбивание мяча кулаком через сетку. 

УОТН

Зачет

49.

Волейбол. Дальнейшее обучение технике движений.

УОТН

50.

Волейбол. Дальнейшее обучение технике движений.

УОТН

51.

Волейбол. Нижняя прямая подача мяча.

УОТН

52.

Волейбол. Нижняя прямая подача мяча.

УОТН

Зачет

53.

Волейбол. Прием подачи.

УОТН

54.

Волейбол. Прием подачи.

УОТН

Зачет

55.

Волейбол. Прямой нападающий удар.

УОТН

56.

Волейбол. Прямой нападающий удар.

УОТН

Зачет

57.

Волейбол. Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей.

УОТН

58.

Волейбол. Игра по упрощенным правилам волейбола.

УОТН

59.

Волейбол. Игра по упрощенным правилам волейбола.

УОТН

Зачет

60.

Волейбол. Совершенствование психомоторных способностей и навыков игры.

УОТН

61.

Волейбол. Совершенствование психомоторных способностей и навыков игры.

УОТН

Зачет

Баскетбол – 17 часов

62.

ТБ на уроках спортивных игр. Закрепление техники передвижения, остановок, поворотов и стоек.

УООН

Предметные: 

  • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
  • приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга.

63.

Баскетбол. Терминология баскетбола.  Закрепление техники ловли мяча.

УООН

64.

Баскетбол. Закрепление техники передачи мяча.

УОТН

Зачет

65.

Баскетбол. Закрепление техники ведения мяча.

УОТН

Зачет

66.

Баскетбол. Закрепление техники бросков мяча.

УОТН

Зачет

67.

Баскетбол. Броски одной и двумя руками в прыжке.

УОТН

68.

Баскетбол. Броски одной и двумя руками в прыжке.

УОТН

Зачет

69.

Баскетбол. Закрепление техники вырывания и выбивания мяча, перехвата.

УОТН

70.

Баскетбол. Закрепление техники вырывания и выбивания мяча, перехвата.

УОТН

71.

Баскетбол. Закрепление техники вырывания и выбивания мяча, перехвата.

УОТН

Зачет

72.

Баскетбол. Закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей.

УОТН

73.

Баскетбол. Закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей.

УОТН

74.

Баскетбол. Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях на одну корзину.

УОТН

Зачет

75.

Баскетбол. Закрепление тактики игры. Нападение быстрым прорывом.

УОТН

76.

Баскетбол. Закрепление тактики игры. Взаимодействие 2-3 игроков в нападении и защите.

УОТН

77.

Баскетбол. Игра по упрощённым правилам баскетбола. Совершенствование психомоторных способностей.

УОТН

78.

Баскетбол.  Игра по упрощённым правилам баскетбола.

УОТН

Зачет

Футбол – 5 часов

79.

Инструктаж по ТБ.  Футбол.  Совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек.

УООН

Предметные:

  • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
  • приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга.

80.

Футбол. Удар по катящемуся мячу внешней стороной подъема, носком, серединой лба (по летящему мячу).

УОТН

Зачет

81.

Футбол. Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шагом.

УОТН

Зачет

82.

Футбол. Совершенствование техники ведения мяча, ударов по воротам и владения мячом.

УОТН

Зачет

83.

Футбол. Совершенствование тактики игры и дальнейшее развитие психомоторных способностей.

УОТН

Легкая атлетика – 10 часов

84.

Низкий старт 30 м.

УОТН

Предметные:

  • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
  • овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий.

Зачет

85.

Прыжки в длину с 11-13 шагов разбега.

УОТН

86.

Прыжки в высоту с 7-9 шагов разбега.

УОТН

87.

Метание теннисного мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1х1 м):

Девочки с расстояния 12-14 м.

Мальчики до 16 м.

УОТН

Зачет

88.

Развитие скоростно-силовых способностей.

УОТН

89.

Спринтерский бег. Бег 60 метров.

УОТН

Зачет

90.

Бег. Спортивные игры.         

УОТН

91.

Эстафетный бег.

УОТН

92.

Круговая эстафета. Развитие скоростных возможностей.

УОТН

93.

Развитие скоростно – силовых способностей.

УОТН

Кроссовая подготовка – 8 часов

94.

Инструктаж по ТБ на занятиях легкоатлетическими упражнениями. Бег в равномерном темпе 15 минут.

УОТН

Предметные:

  • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
  • овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели.

95.

Бег в равномерном темпе 17 минут.

УОТН

Зачет

96.

Бег по пересеченной местности 18 минут. Игры с бегом.

УОТН

97.

Бег по пересеченной местности 19 минут. Специальные беговые упражнения.

УОТН

98.

Бег по пересеченной местности 19 минут. Бег с низкого старта в гору.

УОТН

Зачет

99.

 Бег в равномерном темпе 20 минут. Развитие выносливости.

УОТН

100.

Развитие скоростно-силовых способностей. Бег в равномерном темпе 20 минут.

УОТН

Зачет

101.

Кросс 2000 м. мальчики. 1000 м. девушки.

УОТН

 

102.

Кросс 2000 м. мальчики. 1000 м. девушки.

УОТН

Зачет

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

п\п

Тип урока по ФГОС

Виды уроков

1.

Урок с образовательно-познавательной направленностью (УОПН)

Учащиеся приобретают необходимые знания, знакомятся со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучаются умениям их планирования, проведения и контроля. На этих уроках учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы и методические разработки учителя.

2.

Урок с образовательно-обучающей направленностью (УООН)

Используются преимущественно для обучения умениям и навыкам материала базовых видов спорта. На этих же уроках осваиваются так же знания, которые относятся к предмету обучения (например, терминология избранной спортивной игры, техника выполнения соответствующих приёмов, тактика игры и т. п.).

3.

Урок с образовательно-тренировочной направленностью (УОТН)

Проводятся по типу целенаправленной физической подготовки. Иначе говоря, здесь решаются задачи направленного развития (тренировки) кондиционных и координационных способностей. На них следует соблюдать соотношение объёмов тренировочной нагрузки при развитии разных физических способностей и одной физической способности, когда при меняются упражнения более общей и специальной направленности.

Лист корректировки рабочей программы

(поурочно-тематического планирования (ПТП) рабочей программы)

Предмет физическая культура

Класс 8

Учитель ____________________________

2022 – 2023 учебный год

№ урока

Даты проведения

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

По плану

дано

«____» ____________ 2023 г.

Учитель: _______________/______________________        

СОГЛАСОВАНО

Методист кафедры: __________________/ Баранова О.А. / протокол № ___ от «___» ____________ 2023 г.

Заместитель директора ГБОУ лицей №395 ___________/ Мальцева Г.П. «___» ____________ 2023 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» (10-11 классы) на 2018 учебный год.

Объем рабочей программы по учебному предмету «Физическая культура» составляет 207 часов (105 часов в 10 классе и 102 часа в 11 классе) и  реализуется в течение  2-х лет, из расче...

Рабочая программа предмета «Физическая культура» для 8 класса

Рабочая программа предмета «Физическая культура» для 8  классов на 2020-2021 учебный год разработана в соответствии с Положением  о рабочей программе учебного предмета, курса в у...

Рабочая программа предмета «Физическая культура» для 10 класса (юноши)

Рабочая программа предмета «Физическая культура» для 10 (юноши) класс на 2020-2021 учебный год разработана в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета, курса в услови...

Рабочая программа по ВЕРОЯТНОСТИ И СТАТИСТИКИ 7 класс 2022-2023 учебный год

Рабочая программа составлена в Конструкторе рабочих программ в соответствии с новыми ФГОС...

Рабочая программа по ВЕРОЯТНОСТИ И СТАТИСТИКИ 8 класс 2022-2023 учебный год

Программа составлена в Конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по литературе для учеников 8 класса 2022-2023 учебный год

Рабочая программа ориентирована на учебник Литература 8 класс в 2-х частях. Ланин Б.А. Москва. Вентана-Граф, 2020 г....

Рабочая программа по литературе для учеников 10 класса 2022-2023 учебный год

Рабочая программа. Литература. 10-11 класс. УМК Ланина Б.А. ФГОС.  по УМК Литература: базовый и углублённый уровни: 10 класс: в 2ч. / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова; под ред. Б.А. Лани...