рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для 5 класса
рабочая программа по физкультуре (5 класс) на тему
рабочая учебная программа по физической культуре для учащихся 5-х класов (ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rup_5_klass_fiz-ra.docx | 94.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного предмета
«Физическая культура»
для 5 класса
Программа рассчитана на 105 часов, 3 часа в неделю
Составитель программы: учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
Богданова Светлана Валерьевна
г. Радужный
Пояснительная записка
Программа по физической культуре для 5 класса разработана на основе:
- требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - М.: Просвещение, 2011 год;
- «Примерной программы по физической культуре», 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011 год;
- «Комплексной программы физического воспитания», 1-11 классы; В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2011 год;
- учебника для общеобразовательных учреждений «Физическая культура», 5-7 классы; М.Я.Виленский, И.М.Туревский, Т.Ю.Торочкова и др; под редакцией М.Я.Виленского.-2-е издание, М.: Просвещение, 2013.
Цели и задачи реализации программы.
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель развития отечественной системы школьного образования. Как следствие, каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели.
Цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Образовательный процесс по физической культуре в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своем предметном содержании направлена на:
- реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
- соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Общая характеристика учебного предмета
Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры (2001) основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать со знание и мышление, творческий подход и самостоятельность.
Структура и содержание программы.
В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности примерная программа включает в себя три основных учебных раздела:
- «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности);
- «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности);
- «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).
Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.
Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Прикладно-ориентированные упражнения» и «Упражнения общеразвивающей направленности».
Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, помогающие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую очередь школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и в состоянии здоровья.
Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» ориентирована на физическое совершенствование учащихся и включает в себя средства общей физической и технической подготовки. В качестве таких средств в программе предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок, спортивных игр). Овладение упражнениями и действиями базовых видов спорта раскрывается в программе с учетом их использования в организации активного отдыха, массовых спортивных соревнований.
Тема «Прикладно-ориентированные упражнения» поможет подготовить школьников к предстоящей жизни, качественному освоению различных профессий. Решение этой задачи предлагается осуществить посредством обучения детей жизненно важным навыкам и умениям различными способами, в вариативно изменяющихся внешних условиях. Данная тема представляется весьма важной для школьников, которые готовятся продолжать свое образование в системе средних профессиональных учебных заведений.
Тема «Упражнения общеразвивающей направленности» предназначена для организации целенаправленной физической подготовки учащихся и включает в себя физические упражнения на развитие основных физических качеств. Эта тема, в отличие от других учебных тем, носит лишь относительно самостоятельный характер, поскольку ее содержание должно входить в содержание других тем раздела «Физическое совершенствование». В связи с этим предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и сгруппированы по признаку направленности на развитие соответствующего физического качества (силы, быстроты, выносливости и т. д.). Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими упражнений, условий проведения уроков, наличия спортивного инвентаря и оборудования.
Формы организации и планирование образовательного процесса.
Основные формы организации образовательного процесса в основной школе — уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия). Уроки физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью и уроки с образовательно-тренировочной направленностью. При этом уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные (с решением нескольких педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).
Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы .
Уроки с образовательно-познавательной направленностью имеют и другие особенности.
Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5—6 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников).
Во-вторых, в основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5—7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента. Вместе с тем если урок проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится на решение соответствующей педагогической задачи.
В-третьих, продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 5—7 мин.
Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.).
Данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач.
Отличительные особенности планирования этих уроков:
— планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование;
— планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки — с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения;
— планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности: 1) гибкость, координация движений, быстрота; 2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности); 3) выносливость (общая и специальная).
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно Базисному учебному плану на обязательное изучение всех учебных тем программы отводится 105 часов, из расчета 3 ч в неделю. Вместе с тем, чтобы у учителей физической культуры были условия для реализации их творческих программ и инновационных разработок, индивидуальных педагогических технологий и подходов, программа предусматривает выделение определенного объема учебного времени — 20 % от объема времени, отводимого на изучение раздела «Физическое совершенствование».
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Личностные результаты освоения предмета физической культуры.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
- владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
- способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
- умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
- умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
- красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;
- хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
- культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
- владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
- владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
- умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты освоения физической культуры.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
Результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
- понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
- понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
- понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
- уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
- ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
- добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
- рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
- поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
- восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
- понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
- восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
- владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
- владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
- владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты освоения физической культуры.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
- знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
- знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
- знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
- способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
- умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
- способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
- способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
- способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
- способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
- способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
- способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
- способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
- способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
- способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
- способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
- способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
- способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
- способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Содержание учебного предмета
Содержание раздела, количество часов на раздел | Характеристика деятельности обучающегося |
Знания о физической культуре (23 часа) | |
1.История физической культуры | |
1.Олимпийские игры древности | Характеризовать Олимпийские игры древности как явление культуры, раскрывать содержание и правила соревнований |
2.Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения | Определять цель возрождения Олимпийских игр, объяснять смысл символики и ритуалов, роль Пьера де Кубертена в становлении олимпийского движения |
2.Физическая культура (основные понятия) | |
1.Физическое развитие человека | Руководствоваться правилами профилактики нарушения осанки, подбирать и выполнять упражнения по профилактике ее нарушения и коррекции |
3.Физическая культура человека | |
1.Режим дня, его основное содержание и правила планирования | Определять назначение физкультурно-оздоровительных занятий, их роль и значение в режиме дня Использовать правила подбора и составления комплексов физических упражнений для физкультурно-оздоровительных занятий |
Способы двигательной (физкультурной) деятельности (22 часа) | |
1.Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой | |
1.Подготовка к занятиям физической культурой | Готовить места занятий в условиях помещения и на открытом воздухе, подбирать одежду и обувь в соответствии с погодными условиями. Выявлять факторы нарушения техники безопасности при занятиях физической культурой и своевременно их устранять |
Физическое совершенствование (480 часов) | |
1.Физкультурно-оздоровительная деятельность | |
1.Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели | Самостоятельно осваивать упражнения с различной направленностью и составлять из них соответствующие комплексы, подбирать дозировку упражнений в соответствии с индивидуальными особенностями развития и функционального состояния. Выполнять упражнения и комплексы с различной оздоровительной направленностью, включая их в занятия физической культурой, осуществлять контроль за физической нагрузкой во время этих занятий |
2.Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры | С учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показаниях здоровья выполнять упражнения и комплексы лечебной физической культуры (ЛФК), включая их в занятия физической культурой, осуществлять контроль за физической нагрузкой во время этих занятий |
2.Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью | |
Гимнастика с основами акробатики | |
1.Организующие команды и приемы | Знать и различать строевые команды, четко выполнять строевые приемы |
2.Акробатические упражнения и комбинации | Описывать технику акробатических упражнений и составлять акробатические комбинации из числа разученных упражнений. Осваивать технику акробатических упражнений, предупреждая появление ошибок и соблюдая правила техники безопасности; в случае появления ошибок уметь их исправить |
4.Опорные прыжки | Описывать технику опорных прыжков и осваивать ее, избегая появления ошибок, соблюдая правила безопасности, и демонстрировать вариативное выполнение упражнений. Анализировать технику опорных прыжков своих сверстников, выявлять типовые ошибки и активно помогать их исправлению |
5.Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки) | Описывать технику упражнений на гимнастическом бревне и составлять гимнастические комбинации из числа разученных упражнений. Осваивать технику гимнастических упражнений на бревне, предупреждая появление ошибок и соблюдая правила безопасности. Оказывать помощь сверстникам в освоении новых гимнастических упражнений, уметь анализировать их технику, выявлять ошибки и активно помогать в их исправлении |
6.Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики) | Описывать технику упражнений на гимнастической перекладине и составлять гимнастические комбинации из числа разученных упражнений. Осваивать технику гимнастических упражнений, предупреждая появление ошибок и соблюдая правила безопасности. Оказывать помощь сверстникам в освоении новых гимнастических упражнений, уметь анализировать их технику, выявлять ошибки и активно помогать в их исправлении |
6.Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях: на параллельных (мальчики), на разновысоких (девочки) | Описывать технику упражнений и составлять гимнастические комбинации из числа разученных упражнений. Осваивать технику гимнастических упражнений, предупреждая появление ошибок и соблюдая правила безопасности. Оказывать помощь сверстникам в освоении новых гимнастических упражнений, уметь анализировать их технику, выявлять ошибки и активно помогать в их исправлении |
Легкая атлетика | |
1.Беговые упражнения | Описывать технику выполнения беговых упражнений, осваивать ее самостоятельно, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрировать вариативное выполнение беговых упражнений. Применять беговые упражнения для развития физических качеств; выбирать индивидуальный режим физической нагрузки, контролировать ее по частоте сердечных сокращений (ЧСС). Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений, соблюдать правила безопасности. Включать беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой |
2.Прыжковые упражнения | Описывать технику выполнения прыжковых упражнений, осваивать ее самостоятельно, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрировать вариативное выполнение прыжковых упражнений. Применять прыжковые упражнения для развития физических качеств; выбирать индивидуальный режим физической нагрузки, контролировать ее по ЧСС. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения прыжковых упражнений, соблюдать правила безопасности. Включать прыжковые упражнения в различные формы занятий физической культурой |
3.Метание малого мяча | Описывать технику выполнения метания мяча разными способами, осваивать ее самостоятельно, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения. Применять упражнения в метании мяча для развития физических качеств; выбирать индивидуальный режим физической нагрузки, контролировать ее по ЧСС. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений, соблюдать правила безопасности. |
3.Лыжные гонки | |
1.Передвижение на лыжах 2.Подъемы, спуски, повороты, торможения | Описывать технику передвижения на лыжах, осваивать ее самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Моделировать способы передвижения на лыжах в зависимости от особенностей лыжной трассы, применять передвижение на лыжах для развития физических качеств, контролировать физическую нагрузку по ЧСС. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники передвижения на лыжах; соблюдать правила безопасности. Применять правила подбора одежды для занятий лыжной подготовкой, использовать передвижение на лыжах в организации активного отдыха |
4.Спортивные игры | |
1.Баскетбол. Игра по правилам | Организовывать совместные занятия баскетболом со сверстниками, осуществлять судейство игры. Описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых действий и приемов, соблюдая правила безопасности. Моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуации и условий, возникающих в процессе игровой деятельности. Выполнять правила игры, уважительно относится к сопернику и управлять своими эмоциями. Определять степень утомления организма во время игровой деятельности, использовать игровые действия для развития физических качеств. Применять правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, использовать игру в организации активного отдыха. |
2.Волейбол. Игра по правилам | Организовывать совместные занятия волейболом со сверстниками, осуществлять судейство игры. Описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых действий и приемов, соблюдая правила безопасности. Моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуации и условий, возникающих в процессе игровой деятельности. Выполнять правила игры, уважительно относится к сопернику и управлять своими эмоциями. Определять степень утомления организма во время игровой деятельности, использовать игровые действия для развития физических качеств. Применять правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, использовать игру в организации активного отдыха. |
3.Футбол. Игра по правилам | Организовывать совместные занятия футболом со сверстниками, осуществлять судейство игры. Описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых действий и приемов, соблюдая правила безопасности. Моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуации и условий, возникающих в процессе игровой деятельности. Выполнять правила игры, уважительно относится к сопернику и управлять своими эмоциями. Определять степень утомления организма во время игровой деятельности, использовать игровые действия для развития физических качеств. Применять правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, использовать игру в организации активного отдыха. |
5.Прикладно-ориентированная подготовка | |
1.Прикладно-ориентированные упражнения | Организовывать и проводить самостоятельные занятия прикладной физической подготовкой, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой. Владеть вариативным выполнением прикладных упражнений, перестраивать их технику в зависимости от возникающих задач и изменяющихся условий. Применять прикладные упражнения для развития физических качеств, контролировать физическую нагрузку по ЧСС. Преодолевать трудности и проявлять волевые качества личности при выполнении прикладных упражнений |
6.Упражнения общеразвивающей направленности | |
1.Общеразвивающая подготовка | Организовывать и проводить самостоятельные занятия физической подготовкой, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой. Выполнять нормативы физической подготовки. |
2.Гимнастика с основами акробатики: развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости | Организовывать и проводить самостоятельные занятия, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой. Выполнять нормативы физической подготовки по гимнастике с основами акробатики |
3.Легкая атлетика: развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений | Организовывать и проводить самостоятельные занятия, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой. Выполнять нормативы физической подготовки по легкой атлетике |
4.Лыжные гонки: развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты | Организовывать и проводить самостоятельные занятия, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой. Выполнять нормативы физической подготовки по лыжным гонкам |
5.Баскетбол: развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений | Организовывать и проводить самостоятельные занятия, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой. Выполнять нормативы физической подготовки по баскетболу |
6.Футбол: развитие быстроты, силы, выносливости | Организовывать и проводить самостоятельные занятия, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой. Выполнять нормативы физической подготовки по футболу |
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | В том числе | |||||||||||
Уроки | Контроль двигательной подготовленности | Контроль физической подготовленности | ||||||||||||
1 чет | 2 чет | 3 чет | 4 чет | 1 чет | 2 чет | 3 чет | 4 чет | 1 чет | 2 чет | 3 чет | 4 чет | |||
1 | Знания о физической культуре | 4 | 1 | 2 | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
2 | Способы двигательной (физкультурной) деятельности | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
3 | Физическое совершенствование: | 100 | ||||||||||||
Легкая атлетика | 29 | 6 | - | - | 5 | - | - | - | 10 | - | - | 8 | ||
Гимнастика с основами акробатики | 19 | - | 12 | - | - | 7 | - | - | - | - | ||||
Спортивные игры | 32 | 9 | - | 10 | 6 | - | - | 5 | 2 | - | - | - | ||
Лыжные гонки | 20 | - | - | 11 | 2 | - | - | 3 | 2 | - | - | 2 | ||
Итого: | 105 | 17 | 14 | 22 | 13 | - | 7 | 8 | 4 | 10 | - | - | 10 |
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическая литература:
- Физическая культура. 5-7 классы: учебник для общеобразовательных учреждений, М.Я.Виленский, И.М.Туревский, Т.Ю.Торочкова и др; под редакцией М.Я.Виленского.-2-е издание, М.: Просвещение, 2013;
- Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9 классы: проект.-2-е издание, М.: Просвещение, 2010;
- Комплексная программа физического воспитания. 1-11 классы: для учителей общеобразовательных учреждений, 8-е издание, М.: Просвещение, 2011.
Материально-техническое оснащение:
1 | Программно-методическое обеспечение и обеспечение учебниками из библиотечного фонда МБОУ СОШ №3 | Количество |
Учебники по физической культуре | ||
Справочные пособия (учебные нормативы, нормативы ГТО) | ||
Дидактические материалы для 5-11 классов | ||
Методические пособия для учителей (рекомендации к проведению уроков) | ||
2 | Наглядные средства обучения из библиотечного фонда МБОУ СОШ №3 | |
Серия наглядных плакатов | ||
3 | Технические средства | |
Компьютер | ||
Аудиовоспроизводитель | ||
4 | Электронные средства обучения | |
Шкафы для хранения учебной и методической литературы | ||
5 | Оснащенность учебно-аудиторной мебелью и оборудованием | |
Шкафы для хранения учебной и методической литературы | 3 | |
Ящики для хранения наглядных плакатов | 1 | |
Компьютерный стол | 1 | |
Сетка волейбольная | 1 | |
Стационарный насос | 2 | |
Форма волейбольная | 10 | |
Чехол для мата | 7 | |
Щит баскетбольный из оргстекла | 6 | |
Блин для штанги 5 кг | 4 | |
Блин для штанги 10 кг | 2 | |
Блин для штанги 2,5 кг | 2 | |
Гантель разборная 15 кг | 2 | |
Гантель разборная 10 кг | 2 | |
Гриф хромированный | 2 | |
Коврик гимнастический | 7 | |
Мяч гимнастический | 2 | |
Мяч гимнастический 3 см ГГУ ВВ | 1 | |
Маты | 7 | |
Бревно гимнастическое | 1 | |
Брусья | 2 | |
Брусья навесные для стенки | 4 | |
Доска наклонная | 1 | |
Канат для перетягивания | 1 | |
Кольцо баскетбольное | 10 | |
Маты 1-2-10 см | 4 | |
Перекладина | 1 | |
Скамья гимнастическая | 8 | |
Стенка гимнастическая | 8 | |
Щит баскетбольный | 10 | |
Кольцо баскетбольное | 6 | |
Конь гимнастический | 1 | |
Мостик гимнастический | 1 | |
Столы для настольного тенниса | 2 | |
Мат борцовский | 8 | |
Мат гимнастический в чехле | 20 | |
Мат для фитнеса | 10 | |
Мат для прыжков | 4 | |
Мост гимнастический подкидной | 1 | |
Мяч баскетбольный | 10 | |
Мяч волейбольный | 10 | |
Мяч футбольный | 2 |
Планируемые результаты изучения предмета «Физическая культура»
«Знания о физической культуре».
Выпускник научится:
- определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
- разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;
- руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
- определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
«Способы двигательной (физкультурной) деятельности».
Выпускник научится:
- использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
- составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
- самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
- тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
- взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действия, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Выпускник получит возможность научиться:
- вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
- проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
«Физическое совершенствование».
Выпускник научится:
- выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
- выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
- выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
- выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
- выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать их технику умения последовательно чередовать в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);
- выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
- выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол в условиях учебной и игровой деятельности;
- выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности;
- выполнять основные технические действия и приемы игры в баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
- выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
- выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
- преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
- выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Календарно – тематическое планирование по предмету «Физическая культура»
(«Физическая культура». 5-7 классы: учебник для общеобразовательных учреждений, 2013 г.)
1 четверть
№ п/п (№ в теме) | Тема урока | Характеристика деятельности обучающегося | Предметные результаты | Дата проведения | |||
план | факт | ||||||
Знания о физической культуре (1 час) | |||||||
1.Разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели; 2.Характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр; 3. Выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных отклонений в показателях здоровья; 4.Характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек. | |||||||
1 | 1 | Режим дня, его основное содержание и правила планирования | Определение назначения физкультурно-оздоровительных занятий, их роли и значения в режиме дня Использование правил подбора и составления комплексов физических упражнений для физкультурно-оздоровительных занятий | Разрабатывает содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями, определяет их направленность и формулирует задачи, рационально планирует режим дня и учебной недели | |||
Способы двигательной (физкультурной) деятельности (1 час) | |||||||
1.Руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий. | |||||||
2 | 1 | Подготовка к занятиям физической культурой | Подготовка места занятий в условиях помещения и на открытом воздухе, подбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями. Выявление факторов нарушения техники безопасности при занятиях физической культурой и своевременное их устранение | Знает правила профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правила подбора одежды и обуви в зависимости от времени года и погодных условий | |||
Физическое совершенствование (25 часов) | |||||||
1.Выполнять легкоатлетические упражнения в беге и в прыжках (в длину и высоту); 2.Руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий; 3. Выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств; 4.Тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой; 5.Выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений); 6.Раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств; 7.Выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений; 8.Выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений; 9.Выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона; 10.Выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности; 11.Выполнять передвижения на лыжах различными способами, демонстрировать технику последовательного чередования их в процессе прохождения тренировочных дистанций; 12.Преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега; 13.Осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта; 14.Выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»; 15.Проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность; 16.Самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их. | |||||||
Легкая атлетика (16) | |||||||
3 | 1 | Правила безопасности. Старт с опорой на одну руку. | Ознакомление с правилами безопасности на уроках легкой атлетики и техникой выполнения старта с опорой на одну руку | Знает правила безопасности на уроках легкой атлетики. Знает и выполняет старт с опорой на одну руку. | |||
4 | 2 | Беговые упражнения | Описание техники выполнения беговых упражнений, выполнение беговых упражнений | Описывает технику выполнения беговых упражнений, демонстрирует вариативное выполнение беговых упражнений, взаимодействует со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений, соблюдает правила безопасности. | |||
5 | 3 | Бег на 30 метров. | Выполнение бега на дистанцию 30 метров с максимальной скоростью. Выполнение беговых упражнений для подготовки к основной части занятия. | Выполняет тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств | |||
6 | 4 | Бег на 60 метров. | Выполнение беговых упражнений для подготовки к основной части занятия. Выполнение бега на дистанцию 60 метров с максимальной скоростью. | Выполняет тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств | |||
7 | 5 | Прыжки в длину с разбега | Выполнение беговых и прыжковых упражнений. Ознакомление с техникой прыжков в длину с разбега. | Знает технику выполнения прыжков в длину с разбега | |||
8 | 6 | Прыжки в длину с разбега | Выполнение беговых и прыжковых упражнений, прыжков в длину с разбега. | Выполняет прыжки в длину с разбега, сохраняя технику и исправляя ошибки | |||
9 | 7 | Прыжки в длину с разбега | Выполнение беговых и прыжковых упражнений, прыжков в длину с разбега на результат. | Выполняет прыжки в длину с разбега, сохраняя технику и исправляя ошибки | |||
10 | 8 | Метание мяча на дальность | Выполнение общеразвивающих упражнений (ОРУ). Ознакомление с техникой метания мяча на дальность. | Знает и выполняет ОРУ, знает технику метания мяча на дальность | |||
11 | 9 | Метание мяча на дальность | Выполнение ОРУ. Выполнение метания малого мяча на дальность. | Знает и выполняет ОРУ, знает технику метания мяча на дальность | |||
12 | 10 | Метание мяча на дальность | Выполнение ОРУ. Выполнение метания малого мяча на результат. | Знает и выполняет ОРУ. Умеет метать мяч на дальность с максимальным усилием | |||
13 | 11 | Бег на 1000 метров | Выполнение ОРУ. Бег на дистанции 1000 метров на результат. | Умеет распределять силы в беге на длинные дистанции | |||
14 | 12 | Прыжки в длину с места | Выполнение ОРУ. Выполнение прыжков в длину с места на результат. | Выполняет тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств | |||
15 | 13 | Челночный бег 3х10 метров | Выполнение беговых и прыжковых упражнений. Выполнение челночного бега на результат. | Выполняет тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств | |||
16 | 14 | Подъем туловища из положения лежа | Выполнение ОРУ. Выполнение подъема туловища из положения лежа на результат с максимальным усилием. | Выполняет тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств | |||
17 | 15 | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа | Выполнение ОРУ. Выполнение тестового задания на результат с максимальным усилием. | Выполняет тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств | |||
18 | 16 | Подтягивание из виса на перекладине | Выполнение ОРУ. Выполнение тестового задания на результат с максимальным усилием. | Выполняет тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств | |||
Спортивные игры (9) | |||||||
19 | 1 | Техника безопасности в баскетболе | Баскетбол: ознакомление с правилами техники безопасности на уроках спорт. игр | Знает и выполняет правила техники безопасности на уроках спортивных игр | |||
20 | 2 | Стойка баскетболиста | Выполнение ОРУ. Ознакомление с техникой выполнения стойки баскетболиста | Знает технику выполнения стойки баскетболиста | |||
21 | 3 | Способы передвижений | Выполнение ОРУ. Ознакомление с техникой выполнения способов передвижения на площадке. Выполнение стойки игрока | Знает технику передвижений в баскетболе, умеет выполнять стойку баскетболиста | |||
22 | 4 | Ведение мяча правой и левой рукой | Выполнение ОРУ. Ознакомление с техникой ведения мяча правой и левой рукой. Выполнение стойки и способов передвижения на площадке | Знает технику ведения мяча, умеет выполнять стойку игрока, передвижения на площадке | |||
23 | 5 | Остановка прыжком | Выполнение ОРУ. Ознакомление с техникой выполнения остановки прыжком. Выполнение изученных технических элементов в баскетболе | Знает технику выполнения остановки прыжком, выполняет изученные элементы в баскетболе | |||
24 | 6 | Повороты с мячом | Выполнение ОРУ. Ознакомление с техникой выполнения поворотов с мячом. Выполнение ранее изученных элементов баскетбола | Знает технику выполнения поворотов с мячом, выполняет изученные элементы баскетбола | |||
25 | 7 | Ловля мяча двумя руками | Выполнение ОРУ. Ознакомление с техникой выполнения ловли мяча двумя руками. Выполнение ранее изученных элементов баскетбола | Знает технику выполнения ловли мяча двумя руками, выполняет изученные элементы баскетбола | |||
26 | 8 | Передачи мяча двумя руками от груди с места | Выполнение ОРУ. Ознакомление с техникой передачи мяча двумя руками от груди с места. Выполнение ранее изученных элементов | Знает технику передачи мяча двумя руками от груди с места, выполняет элементы баскетбола | |||
27 | 9 | Бросок мяча двумя руками от груди | Выполнение ОРУ. Ознакомление с техникой выполнения бросков мяча двумя руками от груди. Выполнение изученных элементов | Выполняет основные технические действия и приемы игры в баскетбол |
2 четверть
Физическое совершенствование (19 часов) Гимнастика с основами акробатики (19) | ||||||
28 | 1 | Правила безопасности. Акробатические упражнения | Акробатика (7): ознакомление с правилами безопасности на уроках гимнастики, повторение ранее изученных акробатических упражнений | Знает и соблюдает правила безопасности на уроках гимнастики. Выполняет акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений | ||
29 | 2 | Кувырок назад | Выполнение ОРУ, изученных акробатических упражнений. Ознакомление с техникой кувырка назад | Знает технику выполнения кувырка назад | ||
30 | 3 | Кувырок назад в стойку ноги врозь | Выполнение ОРУ, изученных акробатических упражнений. Ознакомление с техникой кувырка назад в стойку ноги врозь. Выполнение кувырка назад на оценку | Знает технику выполнения кувырка назад в стойку ноги врозь | ||
31 | 4 | «Мост» из положения «лежа» на спине | Выполнение ОРУ, изученных акробатических упражнений. Ознакомление с техникой выполнения «моста из положения «лежа» на спине. Выполнение кувырка назад в стойку ноги врозь на оценку | Знает технику выполнения «моста» из положения «лежа» на спине | ||
32 | 5 | Акробатическая комбинация | Выполнение ОРУ, изученных акробатических упражнений. Составление и выполнение акробатического соединения из изученных элементов. Выполнение «моста» из положения «лежа» на оценку | Выполняет акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений | ||
33 | 6 | Акробатическая комбинация | Выполнение ОРУ, изученных акробатических упражнений. Выполнение акробатической комбинации | Выполняет акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений | ||
34 | 7 | Акробатическая комбинация | Выполнение ОРУ, изученных акробатических упражнений. Выполнение акробатической комбинации на оценку | Выполняет акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений | ||
35 | 8 | Прыжки со скакалкой | Прыжки (7): ознакомление техникой прыжков со скакалкой в различных вариантах | Умеет прыгать со скакалкой | ||
36 | 9 | Прыжки со скакалкой | Выполнение ОРУ. Выполнение прыжков со скакалкой в различных вариантах | Умеет прыгать со скакалкой. Выполняет ОРУ, целенаправленно воздействующих на развитие основных физических качеств | ||
37 | 10 | Прыжки со скакалкой | Выполнение прыжков со скакалкой в различных вариантах на оценку | Умеет прыгать со скакалкой | ||
38 | 11 | Опорные прыжки | Выполнение ОРУ. Ознакомление с техникой выполнения приземления в опорных прыжках, выполнение упражнений в приземлении | Знает технику приземления в опорных прыжках | ||
39 | 12 | Опорные прыжки | Выполнение ОРУ. Выполнение упражнений для освоения приземления в прыжках. Ознакомление с техникой наскока и соскока в опорных прыжках на снаряд | Умеет приземляться, знает технику наскока и соскока в опорных прыжках на снаряд | ||
40 | 13 | Опорные прыжки | Выполнение ОРУ. Выполнение упражнений для совершенствования наскока, соскока и приземления в прыжках на снаряд | Умеет выполнять наскок, соскок и приземление в прыжках на снаряд | ||
41 | 14 | Опорные прыжки | Выполнение ОРУ. Выполнение опорного прыжках на гимнастический снаряд (конь, козел, гимнастический стол) на оценку | Умеет выполнять опорный прыжок на гимнастический снаряд | ||
42 | 15 | Упражнения в висах и упорах | Висы и упоры (5): ознакомление с техникой выполнения упражнений в висах и упорах на снарядах | Знает технику выполнения упражнений в висах и упорах | ||
43 | 16 | Упражнения в висах и упорах | Выполнение ОРУ. Выполнение висов и упоров на различных снарядах | Умеет выполнять упражнения в висах и упорах на различных снарядах | ||
44 | 17 | Упражнения в висах и упорах | Выполнение ОРУ. Выполнение висов и упоров на различных снарядах | Умеет выполнять упражнения в висах и упорах на различных снарядах | ||
45 | 18 | Упражнения в висах и упорах | Выполнение ОРУ. Выполнение висов и упоров на различных снарядах на оценку | Умеет выполнять упражнения в висах и упорах на различных снарядах | ||
46 | 19 | Общеразвивающие упражнения | Выполнение ОРУ для развития физических качеств | Выполняет ОРУ, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств | ||
Знания о физической культуре (2 часа) | ||||||
47 | 2 | Олимпийские игры древности | Характеристика Олимпийских игр древности как явление культуры, раскрытие содержания и правил соревнований | Характеризует цель возрождения Олимпийских игр | ||
48 | 3 | Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения | Определение цели возрождения Олимпийских игр, объяснение смысла символики и ритуалов, роли Пьера де Кубертена в становлении олимпийского движения | Характеризует роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объясняет смысл символики и ритуалов Олимпийских игр |
3 четверть
Физическое совершенствование (29 часов) Спортивные игры (15) | ||||||
49 | 1 | Основные правила игры в баскетбол | Баскетбол (4): Ознакомление с правилами игры в баскетбол. Выполнение основных приемов игры. | Знает правила игры в баскетбол. Выполняет основные технические действия и приемы игры в баскетбол | ||
50 | 2 | Учебная игра в баскетбол 3х3 | Выполнение основных приемов игры. Игра в баскетбол по упрощенным правилам | Выполняет основные технические действия и приемы игры в баскетбол | ||
52 | 3 | Учебная игра в баскетбол 3х3 | Выполнение основных приемов игры. Игра в баскетбол по упрощенным правилам | Выполняет основные технические действия и приемы игры в баскетбол | ||
52 | 4 | Учебная игра в баскетбол 3х3 | Выполнение основных приемов игры. Игра в баскетбол по упрощенным правилам | Выполняет основные технические действия и приемы игры в баскетбол | ||
53 | 5 | Основные правила игры в футбол. Удар по мячу | Футбол (4): ознакомление с правилами игры в футбол, техникой удара по мячу в футболе | Знает правила игры в футбол, знает технику выполнения ударов по мячу | ||
54 | 6 | Передвижения футболиста на площадке | Ознакомление с техникой передвижений футболиста. Выполнение ударов по мячу на различные расстояния | Знает технику передвижений футболиста, выполняет удары по мячу на разные расстояния | ||
55 | 7 | Ведение и остановка катящегося мяча | Ознакомление с техникой ведения и остановки катящегося мяча. Выполнение изученных приемов игры в футбол | Знает технику ведения и остановки катящегося мяча, выполняет изученные приемы игры в футбол | ||
56 | 8 | Учебная игра в футбол | Выполнение изученных основных приемов игры в футбол. Игра в футбол по упрощенным правилам | Знает правила игры в футбол, выполняет изученные приемы игры | ||
57 | 9 | Основные правила игры в волейбол | Волейбол (7): ознакомление с правилами игры в волейбол | Знает основные правила игры в волейбол, выполняет ранее изученные приемы игры | ||
58 | 10 | Стойка игрока в волейболе | Ознакомление с техникой стойки игрока в волейболе | Знает технику выполнения стойки игрока, выполняет ранее изученные приемы игры | ||
59 | 11 | Перемещения игрока на площадке | Ознакомление с техникой перемещения игрока на площадке. Выполнение стойки игрока в волейболе | Знает технику перемещений игрока на площадке, выполняет ранее изученные приемы игры | ||
60 | 12 | Передача мяча сверху двумя руками | Ознакомление с техникой передачи мяча сверху двумя руками. Выполнение изученных приемов игры в волейбол | Знает технику передачи мяча сверху двумя руками, выполняет ранее изученные приемы игры | ||
61 | 13 | Прием мяча снизу над собой | Ознакомление с техникой приема мяча снизу над собой. Выполнение изученных приемов игры в волейбол | Знает технику приема мяча снизу над собой, выполняет ранее изученные приемы игры | ||
62 | 14 | Нижняя прямая подача | Ознакомление с техникой выполнения нижней прямой подачи. Выполнение изученных приемов игры в волейбол | Выполняет основные приемы игры | ||
63 | 15 | Учебная игра в волейбол | Игра в волейбол на малой площадке по упрощенным правилам | Знает правила игры в волейбол, выполняет основные приемы игры | ||
Лыжные гонки (14) | ||||||
64 | 1 | Правила поведения. Одежда, обувь, лыжный инвентарь. | Ознакомление с основными правилами поведения во время занятий, одежде, обуви и лыжном инвентаре. | Знает о правилах поведения на уроках лыжной подготовки | ||
65 | 2 | Попеременный двухшажный ход | Ознакомление с разнообразием лыжных ходов. Ознакомление с техникой передвижения попеременным двухшажным ходом. | Знает технику передвижения попеременным двухшажным ходом | ||
66 | 3 | Попеременный двухшажный ход | Передвижение на лыжах попеременным двухшажным ходом до 2 км. | Умеет передвигаться на лыжах попеременным двухшажным ходом | ||
67 | 4 | Попеременный двухшажный ход | Передвижение на лыжах попеременным двухшажным ходом до 2 км. | Умеет передвигаться на лыжах попеременным двухшажным ходом | ||
68 | 5 | Попеременный двухшажный ход | Передвижение на лыжах попеременным двухшажным ходом до 2 км на оценку | Умеет передвигаться на лыжах попеременным двухшажным ходом | ||
69 | 6 | Одновременный бесшажный ход | Ознакомление с техникой передвижения одновременным бесшажным ходом | Знает технику передвижения одновременным бесшажным ходом | ||
70 | 7 | Одновременный бесшажный ход | Передвижение на лыжах одновременным бесшажным ходом до 2 км. | Умеет передвигаться на лыжах одновременным бесшажным ходом | ||
71 | 8 | Одновременный бесшажный ход | Передвижение на лыжах одновременным бесшажным ходом до 2 км. | Умеет передвигаться на лыжах одновременным бесшажным ходом | ||
72 | 9 | Одновременный бесшажный ход | Передвижение на лыжах одновременным бесшажным ходом до 2 км на оценку | Умеет передвигаться на лыжах одновременным бесшажным ходом | ||
73 | 10 | Подъем «полуелочкой» | Ознакомление с техникой подъема на склон «полуелочкой» | Знает технику подъема на склон «полуелочкой» | ||
74 | 11 | Подъем «полуелочкой» | Передвижение на лыжах до 2 км с использованием изученных ходов и подъема «полуелочкой» | Уметь выполнять подъем на склон «полуелочкой» | ||
75 | 12 | Подъем «полуелочкой» | Передвижение на лыжах до 2 км с использованием изученных ходов и подъема «полуелочкой» на оценку | Умеет передвигаться на лыжах с использованием изученных элементов | ||
76 | 13 | Торможение «плугом» | Ознакомление с техникой выполнения торможения на склоне «плугом» | Знает технику выполнения торможения «плугом» на склонах | ||
77 | 14 | Торможение «плугом» | Передвижение на лыжах до 2 км с использованием изученных элементов | Умеет выполнять торможение «плугом» на склонах | ||
Знания о физической культуре (1 час) | ||||||
78 | 4 | Физическое развитие человека | Руководство правилами профилактики нарушения осанки, подбор и выполнение упражнений по профилактике ее нарушения и коррекции | Выполняет комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных отклонений в показателях здоровья |
4 четверть
Физическое совершенствование (27 часов). Лыжные гонки (6) | ||||||
79 | 1 | Торможение «плугом» | Передвижение на лыжах до 2 км с использованием изученных элементов и торможением «плугом» на оценку | Умеет передвигаться на лыжах с использованием изученных элементов | ||
80 | 2 | Поворот «Переступанием» | Ознакомление с техникой выполнения поворота «переступанием» на спусках | Знает технику выполнения поворота «переступанием» при спусках со склона | ||
81 | 3 | Поворот «Переступанием» | Передвижение на лыжах с использованием изученных элементов и поворота «переступанием» при спусках на склонах | Умеет выполнять поворот «переступанием» при спусках | ||
82 | 4 | Поворот «Переступанием» | Передвижение на лыжах с использованием изученных элементов и поворота «переступанием» при спусках на оценку | Умеет передвигаться на лыжах с использованием изученных элементов | ||
83 | 5 | Лыжные гонки на дистанцию 1 км. | Передвижение на лыжах на дистанции 1 км с максимальной скоростью | Умеет передвигаться на лыжах с максимальной скоростью | ||
84 | 6 | Лыжные гонки на дистанцию 2 км. | Передвижение на лыжах на дистанции 2 км с максимальной скоростью | Умеет передвигаться на лыжах с максимальной скоростью | ||
Спортивные игры (8) | ||||||
85 | 1 | Учебная игра в волейбол | Волейбол (4): Игра в волейбол на малой площадке по упрощенным правилам | Знает правила игры в волейбол, выполняет основные приемы игры | ||
86 | 2 | Учебная игра в волейбол | Игра в волейбол на малой площадке по упрощенным правилам | Знает правила игры в волейбол, умеет осуществлять судейство игры | ||
87 | 3 | Учебная игра в волейбол | Игра в волейбол на малой площадке по упрощенным правилам | Знает правила игры в волейбол, умеет осуществлять судейство игры | ||
88 | 4 | Учебная игра в волейбол | Игра в волейбол на малой площадке по упрощенным правилам на оценку | Знает правила игры в волейбол, умеет осуществлять судейство игры | ||
89 | 5 | Учебная игра в футбол | Футбол (4): Выполнение изученных основных приемов игры в футбол. Игра в футбол по упрощенным правилам | Знает правила игры в футбол, выполняет изученные приемы игры | ||
90 | 6 | Учебная игра в футбол | Игра в футбол по упрощенным правилам | Умеет играть в футбол, знает правила игры, осуществляет судейство игры | ||
91 | 7 | Учебная игра в футбол | Игра в футбол по упрощенным правилам | Умеет играть в футбол, знает правила игры, осуществляет судейство игры | ||
92 | 8 | Учебная игра в футбол | Игра в футбол по упрощенным правилам на оценку | Умеет играть в футбол, знает правила игры, осуществляет судейство игры | ||
Легкая атлетика (13) | ||||||
93 | 1 | Прыжки в высоту с разбега | Выполнение беговых и прыжковых упражнений. Ознакомление с техникой прыжков в высоту с разбега | Умеет выполнять беговые и прыжковые упражнения, знает технику прыжка в высоту с разбега | ||
94 | 2 | Прыжки в высоту с разбега | Выполнение беговых и прыжковых упражнений. Выполнение прыжков в высоту с разбега способом «перешагивание» | Умеет выполнять прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание» | ||
95 | 3 | Прыжки в высоту с разбега | Выполнение беговых и прыжковых упражнений. Выполнение прыжков в высоту с разбега способом «перешагивание» на оценку | Умеет выполнять прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание» с максимальным усилием | ||
96 | 4 | Прыжки в длину с места | Выполнение беговых и прыжковых упражнений. Выполнение прыжков в длину с места на результат | Умеет выполнять тестовые нормативы с максимальным усилием | ||
97 | 5 | Подъем туловища из положения лежа | Выполнение ОРУ. Выполнение подъема туловища из положения «лежа» на результат | Умеет выполнять тестовые нормативы с максимальным усилием | ||
98 | 6 | Подтягивание на перекладине | Выполнение ОРУ. Выполнение подтягивания на перекладине из виса (м), из виса «лежа» (д) на результат | Умеет выполнять тестовые нормативы с максимальным усилием | ||
99 | 7 | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа | Выполнение ОРУ. Выполнение тестового задания «сгибание и разгибание рук в упоре «лежа»» на результат | Умеет выполнять тестовые нормативы с максимальным усилием | ||
100 | 8 | Эстафетный бег с палочкой | Выполнение беговых и прыжковых упражнений. Ознакомление с техникой передачи эстафетной палочки, выполнение эстафетного бега с передачей палочки | Знает технику передачи эстафетной палочки и умеет выполнять эстафетный бег | ||
101 | 9 | Бег на 30 метров | Выполнение беговых и прыжковых упражнений. Выполнение эстафетного бега. Бег на дистанции 30 метров на результат | Умеет выполнять тестовые нормативы с максимальным усилием | ||
102 | 10 | Бег на 60 метров | Выполнение беговых и прыжковых упражнений. Бег на дистанции 60 метров на результат | Умеет выполнять тестовые нормативы с максимальным усилием | ||
103 | 11 | Бег на 1000 метров | Выполнение беговых и прыжковых упражнений. Бег на дистанции 1000 метров на результат | Умеет выполнять тестовые нормативы с максимальным усилием | ||
104 | 12 | Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели | Самостоятельное осваивание упражнений с различной направленностью и составление из них соответствующих комплексов, подбор дозировки упражнений в соответствии с индивидуальными особенностями развития и функционального состояния. Выполнение упражнений и комплексов с различной оздоровительной направленностью, включая их в занятия физической культурой, осуществление контроля за физической нагрузкой во время этих занятий | Проводит занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивая их оздоровительную направленность | ||
105 | 13 | Индивидуальные комплексы адаптивной и корригирующей физической культуры | С учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показаниях здоровья выполнение упражнений и комплексов лечебной физической культуры (ЛФК), включая их в занятия физической культурой, осуществление контроль за физической нагрузкой во время этих занятий | Самостоятельно проводит занятия по обучению двигательным действиям, анализирует особенности их выполнения, выявляя ошибки и своевременно устраняя их |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,
Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» Класс 7
Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (учебный предмет «Математика» 7 класс )...
Рабочая программа учебного курса 6 класс
quot;Пространственные виды искусства" учебный курс по изобразительного искусству...
Рабочая программа учебного курса 8 класс
quot;Мир искусства", рабочая программа 8 класс...
Рабочая программу учебного курса 9 класс
Рабочая программа учебного курса "Алгебра модуля". 9 класс. ФГОС. Тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный предмет: Геометрия Класс: 7 Количество часов в год по учебному плану: 68 Количество часов в неделю: 2
Рабочая программа расчитана на 2 часа . В программе указаны задачи, цела и конечный результат изучения курса геометрии....
Рабочая программа учебного курса 5 класса "Занимательная математика"
Мною представлена рабочая программа учебного курса по мтематике для 5 класса по внеурочной деятельности по предмету...