Географический калейдоскоп: "Знакомая и незнакомая земная кора".
план-конспект урока по географии (6 класс)

Мацакова Гиляна Батровна

Географический калейдоскоп:

"Знакомая и незнакомая земная кора".

 

Цель мероприятия: сформировать познавательный интерес к предмету.
Задачи: пополнить знания учащихся.

               развить умение рассуждать, логически мыслить.
               развить у школьников любознательность.
               повысить активность учащихся.


Оборудование:

1. Игровое поле на ватмане.
2. Картины с изображением плоской и холмистой равнин, землетрясений, гейзеров, вулканов, гор и т.д.;
3. Жетоны (10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100) разной окраски 
4. Физическая карта полушарий

 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Организационный момент

Класс разбивается на команды по 4-5 человека, выбираются капитаны.

Подготовка приветствия:

1) придумать название (связанное с земной корой); 
2) придумать девиз (в любой форме).

Подготовить игровое поле на ватмане.

Подготовка кабинета:

1) картины с изображением плоской и холмистой равнин, землетрясений, гейзеров, вулканов, гор и т.д.;
2) расстановка парт для команд;
3) изготавливаются жетоны;
4) вывешивание игрового поля.

 

II. Проведение игры «Знакомая и незнакомая земная кора»

Учащиеся занимают места, рассаживаются по командам. Учитель объясняет правила игры «Знакомая и незнакомая земная кора».
Правила игры: Класс делился на четыре  команды  по 5 - 6  человек.
1.В игре принимали  участие 4 команды, которые, пользуясь приведённой выше схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость.
2.Право ответа принадлежит команде (игроку), первой поднявшей руку. В случае верного ответа на счёт команды (игрока) поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда (игрок) получает право выбора следующего вопроса. Если команда (игрок) дала (-ёт) неправильный ответ, то с её (его) счёта снимается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, а право ответить на этот вопрос переходит к другим командам (игрокам).

“Кот в мешке”. Вопросы этого подраунда должны быть переданы любой другой команде (другому игроку); “Бонус”. Стоимость этого подраунда 60 баллов.
3. На доске – вывешивается таблица.
Выигрывает та команда, которая наберет больше баллов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Географический калейдоскоп:

"Знакомая и незнакомая земная кора".

Цель мероприятия: сформировать познавательный интерес к предмету.
Задачи: пополнить знания учащихся.

               развить умение рассуждать, логически мыслить.
              развить у школьников любознательность.
              повысить активность учащихся.


Оборудование:

1. Игровое поле на ватмане.
2. Картины с изображением плоской и холмистой равнин, землетрясений, гейзеров, вулканов, гор и т.д.;
3. Жетоны (10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100) разной окраски 
4. Физическая карта полушарий

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Организационный момент

Класс разбивается на команды по 4-5 человека, выбираются капитаны.

Подготовка приветствия:

1) придумать название (связанное с земной корой); 
2) придумать девиз (в любой форме).

Подготовить игровое поле на ватмане.

Подготовка кабинета:

1) картины с изображением плоской и холмистой равнин, землетрясений, гейзеров, вулканов, гор и т.д.;
2) расстановка парт для команд;
3) изготавливаются жетоны;
4) вывешивание игрового поля.

II. Проведение игры «Знакомая и незнакомая земная кора»

Учащиеся занимают места, рассаживаются по командам. Учитель объясняет правила игры «Знакомая и незнакомая земная кора».
Правила игры: Класс делился на четыре  команды  по 5 - 6  человек.
1.В игре принимали  участие 4 команды, которые, пользуясь приведённой выше схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость.
2.Право ответа принадлежит команде (игроку), первой поднявшей руку. В случае верного ответа на счёт команды (игрока) поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда (игрок) получает право выбора следующего вопроса. Если команда (игрок) дала (-ёт) неправильный ответ, то с её (его) счёта снимается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, а право ответить на этот вопрос переходит к другим командам (игрокам).

“Кот в мешке”. Вопросы этого подраунда должны быть переданы любой другой команде (другому игроку); “Бонус”. Стоимость этого подраунда 60 баллов.
3. На доске – вывешивается таблица.

Выигрывает та команда, которая наберет больше баллов.

I тур «Отборочный»

Термины

Землетрясения

Вулканы

Горные породы

Рельеф

Номенклатура

Всего понемногу

10

10

10

10

10

10

10

20

20

20

20

20

20

20

30

30

30

30

30

30

30

40

40

40

40

40

40

40

50

50

50

50

50

50

50

Вопросы по теме «ТЕРМИНЫ»

10). Что такое рельеф? (Совокупность всех неровностей земной поверхности)
20). Что такое вулкан? Из каких частей он состоит? (это, отверстие, круглое или в виде трещины, через которое из глубин  на земную поверхность поступает лава, вулканический пепел, газы и пар.)
30). Что такое землетрясение, каковы его причины? (В результате толчков из глубин Земли, одни участки поднимаются, другие опускаются, т.е. происходит смещение одних участков земной коры относительно других и в горизонтальном направлении)
40). Что такое горы? Чем гора отличается от холма? (Часть земной поверхности с сильно расчлененным рельефом и высоко поднятые над равниной.)
50). Что такое равнина? Какие виды равнин по характеру поверхности вы знаете? 

(Части поверхности земной коры с различием относительных высот не более 2000 м.   Две группы: плоские и холмистые.)

Вопросы по теме «ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ»

10). Где находится очаг и эпицентр?(Место , где происходит разрыв и смещение горных пород. Участок земной поверхности над очагом землетрясения- эпицентр)

20). Как называется прибор, с помощью которого ученые пытаются предсказать землетрясения? Где впервые появился этот прибор? (сейсмограф)
30). Какие разрушения происходят при землетрясении 5 и 10 баллов?

(сотрясение зданий, трещины на стеклах, штукатурке)
40). Как землетрясение может изменить рельеф? (Движение земной коры, вызывающие возникновение складок, горстов, грабенов, приводят к образованию гор)
50). Почему землетрясения часто происходят по берегам Тихого океана? (Там находится тихоокеанский сейсмический пояс на дне океана)

Вопросы по теме «ВУЛКАНЫ»

10). Как отличить вулкан от горы?  (есть округлое отверстие, внутри лава. Гора имеет подошву, склон, вершину)
20). КОТ В МЕШКЕ - переход хода
30). Где больше вулканов: на суше или на дне океанов? Ответ обоснуйте.(слой земной горы тоньше)
40). Какие типы извержения вулканов вы знаете? Чем они отличаются?( действующие, уснувшие и потухшие) 

50). Что такое гейзеры?  (Вырывающиеся на поверхность горячим фонтаном, поднимаясь на высоту в несколько десятков метров называют – гейзерами)        

Вопросы по теме «ГОРНЫЕ ПОРОДЫ»

10). На какие группы по происхождению делятся горные породы?

(осадочные, магматические, метаморфические)
20). На какие типы делятся осадочные породы? Приведите примеры.  (Обломочные- песок, глина; органические- нефть, уголь, горючие сланцы; химические- поваренная соль)
30). Как образуются метаморфические породы?( изменение состава или свойств первоночальных пород под воздействие давления, высоких температур)
40). Какие свойства отличают магматические горные породы от осадочных?( магматические- образовались из магмы при ее остывании и затвердевании; осадочные- они осаждаются на дне океанов, морей, других водоемов и на суше)

50). Можно ли есть некоторые камни? (Да, например, поваренную соль)

Вопросы по теме «РЕЛЬЕФ»

10). На какие группы по высоте делятся горы? (Низкие до 1000 м.  Средние 1000–2000 м. Высокие больше 2000м.

20). Что такое горная цепь, горная система, горная долина?( Горная цепь- горы, расположенные одна за другой в ряд; горная система- большая группа горных хребтов, межгорных впадин и нагорий; горные долины- понижения, которые делят соседние хребты)
30). БОНУС! Вы заработали 60 баллов.
40). На какие группы по высоте делятся равнины?( низменности, возвышенности, плоскогорья, впадины)
50). Можно ли самую высокую гору на Земле утопить в бездне самой глубокой впадины Тихого океана?  (Да, можно. Самая высокая гора на Земле имеет высоту 8848 м, а глубочайшее место в Мировом океане – 11022 м (Марианский желоб).)

Вопросы по теме «НОМЕНКЛАТУРА»

10). Какие горы самые длинные  в России? (Уральские горы)

20). Какие горы самые длинные на Земле. Назовите и покажите самую высокую точку этих гор. (Анды- Южная Америка)
30). Назовите самую большую равнину России.(Восточно- Европейская или Русская равнина)
40). Назовите самую большую в мире низменность, которая расположена ниже уровня моря.

(Прикаспийская низменность)
50). Самая сейсмическая зон а в России? ( на Камчатке)

Вопросы по теме «ВСЕГО ПОНЕМНОГУ»

10). Как называется высокочувствительный прибор, фиксирующий самые незначительный толчки, происходящие в земной коре.     (Сейсмограф)

20). Росли на болоте растения. Теперь – это топливо и удобрения. (Торф)

30). Перечислите горючие полезные ископаемые.    (Каменный уголь, нефть, природный газ, торф)

40). Как по поведению животных можно предсказать землетрясения? 

50). В Крымских горах на высоте 2000 м можно найти остатки древних морских организмов. Объясните, как они могли там оказаться.  (Раньше на этом месте было море)

II тур «Финал»

1). Из карточек ученики складывают предложения:

1. Строение Земли: ядро, мантия, земная кора, литосфера

2. Вулкан: кратер, жерло, магма, лава, вулканические бомбы.

3. Формы рельефа Земли: равнина, низменность, горы, плоскогорье.

3)Из цепочки цифр выбрать высоты, которые вы знаете: 8848.11022.5642.5895

( г. Джомолунгма- 8848 метров;  Марианская впадина- 11022 метров, г. Эльбрус- 5642 метра, г. Килиманджаро- 5895 метров.)

III. Итог игры

Подсчитываются жетоны (баллы), выбирается команда победительница.

Награждение команд призами.

ПРИЛОЖЕНИЕ

8848.11022.5642.5895

8848.11022.5642.5895

8848.11022.5642.5895

8848.11022.5642.5895

8848.11022.5642.5895

8848.11022.5642.5895

Строение Земли:

Магма

ядро

лава

мантия

вулканические

бомбы

земная кора

Формы рельефа Земли:

литосфера

равнина

Вулкан:

низменность

кратер

горы

жерло

плоскогорье

2). Составить схемы из предложенных карточек.

"Горные породы" :  Магматические, осадочные, метаморфические, базальт, гранит, песок, мрамор, глина, мел, нефть, органические породы, неорганические породы, обломочные породы.

"Формы рельефа":    Равнины, горы, низменности, возвышенность, плоскогорье, низкие горы, высокие горы, средние горы, 0-200 метров, до1000 метров, 1000-2000 метров, более 2000 метров, 200- 500, выше 500м., ниже уровня моря

" Движения Земной коры":   Вертикальные движения, горизонтальные движения, землетрясения, грабен, горст, вулканы, потухшие вулканы, действующие вулканы, горячие источники, гейзеры, Ключевская Сопка, г. Килиманджаро.

                                                             Горные породы

     магматические                   метаморфические                                             осадочные

 базальт       гранит                        мрамор                        обломочные             органические             химические

                 

                                                                                             песок   глина             нефть    мел           поваренная соль

 

                                                            Формы рельефа  

                    горы                                                                                         равнины    

низкие  средние   высокие                                 низменность       возвышенность       плоскогорье         впадины

до 1000 м.   1000- 2000м.  более 2000м.             0-200м.                200-500м.              выше 500м.    ниже уровня моря

                                                                                          Движения земной коры

                                            вертикальные движения                                                   горизонтальные движения

                                          вулканы                                                                                        землетрясения

        потухшие             действующие     горячие источники    гейзеры                              грабен      горст

г. Килиманджаро    Ключевская Сопка

3)Из цепочки цифр выбрать высоты, которые вы знаете: 8848.111022.5642.5895 ( г. Джомолунгма- 8848 метров;  Марианская впадина- 11022 метров, г. Эльбрус- 5642 метра, г. Килиманджаро- 5895 метров.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Движение земной коры", 6 класс

Развёрнутый план-конспект  урока, прикреплен вариант самоанализа урока. Материал позволит не только отлично провести урок, но и представить его администрации школы или гостям....

Строение Земли и свойства земной коры.

Этот урок знакомит  учащихся с внутренним строением Земли. Он помогает хорошо закрепить полученный материал на предыдущих уроках и ввести новые понятия строения земной коры для учащихся. Этот уро...

Презентация по теме "Движения земной коры"

Презентация к уроку по географии для 6 класса по теме "Движения земной коры. Землетрясения"...

Тест по темам "Земная кора", "Рельеф"

Тестовая работа по теме "Земная кора" и "Рельеф", поможет проверить знания детей после изучения данных тем. Представленно два варианта, вопросы не сложные, для проверки знаний за 15 минут, вполне дост...

Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры

География, 5 класс, раздел "Земная кора"...