"Движение земной коры", 6 класс
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Горшкова Анна Юрьевна

Развёрнутый план-конспект  урока, прикреплен вариант самоанализа урока. Материал позволит не только отлично провести урок, но и представить его администрации школы или гостям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvizheniya_zemnoy_kory_6_kl..doc75 КБ

Предварительный просмотр:

6.19

Тема: «Движения земной коры».

Эпиграф урока:     Хребтами горбились породы,
                                  Взрывались, плавились, кипя.
                                  И миллионы лет природа
                                  Лепила самое себя.

Тип урока: комбинированный

Задачи:

  • Образовательная –  познакомить учащихся с видами движения земной коры, сформировать представление грабене, горсте, видах залегания горных пород;
  • Развивающая –  создать условия для раскрытия причин и следствий стихий литосферы,  развивать умение работать с картами атласа;
  • Воспитательная – продолжить воспитание личностных качеств учащихся, способность работать в коллективе.

Оборудование: физическая карта полушарий, карты атласа.

Географическая номенклатура: Скандинавский полуостров, Норвегия, Скандинавские горы, Великие Африканские разломы, Нидерланды, Гималаи, Анды.

Ход урока

Элемент урока и время, затраченное на него

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

3 минуты

   Приветствие,  определение отсутствующих, проверка готовности к уроку. Проверка правильности заполнения календаря погод.

Взаимное приветствие, проверка правильности заполнения календаря погод.

Проверка усвоения знаний

10 минут

   На прошлом уроке мы с вами говорили о строении Земли.

   Какое строение имеет наша планета?

   Как называется каменная оболочка Земли? Что входит в ее состав?

   Какова максимальная мощность земной коры, где она наблюдается?

   Каково строение земной коры, есть ли различия между материковой и океанической земной корой?

   Как изучают земную кору, зачем это нужно?

- планета имеет оболочечное строение: в центре – ядро, обволакивает его мантия, верхний тонкий слой – земная кора.

- литосфера, включает в себя земную кору и часть мантии.

- 70 – 80 км., на материках под горными системами.

- состоит из слоев: верхний – осадочный, средний – «гранитный», нижний – «базальтовый». В океанической коре «гранитный» слой отсутствует, ее мощность 3 – 5 км.

- геологи изучают обнажения горных пород, бурят скважины и шахты, используют возможности геофизики и сейсмологии, космические спутники. Это нужно для получения сведений о строении земной коры, о происхождении горных пород, их изменении во времени, их составе.

Постановка учебных задач урока

2 минуты

   Также на прошлом уроке мы познакомились с некоторыми особенностями внутренних оболочек Земли. Однако непосредственно соприкасаемся мы только с земной корой, поэтому и изучать ее будем более подробно. Сегодня поговорим о процессах, происходящих в земной коре.

   На Скандинавском полуострове, на побережье Норвегии, далеко от побережья вбиты колышки, к которым раньше привязывали лодки. Почему колышки для лодок находятся не у самой кромки воды?

   Т.е. земная кора движется. Это и есть тема сегодняшнего урока.

- земная поверхность поднялась.

   Записывают тему урока в свои тетради.

Изучение нового материала

15 минут

   Предположите, какие направления могут иметь движения земной коры.

   Заполним схему (приложение)

 

   И те, и другие движения очень медленные, всего несколько см. в год, поэтому заметить результаты этих движений можно только через сотни лет.

   Решите задачу: какую высоту будут иметь Скандинавские горы через 100 лет, если скорость поднятия – 2 см. в год при условии равномерного поднятия.

   В свою очередь горизонтальные движения могут быть направлены как навстречу друг другу, так и в противоположные стороны.

  При движении навстречу отдельных участков земной коры горные породы сминаются в складки. Что при этом образуется?

   При движении в противоположные стороны отдельных участков земной коры образуются глубокие трещины – разломы.

   Тектоника – наука о строении земной коры.

   На карте «Строение земной коры» найдите участки Земли, где расположено большое количество разломов.

   Этот район называется Великие Африканские разломы.

   А теперь посмотрим на результаты вертикальных движений.

   Как вы думаете, могут ли на одной территории наблюдаться медленные вертикальные и горизонтальные движения?

   Когда эти движения накладываются, образуется система горстов и грабенов.

        горст

        грабен

   Дайте определение этим структурам.

 

   Скажите, на образование горстов и грабенов может влиять возраст горных пород на территории?

   Какие породы более твердые, молодые или старые?

   Так значит, при каких условиях возникают горсты и грабены?

- вертикальные и горизонтальные.

   Последовательно заполняют схему в своих тетрадях.

2 см. * 100 лет = 200 см = 2м.

- горы.

- что такое «тектонические» разломы?

   Работая с картой, определяют, что на территории Восточной Африки находится большое количество тектонических разломов.

- да.

- грабен – участок земной коры, опущенный относительно прилегающих участков, а горст – поднятый.

?

- старые.

- там где территория сложена твердыми горными породами.

Первичное закрепление

7 минут

  Пользуясь текстом параграфа №18, приведите доказательства существования медленных вертикальных движений земной коры.

  Молодцы! Скажите, а есть ли движение, которое совмещает в себе быстрые горизонтальные и вертикальные движения?

   И это тема нашего следующего урока.

   Учащиеся читают текст параграфа и отвечают на поставленный вопрос:

- треть территории Нидерландов сейчас находится ниже уровня моря;

- Венецию поглощают воды моря;

- горы Гималаи, Анды растут на несколько см. в год.

- да, это землетрясение.

Оргмомент,

Домашнее задание

3 минуты

Параграф №18, задание 6. Привести примеры, каким образом могут залегать горные породы.

  Учитель оценивает работу класса и отдельных учеников на уроке.

   Записывают домашнее задание в дневник.

Приложение к уроку 6.19

ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ КОРЫ

        горст

грабен

        

Схема записи самоанализа урока

ФИО учителя  Горшкова Анна Юрьевна

Дата проведения             10.11.08                        класс  6 «Е»

Тема урока        Движения земной коры

  1. Подготовленность кабинета к проведению урока:

санитарное состояние  удовлетворительное, классная комната проветрена

подготовка рабочих мест учащихся  большая часть класса к уроку готовы, 3 человека забыли атласы.

           оборудование физическая карта полушарий, карты атласа.

2. Задачи урока:

      - образовательные: познакомить учащихся с видами движения земной коры, сформировать представление грабене, горсте, видах залегания горных пород;

      - развивающие: создать условия для раскрытия причин и следствий стихий литосферы,  развивать умение работать с картами атласа;

      - воспитательные: продолжить воспитание личностных качеств учащихся, способность работать в коллективе.

3. Тип урока  комбинированный

  1. Фиксация деятельности учителя и учащихся

Структур-ные элементы урока и время, затрачен-ное на них

Содержание работы

Методы и приемы, используемые учителем

Формы и виды деятельности учеников

Оргмомент

3 минуты

   Приветствие,  определение отсутствующих, проверка готовности к уроку. Проверка правильности заполнения календаря погод.

   Репродуктивный метод, учитель из урока в урок проверяет правильность заполнения календаря погоды.

   Учащиеся заполняют календарь погоды по образцу.

Проверка усвоения знаний

10 минут

   Определение уровня усвоения знаний,  касающиеся темы предыдущего урока «Строение Земли и методы его изучения»; коррекция обнаруженных недочетов.

   Репродуктивный метод, проверка усвоенных на прошлом уроке знаний с помощью фронтального опроса.

   Учащиеся отвечают на вопросы учителя, всем классом участвуя в обсуждении.

Постановка учебных задач урока

2 минуты

   Постановка перед учениками учебной проблемы, сообщение темы урока.

   Учитель ставит перед учащимися проблему.

   В ходе эвристической беседы высказывают предположение о способе решения проблемы.

Изучение нового материала

17 минут

   Сообщение учителем нового материала, организация восприятия, осознания, осмысления, систематизации изучаемого материала учащимися.

    Объяснительно – иллюстративный метод (рассказ, объяснение) с элементами проблемного изложения.

 Усваивают  готовую информацию, следят за логикой решения проблемы, отвечают на вопросы учителя.  

Первичное закрепление

7 минут

   Проверка понимания учащимися усвоения сущности новых понятий.

   Организация самостоятельной работы учащихся с учебником.

   Работа с книгой, поиск ответа на вопрос в тексте учебника

Оргмомент

Домашнее задание

3 минуты

   Подведение итогов работы класса в целом и отдельных учащихся, инструктаж по выполнению домашнего задания.

  Объяснение учителем содержания домашнего задания.

   Записывают домашнее задание в дневник, при необходимости делают пометки на полях тетради.

  1. Фиксация основного содержания в сознании учащихся (закрепление) поскольку урок комбинированный и в начале урока 10 минут было потрачено на определение уровня усвоения знаний, полученных на прошлом уроке, на первичное закрепление было потрачено 7 минут. В начале урока был использован метод фронтального опроса,при котором были  учтены реальные учебные возможности учащихся, т.е. осуществлен дифференцированный подход. При первичном закреплении учащимся было предложено поработать с текстом учебника. Если учащийся не может сразу дать исчерпывающий ответ или ошибочный, учитель с помощью системы вопросов подводит его к правильному ответу.
  2. Задание на дом в состав домашнего задания включены как познавательные, так и творческие задачи, т.е. нужно не только ответить на поставленный вопрос, но и отобразить информацию в виде рисунка ( в зависимости от возможностей учащихся)
  3. Качества действий учителя и учащихся несмотря на то, что в классе много детей, большая их часть активна на уроке, проявляет заинтересованность, обладает высокой мотивацией к осуществлению учебной деятельности в течение всего урока, поэтому работать с ними легко, учитель неоднократно использовал положительные оценочные суждения, что также способствовало активизации деятельсти учащихся.
  4. Итоговая оценка результатов урока при объяснении нового материала (относительно связи между возрастом пород и их твердостью) учащиеся немного растерялись, поэтому учитель привел пример из жизни (горные породы сравнили с конфетами),  что вызвало всплеск эмоций у учащихся , этот этап урока затянулся на 2 минуты. В результате домашнее задание было объявлено после звонка. Однако это не повлияло на результативность урока, намеченный план был выполнен.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии по теме Движение земной коры. 6 класс.

ДВИЖЕНИЯ  ЗЕМНОЙ  КОРЫ.6 класс.Тема урока: «Движения земной коры»Тип урока*: традиционный урок с использованием информационных технологий. (*по С.Г. Манвелову).Цели урока: сформировать у уча...

УРОК В 6 КЛАССЕ "ДВИЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ КОРЫ"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ "ДВИЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ КОРЫ",ПРЕЗЕНТАЦИЯ,А ТАКЖЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ...

Буклет для практической работы в 6 классе по теме "Движения земной коры.Вулканы.Гейзеры"

В буклете предложены разнообразные формы проверки изучения темы "Движения земной коры. Вулканы,гейзеры." Работа проводится в виде географического практикума с использованием карт атласа. В ходе работы...

План-конспект урока в 6 классе "Движение земной коры".

План-конспект урока. 6 класс. Изучение нового материала. Тема:"Движение земной коры"....

Разработка урока географии в 6 классе «Движение земной коры. Вулканизм»

Учебник “Начальный курс географии” Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, “Дрофа”, М- 2017 г.; Тип урока: комбинированный.Цели: способствовать формированию представлений о земле...

Технологическая карта урока географии "Движение земной коры" 6 класс

Технологическая карта урока разработана с целью создания условий для формирования представлений обучающихся о видах движений  земной коры,  землетрясениях и вулканах на уроках географии....

Урок географии в 5 классе по теме «Движение земной коры»

Урок географии на тему «Движения земной коры. Землетрясение» предназначен для 5 класса с использованием системно - деятельностного подхода. Данная разработка ориентирована на УМК  А.И...