Разработка урока географии в 6 классе «Движение земной коры. Вулканизм»
план-конспект урока по географии (6 класс)

Некрасова Елена Борисовна

Учебник “Начальный курс географии” Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, “Дрофа”, М- 2017 г.;

 

Тип урока: комбинированный.

Цели: способствовать формированию представлений о землетрясениях, вулканизме, горячих источниках и гейзерах; создать условия для формирования умения выявлять закономерности распределения землетрясений и вулканизма, устанавливать с помощью географических карт главные сейсмические пояса на Земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekrasova_e.b._urok_geografii.docx431.82 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Некрасова Е.Б.

6 класс, география.

Урок «Движение земной коры. Вулканизм»

Используемые ресурсы:

-физическая карта мира;

-учебник “Начальный курс географии” Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, “Дрофа”, М- 2017 г.;

-атласы, контурные карты;

-интерактивная доска, компьютер;

Тип урока: комбинированный.

Цели: способствовать формированию представлений о землетрясениях, вулканизме, горячих источниках и гейзерах; создать условия для формирования умения выявлять закономерности распределения землетрясений и вулканизма, устанавливать с помощью географических карт главные сейсмические пояса на Земле.

Методы и формы обучения: 

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический.

Формы: индивидуальные, фронтальные.

Основные понятия: сейсмические пояса земли, землетрясения, очаг, эпицентр, вулканы, магма, жерло, лава, горячие источники, гейзеры.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: овладение знаниями и навыками применения знаний о движениях литосферы и стихийных природных явлениях, происходящих в земной коре, в возможных чрезвычайных ситуациях.

Метапредметные УУД: формировать и развивать умения вести самостоятельный поиск и отбор информации, а также представлять ее с помощью информационных технологий. Формировать и развивать творческие способности учащихся при создании модели вулканов.

Личностные УУД: знать и объяснять понятия «эпицентр», «очаг землетрясения»,«сейсмически активный район»; определять интенсивность землетрясений по 12-бальной шкале. Знать и объяснять понятия «очаг магмы», «кратер», «жерло», «лава», «гейзер», виды вулканов; определять положение Тихоокеанского огненного кольца. Обозначать на к/к действующие вулканы.

Ход урока:

Организационный момент.

Создать благоприятный психологический настрой на работу и условия для

формирования потребности в  «открытии» новых знаний.

Подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Проверка домашнего задания

Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включиться в учебную деятельность, уточнение тематических рамок урока.

Давайте вспомним, с какими основными понятиями мы познакомились на последнем уроке.

  1. Земля состоит из  (трех) слоев.
  2. Внутри Земли находится (ядро).
  3. В раскаленном состоянии до 2000 градусов и более находится (мантия и ядро).
  4. Верхняя оболочка Земли это Литосфера
  5. Самая верхняя часть литосферы это (Земная кора.)
  6. Земная кора состоит из материковой  и  (океанической).
  7. Какая земная кора имеет больше мощность? (материковая)
  8. Какой слой горных пород отсутствует в океанической земной коре? (Гранитный.)

Сделайте вывод: «Почему нужно изучать земные глубины?»

На доске мы с вами видим  контуры современных материков, но их расположение не совсем нам привычно. Почему?

Какой древний материк мы с вами можем назвать?

Около 200 млн лет назад на Земле был единственный гигантский суперконтинент, который назывался Пангея. Прошло 50 млн лет, и во время юрского периода суша раскололась на два меньших суперконтинента, Лавразию и Гондвану.

Бескрайняя Лавразия включала в себя Северную Америку, остров Гренландия и всю сушу Европы и Азии.

В состав Гондваны входили Южная Америка, Африка, полуостров Индостан и Австралия. Интересно, что современная Антарктида находилась в самом центре Гондваны.

Поскольку континенты находятся в непрерывном движении, через миллиард лет они будут выглядеть совсем иначе, чем сегодня.

Изучение нового материала

Какие стихийные явления, связанные с литосферой вам известны?

Формулировка темы и целей урока:

Послушайте внимательно фрагмент текста.

Земля вздрогнула: её первая судорога длилась почти десять секунд. Треск и скрип оконных рам, звон стёкол, грохот падающих лестниц, разбудили спящих. Как бумажный разрывался потолок. В темноте всё качалось и падало. Земля глухо гудела.

О каком стихийном бедствии говорится в тексте?

Почему человек не может предотвратить эти явления?

К стихийным природным явлениям, связанные с литосферой относятся: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

 Работа с текстом учебника, пункт 1 §15, рис. 29, 30

В тетради учащиеся записывают число, тему урока: «Движения земной коры».  В тетрадь заранее вклеивается таблица к уроку:

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ -

ВУЛКАНЫ –

  1. Сейсмологи -

Вулканологи -

C:\Users\User\Desktop\slide-24.jpg

C:\Users\User\Desktop\hello_html_2c44a626.png

Землетрясения

На первый взгляд земная кора кажется совершенно устойчивой и неподвижной. В действительности земная кора постоянно перемещается, но большая часть изменений совершается медленно и не воспринимается органами чувств человека. Некоторые последствия смещения земной коры носят разрушительный характер, например, землетрясения.

Формулировка понятий учащимися, запись в тетради.

Землетрясения - подземные удары и колебания земной поверхности.

-Землетрясение имеет силу. Сила землетрясений - степень проявления землетрясения на земной поверхности, разрушение построек, нарушение природной среды.

Сила землетрясения оценивается по 12-бальной шкале Рихтера.

 Сила землетрясений:

1-2-3-4 балла – слабые (внутри здания чувствуется сотрясение);

5-6 баллов – сильные (колебания осуществляются в доме и на улице);

7-8 баллов – очень сильные (рушатся кирпичные здания);

9-10 баллов – разрушительные (на почве образуются трещины);

11-12 баллов – катастрофические (дома почти все разрушены, меняется земная поверхность).

Чтобы уменьшить количество жертв нужно, что уметь делать? (предсказывать землетрясения).

Сейсмология-наука о землетрясениях.

Сейсмологи – ученые, которые наблюдают, изучают землетрясения.

Сейсмограф – прибор, который измеряет и автоматически записывает малейшие движения, сотрясения земной коры.

Определите по рисунку силу землетрясения.

Запись понятий в тетради.

Работа с учебником, анализ рис.30 «Очаг и эпицентр землетрясения».

Очаг землетрясения - место на глубине, где образуется разрыв и смещение горных пород.

Эпицентр землетрясения - место на земной поверхности, находящееся над очагом.

-Самые сильные разрушения происходят в эпицентре, где подземные толчки направлены снизу вверх. Дальше от эпицентра колебания распространяются во все стороны волнообразно.

Большинство землетрясений приурочено к определенным районам нашей планеты которые называются сейсмическими поясами.

Просмотр видеоролика «Землетрясение – как оно происходит»

Что такое вулкан?

Землетрясения нередко являются сопутствующими природными явлениями перед началом грозного и величественного явления – извержения вулкана.

Давайте посмотрим на карту, что мы видим? Что районы распространения землетрясений совпадают с районами распространения вулканизма.

Постараемся разобраться в причинах возникновения этого грозного явления природы.

Как вы уже знаете, температура с глубиной повышается. Известно, что любое вещество при высокой температуре может оставаться в твердом состоянии при высоком давлении. Но все может измениться, если давление упадет. Это случается при разрыве земной коры, которое чаще всего возникает при землетрясении. В результате твердое вещество превращается в жидкое и выходит на поверхность, воспользовавшись любой трещиной. Так зарождается вулкан.

Физминутка

Проведение учебного эксперимента – извержение вулкана.

Работа с текстом учебника стр.51.п.2

Строение вулкана.

  • Под давлением расплавленная магма поднимается к земной поверхности по каналу, который называется жерло вулкана.
  • На вершине вулкана образуется чашеобразное углубление - кратер. Из него на земную поверхность изливается лава, выходят газы, водяной пар, вылетают пепел и камни (вулканические бомбы).
  • Кратеров может быть несколько. Их называют боковыми.
  • Излившаяся на поверхность магма, теряет часть газов и превращается в лаву. Застывшая лава образует конусы вулкана.

Классификация вулканов:

Действующие – извергавшиеся на памяти человечества Мауна – Лоа.

Потухшие – не извергавшиеся на памяти человечества Килиманджаро, гора Эльбрус, гора Казбек.

Вулканологи занимаются изучением вулканов.

Гейзеры.

В областях действующих и потухших вулканов подземные воды нагреваются и могут выходить на поверхность в виде горячих источников.

Горячий источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара под давлением. Гейзеры являются одним из проявлений поздних стадий вулканизма, распространены в областях современной вулканической деятельности.

Просмотр видеофрагмента «Долина Гейзеров».

Работа на контурной карте.

Обозначить на контурной карте действующие и потухшие вулканы мира используя географические координаты вулканов.

  1. 41° с.ш.; 14° в.д.
  2.  65° с.ш.; 16° з.д.
  3.  4° с.ш.; 9° в.д.
  4.  4° ю.ш.; 38° в.д.
  5.  8° ю.ш.; 104° в.д.
  6.  1° ю.ш.; 79° з.д.
  7.  56° с.ш.; 161° в.д.
  8.  20° с.ш.; 156° з.д.
  9. 19° с.ш.; 98° з.д.
  10. 20° с.ш.; 156° з.д.

Итоги урока. Рефлексия.

Обобщение полученных на уроке знаний.

Домашнее задание: §15 п.1-3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии. 7 класс.Развитие земной коры(по уч. Алексеева "Полярная звезда")

Это конспект урока по теме "Развитие земной коры" с использованием интерактивной карты ....

Урок географии по теме Движение земной коры. 6 класс.

ДВИЖЕНИЯ  ЗЕМНОЙ  КОРЫ.6 класс.Тема урока: «Движения земной коры»Тип урока*: традиционный урок с использованием информационных технологий. (*по С.Г. Манвелову).Цели урока: сформировать у уча...

Урок географии 7 класс "Движение вод Мирового океана" 2 местро на Всероссийском конкурсе "Мой лучший урок"

Данный урок исследовательского типа, по форме – урок – моделирование.Все этапы урока четко спланированы и выдержаны.Учитель верно ставит цель урока, на которую методически грамотно выводят учащихся.Си...

Урок географии "Из чего состоит земная кора"

Урок географии для 5 класса построен в соответствии с новыми стандартами....

План- конспект урока географии по теме «Движение земной коры. Землетрясение». 6 классЦель: формирование знаний о землетрясениях как особой формы активности литосферы. Задачи: • Дать определение понятий «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», се

Цель: формирование знаний о землетрясениях как особой формы активности литосферы.Задачи:Дать определение понятий «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», сейсмические пояса «сейсмограф»;Выяснит...

Урок географии по теме «Строение земной коры. Землетрясения»

Урок географии по теме «Строение земной коры. Землетрясения»Класс: 5Урок № 4 в составе темы "Литосфера"Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о строении земной коры, видах её ...