Урок географии. 7 класс.Развитие земной коры(по уч. Алексеева "Полярная звезда")
план-конспект урока по географии (7 класс)

Ульянова Елена Анатольевна

Это конспект урока по теме "Развитие земной коры" с использованием интерактивной карты .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_zemnoy_kory.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Развитие земной коры.

ЦЕЛЬ:

  • расширить знания о строении литосферы и ее основной части- земной коре
  • Познакомить с современными представлениями о тектоническом развитии земной коры
  • Сформировать представление  об основных положениях теории литосферных плит

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник ГЕОГРАФИЯ.КОНТИНЕНТЫ И СТРАНЫ.7 класс авт .А.И. Алексеев, В.В. Николина С.И .Болысов (Полярная звезда). М. Просвещение, атлас, тектоническая карта(интерактивная)мира, рабочая тетрадь, интерактивная презентация «Строение земной коры»

ТИП УРОКА: изучение нового материала

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :   Развитие земной коры. Формирование облика Земли. Цикличность тектонических процессов в развитии земной коры. Геологические эры. Литосферные плиты. Платформы. Срединно-океанические хребты. Теория  А. Вегенера.

СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ: работа с различными источниками информации(текстом, контурными картами, интерактивной картой)

ХОД УРОКА:

1.Орг.момент

2.Проверка домашнего задания по теме «Страны мира»

  1. Как страны мира отличаются друг от друга?
  2. Как подразделяются страны мира по политическому устройству? Приведите примеры.
  3. Какие показатели определяют экономическую мощь страны?

3.Изучение нового материала.

Земная кора-не статична. Она все время находится в движении. Ученые выделили несколько циклов в ее развитии. Крупные временные циклы называются эрами. Всего выделяют 5 основных эр. И в каждой из них с земной корой происходили преобразования.

Рассмотрим  рис.19  стр.29 учебника. Здесь показаны несколько этапов развития  земной коры.

Вопрос классу: Чем отличаются нижний и верхний рисунки?

Предполагаемый ответ: На нижнем рисунке земля показана как единое целое,а на верхнем-она разделилась на части

Учитель: Впервые  на сходство очертаний материков обратил внимание А. Вегенер. Он и выдвинул теорию о строении литосферных плит .Дал  обоснование.

Действительно   200 млн.лет   назад существовал один материк, который назывался Пангея.Но внутренние силы Земли постепенно разрывали его на части Так образовались современные материки. И это не конечный результат. современные материки также исчезнут, и появится новый большой материк. Таких циклов на Земле по подсчетам ученых было  5

Далее демонстрируется интерактивная модель «Движение литосферных плит»

Вся земная кора состоит из больших и малых блоков которые называются ЛИТОСФЕРНЫМИ  ПЛИТАМИ.(сравнение с пазлами)

Демонстрация интерактивной карты «Строение земной коры».

Задание классу: рассмотреть карту и найти на ней крупные литосферные плиты. Определить где проходят границы плит, и каковы составные части крупных плит.

Предполагаемый ответ: На каждой плите, кроме Тихоокеанской,  расположены материк и прилегающие части океана

Учитель:  плиты различаются не только размерами но и толщиной .Материковые- 30-50км.Океанические-5-15 км

Далее учитель рассказывает о движении плит  и демонстрирует «Схему движения плит»(дополнительная информация на интерактивной карте).

При столкновении материковой и океанической плит –образуется глубоководный желоб, при  столкновении материковых плит-складчатые пояса(горы)(демонстрация схемы)

Плиты сталкиваются друг с другом, некоторые  наоборот расходятся и все это происходит с различной скоростью(демонстрирует схемы из интерактивной карты «Схождения и расхождения плит»)

Обращает внимание на стрелки и цифры подписанные к ним. Скорость движения плит в см в год.

Вопрос классу: В каких местах скорость движения самая большая?

Предполагаемый ответ: в районе Тихого океана, там где он контактирует с материками, а также Индоавстралийской и Африканской плит.

Учитель: Именно здесь на окраинах Тихоокеанской плиты происходят и самые сильные и разрушительные землетрясения. Оно так и называется  Тихоокеанское огненное кольцо.(демонстрирует схему на интерактивной карте)

Таких мест на Земле несколько-вторая зона-Средиземноморско-Азиатский пояс  и  на дне Атлантического и Индийского океанов. Но самый активный –Тихоокеанский.(показывает на карте)

Учитель: (на интерактивную карту выводятся названия вулканов). Показывает самые известные вулканы  и называет их.

Вопрос классу: какая закономерность наблюдается при размещении вулканов?

Предполагаемый ответ: вулканы,  в основном, тоже располагаются на границах литосферных плит

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА В КОНТУРНЫХ КАРТАХ(класс):

Задание: 1.Обозначить границы литосферных плит( черным цветом)

Задание 2.Подписать названия плит(синей ручкой, печатными буквами)

Задание3.Обозначить Тихоокеанское огненное кольцо(пунктирной линией красного цвета)

Задание 4.Подписать названия вулканов, расположенных в зоне Тихоокеанского огненного кольца

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ(по желанию уч-ся):

К доске вызывается  1 ученик и выполняет задание №1  непосредственно на  интерактивной карте.(С интерактивной карты убираются слои    ВУЛКАНЫ,ГРАНИЦЫ ЛИТОСФЕРНЫХ ПЛИТ,ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ  .)

Затем  следующий уч-ся –задание №2 и т.д.

После каждого выполненного задания учитель возвращает на карту убранный слой, таким образом  можно сравнить ответ ученика, правильно ли он нанес объект на карту.

ВОПРОСЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

Как происходило формирование облика нашей планеты?

Почему говорят о циклическом развитии земной коры?

Назовите  основные геологические эры в развитии природы Земли?

В чем суть гипотезы литосферных плит

ИТОГ УРОКА: выставление оценок, рефлексия(что  непонятно, какие сложности возникли при усвоении материала)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: прочитать дома п.8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Горные породы, слагающие земную кору" 6 кл

Цели и задачи урока:Обучающие: сформировать представление об отличиях минералов и горных пород , происхождении магматических, осадочных, метаморфических горных пород.Развивающие: сформировать простейш...

Урок по теме "Движение земной коры."

Урок составлен по ФГОС  ( с учетом развития УУД на уроках географии)...

Открытый урок на тему: "Развитие земной коры"

Строение земной коры. Основные тектонические структуры: платформы и складчатые области, история их формирования....

урок географии "Путешествие в земной коре"

Цель урока: определить состав земной корыЗадачи:Обучающие:-Учить различать различные типы горных пород ( магматические, осадочные, метаморфические)-Отрабатывать понятийный аппарат по теме «Земная кора...

Технологическая карта урока географии "История развития земной коры. Геологическое летоисчисление"

Технологическая карта урока географии "История развития земной коры. Геологическое летоисчисление"...

Презентация + конспект урока по теме "Движение земной коры"

Презентация и технологическая карта урока географии в 5 классе к учебнику Дронова...

Урок по теме "Движения земной коры"

Урок разработан по ФГОС...