Главные вкладки

    Презентация + конспект урока по теме "Движение земной коры"
    план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

    Горбунова Наталья Васильевна

    Презентация и технологическая карта урока географии в 5 классе к учебнику Дронова

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dvizhenie_zemnoy_kory.rar2.55 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Движения земной коры»

    Цель урока

    Сформировать представления об движениях земной коры, о формах рельефа образованными горизонтальными и вертикальными движениями земной коры.

    Задачи урока

    Образовательные:

     - расширить знания о  разнообразных формах рельефа.

    Развивающие:

    - развитие познавательных интересов учащихся;

    - умения работать с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы;

    - развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

    Воспитательные: воспитание культуры общения.

    УУД

    Личностные УУД:

    - развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению;

    - развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.

    Регулятивные УУД:

    - умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока;

    - планировать свою деятельность под руководством учителя;

    - оценивать работу одноклассников работать в соответствии с поставленной задачей;

    - сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

    Познавательные УУД:

    - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям;

    - структурировать знания;

    - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

    - делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

    Коммуникативные УУД:

    -сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

    Планируемые результаты

    Предметные:

     - Расширить знания о формах рельефа Земли и причинах образования различных форм рельефа.

    -  Получить знания о, причинах изменения рельефа Земли.

    - Сформировать понятия о горизонтальных и вертикальных движениях земной коры, сброс, горст, грабен.

    - Устанавливать причинно- следственные связи о том, какие формы рельефа образуют вертикальные и горизонтальные движения земной коры, какое влияние оказывает движение земной коры на залегание горных пород.

    - Объяснять, причины возникновения вертикального и горизонтального движения земной коры

    - Научить применять знания о движении земной коры, использовать их в новых условиях.

    -Уметь работать сразличными источниками географической информации.

    Личностные:

    - Осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

    - Продолжить формирование у учащихся навыков межличностного общения, воспитания сотрудничества.

    Метапредметные:

    - Продолжать обучать приемам самостоятельной познавательной деятельности.

    - Развивать логическое мышление, речь и внимание.

    - Формировать информационную культуру, компьютерную грамотность и потребность в приобретении знаний.

    - Продолжить формирование умения работать с различными  источниками информации.

    -Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи;

     -Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;

    -Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

    Межпредметные связи

    Информатика, изобразительное искусство метапредметные умения работы с внетекстовым материалом картины, атлас, фотографии.)

    Ресурсы урока

    Учебник, атласы, глобус, компьютер, проектор, интернет, ЭОР, рабочая тетрадь. www.yandex.ru,карты геологические

    Формы урока

    Фронтальная, индивидуальная.

    Технологии

    Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве. Игра, повторение, обобщение, практическая работа.

    Организационная структура урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучаемых

    Формируемые УУД

    1. Орг. момент

    Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку.

    Подготовка к уроку приветствие учителя

     Самоконтроль готовности к уроку

    2. Проверка выполнения домашнего задания. Актуализация знаний

    Слайд 1 Предлагает вопросы

    Выясняет опорные знания.

    1. Что такое литосфера?
    2. Какие виды земной коры вы знаете?
    3. Чем они различаются?
    4. Что такое рельеф и  форма рельефа?
    5. Дополните предложения:

    - Горы, возвышенности холмы, на суше и дне океанов называют__________ формами рельефа.

    - Котловины, морей, озер, овраги, балки называют _________ формами рельефа.

    4.Приведите примеры форм рельефа по размерам.

    5. Под воздействием каких сил формируется рельеф?

    Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

    Выдвигать версии –Р

    К - Излагать свое мнение, понимать позицию другого, корректировать свое мнение под воздействием контраргументов

    Л - Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, выбирать, как поступить,

    3.Мотивация учебной деятельности

    Предлагает посмотреть Слайд 2 На крутых берегах, обрывах и скалах очень часто можно увидеть разнообразное залегание горных пород. Они могут залегать горизонтально, вертикально, с разрывами или смяты в складки.

    Рассматривают рисунки слайда

    Анализировать , устанавливать причинно-следственные связи (П)

    Формирование мотивационной основы учебной деятельности. Осознание цели урока (Р)

    4.Создание проблемной ситуации

    Создаёт проблемную ситуацию

    - Как вы думаете, почему такое происходит?

    Вывод: Характер залегания горных пород зависит от движения земной коры.

    - Можете мне назвать причины движения земной коры?

    Везде ли земная кора поднимается или есть места, где она опускается? С какой скоростью это происходит, где быстрее, где медленнее?

    - А хотите узнать?

    - Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

    Слайд 3 - Итак, тема урока «Движения земной коры»

    Отвечают на вопросы.

    Земная кора движется

    Учащиеся затрудняются ответить

    Учащиеся формулируют самостоятельно тему и цели урока.

    5.Изучение нового материала

     Слайд 4 Движения земной коры в зависимости от направления делят на вертикальные и горизонтальные.  

    Запишите это в тетради стр.57, задание 24

    Слайд 5 - Горизонтальные движения земной коры — это движения, параллельные поверхности Земли. Они происходят из-за перемещения литосферных плит.

    Слайд 6 Причина их перемещения – движение вещества мантии. Так как верхняя мантия находится в пластичном состоянии, то, нагреваясь снизу, магма поднимается вверх, где охлаждается и опускается вниз; затем – опять нагревается, образуя конвективные движения. В том месте, где магма поднимается, она разрывает земную кору, застывая по краям разлома, образуя хребты.

    - Скажите, а где, на суше или в океане легче разорвать земную кору?

    Слайд 7- Конечно, в океане земная кора тоньше и поэтому в основном разрывы происходят именно там. Именно в океанах происходит раздвижение литосферных плит.

    - В том месте где плиты сходятся, образуются горы или

    глубоководные желоба.

    - Движутся плиты медленно.

    Слайд 7 (щ)Подсчитайте, на сколько км удалится Австралия от Южной Америки за 10 млн. лет, если скорость движения литосферных плит 3см в год.

    (щЩ )3х10 000 000=30 000 000 = 300км

    Проявляют познавательную инициативу.

     Заполняют таблицу.

    Дети выполняют задания в тетради

    называют и записывают данные в таблицу: «вертикальные и горизонтальные движения земной коры»

    Выдвигают предположения, связанные с толщиной коры.

    Поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей(П). Выполнение  учебных действий в соответствии с заданием (Р). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)

     Запись в тетрадь полученных данных  из учебника и слайдов(Р)

    1. Первичное закрепление

    Выполните задание №26 в тетради стр.59

    Самостоятельно заполняют тетрадь

    7. Изучение нового материала

    Слайд 8 - О том, что земная кора испытывает вертикальные поднятия, можно судить не выходя из нашего класса. Посмотрите в окно, вы видите меловые горы.

    - Где и из чего образуется эта горная порода?

    - Правильно мел образуется из раковин моллюсков, обитающих в океане. Следовательно, наша местность некогда была покрыта водами океана, а затем земная кора поднялась.

    - В горных районах земная кора поднимается более интенсивно. Карпаты поднимаются на 1-2 см. в год.

    - Есть районы, где земная кора наоборот опускается. Слайд 9 Например, территория Нидерландов. Им приходится строить дамбы, чтобы не затопило часть территории страны.

    Выдвигают предположения, отвечают на поставленный вопрос.

    Поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей(П). Выполнение  учебных действий в соответствии с заданием (Р). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)

     Запись в тетрадь полученных данных  из учебника и слайдов(Р)

    8.Первичное закрепление

    Выполните задание №28 в тетради стр.60

    Самостоятельно заполняют тетрадь

    9. Изучение нового материала

    Слайд 10 Движения земной коры изменяют залегание горных пород. Осадочные горные породы, образующиеся в океанах, морях, озерах, залегают горизонтальными слоями: сверху находятся более молодые горные породы, снизу – более древние. Однако в результате движения земной коры такая закономерность нарушается. При горизонтальном движении – мягкие горные породы сминаются в складки, а твердые трескаются с образованием разломов. По линиям разломов, в результате вертикальных движений земной коры одни участки земной коры поднимаются, образуя – горсты, а другие опускаются, образуя грабены. Часто грабены заполняются водой, образуя озера.  Озера Байкал, Ньяса и Танганьика, как раз расположены в трещинах земной коры.

    Поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей(П). Выполнение  учебных действий в соответствии с заданием (Р). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)

     Запись в тетрадь полученных данных  из учебника и слайдов(Р)

    7. Физкультминутка

    Играют

    Первичное закрепление

    Выполните задание №30 в тетради стр.60

    Самостоятельно заполняют тетрадь

    8. Закрепление нового материала: выполнение практической работы в рабочей тетради, ответы на вопросы   по новой теме

    Слайд 11 Выполните задание №27 в тетради стр.59

    1. Движения земной коры в зависимости от направлений делят на____________, ________?

    2.Какие формы рельефа могут образоваться в результате горизонтальных движений земной коры?

    3.В результате каких движений земной коры изменяются очертания континентов?

    4.Каково первичное залегание осадочных горных пород? Как оно может измениться?

    5. Найдите территорию вашего места проживания. Соотнесите с картой движения земной коры. Определите,  что происходит  с территорией,  поднятие или опускание?

    Самостоятельно заполняют тетрадь

    Отвечают на вопросы:

    Использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности

    Определяют по  слайду № 11   на территории России  места, где происходят поднятия а где опускания.

    Рассуждение (Л), поиск нужной информации, по полученным данным, установление причинно-следственных связей (П).

    Формулирование ответов, применяя полученные знания. Выполнение  учебных действий в соответствии с заданием (Р) Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К).

    9.Рефлексия

    Слайд 12 «Свободный микрофон»

    Самооценка за работу на уроке

    Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения.

    Оценка достигнутых результатов (Р)

    10. Домашнее задание

    Слайд 13  Дает и инструктирует выполнение домашнего задания.

    §24, выучить определения

    Записывают домашнее задание.

    Реализация условий для выполнения домашнего задания всеми учащимися


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока "Породы, слагающие земную кору"

    Тема урока:  Породы, слагающие земную кору.Цели урока:Обучающие:создание  условия  для усвоения  учащимися знаний терминов: «горные породы»,  о  происхождении магматическ...

    План-конспект урока "Способы изображения земной поверхности" 5 класс

    Цель урока - овладение первичными основами картографических знаний, формирование пердставлений о видах изображения земной поверхности.Изучение нового материала построено в форме групповой работы, в ос...

    Презентация + конспект урока по теме "Изображение земной поверхности"

    Технологическая карта и презентация по теме "Изображение земной поверхности". Урок географии в 5 классе к учебнику Дронова....

    Конспект урока географии "Изображения земной поверхности" 5 класс»

    Используется системно-деятельностный подход....

    Конспект урока "Виды изображения земной поверхности" для обучающихся 6 класса

    Практикум по ознакомлению с различными видами изображения Земли. Урок построен в рамках технологии критического мышления. Групповая работа ведется в рабочих листах.В уроке используются картины павлово...

    Разработка урока "Породы, слагающие земную кору", 6 класс, учебник Е.М.Домогацких,Н.И.Алексеевский

    Конспект урока составлен по Географии, автор Е.М.Домогацких,Н.И.Алексеевский.На уроке применятся все виды работ....