Презентация + конспект урока по теме "Изображение земной поверхности"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Горбунова Наталья Васильевна

Технологическая карта и презентация по теме "Изображение земной поверхности". Урок географии в 5 классе к учебнику Дронова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazheniya_zemnoy_poverhnosti.rar1.86 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Изображения земной поверхности».

Цель урока: сформировать представления о видах изображения земной поверхности, продолжить обучение анализировать, оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы.

Планируемые результаты:

- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

-метапредметные:  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

- предметные: знать виды изображения земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок, анализировать атласы, различать его карты по охвату территории и тематике.  

Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: объяснять роль различных источников географической информации, выявлять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов, анализировать и оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы; составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации.

- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

 Тип урока: комбинированный.

 Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

 Оборудование: глобусы, карта полушарий, атласы, компасы, проектор, презентация

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный момент

 

Приветствует учеников, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу

Л: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительное отношение к учителю и одноклассникам

2.Актуализация опорных знаний

3.Создание проблемной ситуации

Постановка проблемной ситуации. Слайд1

- Представьте такую ситуацию. Мы с вами отправляемся в поход. Что нам необходимо с собой взять? (еду, спички, компас).

- Зачем нам компас? Как им пользоваться?

- Какие стороны горизонта вы знаете? (основные и промежуточные)

- Что такое азимут? Определите азимут (на центр классной доски)

- Что делать, если компас забыли? Как ориентироваться в лесу?

- Скажите, а что еще бы нам очень пригодилось в походе, кроме компаса для лучшего ориентирования на местности? (карта)

- А почему не глобус? Он ведь больше похож на нашу планету? Или фотографии местности?

- Затрудняетесь ответить? Давайте разберемся в этом вопросе.

- Поэтому тема нашего урока «Изображения земной поверхности», а цель сравнить эти изображения.  Слайд2

Вспоминают ранее изученный материал. Вступают в диалог, проговаривают, осознают. Определяют, каких знаний им не хватает.

Анализируют предложенную ситуацию, высказывают своё мнение, отвечают на вопросы.

 Формулируют тему урока

 Высказывают предположения на поставленные вопросы (П). Раскрывают имеющиеся знания(П). 

Вступают в диалог (К), выявляют противоречие, осознают, каких знаний не хватает (П). 

Осознают цель предстоящей деятельности. Называют тему. (Р,П,К)

4.»Открытие» новых знаний

5.Применение нового знания

6. Продолжение новой темы

- У нас в повседневной жизни возникают моменты, когда нам необходимо выбрать определенный вид изображения земной поверхности, будь то путешествие или выбор участка для дачи.

- Ваша задача сейчас состоит в том, чтобы сравнить между собой разные виды изображения земной поверхности по предложенному плану, а потом мы попробуем определить какой вид изображения в какой жизненной ситуации нам поможет.

 Индивидуальная работа

- Все необходимое для исследования у вас есть – это план местности (атлас стр.21 ,карты (атлас стр.24, глобус, фотографии и аэрофотоснимки на слайде). Слайд3

- Ваша задача ответить на вопросы, представленные в таблице

Признаки

План местности

Аэрофото-снимок

Карта

Глобус

Фотография

Объекты более похожи на их реальное изображение, на местности

-

+

-

-

+

Можно узнать названия городов, реки и т.д.

+

-

+

+

-

Можно определить тип леса, луга, дорог, мостов

+

-

-

-

-

Вид сверху

+

+

+

+

-

Изображены все объекты, видимые сверху

-

+

-

-

-

Изображены только важные объекты

+

-

+

+

-

Объекты изображены условными знаками

+

-

+

+

-

Можно точно измерить расстояния

+

+

+

+

-

Можно определить направления (север-юг)

+

-

+

+

-

Слайд4 Вывод по таблице (сравнение): план местности отличается от аэрофотоснимка, тем, что местность на плане изображена с помощью условных знаков, в уменьшенном виде. Отличие карты и глобуса от аэрофотоснимка в обобщении изображенных объектов.

- Хорошо, мы сравнили. Проблемная ситуация

- Давайте представим такую ситуацию, вы предприниматели и собираетесь приобрести земельный участок, каким вид изображения земной поверхности вы воспользуетесь и почему?

- Где остальные виды изображений мы можете использовать?

- А людям каких профессий может понадобиться план местности? (строителям, летчикам, археологам, путешественникам и др).

- Но чтобы правильно ориентироваться на плане местности, необходимо знать условные знаки.  Слайд5

Условные знаки – азбука карты

      Без них нельзя понять изображение местности на плане. На старых карта знаки были рисованными. А сейчас используют графические. Рассмотрите предложенные изображения, сравните их.  

Рисованные                                                                   Графические

1211

         Требования к           изображению:  Слайд5(щелчок)

        1. Простота

        2. Непохожесть друг на друга

           3. Отдаленное сходство с  изображаемым предметом

Слайд5 (щелчок)

Главные точки –4

Традиционные цвета-  Слайд6

Синий                          Коричневый                 Зеленый                    Черный310167

Работают с планом местности, фотографиями, картами атласа, глобусом

Высказывают предположения

Слушают (записывают в тетради, если есть время)

Л: готовность к самообразованию; поиск необходимой информации.

М: умение работать с различными источниками информации Работают с дополнительной литературой, анализируют полученную информацию (П)

Обмениваются полученной  информацией (К), запоминают новое понятие (П).

Просматривают (П), сравнивают изображения (Р) принимают участие в диалоге с учителем (К)

Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р)

7.Применение нового знания

- Зная условные знаки можно даже составлять рассказы-путешествия.

                   Попробуйте прочитать предложенный рассказ. Слайд 7

                                            (см. Приложение)

Выполняют задания

 

Л: выполняют действия по заданному образцу

9.Закрепление

«Путешествие по плану местности» (атлас стр.21)

Демонстрируют знания, понимание (П). Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р)

10.Рефлексия

На экране слова, с помощью которых ученики оценивают свою работу на уроке: Слайд 8

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…

Оценивают свою работу на уроке

Самооценка, саморегуляция

11. Д/ з.

§13, задания в тетради 7, 8 стр.26 Слайд 9

Записывают д/ з

 

Рассказ-путешествие.    «В гости к леснику»

      Наш путь  шел от             до                  

через                                  Андога.    Затем мы двигались по          

вдоль к                                                                      

4

К   вечеру мы   вошли в             , прошли 2 км

,и у                                     сделали привал.2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок: Изображение неровностей земной поверхности на плане.

В данной разработке  представлена  структура и ход  урока. Использованы материалы Интернет-ресурса....

План-конспект урока "Способы изображения земной поверхности" 5 класс

Цель урока - овладение первичными основами картографических знаний, формирование пердставлений о видах изображения земной поверхности.Изучение нового материала построено в форме групповой работы, в ос...

Презентация к уроку "Виды изображений земной поверхности"

Цель урока - овладение первичными основами картографических знаний, формирование предствалений о видах изображений земной поверхности (глобус, план местности, географическая карта, аэрофотоснимок, сни...

Конспект урока географии "Изображения земной поверхности" 5 класс»

Используется системно-деятельностный подход....

Конспект урока "Виды изображения земной поверхности" для обучающихся 6 класса

Практикум по ознакомлению с различными видами изображения Земли. Урок построен в рамках технологии критического мышления. Групповая работа ведется в рабочих листах.В уроке используются картины павлово...

Урок географии "Изображение земной поверхности на карте" 6 класс

Урок изучения нового материала.Урок является четвёртым в теме «Географическая карта» и восьмым от начала учебного года. В данной теме занимает одно из главных мест....

Методическая разработка урока географии «Изображения земной поверхности: план, карта, глобус» - 5 класс

Аннотация к урокуДанный урок является последним при изучении темы «Изображения земной поверхности: план, карта, глобус» в 5 классе и проводится с целью повторения изученного и ...