Урок географии "Изображение земной поверхности на карте" 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Миронова Лидия Сергеевна

Урок изучения нового материала.Урок является четвёртым в теме «Географическая карта» и восьмым от начала учебного года. В данной теме занимает одно из главных мест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_izobrazhenie_zemnoy_poverhnosti_na_karte.6_klass.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Миронова Лидия Сергеевна

Район

Сокольский

Место работы

Сокольская средняя школа

Должность

Учитель географии

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Общественно-научные предметы, география

Класс

6 класс

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Домогацких Е.М., Алексеевский  Н.И.  География. 6 класс  учебник  для общеобразовательных учреждений.- М: “Русское слово”, 2015

Рабочая программа по географии, составленная на основе программы основного общего образования по географии :География.ДомогацкихЕ.М.,Алексеевский Н.И.-М.:Русское слово,2015г.

Тема учебного занятия

Изображение земной поверхности на карте.

Тема урока  или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Урок изучения нового материала.

Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Урок является четвёртым в теме «Географическая карта» и восьмым от начала учебного года. В данной теме занимает одно из главных мест.

Учебная задача

  • Открыть способ …
  • Вовлечь  учащихся  в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную,  рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …
  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

-Открыть способ продуктивного взаимодействия учащихся.

Вовлечь учащихся в коммуникативную деятельность   по обсуждению темы.    Создать условия для формирования дискуссии по заданной теме.

Овладеть теоретическими знаниями   в   области  картографии    и способами их практического использования.

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

 Научатся называть и показывать относительную и  абсолютную высоту, горизонтали, отметки высот.

Получат возможность научиться определять относительные и абсолютные высоты точек земной поверхности на планах местности, составлять описание форм рельефа и их очертаний.

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся овладеют умением применять имеющиеся знания в решении практических задач.

Обучающиеся получат возможность научиться высказывать свою точку зрения и аргументировать свою позицию, выявлять главное.

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся осознают ценность географического знания, как важного компонента научной картины мира.

Обучающиеся получат возможность для формирования  понимания собственной деятельности.

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

Учащиеся имеют опыт индивидуальной и групповой работы.

Знают основные понятия по теме «Географическая карта»: план, условные  знаки, масштаб, легенда карты ,топографическая и географическая карты.

Могут  определять существенные признаки плана, карты и глобуса

Могут организовывать свою деятельность на уроке.

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Тестовая  работа.

Характеристика достижений и положительных качеств учащихся на основе беседы с учителями и родителями.

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

Домогацких Е.М., Алексеевский  Н.И.  География. 6 класс  учебник  для общеобразовательных учреждений.- М: “Русское слово”, 2015

Журнал «География в школе»


  • http://www.vseozemle.ru 

  • http://www.geoglobus.ru 

  • http://www.nn.ru 

  • http://www.library.stroit.ru/articles/nivelir/index.html

 

Техническое обеспечение

Модель нивелира ,компьютер, учебник,  мультимедийный  проектор, экран.


Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

Этап урока

Подэтап урока

Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока)

Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

  • Предъявление учителем своей индивидуальности
  • Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества

Создание комфортной психологической атмосферы урока

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

  • Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом)
  • Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.

1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»

  • Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п.
  • Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания»

Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

•        Формулирование цели урока как  прогностической модели ожидаемого результата

•   Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

  • Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире
  • Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности).

Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

  • Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними
  • Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности

Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

  • Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях
  • Построение системы конкретно-практических задач

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

  • Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи -  учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

  • Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения

Сценарий  проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП

Подэтап урока или другой формы УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на урок.

-Добрый день, дорогие ребята. Я рада видеть вас на уроке. Занимайте свои места.

-С каким настроением вы пришли на этот  урок?

-Каким бы вы хотели увидеть наш урок?

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Дети предлагают свои ответы.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

        Выявляет уровень знаний. Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале.

1.Определите азимут на предметы:  

 Image1030Image1031

2.Какие виды масштаба вы знаете?

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

 

 Отвечают на вопросы учителя.

1.3. Создание проблемной ситуации

Создание мотивационной ситуации посредством проведения эвристической беседы и диалога.

-Что изображено на рисунке?

-Можно ли на этом рисунке  подробно рассмотреть ту местность, которая на нём изображена? Опишите её.

Учащиеся слушают информацию от учителя. Затем участвуют в эвристической беседе, высказывая своё мнение, предлагая свои варианты ответов на поставленные вопросы.

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Диалог , направленный на формирование цели урока.

- Вы знаете, что на планете есть овраги и холмы. Попробуйте нанести  на чистый лист бумаги (карту)участок занятый холмами и оврагами.

-Что не получается?

-Почему мы не можем это сделать?

-Что нам не хватает?

-Вы не можете ответить на эти вопросы ,зато вы сформулировали проблему, которую нужно решить.

Тема сегодняшнего урока: «Изображение неровностей на топографической и географической картах»

Наш цель: «Сформировать представление о способах изображения рельефа на топографической и географической картах.»

 

Учащиеся делают выводы. Анализируют ситуацию, Вступают в спор.

Записывают тему урока в тетрадь.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Диалог (подводящий), направленный на:

1)побуждение к выдвижению гипотезы; 
2) проверку гипотезы.

-Представьте себе, что вы хотите купить себе домик в деревне на берегу Волги .Но один из берегов Волги весной может подтапливаться водой. Но какой именно ты  не знаешь.Что же нам делать?Как выяснить на каком берегу покупать дом?

У нас с вами сейчас две версии: затопит и не затопит.

-Почему вы не можете мне сказать сразу: затопит или нет?

Организует  работу с текстом учебника.Демонстрирует прибор и обьясняет его устройство.

- В этом нам с вами может помочь специальный инструмент называется он – нивелир.

Нивелир представляет собой деревянный брусок длиной 1м,  с прикрепленной к его концу поперечной планкой. В середине планки вбивается гвоздь, к которому привязывается отвес – тонкая крепкая нить с небольшим грузом.  

  Чтобы измерить высоту склона нивелиром, необходимо установить прибор у подножия, в нашем случае, у уреза воды, строго вертикально, по отвесу. Горизонтальная планка должна быть направлена к склону холма. Глядя вдоль планки, необходимо отметить, в какую точку она направлена. В эту точку вбивается кол. Поскольку высота прибора 1м, вбитый колышек показывает превышение в 1м над уровнем воды. Затем нивелир переносят в  место вбитого колышка и смотрят, куда необходимо вбить второй колышек. Таким образом, проводится измерение до вершины холма. В нашем случае вершина холма оказалась на высоте ---  м.

 Зальет ли наш домик водой?

Прочтите в учебнике стр. 47 и ответьте на вопрос: какую высоту мы нашли – относительную или абсолютную?

Организует работу  с рисунком и текстом учебника.

Посмотрите на рисунок:

Image1034

- Какая же высота у данного холма?

Чтобы правильно ответить на вопрос, нам необходимо выяснить, а что же такое абсолютная высота.

Найдите определение в учебнике стр.48  

 -Чего не хватает на нашем рисунке? (уровня морового океана)

Каждый раз изображать океан нам неудобно, да и делать этого не нужно, это уже сделали за нас картографы.

 Взгляните на топографическую карту в ваших атласах (стр. ), как изображается там высота местности?

- Представьте, что вы пошли на экскурсию.

Придя к холму дали задание: измерить высоту склонов. Вы это сделали, а затем один из вас в каждой группе взял ведро с краской и побежал соединять вбитые колышки. Причем один соединил все колья с отметкой 1м, другой 2м, третий 3м и т.д.

 Затем вы поднялись на воздушном шаре, что вы увидели?

Горизонтали  – линии на карте, соединяющие точки с одинаковой высотой.

Горизонтали проводят на  типографической карте через 1,5,10,15,25,50 метров.

Про такие линии говорят, что они проведены сечением в 1м.

Если сечение 1м., то горизонтали будут 1,2,3,4,5 и т.д.

Если сечение 5м., то горизонтали будут 5,10,15,20 и т.д.

Высоту, на которой проведена горизонталь, показывает цифра, подписанная рядом с ней. Вершины цифр всегда направлены в сторону повышения склона.

-Как же нам определить по какому склону легче всего подняться на вершину.

Определите, какой склон круче по рисункам на доске.

      

-На рисунках изображена яма и холм? Чем отличаются эти рисунки? Image1036Image1037

Эти черточки называются берг-штрихами. Это короткие линии, которые показывают направление склонов.

Если черточки наружу – это холм; если во внутрь – это яма.

На картах для изображения рельефа применяется послойная окраска.

Доказывают свою точку зрения(не знаем высота места, на котором стоит дом)

Знакомятся с новой информацией. Записывают определение в тетрадь.

Подсчитывают и отвечают (4 м)

Отвечают на поставленный вопрос.(нет)

Извлекают необходимую информацию из текста учебника.

 Отвечают на вопрос (Мы нашли высоту склона относительно реки)

Записывают определение в тетрадь. (относительная - превышение по отвесу одной точки земной поверхности над другой).

Находят данное понятие в учебнике стр.и записывают определение в тетрадь.(абсолютная высота-

 это превышение точки земной поверхности по отвесу над уровнем моря.)

Работают с атласом, извлекают необходимую информацию.

Отвечают на поставленный вопрос.(линии)

 Сталкиваются с проблемой. Находят пути решения проблемы. Знакомятся с понятием горизонтали.

Учатся читать карты по горизонталям

Работают с рисунком на доске. Учатся сравнивать, делать вывод ( Для этого необходимо посмотреть на расстояние между горизонталями. Чем они ближе друг к другу, тем склон круче и наоборот.)

Работают с рисунком на доске.(чёрточки на одном рисунке изображены  внутрь, а  у другого наружу)

Знакомятся с понятием бергштрихи.

Учатся читать карты по бергштрихам.

Производят поиск информации. Определяют высоты и глубины на физической карте с помощью шкалы высот и глубин.

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

- В  качестве закрепления, предлагаю выполнить задания .

Задание.

  • Какая форма рельефа изображена на рисунке? (холм)
  • Какова абсолютная высота? (49м)
  • Через сколько метров проведены горизонтали? (10м)

  • Какой склон более крутой? (северо – восточный)

Тестовые задания.

1. С помощью каких линий можно определить направление вниз по склону: 

а) горизонталей

б) бергштрихов

в) вертикалей

2.   Превышение одной точки местности над другой называется:

а) относительной высотой

б) абсолютной высотой

в) нулевой отметкой                   в) масштабом

3. Уровень какого моря служит исходной нулевой отметкой:

а) Белого

б) Баренцева

в) Балтийского

г) Берингова

4.  Абсолютная высота указана:

а) в метрах                               б) в километрах

в) в процентах                         г) в зависимости от масштаба

5.   Точкой с числом обозначают:

а) относительную высоту холма

б) абсолютную высоту холма

        (ответы:1б,2а,3в,4а,5б)

Учащиеся  знакомятся  с заданиями и выполняют их. Структурируют знания.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Организует работу по применению новых знаний. Выявление уровня освоения каждым обучающимся степени освоенности содержания темы урока.

Предлагается задание.

-Ребята, предлагаю в завершении нашего урока начертить холм, относительная высота которого 23 м, северный склон пологий, сечение горизонтали 5 м. .

Учащиеся письменно отвечают в тетради на задание. Осознают уровень усвоения знаний.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Организует рефлексию.  

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Чему научились?

-  В чём затруднялись?

 Вернемся к началу нашего урока: Проблема – как изобразить неровности на карте?

Учитель комментирует успешность выполнения учебных задач, решённых учащимися.Предлагает им оценить собственную работу, проведённую на уроке.

- Спасибо, за работу.  Надеюсь, что все продвинулись и получили от урока много новых и полезных знаний.

Конкретизирует домашнее задание.

 Изучить параграф 8 стр. 47 – 52

 ответить на вопросы  стр.52

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Проводят самоанализ освоенности содержания(знаю что?),владения действиями(знаю как?),понимания смысла изученного(знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений(знаю, что во мне изменилось?)

Записывают задание на дом.

Записывают домашнее задание.

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 6 классе на тему "Распределение света и тепла по земной поверхности".

Рекомендации для проведения урока по географии в 6 классе...

Конспект урока : «Изображения земной поверхности», 5 класс

конспект урока "Изображение земной поверхности"  для 5 класса  составлен для классов работающих по ФГОС...

Урок в 6 классе "Изображение неровностей земной поверхности на плане"

Урок овладения новыми знаниями, умениями и навыками с применением технологии проблемного обучения....

Урок в 6 классе "Изображение неровностей земной поверхности на плане"

Урок с применением технологии проблемного обучения....

Разработка урока в 5 классе по теме "Изображение земной поверхности на планах и картах".

Технологическая карта урока географии в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОСАвтор: Внукова О.В..Тема: Изображение земной поверхности на планах и картах.Класс: 5 ...

Разработка урока "ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ"

ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: глобус, карта, план, атлас, географические информационные системы. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕИзменение видов изображения земной поверхнос...

Конспект урока "Формы земной поверхности".

Конспект урока "Формы земной по верхности" для учащихся 10 класса с ОВЗ....