Разработка урока в 5 классе по теме "Изображение земной поверхности на планах и картах".
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

Внукова Ольга Владимировна

Технологическая карта урока географии в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Автор: Внукова О.В..

Тема: Изображение земной поверхности на планах и картах.

Класс: 5            

Предмет: география

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока:  1. Содержательная. Восстановление  в памяти учащихся основных сведений о планах и картах.

2. Деятельностная. Дать представление о способах изображения земной поверхности на планах и картах .

Методы: частично -поисковый

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, работа в парах.

Средства обучения: учебник, тетрадь. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Автор: Внукова О.В..

Тема: Изображение земной поверхности на планах и картах.

Класс: 5

Предмет: география

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока:  1. Содержательная. Восстановление  в памяти учащихся основных сведений о планах и картах.

2. Деятельностная. Дать представление о способах изображения земной поверхности на планах и картах .

Методы: частично -поисковый

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, работа в парах.

Средства обучения: учебник, тетрадь.

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

УУД

1

Организационный этап. Мотивация учебной деятельности.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на урок.

Включение в деловой ритм.

- Ребята, улыбнитесь друг другу!

--С каким настроением пришли на этот урок?

- Каким бы вы хотели увидеть наш урок?

- А какими вы должны быть, чтобы случилось всё так, как вы хотите?

Садитесь.

Помните: Девиз нашего урока:

Наблюдать

Слушать

Думать

Находить

Доказывать

Запоминать

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, выполняют задание учителя.

Подготовка класса к  работе.

Дети улыбаются, внося позитив на весь урок, помогая друг другу в адаптации.

Дети предлагают свои ответы.

Делают предположения по ходу урока.

Делают предположения по поведению на уроке, давая возможность каждому активнее работать на уроке.

Могут самостоятельно повторить девиз.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества  с учителем и сверстниками.

2

.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к восприятию нового.

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

1.Определите азимуты на предметы.

2. Какие виды масштаба знаете?

    Что такое рельеф?

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

Отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков

3

Постановка учебной задачи.

Цель: постановка цели урока;

Выявление места и причины затруднения.

Сегодня мы с вами работаем в картографической мастерской и создаем карту нашего поселка. Попробуйте нанести на карту ( чистый лист бумаги)участок занятый  карьерами,  не забудьте про рельеф. (ответы учеников). Что не получается? Как нам занести на карту насыпи и котлованы карьера?

-Почему не можем составить карту?

- Что нам не хватает?

-Что надо делать?

Сформулируйте тему урока.

Учащиеся делают вывод.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока .

Учатся сравнивать, делать выводы.

Анализируют ситуацию, вступают в спор.

Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы.

4

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: усвоение новых знаний.

Представьте себе, что вы покупаете дом  на берегу Волги. Но один из  берегов Волги весной может подтапливаться водой. Но какой именно он не знает. Что же нам делать? Как выяснить  на каком берегу нам покупать дом?

Рисунок на доске:

-Почему вы не можете мне сказать сразу: затопит или нет? (не знаете высоту берега)

В этом нам с вами может помочь инструмент – нивелир. (демонстрация прибора)

Давайте попробуем определить высоту берегов Волги по схеме.  Какова же высота берегов Волги? Зальет ли наш домик водой? (нет)

Мы нашли относительную высоту склона. Прочтите в учебнике стр. 56 что такое относительная высота (относительную - превышение по отвесу одной точки земной поверхности над другой)

Посмотрите на рисунок,  

ребята измерили высоту холма с помощью невелира (раздаточный материал). Какие результаты у них получились? Кто же из ребят прав? Давайте прочитаем на странице 55  определение абсолютной высоты. Что нам нехватает на нашем рисунке что бы правильно ответить на вопрос  «Кто из ребят прав»?

Работа  в группах. Определение точек высот.

  1. Какова абсолютная высота холма?
  2. Какова относительная высота относительно восточной  подошвы?
  3. Относительно западной подошвы ?

Посмотрите внимательно на карту 6 что за круговые линии нанесены на карту? (горизонтали – линии на карте, соединяющих точки с одинаковой высотой.)

-Давайте теперь определим какой склон круче восточный или западный ? как это сделать? (Для этого необходимо посмотреть на расстояние между горизонталями. Чем они ближе друг к другу, тем склон круче и наоборот.)

Определите, какой склон круче по рисункам на доске.

На доске изображения холма и ямы:

 

-Чем отличаются эти рисунки?

Эти черточки называются берг-штрихами. Это короткие линии, которые показывают направление склонов. Если черточки наружу – это холм; если во внутрь – это яма.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Доказывают свою точку зрения

Знакомятся с прибором определения высоты склона – невелиром. Записывают определение в тетрадь.

Читают определение в учебнике. Определяют относительную высоту.

Находят в учебнике определение абсолютной высоты.

Работают с раздаточным материалом. Определяют высоты и отвечают на поставленные вопросы.

Сталкиваются с проблемой. Находят пути решения проблемы. Знакомятся с понятием горизонтали.

Отвечают на поставленный вопрос.

Учатся читать карты по горизонталям, послойной окраске, бергштрихам.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные- моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5

Первичное закрепление.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Выполнение упр 26 в тетрадях стр31

Рассматривают фрагмент карты и вписывают слова .

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: усвоение новых знаний.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Выполнение упр 23 в тетрадях стр 30

Выполняют данное задание , сомостоятельно с взаимопроверкой

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

7

Рефлексия деятельности (итог урока)

Организует рефлексию

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Чему научились?

-  В чём затруднялись?

Возвращаемся к девизу урока. Над чем работали?

Д/З

«3» Изучить параграф 15 стр 55 – 57

«4» ответить на вопросы 1,5

«5» выполнить задания 2-4. на выбор.

Комментирование оценок.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.