Главные вкладки

    Открытый урок. Земная поверхность на плане и карте
    учебно-методический материал по географии (5 класс) на тему

    Меликова Жанна Валентиновна

    Урок представлен в форме мини-проектной деятельности. Учащиеся в ходе урока работают над заданиями ОГЭ из блока "План и карта". Урок рассчитан на учащихся 5-х классов, проходит с использованием интерактивной доски, на которой учащиеся изображат план школьного двора.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Земная поверхность на плане и карте.

    Цель урока:

    • сформировать у учащихся знания о масштабе и его видах
    • познакомить с видами изображения неровностей на плане местности;
    • показать значение условных знаков;
    • формировать умение определять объекты местности с помощью условных знаков.

    Задачи урока:

    • образовательные: ввести новые понятия масштаб, условные знаки.
    • развивающие: развитие познавательных интересов учащихся; развивать умения работать в группе с учебником, ресурсами ЭОР; способствовать формированию географической культуры; развитие памяти, логики и интеллекта.
    • воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах; осознание себя как части природы;

    Планируемые результаты:

    • личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
    • метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.
    • предметные: расширение знаний о рельефе земной коры, формирование понятий условные знаки, масштаб.

    Универсальные учебные действия:

    • личностные: осознать необходимость изучения ориентирования на местности, определения масштаба, неровностей земной поверхности;
    • регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему;
    • познавательные: извлекать информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, добывать новые знания из источников.
    • коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

    Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах.

    Ход урока:

    На экран выводятся фото

    Актуализация:

    Жел дорога Картинки по запросу фото железнодорожная станция 

            Дом

    Картинки по запросу картинка дом 

    лес

    Картинки по запросу картинка лес 

    Река

    Картинки по запросу картинка река волга 

    Церковь

    C:\Users\user\Desktop\Без названия.jpg   http://www.whitewater.ru/tourism/misc/topograph/29000000.jpg

    шоссе

    C:\Users\user\Desktop\Без названия (1).jpg  Шоссе 

    Школа

    http://sch281sv-new.mskobr.ru/images/cms/thumbs/1f1204c38f5d7f50f0ab6bcf597ef97666ee60e8/1424768542jt_jpg_250_135.jpg http://www.whitewater.ru/tourism/misc/topograph/87000000.jpg

    Что мы увидели?

    Проблемная ситуация:

    Можем ли мы такие объекты изобразить в тетради?

    Каким образом?

    Что нам для этого нужно?

    Формулировка целей урока:

     «Земная поверхность на плане и карте»

    Формулируют цели:

     Познакомиться с изображениями условных знаков.

    Показать значение условных знаков.

    Планирование работы:

    Подумайте, какие бывают изображения местности?

     Изображения  местности бывают нескольких видов: рисунок, фотография, аэрофотоснимок, снимок с космического спутника, карта, план местности (топографический план).  

    Запишите в тетрадь определение условных знаков. Условные знаки – это знаки на плане местности, обозначающие различные объекты.

    Для создания топографических планов используют современную технику (вертолёты, самолёты, спутники).

    Открытие новых знаний:

    Рассмотрим рис. 23 на стр.34.

    Что общего и что отличительного в плане местности и аэрофотоснимке?

    Одинаковая ли территория изображена?  

    Назовите объекты, которые вы видите на плане местности, но их нет на фотоснимке.

    Например: можем узнать название деревни Кленово, Красное и Барсуки.

    Увидеть вид леса (лиственный или хвойный).

    Видим направление течения реки Зайка течет на северо-восток.

    Видим высоту местности с помощью горизонталей – линий с одинаковой высотой.

    Вывод: удобнее пользоваться планом местности, а не только аэрофотоснимком.

         Вопрос: а как нам нужно изображать предметы? В натуральную величину или нет?

    Что нам для этого необходимо?

    Отношение длины отрезка на карте к длине отрезка на местности. Называется масштаб.

    147844_l

    Рассмотреть численный, именованный и линейный масштаб карты. Записать определение в тетрадь. Работа в парах.

    Масштабы бывают на увеличение и уменьшение.

    Просмотреть масштабы в географии, моделировании, авиамоделировании. Ответить, что они нам показывают – увеличение или уменьшение.  

    Практическая работа:

    Определение расстояния по прямой от сада до реки.

    Объединимся в группы по 2 человека и попробуем составить план местности в масштабе: в 1 см 100 м. В центре страницы в тетради условным знаком обозначьте школу. На расстоянии 500 м от школы в направлении на север – овраг, в 300 м на юго-запад – озеро, в 400 м на юге – кустарник.

     Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до колодца. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

     

     

    http://geo.xn--c1ada6bq3a2b.xn--p1ai/get_file?id=7259

    https://geo-oge.sdamgia.ru/get_file?id=267

    Какой участок на карте больше всего подходит для катания с горки на санках? Свой ответ объясните.  

    Рефлексия:
    Зачем мне нужен план местности?

    Чему я научился?

    Что еще хотел бы узнать побольше?

    Домашнее задание:

    Определить, в каком направлении от школы находится мой дом, параграф 9, вопрос 1-4 устно.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Железная дорога

    Слайд 2

    Дом

    Слайд 3

    Лес Лес

    Слайд 4

    Река

    Слайд 5

    Церковь

    Слайд 6

    Шоссе

    Слайд 7

    Школа

    Слайд 8

    Можем ли мы такие объекты изобразить в тетради? Каким образом? Что нам для этого нужно?

    Слайд 9

    «Земная поверхность на плане и карте»

    Слайд 10

    Цели урока: Познакомиться с изображениями условных знаков. Показать значение условных знаков.

    Слайд 11

    Подумайте, какие бывают изображения местности?

    Слайд 13

    Рассмотрим рис. 23 на стр.34. Что общего и что отличительного в плане местности и аэрофотоснимке? Одинаковая ли территория изображена? Назовите объекты, которые вы видите на плане местности, но их нет на фотоснимке.

    Слайд 14

    Как нам нужно изображать предметы? В натуральную величину или нет? Что нам для этого необходимо?

    Слайд 15

    Масштаб Отношение длины отрезка на карте к длине отрезка на местности.

    Слайд 16

    Maß stab от Maß – мера, размер, stab - палка . Масштабы изображений на чертежах должны выбираться из следующего ряда: Масштабы уменьшения 1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:25; 1:40; 1:50; 1:75; 1:100; 1:200; 1:400; 1:500; 1:800; 1:1 000 Натуральная величина 1:1 Масштабы увеличения 2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1; 20:1; 40:1; 50:1; 100:1

    Слайд 17

    Применение в географии 1:50000 1:10000

    Слайд 18

    Применение в моделировании 1:12 1:43 1:18

    Слайд 19

    Авиамоделизм 1:24

    Слайд 20

    Измерение расстояний с помощью масштаба (стр.35 учебника).

    Слайд 21

    Объединимся в группы по 2 человека и попробуем составить план местности в масштабе: в 1 см 100 м. В центре страницы в тетради условным знаком обозначьте школу. На расстоянии 500 м от школы в направлении на север – овраг, в 300 м на юго-запад – озеро, в 400 м на юге – кустарник.

    Слайд 22

    Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до колодца. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

    Слайд 25

    Рефлексия: Зачем мне нужен план местности? Чему я научился? Что еще хотел бы узнать побольше?

    Слайд 26

    Домашнее задание: Определить, в каком направлении от школы находится мой дом, параграф 9, вопрос 1-4 устно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок в 6 классе "Изображение неровностей земной поверхности на плане"

    Урок овладения новыми знаниями, умениями и навыками с применением технологии проблемного обучения....

    Земная поверхность на плане и карте

    Земная поверхность на  плане и карте...

    Земная поверхность на плане и карте Часть 1

    Земная поверхность на плане и карте Часть 1...

    Разработка урока в 5 классе по теме "Изображение земной поверхности на планах и картах".

    Технологическая карта урока географии в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОСАвтор: Внукова О.В..Тема: Изображение земной поверхности на планах и картах.Класс: 5 ...

    Урок географии на тему "Земная поверхность на плане и карте".

    Цель урока:сформировать у учащихся знания о масштабе и его видах;познакомить с видами изображения неровностей на плане местности;показать значение условных знаков;формировать умение определять объекты...

    Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах

    География, 5 класс, раздел "Географические модели Земли"...

    Открытый урок в 5 классе к учебнику географии автор В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах

    Технологическая карта урока географии в 5 классеТема урока «Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах»...