Тема урока: Земная поверхность на плане и карте (2) .
план-конспект урока по географии (5 класс)

Шутова Галина Николаевна

Тема урока: Земная поверхность на плане и карте (2).

- формировать умение  считывать информацию, 

- формирование у учащихся умений реализовать новые способы действий (познавательные, регулятивные, коммуникативные);

- повысить интерес учащихся к изучению географии;

- воспитывать ответственность за выполняемую на уроке работу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока по географии284.99 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: география

Класс: 5

Учитель: Шутова Г.Н.

УМК: «Полярная звезда» А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. География. 5 – 6 классы

№ урока: 11

Тема урока: Земная поверхность на плане и карте (2)

Цель:

Содержательные:

- формировать умение  считывать информацию, заключенную на плане местности;

- представлять изображенную на плане или карте территорию в  реальных размерах.

Деятельностные:

- формирование у учащихся умений реализовать новые способы действий (познавательные, регулятивные, коммуникативные);

- повысить интерес учащихся к изучению географии;

- воспитывать ответственность за выполняемую на уроке работу.

Планируемые результаты:

Личностные:

- - понимать роль и значение географических знаний;

- сформировать познавательный интерес, направленный на практическое применение новых знаний. Метапредметные:

- сформировать умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Предметные:

- давать определение понятиям «абсолютная высота», «относительная высота», «горизонтали»;

- формировать умение определять высоту.

Познавательные УУД:

 -  формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию;

 -  формирование умения анализировать, сравнивать,  обобщать факты и явления; выявлять  причины и следствия простых явлений.

 -  формировать умение  читать рельеф топографического  плана  местности

 Коммуникативные:

- формировать умение слушать и понимать речь других людей;

- формирование  толерантности к возможностям  одноклассников;

- развивать умение работать  в малых группах.

Регулятивные:

 - формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);

-  формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, здоровьесбережения, сотрудничества.

Тип урока: практикум

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, работа в парах.

Техническое оборудование: атласы, учебник

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

          УУД

1.Мотивация

(самоопределение)

к  учебной деятельности

2.Актуализация знаний.

Включение в деловой ритм. Проверка всего необходимого к уроку.

Не имея всего необходимого не достигнуть высоких результатов.

Мы продолжаем с вами учиться пользоваться планом,

читать его.

Подготовка класса к работе

Дети слушают  учителя.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Проверка изученного материала

На доске -1:300000

Вопрос: Что здесь написано? Что это значит? Для чего это нужно?

Переведите этот масштаб в именованный.

Учащиеся дают ответы на вопросы.

Масштаб. Дают определение понятия «масштаб». Масштаб нужен для того, чтобы знать, во сколько раз произошло уменьшение на плане по сравнению с местностью.

1:300000 – в 1 см – 3 км.

Коммуникативные:

Умение  отвечать и слушать ответы других.

4.Обьяснение нового материала.

Каким образом на плане изображаются неровности земной поверхности?

1.Неровности на земной поверхности  изображаются с помощью горизонталей. (1-ая горизонталь – 0 м)

Найдите в тексте учебника (с. 36) определение понятия «горизонталь»

2.Высота бывает относительной и абсолютной.

Выпишите определения понятий в тетрадь. Чем отличается относительная высота от  абсолютной?

3.Учитель предлагает изобразить холм высотой 12 м,  при условии, что горизонтали проведены через 3 м, а западный склон – крутой. Рассказывает об отличиях холма и впадины при изображении на плане.

Запись  в тетради определения «Горизонтали – линии на плане (карте), соединяющие точки с одинаковой высотой»

Абсолютная высота – превышение точки земной поверхности над уровнем моря (обозначаются точкой).

Относительная высота – превышение одной точки земной поверхности над другой.

Учащиеся выполняют задание учителя под его руководством.

Познавательные :

 - формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

Коммуникативные:

-умение слушать других людей.

4. Практикум «Определение направлений и расстояний по плану местности»

Учитель даёт задания по определению расстояний и направлений по плану местности.

Учащиеся выполняют задания практической работы.

1.в северо-западном

2.с запада

3.в юго-восточном

4.380 м

5.500 м.

Коммуникативные:

- формирование умения самостоятельно  выполнять задание.

5.Рефлексия

Чему вы научились на сегодняшнем уроке?

Ответы учащихся

Личностные:

- умение сформулировать кратко свою мысль.

6.Домашнее задание

П. 10, задание 6 на с. 17 (тренажёр)

Записывают домашнее задание в дневник

Личностные:

- формирование обязательности в записи  дом. задания

Практическая работа

«Определение направлений и расстояний по плану местности»

http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_23/1152/d-1151971/1151971_html_m41a29b08.jpg

Задания:

  1. В каком направлении от школы находится город Климов?
  2. С какой стороны ручей Гремучий впадает в реку Студёную?
  3. В каком направлении от родника находится село Дивное?
  4. Определите расстояние от школы до родника (используя линейку и масштаб).
  5. Определите расстояние от южной границы города Климова до села Покровка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Земная поверхность на плане и карте

Земная поверхность на  плане и карте...

Разработка урока в 5 классе по теме "Изображение земной поверхности на планах и картах".

Технологическая карта урока географии в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОСАвтор: Внукова О.В..Тема: Изображение земной поверхности на планах и картах.Класс: 5 ...

Урок географии на тему "Земная поверхность на плане и карте".

Цель урока:сформировать у учащихся знания о масштабе и его видах;познакомить с видами изображения неровностей на плане местности;показать значение условных знаков;формировать умение определять объекты...

Открытый урок. Земная поверхность на плане и карте

Урок представлен в форме мини-проектной деятельности. Учащиеся в ходе урока работают над заданиями ОГЭ из блока "План и карта". Урок рассчитан на учащихся 5-х классов, проходит с использован...

Открытый урок в 5 классе к учебнику географии автор В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах

Технологическая карта урока географии в 5 классеТема урока «Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах»...

Методическая разработка по теме "Земная поверхность на плане и карте" География 5 класс.

Методическая разработка по теме "Земная поверхность на плане и карте" География 5 класс....

Тема урока: Земная поверхность на плане и карте (1) .

- формировать умение ориентироваться на местности с использованием плана,- формирование у учащихся умений реализовать новые способы действия ( познавательные, регулятивные, коммуникативные)-повы...