Главные вкладки

    Открытый урок в 5 классе к учебнику географии автор В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах
    план-конспект урока по географии (5 класс)

    Технологическая карта урока географии в 5 классе

    Тема урока «Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах

    Цель урока: Способствовать формированию представлений об особенностях изображения рельефа на бумаге, относительной  абсолютной высотах; создавать условия для формирования умения определять относительные и абсолютные высоты точек земной поверхности на планах местности, составлять описание форм рельефа и их очертаний

    Задачи урока: 

    Образовательные:  

    Познакомить  со  способами  изображения земной поверхности;

    Сформировать  понятия: абсолютная  высота, относительная  высота,  отметка  высот, горизонталь , изогипса, бергштрих, изобата 

    Развивающие: Формировать  умение наносить  на  контурную  карту  географические  объекты:

    Определять по макету  и плану  местности крутой  и  пологий  склон;  высоты  точек по плану местности  и  физической  карте 

    Воспитательные: формировать научное мировоззрение.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа.

    Распознавать высоты (глубины) на физических картах с помощью шкалы высот и глубин.

    Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины.

    Подписывать на контурной карте самые     высокие     точки     материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением её глубины.

    Решать практические задачи по определению абсолютной и относительной высоты, превышения точек относительно друг друга

    Метапредметные:

    Осознанно выбирают наиболее эффективные способы решения учебных  и познавательных задач,

    Участвуют в коллективном обсуждении проблем,

    Обмениваются мнениями,

    Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

    Основные понятия урока: относительная и абсолютная высота точки, отметки высот, горизонтали, бергштрих.

    Средства обучения:

    основные: компьютер, проектор, экран, учебник географии для 5 класса, тетради по географии, атласы для 5 класса.

    Тип урока: усвоения новых знаний.

    Методы учебной деятельности:

    Основные: наглядный,  частично-поисковый, практический, контроля.

    Формы организации учебной деятельности:  индивидуальный, фронтальная работа.

    Технологическая карта урока географии в 5 классе

    Тема урока «Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах»

    Этапы урока

    Основное содержание деятельности

    учителя

    Виды деятельности обучающихся

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные

    результаты

    УУД:

    1.Регулятивные

    2.Познавательные

    3.Коммуникативные

    1

    2

    3

    4

    5

    1.Организационный этап

    Приветствие.

    Проверка готовности к уроку

    (необходимы атласы для 5 класса, тетради, линейка, простой карандаш; ручка, учебник).

    Доброжелательный настрой на урок.

    Oсуществляют самопроверку готовности к уроку.

    Самоконтроль учебной деятельности

    2. Проверка домашнего задания

    1.  Для чего служит масштаб?

    2.  Каковы виды его записи.

    3.  Проверка задания  в тетради определения расстояний с помощью масштаба между городами.

    Oтвечают на вопросы.

    Повторяют и закрепляют изученный на предыдущем уроке материал.

    .Формируют  умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие.

    3.Актуализация знаний

    1. Что собой представляет поверхность земли?

    2. Как нервности земной поверхности изображаются на планах и картах?

    3. Что такое холм и овраг?

    4.Вы знаете, что на планете есть овраги и холмы, но карта плоская. Как на плоской карте изобразить неровности?

    - Вы не можете ответить на этот вопрос, зато вы сформулировали тему урока.

    Отвечают на поставленные вопросы, используя ранее полученные навыки и знания.

    Обобщают полученные ранее знания о формах земной поверхности.

     Анализируют полученные на предыдущих уроках знания.

    4. Целеполагание

    Цель урока: особенности изображения рельефа на планах и картах.

    Участвуют в формулировании темы и целей урока

    Оcмысливают тему урока. Проявляют интерес к новому содержанию.

    Развивают умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

    4. Изучение новой темы

    Организуется работа с текстом ученика

    1. Прочитайте в учебнике, что такое относительная высота.

    Как вы понимаете это определение.

    Что необходимо выполнить, чтобы определить относительную высоту?

    Представьте себе, что вы хотите купить себе домик в деревне на берегу реки. Есть информация, что во время половодья вода поднимается на несколько метров, до отметки 3м. Затапливается ли дом, который вы купить водой.  

    http://festival.1september.ru/articles/418302/Image1032.gif

    У нас с вами сейчас две версии: затопит и не затопит.

    -Почему вы не можете мне сказать сразу: затопит или нет? (не знает высота места, на котором стоит дом)

    В этом нам с вами может помочь специальный инструмент называется он – нивелир. (демонстрация прибора)

    Нивелир представляет собой деревянный брусок длиной 1м, с прикрепленной к его концу поперечной планкой. В середине планки вбивается гвоздь, к которому привязывается отвес – тонкая крепкая нить с небольшим грузом. Чтобы измерить высоту склона нивелиром, необходимо установить прибор у подножия, в нашем случае, у уреза воды, строго вертикально, по отвесу. Горизонтальная планка должна быть направлена к склону холма. Глядя вдоль планки, необходимо отметить, в какую точку она направлена. В эту точку вбивается кол. Поскольку высота прибора 1м, вбитый колышек показывает превышение в 1м над уровнем воды. Затем нивелир переносят в место вбитого колышка и смотрят, куда необходимо вбить второй колышек. Таким образом, проводится измерение до вершины холма. В нашем случае вершина холма оказалась на высоте м. Зальет ли наш домик водой? (нет)http://festival.1september.ru/articles/418302/Image1033.gif

    Мы нашли высоту склона относительно реки. Прочтите в учебнике и ответьте на вопрос: какую высоту мы нашли – относительную или абсолютную? (относительную - превышение по отвесу одной точки земной поверхности над другой)

    Image1034

    - Какая же высота у данных холмов?

    Чтобы правильно ответить на вопрос, нам необходимо выяснить, а что же такое абсолютная высота.

    Найдите определение в учебнике (это превышение точки земной поверхности по отвесу над уровнем моря.)

    -Чего не хватает на нашем рисунке? (уровня Мирового океана)

    Каждый раз изображать океан нам неудобно, да и делать этого не нужно, это уже сделали за нас картографы. Взгляните на топографическую карту в ваших атласах, как изображается там высота местности? (работа с атласом).

    Горизонтали – линий на карте, соединяющих точки с одинаковой высотой.

    Горизонтали проводят по типографической карте через 1,5,10,15,25,50 метров.

    Про такие линии говорят, что они проведены сечением в 1м.

    Если сечение 1м., то горизонтали будут 1,2,3,4,5 и т.д.

    Если сечение 5м., то горизонтали будут 5,10,15,20 и т.д.

    Высоту, на которой проведена горизонталь, показывает цифра, подписанная рядом с ней. Вершины цифр всегда направлены в сторону повышения склона.

    -Как же нам определить по какому склону легче всего подняться на вершину? Для этого необходимо посмотреть на расстояние между горизонталями. Чем они ближе друг к другу, тем склон круче и наоборот.

    Определите, какой склон круче по рисункам на доске.

    Image1036  Image1037

    -Чем отличаются эти рисунки?

    Эти черточки называются бергштрихами. Это короткие линии, которые показывают направление склонов. Если черточки наружу – это холм; если во внутрь – это яма.

    image163                   рисунок

    На картах мелкого масштаба для изображения рельефа применяется послойная окраска.

    Рассмотрим рисунок в ученике, изображение рельефа с помощью горизонталей и горизонтали с  послойной окраской. Какие склоны у этой формы более крутые, а какие – более пологие?

    Записывают тему урока в тетради.

    Работают с рисунками в учебнике.

    Узнают, запоминают, делают вывод.

    Вырабатывают навыки работы с картами атласа.

    Выполнение заданий.

    Определяют высоты и глубины на физической карте с помощью шкалы глубин и высот.

    Изучают рисунок в учебнике.

    Определяют высоты и глубины на физической карте с помощью шкалы глубин и высот.

    1. Развивают умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)

    2. Развивают умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию

    3. Формируют умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, умение выдвигать версии решения проблемы.

    5. Закрепление изученного материала

    В качестве закрепления, предлагаю выполнить задания (работа в парах)

    Задание 1 на слайде 7 раздаточный материал.

    1. Определите, какие формы рельефа (А и Б) изображены на рисунке. Выберите правильный ответ.

    А) А и Б – холмы;

    Б) А – впадина, Б – два холма;

    В) А и Б – впадины.

    2

    1. Какова абсолютная высота?
    2. Через сколько метров проведены горизонтали?

    Обобщают полученные знания, отрабатывают основные понятия.

    Совместно, в парах, выполняют задания.

    Объясняют свои ответы.

    Обобщают и структурируют полученные знания.

    1.Оценивют результаты своей работы.

    2.Моделируют и формулируют

    ответы.

    3. Корректируют свои знания.

    4. Осуществляют взаимооценку.

    Осознают

    важность

    данной темы.

    Самооценка результатов деятельности.

    Устанавливают  связь между целью деятельности и ее результатом

    6. Итоги урока.

    Ребята, предлагаю в завершении нашего урока начертить холм, относительная высота которого 23 м, северный склон пологий, сечение горизонтали 5 м .

    Индивидуальная работа

    Анализируют результаты уровня

    усвоения изученного

    материала.

    Самооценка деятельности на уроке.

    7.  Домашнее задание

    Комментирует домашнее задание. §15 изучить вопросы после параграфа.

    Осмысливают объем задания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок в 6 классе "Изображение неровностей земной поверхности на плане"

    Урок овладения новыми знаниями, умениями и навыками с применением технологии проблемного обучения....

    Урок в 6 классе "Изображение неровностей земной поверхности на плане"

    Урок с применением технологии проблемного обучения....

    Земная поверхность на плане и карте

    Земная поверхность на  плане и карте...

    Разработка урока в 5 классе по теме "Изображение земной поверхности на планах и картах".

    Технологическая карта урока географии в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОСАвтор: Внукова О.В..Тема: Изображение земной поверхности на планах и картах.Класс: 5 ...

    Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах

    География, 5 класс, раздел "Географические модели Земли"...

    урок: Изображение неровностей земной поверхности на плане.

    В данной разработке  представлена  структура и ход  урока. Использованы материалы Интернет-ресурса....

    Открытый урок. Земная поверхность на плане и карте

    Урок представлен в форме мини-проектной деятельности. Учащиеся в ходе урока работают над заданиями ОГЭ из блока "План и карта". Урок рассчитан на учащихся 5-х классов, проходит с использован...