Открытый урок в 5 классе к учебнику географии автор В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах
план-конспект урока по географии (5 класс)

Технологическая карта урока географии в 5 классе

Тема урока «Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах

Цель урока: Способствовать формированию представлений об особенностях изображения рельефа на бумаге, относительной  абсолютной высотах; создавать условия для формирования умения определять относительные и абсолютные высоты точек земной поверхности на планах местности, составлять описание форм рельефа и их очертаний

Задачи урока: 

Образовательные:  

Познакомить  со  способами  изображения земной поверхности;

Сформировать  понятия: абсолютная  высота, относительная  высота,  отметка  высот, горизонталь , изогипса, бергштрих, изобата 

Развивающие: Формировать  умение наносить  на  контурную  карту  географические  объекты:

Определять по макету  и плану  местности крутой  и  пологий  склон;  высоты  точек по плану местности  и  физической  карте 

Воспитательные: формировать научное мировоззрение.

Планируемые результаты

Предметные:

Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа.

Распознавать высоты (глубины) на физических картах с помощью шкалы высот и глубин.

Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины.

Подписывать на контурной карте самые     высокие     точки     материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением её глубины.

Решать практические задачи по определению абсолютной и относительной высоты, превышения точек относительно друг друга

Метапредметные:

Осознанно выбирают наиболее эффективные способы решения учебных  и познавательных задач,

Участвуют в коллективном обсуждении проблем,

Обмениваются мнениями,

Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Основные понятия урока: относительная и абсолютная высота точки, отметки высот, горизонтали, бергштрих.

Средства обучения:

основные: компьютер, проектор, экран, учебник географии для 5 класса, тетради по географии, атласы для 5 класса.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Методы учебной деятельности:

Основные: наглядный,  частично-поисковый, практический, контроля.

Формы организации учебной деятельности:  индивидуальный, фронтальная работа.

Технологическая карта урока географии в 5 классе

Тема урока «Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах»

Этапы урока

Основное содержание деятельности

учителя

Виды деятельности обучающихся

Планируемые образовательные результаты

Предметные

результаты

УУД:

1.Регулятивные

2.Познавательные

3.Коммуникативные

1

2

3

4

5

1.Организационный этап

Приветствие.

Проверка готовности к уроку

(необходимы атласы для 5 класса, тетради, линейка, простой карандаш; ручка, учебник).

Доброжелательный настрой на урок.

Oсуществляют самопроверку готовности к уроку.

Самоконтроль учебной деятельности

2. Проверка домашнего задания

1.  Для чего служит масштаб?

2.  Каковы виды его записи.

3.  Проверка задания  в тетради определения расстояний с помощью масштаба между городами.

Oтвечают на вопросы.

Повторяют и закрепляют изученный на предыдущем уроке материал.

.Формируют  умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие.

3.Актуализация знаний

1. Что собой представляет поверхность земли?

2. Как нервности земной поверхности изображаются на планах и картах?

3. Что такое холм и овраг?

4.Вы знаете, что на планете есть овраги и холмы, но карта плоская. Как на плоской карте изобразить неровности?

- Вы не можете ответить на этот вопрос, зато вы сформулировали тему урока.

Отвечают на поставленные вопросы, используя ранее полученные навыки и знания.

Обобщают полученные ранее знания о формах земной поверхности.

 Анализируют полученные на предыдущих уроках знания.

4. Целеполагание

Цель урока: особенности изображения рельефа на планах и картах.

Участвуют в формулировании темы и целей урока

Оcмысливают тему урока. Проявляют интерес к новому содержанию.

Развивают умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

4. Изучение новой темы

Организуется работа с текстом ученика

1. Прочитайте в учебнике, что такое относительная высота.

Как вы понимаете это определение.

Что необходимо выполнить, чтобы определить относительную высоту?

Представьте себе, что вы хотите купить себе домик в деревне на берегу реки. Есть информация, что во время половодья вода поднимается на несколько метров, до отметки 3м. Затапливается ли дом, который вы купить водой.  

http://festival.1september.ru/articles/418302/Image1032.gif

У нас с вами сейчас две версии: затопит и не затопит.

-Почему вы не можете мне сказать сразу: затопит или нет? (не знает высота места, на котором стоит дом)

В этом нам с вами может помочь специальный инструмент называется он – нивелир. (демонстрация прибора)

Нивелир представляет собой деревянный брусок длиной 1м, с прикрепленной к его концу поперечной планкой. В середине планки вбивается гвоздь, к которому привязывается отвес – тонкая крепкая нить с небольшим грузом. Чтобы измерить высоту склона нивелиром, необходимо установить прибор у подножия, в нашем случае, у уреза воды, строго вертикально, по отвесу. Горизонтальная планка должна быть направлена к склону холма. Глядя вдоль планки, необходимо отметить, в какую точку она направлена. В эту точку вбивается кол. Поскольку высота прибора 1м, вбитый колышек показывает превышение в 1м над уровнем воды. Затем нивелир переносят в место вбитого колышка и смотрят, куда необходимо вбить второй колышек. Таким образом, проводится измерение до вершины холма. В нашем случае вершина холма оказалась на высоте м. Зальет ли наш домик водой? (нет)http://festival.1september.ru/articles/418302/Image1033.gif

Мы нашли высоту склона относительно реки. Прочтите в учебнике и ответьте на вопрос: какую высоту мы нашли – относительную или абсолютную? (относительную - превышение по отвесу одной точки земной поверхности над другой)

Image1034

- Какая же высота у данных холмов?

Чтобы правильно ответить на вопрос, нам необходимо выяснить, а что же такое абсолютная высота.

Найдите определение в учебнике (это превышение точки земной поверхности по отвесу над уровнем моря.)

-Чего не хватает на нашем рисунке? (уровня Мирового океана)

Каждый раз изображать океан нам неудобно, да и делать этого не нужно, это уже сделали за нас картографы. Взгляните на топографическую карту в ваших атласах, как изображается там высота местности? (работа с атласом).

Горизонтали – линий на карте, соединяющих точки с одинаковой высотой.

Горизонтали проводят по типографической карте через 1,5,10,15,25,50 метров.

Про такие линии говорят, что они проведены сечением в 1м.

Если сечение 1м., то горизонтали будут 1,2,3,4,5 и т.д.

Если сечение 5м., то горизонтали будут 5,10,15,20 и т.д.

Высоту, на которой проведена горизонталь, показывает цифра, подписанная рядом с ней. Вершины цифр всегда направлены в сторону повышения склона.

-Как же нам определить по какому склону легче всего подняться на вершину? Для этого необходимо посмотреть на расстояние между горизонталями. Чем они ближе друг к другу, тем склон круче и наоборот.

Определите, какой склон круче по рисункам на доске.

Image1036  Image1037

-Чем отличаются эти рисунки?

Эти черточки называются бергштрихами. Это короткие линии, которые показывают направление склонов. Если черточки наружу – это холм; если во внутрь – это яма.

image163                   рисунок

На картах мелкого масштаба для изображения рельефа применяется послойная окраска.

Рассмотрим рисунок в ученике, изображение рельефа с помощью горизонталей и горизонтали с  послойной окраской. Какие склоны у этой формы более крутые, а какие – более пологие?

Записывают тему урока в тетради.

Работают с рисунками в учебнике.

Узнают, запоминают, делают вывод.

Вырабатывают навыки работы с картами атласа.

Выполнение заданий.

Определяют высоты и глубины на физической карте с помощью шкалы глубин и высот.

Изучают рисунок в учебнике.

Определяют высоты и глубины на физической карте с помощью шкалы глубин и высот.

1. Развивают умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)

2. Развивают умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию

3. Формируют умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, умение выдвигать версии решения проблемы.

5. Закрепление изученного материала

В качестве закрепления, предлагаю выполнить задания (работа в парах)

Задание 1 на слайде 7 раздаточный материал.

1. Определите, какие формы рельефа (А и Б) изображены на рисунке. Выберите правильный ответ.

А) А и Б – холмы;

Б) А – впадина, Б – два холма;

В) А и Б – впадины.

2

  1. Какова абсолютная высота?
  2. Через сколько метров проведены горизонтали?

Обобщают полученные знания, отрабатывают основные понятия.

Совместно, в парах, выполняют задания.

Объясняют свои ответы.

Обобщают и структурируют полученные знания.

1.Оценивют результаты своей работы.

2.Моделируют и формулируют

ответы.

3. Корректируют свои знания.

4. Осуществляют взаимооценку.

Осознают

важность

данной темы.

Самооценка результатов деятельности.

Устанавливают  связь между целью деятельности и ее результатом

6. Итоги урока.

Ребята, предлагаю в завершении нашего урока начертить холм, относительная высота которого 23 м, северный склон пологий, сечение горизонтали 5 м .

Индивидуальная работа

Анализируют результаты уровня

усвоения изученного

материала.

Самооценка деятельности на уроке.

7.  Домашнее задание

Комментирует домашнее задание. §15 изучить вопросы после параграфа.

Осмысливают объем задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе "Изображение неровностей земной поверхности на плане"

Урок овладения новыми знаниями, умениями и навыками с применением технологии проблемного обучения....

Урок в 6 классе "Изображение неровностей земной поверхности на плане"

Урок с применением технологии проблемного обучения....

Разработка урока в 5 классе по теме "Изображение земной поверхности на планах и картах".

Технологическая карта урока географии в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОСАвтор: Внукова О.В..Тема: Изображение земной поверхности на планах и картах.Класс: 5 ...

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах

География, 5 класс, раздел "Географические модели Земли"...

урок: Изображение неровностей земной поверхности на плане.

В данной разработке  представлена  структура и ход  урока. Использованы материалы Интернет-ресурса....

Открытый урок. Земная поверхность на плане и карте

Урок представлен в форме мини-проектной деятельности. Учащиеся в ходе урока работают над заданиями ОГЭ из блока "План и карта". Урок рассчитан на учащихся 5-х классов, проходит с использован...

Методическая разработка по теме "Земная поверхность на плане и карте" География 5 класс.

Методическая разработка по теме "Земная поверхность на плане и карте" География 5 класс....