Урок географии в 6 классе на тему "Распределение света и тепла по земной поверхности".
статья по географии (6 класс) по теме

Емельянова Светлана Николаевна

Рекомендации для проведения урока по географии в 6 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для проведения урока по географии в 6 классе

на тему «Распределение света и тепла по земной поверхности»

        Эта тема с трудом усваивается учащимися 6 классов, поэтому на её изучение целесообразно отвести два урока. Учитель должен приложить максимум усилий и добиваться того, чтобы дети поняли, почему происходит смена времен года на нашей планете, почему различные участки земной поверхности получают неодинаковое количество тепла и света.

        Следует объяснить учащимся, какое огромное значение имеет для Земли Солнце. Ведь без солнечной энергии на нашей планете не было бы жизни.

        Рассказ учителя: « Однако все мы хорошо знаем, что зимой солнечного света и тепла меньше, чем летом. Отчего же так происходит? Вы уже знаете, что чем ниже Солнце над горизонтом, тем ниже температура воздуха. Самое высокое положение Солнце занимает на небосводе северного полушария в июне, и в это время года там разгар лета. Самое низкое положение Солнца на небосводе северного полушария в декабре, и в это время года там зима, большая часть территории нашей страны покрыта снегом, т.е. Солнце над горизонтом бывает на разной высоте. В теплое время года оно высоко над горизонтом и Земля получает много тепла, в холодное время года Солнце низко над горизонтом и тепла Земля получает меньше. Смена времен года происходит потому, что Земля движется вокруг Солнца и земная ось наклонена к плоскости земной орбиты, вследствие чего земной шар обращен в сторону Солнца больше то северным, то южным полушарием.

        Земля за год делает один оборот вокруг Солнца, и при движении вокруг него наклон земной оси остается неизменным. (Для объяснения этого материала учитель использует теллурий).

        Некоторые неправильно считают, что смена времен года происходит потому, что Солнце летом ближе, а зимой дальше от Земли. Расстояние от Земли до Солнца на смену времен года не влияет. Судите сами, в разгар зимы (в январе) Солнце бывает ближе всего к Земле. (Учитель ставит теллурий в такое положение, когда в северном полушарии лето).

        Смотрите, дети, Земля Северном полюсом как бы «повернулась, к Солнцу, а Южным  - «отвернулась» от него. В северном полушарии в данный момент лето. Солнце высоко над горизонтом, на Северном полюсе и вокруг него оно круглые сутки не заходит за горизонт. Стоит полярный день.

        Южнее параллели 66 1/20 смена дня и ночи происходит каждые сутки. (Эту параллель учитель обводит мелом). На Южном полюсе в это же время полярная ночь. В южном полушарии севернее параллели 66 1/20 (ее называют Южным полярным кругом) смена дня и ночи происходит также каждые сутки.

        Теперь выясним, где солнечные лучи 22 июня падают отвесно, т.е. в каких районах Земли Солнце в полдень бывает над головой, или в зените. Пусть моя указка изображает один из лучей Солнца. (Учитель располагает указку так, чтобы один конец ее был около лампочки, а другой касался линии северного тропика, изображенного на глобусе).

        Скажите, дети, на какой параллели 22 июня в полдень Солнце бывает прямо над головой. Прочитайте, как называется эта параллель. (Учитель ставит теллурий так, как располагается наша Земля относительно Солнца 22 сентября).

        Обратите внимание, при таком положении нашей планеты на всей Земле день равен ночи. Солнце в полдень находится над головой над экватором».

        Учитель ставит теллурий в такое положение, которое Земля занимает 22 декабря и 22 марта.

        Далее учитель рассказывает, что называется днем летнего и зимнего солнцестояния, днем осеннего и весеннего равноденствия.

        На следующем уроке учитель проверяет, насколько хорошо усвоили учащиеся материал о годовом движении Земли и смене времен года.

        Он может предложить детям следующие вопросы:

1. Отчего бывает смена времен года?

2. Происходила бы смена времен года, если бы земная ось не была наклонена?

3. Какие города России находятся за Северным полярным кругом?

4. Какое положение относительно Солнца занимает земной шар, когда в Москве: а) полночь 22 июня; б) полдень 22 декабря? (Показать с помощью теллурия).

5. В какие дни года Солнце бывает над Северным тропиком, в какие – над Южным тропиком? Где находится на карте полушарий город, если известны его координаты     (430 з. д.) и что в полдень 22 декабря Солнце там бывает над головой? (Рио-де-Жанейро). Какой материк Южный тропик пересекает почти посредине?  

        Затем дети совместно с учителем разбирают в учебнике «Пояса солнечного освещения», используя при этом глобус. В тетрадях заполняют таблицу, которая дается в учебнике.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для 6 класса "Распределение солнечного света и тепла на Земле"

Даны основные понятия. Иллюстрации. Проверочная работа....

Урок географии. 7 класс.Развитие земной коры(по уч. Алексеева "Полярная звезда")

Это конспект урока по теме "Развитие земной коры" с использованием интерактивной карты ....

Урок географии 9 класс по теме: "Поверхность Республики Алтай"

Тема: «Поверхность Республики Алтай».Цели: Знакомство обучающихся с поверхностью нашей республики, основными формами рельефа.Задачи:1.  Познакомить обучающихся с основными формами рельефа Р...

презентация к уроку географии 6 класса "Путешествие в земной коре"

По теме: «Горные породы и минералы»Учебник: Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова География. Начальный курс. – М: Дрофа, 2010...

Конспект урока географии. 6 класс. Распределение солнечного света и тепла на Земле,

Цель: Выявление причин неравномерного освещения и нагревания Земли в дни солнцестояния и равноденствия.Образовательная задача: изучить закономерности  освещения и нагревания Земли в дни солнцесто...

Технологическая карта урока география 6 класс "Изображение неровностей земной поверхности"

Технологическая карта урока "Изображение неровностей земной поверхности" география 6 класс...