Технологическая карта урока географии "Движение земной коры" 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс)

Белоус Наталья Витальевна

Технологическая карта урока разработана с целью создания условий для формирования представлений обучающихся о видах движений  земной коры,  землетрясениях и вулканах на уроках географии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме «Движения земной коры. Вулканизм»

Пояснительная записка  

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Место в учебном курсе: урок №15 является структурным звеном темы «Литосфера» второго раздела  «Строение Земли. Земные оболочки».
УМК издательства «ДРОФА»: Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова География. Начальный курс. 6 класс (рабочая программа, учебник, рабочая тетрадь для учащихся, методическое пособие для учителей)

Технологии: здоровьясбережения, информационно – коммуникационные.
Цель урока: создание условий для формирования представлений обучающихся о видах движений  земной коры,  землетрясениях и вулканах.

Задачи:

обучающие: способствовать формированию знаний о причинах и формах проявления разных видов движений в земной коре; представлений об особенностях движений земной коры, сейсмических поясах,  вулканах, их строении, причинах возникновения, познакомить с географией их размещения; способствовать формированию понятий: «медленные вертикальные и горизонтальные движения», «очаг», «эпицентр» землетрясения, «сейсмические пояса Земли», «кратер», «жерло вулкана», «действующий вулкан» и «потухший вулкан», «гейзер»;

развивающие: продолжить обучение работе с различными источниками географической информации; способствовать развитию умения отбирать главное и существенное из текста, развивать навыки самостоятельной исследовательской работы, предъявлению и обобщению информации;

воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира; содействовать формированию географического мышления и географической культуры.

Планируемые результаты:

Предметные:

Называть и приводить примеры характерных природных явлений в земной коре знать основные географические понятия урока (землетрясение, сейсмические пояса, очаг, эпицентр, горячие источники, гейзеры); уметь определять закономерности распространения землетрясения и вулканизма, устанавливать с помощью карт главные сейсмические пояса.

      Метапредметные:

Регулятивные: развитие умения самостоятельно на уроке ставить цель и задачи урока, планировать работу на уроке, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; уметь находить информацию в учебнике, атласе; умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи.

Познавательные: формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, развитие умений определять понятие, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы.

Коммуникативные: уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в парах; обосновывать и доказывать свою точку зрения, внимательно слушать собеседника, уважать интересы других обучающихся, корректировать свои ошибки. 

Личностные: обладать ответственным отношением к учебе, на основе формирования познавательных мотивов, оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.
Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер с установленным программным обеспечением,  программой для работы с интерактивной доской, фотоаппарат.

Дидактический материал: презентация для проведения урока, раздаточный материал, карта мира, атласы для учащихся.

Структура и ход урока

№ п/п

Этап урока

Название используемого оборудования, программного обеспечения, информационных ресурсов (с указанием порядкового номера из таблицы)

Деятельность учителя (с указанием действий с оборудованием)

Деятельность ученика

Время в минутах

1

2

3

4

5

6

1.

Организационный

Приветствие учащихся, создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе, проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебных материалов для работы на уроке.

1

2.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Приложение №1 (Слайд 2)

Приложение №1 (Слайд 3)

  1. Фронтальный опрос:

-Назовите 3 основные части внутреннего строения Земли.

-Какую глубину имеет самая глубокая скважина?

-Чем материковая кора отличается от океанической? 

2. Географический диктант

3. Индивидуальный опрос учащихся

-Какие горные породы магматического происхождения вы знаете? 

-Назовите осадочные породы органического происхождения. 

 - Назовите осадочные породы химического происхождения. 

-Какие породы образуются на глубине при воздействии огромного давления и высоких температур?

1.Отвечают на вопросы фронтального опроса. 

Показывают  на экране и рассказывают о внутреннем строении Земли. Соотносят части Земли и их размеры.

2. Отвечают на вопросы, представленные на слайде, проводят взаимопроверку, оценивают друг друга.

3. Отвечают на вопросы учителя.

12

3.

Мотивация к учебной деятельности.

Приложение №1

(слайд № 4)

-Наша планета прекрасна и богата разнообразными удивительными природными явлениями. Многие из них связаны с особенностями внутреннего строения Земли.

-Хотите ли вы узнать эти природные явления и процессы, происходящие в литосфере?

 Слушают учителя, смотрят презентацию.

Отвечают на вопрос.

1

4.

Определение темы и цели урока.

Приложение №1

(слайд №5)

-Земля под ногами всегда была для человека символом твёрдости, незыблемости. Но иногда происходят страшные моменты.

Учитель читает описание момента землетрясения.

«Земля вздрогнула: её первая судорога длилась почти десять секунд. Треск и скрип оконных рам, звон стёкол, грохот падающих лестниц, разбудили спящих. Как бумажный разрывался потолок. В темноте всё качалось и падало. Земля глухо гудела»

-Почему это происходит?

Так мы с вами и назовем тему сегодняшнего урока – «Движения земной коры. Вулканизм».

-Какова цель нашего урока?

Обобщает и корректирует ответы учащихся.

Отвечают на вопрос:

-земная кора приходит в движение.

Формулируют тему  урока.

Формулируют цель  урока.

 Записывают тему в тетрадь

1

5.

Изучение нового материала

Приложение №1 (слайд № 6)

Приложение №2 (видеоролик «Землетрясения»)

1.Рассказ с элементами беседы. 

Демонстрирует схему на слайде, поясняет

-Ежегодно происходит около 100 000 землетрясений, катастрофических – 10.

-Что такое Землетрясение?

 - Движение земной коры, которое совмещает в себе быстрые горизонтальные и вертикальные движения – это землетрясение.

-Почему происходят землетрясения?

-Любое землетрясение – это деформация земной коры из-за возникающего давления внутри литосферы.

Переносят схему в тетрадь

Ответы детей

Смотрят видеоролик

Ответы детей.

22

Экран выключен. Работа с учебником.

  1. Работа в тетради

Задание: ответить на вопросы.

- Что такое землетрясение?

-Кто такие сейсмологи?

-Как называется наука, изучающая землетрясения?

-Как называется прибор, регистрирующий колебания земной коры?

-Что такое сейсмические пояса?

Учащиеся работают с учебником, отвечают на вопросы, делают записи в тетради.

6.

Физкультминутка

Приложение № 4 «Физкультминутка» (Аудиозапись)

Учитель просит учащихся встать, выполнить разминку.

Выполняют упражнения.

1

Приложение №1 (слайд № 7)

Приложение №3 (Видеоролик «Вулканы и гейзеры»)

Приложение №1 (слайд № 8)

Экран выключен (практическая работа)

-Для сейсмических поясов характерны не только землетрясения. Мы продолжим знакомство с процессами, происходящими в земной коре, а с какими вам предстоит сейчас отгадать. Послушайте четверостишие, а в конце вместе дружно дайте ответ.

Магма по жерлу рвется наружу,

Выход из кратера ей очень нужен.

Если проход на поверхность дан,

Значит, проснулся грозный… (вулкан).

На экране появляется слайд с изображением вулканов и  гейзеров.

- Предлагаю вам посмотреть видеоролик, в котором говорится о вулканах, причинах образования вулканов.

Демонстрирует видеоролик, в ходе которого дети знакомятся со строением вулкана и следующими понятиями.

Вулкан—это геологическое образование, возникшее над трещиной в земной коре, по которой извергается на земную поверхность лава.

Кратер-углубление углубление, расположенное на вершине вулкана.

Жерло - вертикальный или наклонный канал, по которому вытекает лава.

Конус - вулканическая гора, образованная застывшей лавой. Лава - излившая на земную поверхность магма.

Гейзеры – это источники, периодически фонтанирующие.

-Расскажите по рисунку о строении вулкана.

-Какой вулкан изображен на рисунке - действующий или потухший? Почему?

Проблемный вопрос.

- Как вы думаете, где будет больше вулканов - на дне океанов или на материке? ( На дне океанов, т.к. там тонкая земная кора).

-Если конус вулкана возвышается над водой, то образуется вулканический остров. Например, Гавайские острова (найдите их на физической  карте мира).

-В чем причина появления вулканов на материковой земной коре?

Следует подвести учащихся к мысли, что вулканы на суше встречаются в зоне расхождения литосферных плит, т.е. в зоне разломов. В этих местах лава поднимается по трещинам.

Практическая работа с картой

Рассмотреть легенду карты:

-Какими условными знаками обозначены вулканы на карте?

Найдите вулканы на физической карте полушарий и на карте атласа, определите географические координаты одного из вулканов: Везувий, Котопахи, Эльбрус, Фудзияма, Ключевская Сопка, Этна.

Смотрят видеоролик.

Знакомятся со схемой «Строение вулкана»

Составляют схему «Строение вулкана» и делают подписи, используя текст учебника. Определения записывают в тетрадь.

Ответы детей.

7.

Первичное осмысление и закрепление изученного материала

Приложение №1 (слайд №9)

-Сегодня мы познакомились с видами движений  земной коры, узнали о  землетрясениях и вулканах.

-По пройденному материалу выполним задания:

1. Задание «Выбери правильный ответ»

2. Задание: «Строение вулкана»

1.Выполняют задания теста.

Учащиеся с места дают ответы. Если ученик назвал неверный ответ, другие учащиеся  исправляют.

2. Называют основные части вулкана.

3

8.

Рефлексия

Приложение №1 (слайд №10)

Фиксирует результаты урока, успехи учащихся.

Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

-О чём мы сегодня говорили на уроке? Что нового узнали на уроке?

-Всё ли было понятно на уроке?

-Поднимите руку, кому было интересно на уроке, материал понятен?

- Кто доволен своей работой на уроке? У кого были трудности?

Самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

 -Определили, что внутренние процессы, происходящие в земной коре (землетрясения, извержения вулканов) приводят к образованию складок и разломов, подъему или опусканию частей земной коры, к формированию рельефа.

2

9.

Итог урока

Подводит итоги урока.

Комментирует  оценки за урок.

Оценивают работу на уроке всего класса

1

10.

Домашнее задание

Приложение №1 (слайд №11)

Задает домашнее задание:

  • Прочитать § 15.
  • Ответить на вопросы и задания после параграфа.
  • Сообщения по теме урока (по желанию учащихся)

Записывают домашнее задание в дневник

1

Перечень использованного на уроке учебного оборудования, информационных ресурсов

№ п/п

Наименование

Назначение  

1

Приложение №1. Слайдовая презентация. Использование компьютера, мультимедийного проектора, интерактивной доски.

Демонстрация материала на современном, более высоком уровне, повышение мотивации школьников, наглядность, доступность материала, активизация познавательной деятельности учащихся, оперативный контроль знаний, умений и навыков.

2

Приложение №2 Видеоролик «Землетрясения» 

 Развитие интереса к изучаемой теме урока, повышение мотивации, демонстрация реальных событий, наглядность. Инновационная наглядность изучаемых вопросов, упрощение объяснения нового материала, как дополнение к рассказу учителя.

3

Приложение №3 Видеоролик «Вулканы и гейзеры»

Доступность, наглядность нового материала, обеспечение динамичности урока. Расширение кругозора учащихся, повышение интереса к предмету.

4

Приложение №4 «Физкультминутка» (Аудиозапись)

Смена деятельности, обеспечение эмоциональной разгрузки, отдых. Повышение мотивации к продолжению учебной деятельности, интереса к изучаемому материалу.

Литература:

  1. Герасимова Т.П. География. Начальный курс. 6 класс: учебник/. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова - М.: Дрофа, 2016. – 159 с.
  2. И.И.Баринова, Т.А.Карташова. Методическое пособие к учебнику «География. Начальный курс. 6 класс». М.: Дрофа, 2015 г.
  3. Атлас. География. 6 класс. - М.: Дрофа, 2016 г.
  4. Детская энциклопедия. Вулканы. Москва: «Махаон», 2008.
  5. Интернет- ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта урока по географии 5 класса на тему "Изображения земной поверхности".

Технологическая карта урока по географии 5 класса на тему "Изображения земной поверхности"....

Технологическая карта урока географии в 6 классе «Строение земного шара»

Цель урока: формирование представлений о внутреннем строении Земного шара: ядре, мантии, земной коре, литосфере, о способах изучения земных недр.Задачи:Образовательные: ознакомить детей  с ...

Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме:"Картинки с выставки"

Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме: "Картинки с выставки". Цель: на примере творчества М.П. Мусоргского ввести понятие "Сюита"....

Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»

Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...

Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме "Мировой океан и его части"; ОВЗ: "Океаны на глобусе и карте полушарий"

Технологическая карта  урока географии в 6 классе по теме "Мировой океан и его части"; ОВЗ: "Океаны на глобусе и карте полушарий"...