Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме:"Картинки с выставки"
план-конспект урока по музыке

Нуриева Ирина Витальевна

Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме: "Картинки с выставки". 

Цель: на примере творчества М.П. Мусоргского ввести понятие "Сюита".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Музыкальные образы сюиты «Картинки с выставки»  2 класс.

Тип урок : открытие новых знаний.

Цель  урока: на примере музыкального произведения М.П. Мусоргского «Картинки с выставки»  ввести понятие « сюита».

Задачи:

1.Воспитательная: Воспитывать интерес к музыкальным произведениям русского композитора 19 века  М.П. Мусоргского и к картинам русского художника и архитектора 19 века В. Гартмана.

2. Образовательная:  дать понятие термина «сюита», обеспечить понимание обучающимися того, что каждая музыкальная пьеса – это определенная конструкция, музыкальная форма.

3. Развивающая:  развивать умение слышать различное эмоциональное настроение в музыке, откликаться на него произведений. Развивать образно – ассоциативное мышление, музыкальный слух.

Методы: беседа, диалог, словесное рисование, сравнение.

Оборудование:

Портреты:  Модеста Петровича Мусоргского, Виктора Александровича Гартмана.

Рисунки В. Гартмана «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов», «Богатырские ворота».

Компьютер, экран, проектор, презентация к уроку, синтезатор.

 Мультфильм  И. Ковалевской «Избушка на курьих ножках»».

Музыкальные произведения для слушания:  М. Мусоргский:  « Прогулка», «Балет  невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота».

Музыкальные произведения для исполнения:  Г. Гладков « Песня о картинах»

Материал: учебник  «Музыка», авторы  Г. П. Сергеева,  Е. Д. Критская, Т.С. Шмагина,  2 класс. Музыкальная  хрестоматия к учебнику «Музыка»  2 класс,  авторы:  Г.П.Сергеева,  Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина.

Форма работы: групповая, фронтальная

Технология: интегрирование нескольких видов искусства: музыки, живописи, мультипликации.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Виды деятельности обучающихся

Деятельность обучающихся

Формируемые виды УУД

Организационный

1.Вход в кабинет

2.Музыкальное приветствие

3.Позитивный настрой на урок.

Учитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте!

Ученики: Добрый день!

Учитель: Мы вновь встречаемся с вами на уроке музыки. Сегодня за окном прекрасный солнечный день и я надеюсь, что и наш урок будет таким же солнечным и добрым  нам стоит пригласить песенку.

 «ПРИГЛАСИТЕ ПЕСЕНКУ» - исполнение песни.

Коммуникативные УУД (формирование доброжелательности, умения слушать и слышать)

Введение в тему урока.

3. Основная часть урока.

4. Обобщение урока. Заключение.

1.Фиксация и выявление места, причины затруднений, выход на проблемный вопрос, самооценивание.

2. Формулирование темы урока

3.Создание проблемной ситуации.

Учитель: Дети, мы сегодня отправляемся на прогулку туда, где можно увидеть разные картины. Какое это может быть место?

Дети: Музей, галерея, выставка, вернисаж.

Учитель: Совершенно верно. Сегодня это будет выставка. 

Учитель: Вот и тема нашего урока называется «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ СЮИТЫ «КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ»

(Слайд 1)

Но чтобы открыть дверь и увидеть картины нужно ответить на вопросы? Сможем?

Дети: Да.

Учитель: (Слайд 2)

Я предлагаю вам немножко поиграть. Наша игра называется «Данетка».Я буду вам задавать вопросы, а вы отвечаете  «ДА»или «НЕТ».Итак, начнём…

ИГРА «Данетка»

1.Музыка- это наука?

2.Музыка- это искусство?

3.Картины пишут  звуками?

4.Картины пишет художник?

5.Музыку пишут красками?

6.Музыку пишет композитор?

7.Музыку можно увидеть?

8.Картины  можно услышать?

 Учитель: Молодцы!

Мы попали с вами на выставку работ русского художника Виктора Гартмана. Гартман был не только художником, но и декоратором, дизайнером, создавал эскизы костюмов, игрушек. (Слайд 3)

Учитель: Что на выставке делают посетители?

Ученики: Разглядывают картины.

Учитель: Как переходят посетители от картины к картине? Можно сказать, что посетители прогуливаются, рассматривая картины? Начнём с «Прогулки» по выставке .

( Рассматриваем картины слайд 4 -10)

Коммуникативные УУД (формирование умения слушать и слышать)

Познавательные УУД

(формирование общего представления об искусстве, моделирование различных отношений между объектами)

Регулятивные УУД

(оценка своих знаний)

Личностные УУД

(формирование самооценки)

1.Этапы реализации выхода из затруднительной ситуации

А) Работа в группах

Б) Защита своих работ

2.ФИЗМИНУТКА

3.  Самопроверка по эталону ( музыка композитора)

4.  Включение новых знаний в систему

Учитель: Понравились картины? Ребята, чего не хватало на наших картинах, кто заметил?

Ученики:  У  картин нет названия. 

Учитель: А как вы думаете, могут  эти картины   звучать?

Чтобы ответить на этот вопрос  нам нужно попробовать стать композиторами и словесно написать музыку.

РАБОТАЮТ ПО АЛГОРИТМУ.

1.Внимательно рассмотрите репродукцию. Что на ней изображено?

2. Какие звуки можно использовать для характеристики изображения ( высокие, низкие, средние, громкие, тихие, отрывистые, плавные, быстрые, медленные). Подчеркните те слова, которые могут относиться к вашему изображению

3.Если бы вы были на месте автора, как бы вы назвали своё произведение?

Учитель: Предоставляю слово для защиты.

( По ходу защиты на доске фиксируется название, данное учениками и сама репродукция, которая отображается и в презентации)

Учитель: (Слайд 11)

Виктор Гартман был замечательным художником, он  прожил всего 39 лет. После его смерти, друзья организовали выставку его работ .

Другом этого художника был композитор, чей портрет вы сейчас видите - Модест Петрович Мусоргский.

После посещения выставки у Мусоргского рождается идея создания цикла музыкальных пьес на понравившиеся работы. Работа закипела, и в течение трёх недель цикл был готов. Свои зрительные впечатления композитор  передал в музыкальных образах.Пьесы композитор объединил в сюиту «Картинки с выставки».

Давайте их послушаем и сравним наши впечатления

( слушание отрывков из сюиты « Картинки с выставки», узнавание, обсуждение замыслов композитора, обсуждение использования музыкальных средств выражения).

1 Картина «Балет невылупившихся птенцов».(слайд12)

Учитель: -Почему композитор использовал такие звуки?

- Какие движения могут делать цыплята?

Давайте попробуем изобразить танец цыплят.

ФИЗМИНУТКА органично влилась в структуру урока.(Учитель предлагает побыть цыплятами…) (слайды13-20)

2. Картина «Избушка на курьих ножках». …) (слайд 21)

3. Картина « Богатырские ворота».( слайд 23)

Учитель: Почему автор  назвал ворота

 богатырскими?

- На что похож купол звонницы

 рядом с воротами?

- Как музыка подчеркнула силу  и

  мощь богатырскую?

Учитель: Вот как интересно увидел эти картинки Мусоргский. У нас с вами тоже получились интересные работы. Вы отлично справились с ролью композитора. Молодцы!

Учитель: А теперь посмотрите, все ли понятия вам известны?   ( слайд 24 )

КОМПОЗИТОР   ХУДОЖНИК  СЮИТА

Ученики: Мы не знаем что такое сюита.

Учитель: Это слово вам уже знакомо, потому что сегодня мы с вами как раз послушали отрывки из сюиты…Что такое сюита? Вставьте недостающие слова.

( на доске слова МУЗЫКАЛЬНОЕ, НЕСКОЛЬКО ЧАСТЕЙ, ОДНА ТЕМА)

Учитель: Проверим ( слайд25 )

Музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей и имеющее одну тему.

Получается,мы с вами сегодня слушали не просто музыку, а сюиту М.П.Мусоргского « Картинки с выставки».

Давайте споем песню про картины Г. Гладкова (слайд26 – 28)

Давайте вернемся к нашей игре после всего того, что мы узнали.

Игра «Данетка»

1.Картины пишет художник?

2.Музыку пишет композитор?

3.Композитор может при помощи звуков написать картину?

4.Композитор ничего не может изобразить музыкой?

5. Музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей и имеющее одну тему называется сюитой?

Самооценка как в начале урока.

Коммуникативные УУД

(формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)

Личностные УУД

( формирование  интереса к музыке и различным видам музыкально- творческой деятельности, формирование самооценки, формирование установки на здоровый образ жизни через прослушивание  классической музыки)

Познавательные УУД

(приобретение элементарных навыков в музыкально- творческой деятельности)

Коммуникативные УУД

(приобщение к сотворчеству, формирование умения слушать и слышать, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, характеризовать и описывать объект)

Регулятивные УУД

( планировать результаты решения поставленной задачи)

Познавательные УУД

(формирование умения составлять целое из частей)

5. Рефлексия

Выставление оценок

Учитель: Подводим итоги нашего урока. Какую цель мы с вами ставили? Мы справились? Что-то новое узнали?

Ученики: Наша цель была ответить на вопрос «Может ли композитор написать картину?» Мы это узнали. Познакомились с сюитой.

Коммуникативные УУД

( формирование доброжелательности)

Личностные УУД

( формирование установки на здоровый образ жизни через прослушивание  классической музыки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки во втором классе по теме: " Проводы зимы, встреча весны"

Урок разработан с целью знакомства учащихся с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником Масленица....

Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Фольклор в музыке русских композиторов"

Технологическая карта урока музыки.Предмет: музыкаУчитель: Кириленко Татьяна ВладимировнаКласс: 5Авторы программы: Г.П.Сергеева, Е.Д.КритскаяУрок №5 согласно календарно-тематическому планированиюТема ...

Технологическая карта урока музыки для 3 класса по теме "Форма рондо"

Цель: создание условий для формирования способности определять строение, характер и настроение музыкальных произведений....

Технологическая карта урока музыки в 1 классе на тему: «Чудесная лютня (по алжирской сказке)».

Технологическая карта урока музыки составлена в соответствии с ФГОС, разработчик: Чернега ангелина Владимировна, учитель музыки МКОУ "Сош №1 ст. Преградная".Учебный предмет: музыка.Класс: 1.  Авт...

Технологическая карта урока музыки в 5 классе на тему: Музыка на мольберте. Композитор – художник.

Музыкальное образование заключается в передаче положительного духовного и нравственного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном виде и развитии на этой основ...

Технологическая карта урока музыки в 1 классе по теме «Повсюду музыка слышна».

Цель урока: Формирование представлений о триединстве музыкальной деятельности: композитор – исполнитель – слушатель.Задачи:Развивать сознание, музыкального мышления учеников.Повышать...

Технологическая карта урока музыки в первом классе по теме"Ритм" Школа России

Урок музыки веселый, солнечный! Тема урока проработана на разных уровнях. Эмоционально, доброжелательно, доступно организована работа по теме "Ритм". Разнообразие методов и приемов, смена ви...