План- конспект урока географии по теме «Движение земной коры. Землетрясение». 6 классЦель: формирование знаний о землетрясениях как особой формы активности литосферы. Задачи: • Дать определение понятий «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», се
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Цель: формирование знаний о землетрясениях как особой формы активности литосферы.

Задачи:

  • Дать определение понятий «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», сейсмические пояса «сейсмограф»;
  • Выяснить какой силы могут быть землетрясения и их внешние проявления от степени удалённости от очага;
  • Познакомить с зонами распространения землетрясений на Земле. 
    Выяснить, можно ли предсказать землетрясение.

Планируемые результаты:

Предметные: знать понятия «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения»,  

показывать по карте сейсмические пояса, «сейсмограф».

Метапредметные:  иметь возможность высказать свою точку зрения, учиться определять понятия,  создавать обобщения, строить логическое  рассуждение, делать выводы. 

 

Личностные: определить границы собственного знания и незнания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvizhenie_zemnoy_kory._zemletryasenie.docx152.35 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект  урока географии по теме

  «Движение земной коры. Землетрясение». 6 класс

учитель географии МБОУ «СОШ №48»

Орлова Елена Алексеевна

Учебник: География. Начальный курс. 6 класс.

 Авторы:  Т.П. Герасимова, Н. П. Неклюкова.

Цель: формирование знаний о землетрясениях как особой формы активности литосферы.

Задачи:

  • Дать определение понятий «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», сейсмические пояса «сейсмограф»;
  • Выяснить какой силы могут быть землетрясения и их внешние проявления от степени удалённости от очага;
  • Познакомить с зонами распространения землетрясений на Земле. 
    Выяснить, можно ли предсказать землетрясение.

Планируемые результаты:

Предметные: знать понятия «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения»,  

показывать по карте сейсмические пояса, «сейсмограф».

Метапредметные:  иметь возможность высказать свою точку зрения, учиться определять понятия,  создавать обобщения, строить логическое  рассуждение, делать выводы. 

Личностные: определить границы собственного знания и незнания.

1. Орг.момент

2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

        На  прошлом уроке  мы изучали движение земной коры. Какие виды движения земной коры вы знаете? (горизонтальные и вертикальные ).  К чему приводят движения земной коры?

3. Актуализация знаний.

        Но есть движение которое совмещает в себе быстрые и горизонтальные движения.

Это движение называется ....(землетрясение).

        Само слово «землетрясение» - русское, и смысл его ясен: землетрясение - это трясение земли. А точнее, землетрясение - это колебание земной поверхности при прохождении волн от подземного источника энергии.

        По-гречески землетрясение - seismos; следовательно, сейсмические явления - это те, что связаны с землетрясениями, а именно: сейсмические волны, сейсмические приборы (сейсмографы), записи сейсмических колебаний (сейсмограммы), сейсмические станции...

Землетрясения зарождаются в глубоких недрах Земли, не доступных прямому наблюдению и измерению. Землетрясения - это явление геофизическое, а не только геологическое, как не редко представляется неспециалистам. Наука о землетрясениях называется сейсмология, сделала серьезные успехи в познании объекта своего исследования.

        Ежегодно на Земле происходит до 100000 землетрясений. Любое землетрясение-это деформация земной коры из-за возникающего давления внутри литосферы.

Демонстрация опыта

 Мы взяли пружину, сжимаем  и придаем напряжение, которое  может сдерживать наша рука. Но любое влияние из внешней среды (например, нас отвлекли, мы ослабили от усталости напряжение и  т.д.), приведет к тому, что пружина будет выпрямляться.

Так и в природе: пружина - очаг землетрясения, где происходит накопление напряжения, а сдерживает ее литосфера.  Небольшое смещение литосферных плит, притяжение Луны, исчерпание месторождений полезных ископаемых и т.д. вызывает разрядку напряжения. Тем самым появляется сейсмические колебания.

Первичное усвоение знаний.

Задание.  

Как называется место, где происходит разрыв и смещение горных пород - это....(очаг  землетрясения)

Участок земной поверхности над очагом – это (эпицентр)....

Подпишите на схеме эпицентр, очаг  землетрясения.

         

Землетрясение имеет силу -  то есть степень  проявления  и разрушения.

- Рассмотрите в §15 учебника рис.30  « Изменение силы землетрясения по направлению от его эпицентра». Сделайте вывод

Задание  в группах: прочитать текст в §15 учебника выяснить:  

1 группа:  В чём измеряется сила землетрясения?

2 группа:  В каком случае землетрясение считается разрушительным?

3 группа:  Где происходят  наиболее частые землетрясения? Показать на карте сейсмические пояса.

 

Отчет групп.

В дополнение демонстрация таблицы.

Самые разрушительные землетрясения в современной истории.

В воскресенье утром, 26 декабря 2004 года у восточного берега индонезийского острова Суматра произошло одно из самых сильных и разрушительных землетрясений в современной истории. Приливная волна, вызванная этим землетрясением силой 8,9 балла по Рихтеру, обрушилась 10-метровой стеной на побережье Шри-Ланки, Индии, Индонезии, Таиланда, Малайзии. По последней информации, общее число жертв цунами достигло 150 тысяч человек.

 

Год

Дата

Страна

Эпицентр

Сила землетрясения, баллов

Погибших, человек

1 976

28 июля

Китай

Тянь-Шань

7.8

242 000

2 004

26 декабря

Индонезия

Суматра

9

150 000

1 990

21 июня

Иран

 

7.7

50 000

2 003

26 декабря

Иран

Бам

6.6

30 000

1 950

15 августа

Индия

Ассам

 

30 000

1 939

24 июня

Чили

 

 

30 000

1 988

7 декабря

Армения

Спитак

6.9

25 000

1 985

19-20 сентября

Мексика

Мехико

8.1

25 000

2 001

26 января

Индия

Бхудж

7.7

20 000

1 999

17 августа

Турция

Измит

7.4

17 000

1 970

5 января

Китай

Юньнань

7.7

15 621

1 995

17 января

Япония

Осака, Киото, Кобе

7.2

5 100

1 998

30 мая

Афганистан

 

7.1

5 000

 http://nepoznannoe.org

        Кемеровская область, также подвержена землетрясениям. Первый подземный толчок на юге Кузбасса был зарегистрирован в конце XIX века. Сейчас землетрясения на территории нашего региона часто регистрируются.

        Согласно действующей в настоящее время карте сейсмического районирования, норма сейсмичности от Киселёвска и южнее составляет 7 баллов, для остальной территории региона — 6 баллов.  Однако в связи с накоплением статистических данных по ситуации в Кузбассе, ростом сейсмической активности планеты в целом и продолжающимся движением тектонических плит, уровень сейсмопасности региона решили пересмотреть.

Как утверждают учёные, горная система Кузнецкого Алатау «растет» примерно на 1 сантиметр за каждую тысячу лет и постепенно поднимает восточную часть Кузнецкой котловины. До Кемеровской области регулярно «доносятся» землетрясения Тувы и Горного Алтая.

А можно ли предсказать землетрясение?

Опрежающее задание.

3 учащимся дано задание.

 Подготовить сообщение по темам:

1.Первый сейсмоскоп.

2. Современный сейсмограф.

3. Животные – предсказатели землетрясения.

 Для изучения землетрясений Китайский астроном Чжан Хэн (78-139) изобрел первый в мире сейсмоскоп, который отмечал слабые землетрясения на больших расстояниях.

C:\Users\Елена\Pictures\сей.jpg

 Современный сейсмограф:

C:\Users\Елена\Pictures\сей2.jpg

 

Закрепление знаний.

Объяснить высказывание основоположника  князя Бориса Борсовича Голицына, одного из основоположника сейсмологии: « Можно уподобить землетрясение фонарю, который зажигается  на короткое время  и освещает нам внутренность Земли, позволяя рассмотреть то, что там происходит».

Домашнее задание. §15.  Отметить на контурной карте сейсмические пояса.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Движения земной коры"

Презентация к уроку по географии для 6 класса по теме "Движения земной коры. Землетрясения"...

Урок географии по теме Движение земной коры. 6 класс.

ДВИЖЕНИЯ  ЗЕМНОЙ  КОРЫ.6 класс.Тема урока: «Движения земной коры»Тип урока*: традиционный урок с использованием информационных технологий. (*по С.Г. Манвелову).Цели урока: сформировать у уча...

Движение земной коры. Землетрясение

План-конспект "Движение земной коры. Землетрясение", география, 6 класс...

Урок географии по теме «Строение земной коры. Землетрясения»

Урок географии по теме «Строение земной коры. Землетрясения»Класс: 5Урок № 4 в составе темы "Литосфера"Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о строении земной коры, видах её ...

тест по географии к уроку "Движение земной коры. Вулканизм"

Тест предназначен для закрепления темы по географии в 6 классе "Движение земной коры. Вулканизм". С остоит из 10 вопросов. Составлен на основе учебника Герасимова Т.П. , Неклюкова Н.П. ...

Урок географии в 5 классе по теме «Движение земной коры»

Урок географии на тему «Движения земной коры. Землетрясение» предназначен для 5 класса с использованием системно - деятельностного подхода. Данная разработка ориентирована на УМК  А.И...

Урок географии в 5 классе по теме «Движение земной коры»

Урок географии на тему «Движения земной коры. Землетрясение» предназначен для 5 класса с использованием системно - деятельностного подхода. Данная разработка ориентирована на УМК  А.И...