Урок географии в 5 классе по теме «Движение земной коры»
план-конспект урока по географии (5 класс)

Петрова Ирина Ивановна

Урок географии на тему «Движения земной коры. Землетрясение» предназначен для 5 класса с использованием системно - деятельностного подхода. Данная разработка ориентирована на УМК  А.И. Алексеева («Полярная звезда»), но может быть использована другим УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvizh_zem_kory_5.doc68 КБ
Microsoft Office document icon dv_kory5.doc589.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оценочный лист ученика

Фамилия, имя ученика _______________________________

Верно-неверно

Максимально

7 баллов

Работа с таблицей

Максимально

5 баллов

Работа со шкалой Рихтера Максимально

5 баллов

Тест

Максимально

7 баллов

Итог

Максимально

24 балла

22-24 балла оценка «5», 18-21 балл оценка «4», 15-17 баллов оценка «3»

Оценочный лист ученика

Фамилия, имя ученика _______________________________

Верно-неверно

Максимально

7 баллов

Работа с таблицей

Максимально

5 баллов

Работа со шкалой Рихтера Максимально

5 баллов

Тест

Максимально

7 баллов

Итог

Максимально

24 балла

22-24 балла оценка «5», 18-21 балл оценка «4», 15-17 баллов оценка «3»

Оценочный лист ученика

Фамилия, имя ученика _______________________________

Верно-неверно

Максимально

7 баллов

Работа с таблицей

Максимально

5 баллов

Работа со шкалой Рихтера Максимально

5 баллов

Тест

Максимально

7 баллов

Итог

Максимально

24 балла

22-24 балла оценка «5», 18-21 балл оценка «4», 15-17 баллов оценка «3»

Верно или неверно утверждение.

  1. Материковая земная кора тоньше океанической.

2.  Слово «мантия» в переводе на русский язык означает «покрывало, плащ»

*3.  Внутренние и внешние силы Земли создают ее неровности.

4 . Земная кора - это верхняя оболочка Земли до ядра.

*5.  Литосфера расколота глубокими разломами на блоки.

Верно или неверно утверждение.

  1. Материковая земная кора тоньше океанической.

2.  Слово «мантия» в переводе на русский язык означает «покрывало, плащ»

*3.  Внутренние и внешние силы Земли создают ее неровности.

4 . Земная кора - это верхняя оболочка Земли до ядра.

*5.  Литосфера расколота глубокими разломами на блоки.

Верно или неверно утверждение.

  1. Материковая земная кора тоньше океанической.

2.  Слово «мантия» в переводе на русский язык означает «покрывало, плащ»

*3.  Внутренние и внешние силы Земли создают ее неровности.

4 . Земная кора - это верхняя оболочка Земли до ядра.

*5.  Литосфера расколота глубокими разломами на блоки.

Верно или неверно утверждение.

  1. Материковая земная кора тоньше океанической.

2.  Слово «мантия» в переводе на русский язык означает «покрывало, плащ»

*3.  Внутренние и внешние силы Земли создают ее неровности.

4 . Земная кора - это верхняя оболочка Земли до ядра.

*5.  Литосфера расколота глубокими разломами на блоки.

СЛОВАРИК

«__________________________»

Землетрясение – _________________________________

________________________________________________

________________________________________________

Очаг землетрясения- _____________________________

_______________________________________________

________________________________________________

Эпицентр землетрясения- _________________________

________________________________________________

________________________________________________

Сейсмические волны-_____________________________

_______________________________________________

________________________________________________

Сейсмология –___________________________________

_______________________________________________

________________________________________________

Сейсмограф- ____________________________________

_______________________________________________

________________________________________________

Шкала Рихтера-__________________________________

_______________________________________________

________________________________________________

СЛОВАРИК

«__________________________»

Землетрясение – _________________________________

________________________________________________

________________________________________________

Очаг землетрясения- _____________________________

_______________________________________________

________________________________________________

Эпицентр землетрясения- _________________________

________________________________________________

________________________________________________

Сейсмические волны-_____________________________

_______________________________________________

________________________________________________

Сейсмология –___________________________________

_______________________________________________

________________________________________________

Сейсмограф- ____________________________________

_______________________________________________

________________________________________________

Шкала Рихтера-__________________________________

_______________________________________________

________________________________________________

РАБОТА СО ШКАЛОЙ РИХТЕРА

Задание на оценку «3»

Найдите описание  самых сильных и самых слабых землетрясений.

Задание на оценку «4»

Сравните Ашхабадское землетрясение, которое оценивается в 10 баллов с Ташкентским , которое оценивается в 8 баллов. Какое из них имеет большую разрушительную силу. Докажите текстом.

Задание на оценку «5»

Используя шкалу Рихтера, оцените землетрясение в баллах.

В 2010 году только по официальным данным погибло 222570 человек, получило ранение около 311 тысяч. Материальный ущерб стране оценили в 5,6 миллиардов долларов. Стихия разрушила  тысячи жилых домов, город остался без больниц. В итоге без крова осталось около 3 миллионов человек. Были разрушены Национальный дворец, здания Министерств финансов, связи, культуры, общественных работ. Исчез и кафедральный собор. Наибольший удар пришелся на столицу страны с населением в 2,5 миллиона человек. Остальные же районы Гаити пострадали незначительно.

РАБОТА СО ШКАЛОЙ РИХТЕРА

Задание на оценку «3»

Найдите описание  самых сильных и самых слабых землетрясений.

Задание на оценку «4»

Сравните Ашхабадское землетрясение, которое оценивается в 10 баллов с Ташкентским , которое оценивается в 8 баллов. Какое из них имеет большую разрушительную силу. Докажите текстом.

Задание на оценку «5»

Используя шкалу Рихтера, оцените землетрясение в баллах.

В 2010 году только по официальным данным погибло 222570 человек, получило ранение около 311 тысяч. Материальный ущерб стране оценили в 5,6 миллиардов долларов. Стихия разрушила  тысячи жилых домов, город остался без больниц. В итоге без крова осталось около 3 миллионов человек. Были разрушены Национальный дворец, здания Министерств финансов, связи, культуры, общественных работ. Исчез и кафедральный собор. Наибольший удар пришелся на столицу страны с населением в 2,5 миллиона человек. Остальные же районы Гаити пострадали незначительно.

АШХАБАДСКОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ

В ночь с 5 на 6 октября 1948 г. Землетрясение полностью уничтожило столицу Туркменистана Ашхабад и ряд окрестных населенных пунктов. Землетрясение произошло на глубине 10-12 км.

Ашхабадское землетрясение считается одним из самых разрушительных землетрясений, сила в эпицентральной области составила 9—10 баллов. В результате землетрясения в Ашхабаде было разрушено 90—98 % всех строений. По оценкам специалистов погибло 176 тысяч человек. 

Основное землетрясение состояло из двух толчков, с промежутком в 5-8 секунд. Ближе к утру (около 6 часов) произошёл ещё один сильный толчок в 7-8 баллов. Подземные толчки с затухающей амплитудой продолжались более 4 дней.

ТАШКЕНТСКОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ

26 апреля 1966 года в 5 часов 23 минуты утра в Ташкенте произошло разрушительное землетрясение. Магнитуда его в очаге М=5.2 (по шкале Рихтера), а сейсмический эффект на земной поверхности в эпицентре превысил 8 баллов (по 12-балльной шкале сейсмической интенсивности). Разрыв пород в очаге простирался по глубине от 2-3 до 8-9 километров под самым центром столицы Узбекистана. Эпицентры повторных толчков интенсивностью до 7 баллов, произошли 9 и 24 мая, 5 и 29 июня, 4 июля 1966 года и 24 марта 1967 года.

Пострадала в основном центральная часть города.

Благодаря преобладанию вертикальных колебаний полных обрушений домов практически не было. Погибли 8 человек и около двухсот были госпитализированы с различными травмами.

АШХАБАДСКОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ

В ночь с 5 на 6 октября 1948 г. Землетрясение полностью уничтожило столицу Туркменистана Ашхабад и ряд окрестных населенных пунктов. Землетрясение произошло на глубине 10-12 км.

Ашхабадское землетрясение считается одним из самых разрушительных землетрясений, сила в эпицентральной области составила 9—10 баллов. В результате землетрясения в Ашхабаде было разрушено 90—98 % всех строений. По оценкам специалистов погибло 176 тысяч человек. 

Основное землетрясение состояло из двух толчков, с промежутком в 5-8 секунд. Ближе к утру (около 6 часов) произошёл ещё один сильный толчок в 7-8 баллов. Подземные толчки с затухающей амплитудой продолжались более 4 дней.

ТАШКЕНТСКОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ

26 апреля 1966 года в 5 часов 23 минуты утра в Ташкенте произошло разрушительное землетрясение. Магнитуда его в очаге М=5.2 (по шкале Рихтера), а сейсмический эффект на земной поверхности в эпицентре превысил 8 баллов (по 12-балльной шкале сейсмической интенсивности). Разрыв пород в очаге простирался по глубине от 2-3 до 8-9 километров под самым центром столицы Узбекистана. Эпицентры повторных толчков интенсивностью до 7 баллов, произошли 9 и 24 мая, 5 и 29 июня, 4 июля 1966 года и 24 марта 1967 года.

Пострадала в основном центральная часть города.

Благодаря преобладанию вертикальных колебаний полных обрушений домов практически не было. Погибли 8 человек и около двухсот были госпитализированы с различными травмами.



Предварительный просмотр:

Урок географии в 5 классе по теме «Движение земной коры»

Пояснительная записка

Урок географии на тему «Движения земной коры. Землетрясение» предназначен для 5 класса с использованием системно - деятельностного подхода. Данная разработка ориентирована на УМК  А.И. Алексеева («Полярная звезда»), но может быть использована другим УМК.

Конспект урока географии на тему «Движение земной коры»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

- приветствует обучающихся

Добрый день, ребята! Рада вас видеть на уроке!  

- предлагает проверить готовность к уроку

Все готовы? Начинаем!

- приветствуют учителя

- проверяют готовность

Этап актуализации знаний

говорит:

       Сегодня наш урок и обычный и не очень. Так как у нас гости. Но вы не смущайтесь, потому что это учителя нашей школы, которых вы хорошо знаете.

       На уроке каждый из вас получит оценку. Выполняя задания вы записываете баллы в оценочный лист. Найдите его на парте. Работаете вы в парах, помогая и поддерживая друг друга.

- Давайте вспомним:

Фронтальный опрос:

  1. Как называется твердая оболочка Земли?
  2. Из чего состоит литосфера?
  3. Что такое горные породы?
  4. Как образуются горные породы и минералы?
  5.  Какими полезными ископаемыми богата наша Калужская область?
  6. Перед вами образцы горных пород: уголь, мрамор, глина, гранит, нефть. По каким группам вы можете их классифицировать?

У вас на партах лежит задание. Ваша задача -  выбрать верные и неверные утверждения.

- предлагает на слайде правильные варианты ответов (Слайд 1)

говорит:

- поднимите руки те, кто правильно выбрал утверждения

- посчитайте полученное количество баллов и впишите в оценочные листы для сегодняшнего урока.

Этап целеполагания

говорит:

  • На побережье Норвегии, далеко от берега, вбиты колышки, к которым раньше привязывали лодки. Объясните, почему колышки для лодок находится не у самой кромки воды? (Земная поверхность поднялась.) (Слайд 2)
  • При строительстве метро в Москве под землей очень часто находили окаменелости морских моллюсков. Как они там оказались? (Когда-то на месте Москвы было море.) (Слайд 3)
  • Что же произошло впоследствии? (Участок земной коры поднялся над уровнем моря.)

предлагает:

- исходя из этого, попробуйте сформулировать  тему урока и цель

- сформулируем задачи урока: (Слайд 4)

Спрашивает:

- Насколько вам понятны цель и задачи урока?

- Можем ли мы задачи считать планом урока?

-слушают и исходя из текста предлагают тему урока - «Движение земной коры. Землетрясение»

предлагают варианты формулировки цели урока:

- получение знаний о движении земной коры

предлагают варианты формулировки задач:

- Почему движется земная кора?

- Какие происходят движения?

- Какой силы могут быть движения?

- дают согласие

Этап освоения новых знаний

Итак, земная кора движется. Она может опускаться или подниматься. Это вековые, медленные движения со скоростью несколько сантиметров в год. Человек не замечает таких движений. Но через столетия и тысячи лет движения земной коры становятся заметными.

Шведские рыбаки вынуждены проходить несколько километров до берега Балтийского моря от своих поселков, хотя раньше поселки находились на берегу моря. Участок земной коры поднимается со скоростью 1 – 2 см в год. Море уходит от берега.

Южный берег Северного моря опускается и погружается в море. Жители Нидерландов вынуждены защищать свои земли от нашествия воды. Они строят дамбы, откачивают морскую воду с освободившихся земель. Стране грозит затопление.    (Слайд 5)

        И те и другие движения очень медленные, всего несколько сантиметров в год, поэтому заметить результаты этих движений можно через сотни лет.

Давайте узнаем, как может измениться наша планета, например, через 100 лет?

 Задача  1 (Слайд 6)
на сколько увеличится высота Скандинавских гор через 100 лет, если скорость поднятия 2 сантиметра в год? (2 м)

Задача 2 (Слайд 7)
- страна Нидерланды находится ниже уровня моря и опускается со скоростью 3 миллиметра в год.
На сколько опустится территория через 100 лет?
(30 см) (Слайд 8)

А что же это за движения?

Работа с учебником: Откройте учебник на стр. 68. Прочитайте, какие движения испытывает земная кора и заполните схему «Движения земной коры»: работа в парах (на основании текста учебника). Анализ полученной схемы – сравнение движений земной коры, установление причинно-следственных связей. (Слайд 9)

Посмотрите на доску, сравните схему со своей. (Слайд 10) 

Спрашивает:

- Ребята, а что заставляет земную кору двигаться? В чем причина?

- Верно. Существует гипотеза, что источник перемещений находится в мантии. Верхний мантийный слой разогрет до 1500°С, тепло передается вышележащим слоям литосферы и они начинают двигаться.

(Слайд 11)

Описание: https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/045d/00019e84-7c0b77f1/img5.jpg

- Ребята, скажите, а движения земной коры как-то  влияют на залегание горных пород?

  • Действительно. От вида движения земной коры зависит характер залегания  горных пород

(Слайд 12)

- Давайте обратимся к рис. 45 на стр. 68. Объясните, какие движения иллюстрируют представленные диаграммы.

(1 – залегание на равнине, 2 – сжатие в складки, 3 – смещение пластов относительно друг друга, 4 – растяжение)                        

Спрашивает:

- Какой мы можем сделать вывод о медленных, незаметных движениях земной коры? (Эти движения происходят медленно, при этом вертикальные движения вызывают поднятия и опускания, а горизонтальные – сжатия и растяжения в слоях земной коры).

(Слайд 13-14)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА "Стороны горизонта".

- Встанем дружно мы у парты, и представим нашу карту.

  Впереди нас будет север, позади остался юг.

  Восток справа, слева запад, обогнули Земли круг.

 

  Отдохнули и присели.

Говорит: В нашей схеме остались пустыми ячейки. Быстрые движения… Какие это движения?

- недавно я слышала по радио отрывок очевидца какого-то страшного явления, но не поняла, о чем шла речь. Может быть, вы поможете мне. Сообщали следующее:

- Я выбежал на улицу и увидел, что дом, в котором я живу, раскачивается из стороны в сторону. Земля вспучивалась, высокие деревья падали как подкошенные… Куски земли непонятной формы двигались вверх и вниз, наклоняясь под всевозможными углами. Полуразрушенный дом вдруг пополз на меня. Я начал перелезать через забор, но забор неожиданно провалился сквозь землю вместе со мной. Когда все кончилось, я выбрался на поверхность и увидел вокруг страшный пейзаж….

Спрашивает:

- О каком грозном явлении идет речь? (Землетрясение)

- Верно. Запишите в схему.

Есть только одно движение, которое совмещает в себе

быстрые горизонтальные и вертикальные движения – землетрясение, это и будет вторая часть сегодняшней темы.

Ежегодно происходит до 10 000 землетрясений, катастрофических из них около 10. Любое землетрясение – это деформация земной коры из-за возникающего внутри литосферы давления.

Предлагает:

У вас на партах лежит словарик понятий. К какому понятию относятся слова в словарике?                                  

интересуется:

- вы что-нибудь слышали о землетрясениях?

предлагает:

-самостоятельно  дать определение понятию «землетрясение» на основе уже имеющихся жизненных знаний

- а теперь откройте учебник на стр. 69 и сравните свое определение с предложенным в учебнике и запишите его в словарик.

Землетрясение – подземные удары и колебания земной коры. 

(Слайд 15)

говорит:

- изучите схему землетрясения в учебнике на стр. 69.

Выясните из текста и запишите в словарик, что такое очаг и эпицентр землетрясения.

(Слайд 16)

Ежегодно происходит до 10 000 землетрясений, катастрофических из них около 10. Любое землетрясение – это деформация земной коры из-за возникающего внутри литосферы давления.

Демонстрирует эксперимент:

- у меня аквариум с водой, в котором плавает поплавок. Что происходит с ним, при нажатии? Мы создаем давление. Так и в литосфере образуется очаг, где происходит накопление напряжения. А что видите вокруг поплавка? (Расходятся волны) Небольшое смещение литосферных плит, притяжение Луны и др. вызывают спад напряжения. Так появляются сейсмические колебания.

говорит:

- значит, при землетрясении происходит колебание земной коры, и образуются волны. Эти волны называются сейсмическими. Как называется наука, изучающая эти волны?

Запишите определение этого понятия в словарик.

предлагает:

- сравните карты на стр. 64 (рис.41 литосферные плиты) и стр.70 (рис. 47 землетрясения и вулканы) в учебнике и скажите, где чаще происходят землетрясения?                                            

 (Слайд 17-18)

- а может быть землетрясение в той местности, где живем мы, почему?

интересуется:

- как вы думаете, а на других планетах происходит сейсмическая активность? На перемене, кому интересно, можете подойти  к учителю физики узнать эту информацию и поделиться с нами?

говорит:

-как вы считаете, можно ли заранее узнать о приближении землетрясения? Да, в этом поможет прибор, под названием сейсмограф. Дальнейшее знакомство с этим прибором вы продолжите на уроках физики. Запишем определение в словарики.

демонстрирует  изображение сейсмографа на слайде                               (Слайд 19)

говорит:

- кроме того, люди,  живущие в сейсмоопасных районах, научились предсказывать опасное явление природы по поведению животных, растений. Об этом более подробно узнаем на следующем уроке.

- В зависимости от того, какой силы землетрясение, оно причиняет разные разрушения. Существует шкала измерения силы землетрясения. Она называется Шкала Рихтера.

Посмотрите видеофрагмент о землетрясении (Слайд 20)

говорит:

- сейчас предлагаю поработать в парах. На ваших столах есть три варианта заданий, выберите ту, карточку, которая вам подходит, и выполните задание.                                                      

осуществляет контроль:

- давайте послушаем, что у вас получилось

предлагает подвести итог урока по плану:

- Ребята, наш урок подходит к концу. Обратимся к плану урока,  выясним, все ли его пункты мы рассмотрели и сделаем основные выводы.

- обратимся к словарику и проверим, заполнен ли он

Слушают, решают задачи.

- работают с учебником

- составляют схему

- сравнивают со схемой на доске

- Предполагают, что причина движения земной коры заключается в разогретой мантии

- предполагают, что (Слои горных пород будут смещаться)

- предполагают какие движения представлены на иллюстрации

- формулируют вывод

- выполняют физкутминутку

- слушают рассказ

- предполагают, что это может быть

- знакомятся с предложенным вариантом слов в словарике по теме «Землетрясение»

- делятся уже известными знаниями

- пытаются сформулировать понятие «землетрясение»

- сравнивают определение с данным в учебнике и заносят в словарик

- выполняют задание

- наблюдают за экспериментом и дают ответ: поплавок колеблется, а вокруг его возникают волны

- слушают, дают предположительный ответ на вопрос: наука называется сейсмология и заполняют словарик

- сравнивают карты

- дают ответ - на стыках литосферных плит

- нет, так как мы живем не на стыке литосферных плит

- слушают учителя

- работают со словариком

- смотрят на экран

- слушают учителя

- смотрят видеофрагмент

- знакомятся со шкалой Рихтера

- слушают учителя

- выбирают карточку, и выполняют задание

- двое ребят рассказывают, а остальные слушают

- смотря на план на доске,  формулируют выводы

- проверяют заполнение словарика

Этап закрепления знаний

предлагает:

- на ваших столах есть карточка с тестовым заданием, предлагаю выполнить тест                                                                

- предлагаю проверить тест и оценить себя в листе оценки на сегодняшний урок. Те, кто правильно выполнил задание под номерами 2 и 4 поставьте себе по дополнительному баллу.

(Слайд 21)

- выполняют задание

- проводят проверку и самооценку, заполняют оценочные листы

Выбор домашнего задания

говорит:

- запишем домашнее задание: п. 20, задание 1-7 (устно), на выбор:

1) сообщение  прогнозирование землетрясений живыми организмами

2) сообщение о цунами

3) памятка о правилах поведения во время землетрясений

4) спросить у учителя физики есть ли сейсмическая активность на других планетах?

-слушают учителя. Делают выбор домашнего задания

Рефлексия

Предлагает:

- вернитесь к листам оценки на урок,  посчитайте количество заработанных баллов и поставьте оценки. Листы сдайте учителю

- заполните поурочные листы

Ребята, сравните свое настроение

с новым понятием «землетрясение».

оцените его на начало урока

и под конец, когда завершена работа,

в этом вам шкала Рихтера поможет

и урок наш подытожит!

В соответствии с этой шкалой землетрясения

подразделяются на слабые - от 1 до 4 баллов,

сильные - от 5 до 7 баллов и

сильнейшие - более 8 баллов.

-работают с оценочным листом

- высказывают свое мнение об уроке

Выбери правильный ответ

1 Очаг землетрясения образуется:

А) в ядре;

Б) на границах литосферных плит;

В) в мантии

2* Страна с частыми землетрясениями:

А) Австралия

Б) Бразилия

В) Япония

3 Прибор для обнаружения очагов землетрясения называется:

А) баромерт

Б) картограф

В) сейсмограф

4* В каком из перечисленных городов наиболее вероятно землетрясение:

А) Санкт Петербург

Б) Нью-Йорк

В) Мехико

Выбери правильный ответ

1 Очаг землетрясения образуется:

А) в ядре;

Б) на границах литосферных плит;

В) в мантии

2* Страна с частыми землетрясениями:

А) Австралия

Б) Бразилия

В) Япония

3 Прибор для обнаружения очагов землетрясения называется:

А) баромерт

Б) картограф

В) сейсмограф

4* В каком из перечисленных городов наиболее вероятно землетрясение:

А) Санкт Петербург

Б) Нью-Йорк

В) Мехико

Выбери правильный ответ

1 Очаг землетрясения образуется:

А) в ядре;

Б) на границах литосферных плит;

В) в мантии

2* Страна с частыми землетрясениями:

А) Австралия

Б) Бразилия

В) Япония

3 Прибор для обнаружения очагов землетрясения называется:

А) баромерт

Б) картограф

В) сейсмограф

4* В каком из перечисленных городов наиболее вероятно землетрясение:

А) Санкт Петербург

Б) Нью-Йорк

В) Мехико

Выбери правильный ответ

1 Очаг землетрясения образуется:

А) в ядре;

Б) на границах литосферных плит;

В) в мантии

2* Страна с частыми землетрясениями:

А) Австралия

Б) Бразилия

В) Япония

3 Прибор для обнаружения очагов землетрясения называется:

А) баромерт

Б) картограф

В) сейсмограф

4* В каком из перечисленных городов наиболее вероятно землетрясение:

А) Санкт Петербург

Б) Нью-Йорк

В) Мехико

Приложение 1

Технологическая карта урока

Предмет

география

класс

5

Авторы УМК

А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др

Изучаемый  раздел

Литосфера- твердая оболочка земли

Количество учебного времени, отведенного для изучения раздела

10ч

Номер учебного занятия в курсе

24

Номер урока в изучаемом разделе

4

Тема урока

Движение земной коры .Землетрясения

Цель урока

Формирование знаний о землетрясении

Вид учебного занятия

Урок введения нового материала

Демонстрационный материал

Аквариум и поплавок (демонстрационный эксперимент)

Презентация

Видеофрагмент

Раздаточный материал

Карточки с заданиями (по 3 комплекта каждому)

Учебник физики (шкала Рихтера)

Контроль педагога

На этапе целеполагания:

- направляет обучающихся к заполнению листа оценок

На этапе освоения нового знания педагог:

- наблюдает за работой

- интересуется пониманием усвоенного материала

- контролирует выполнение заданий, усвоение материала

-предлагает выступить по проделанной работе

- стимулирует других обучающихся к формулировке краткого вывода

На этапе закрепления полученных знаний педагог:

- предлагает самостоятельную работу с дальнейшим самооцениванием

- проверяет успешность

-предлагает заполнить оценочный лист

На этапе рефлексии учитель:

- стимулирует к анализу уровня достижения цели и задач урока

Самоконтроль обучающегося

На этапе целеполагания:

- заполняет поурочный оценочный лист по вопросам готовности к уроку и целеполагания.

На этапе освоения нового знания:

- выполняет задания и заполняет лист оценки на этот урок

Приложение 2

Проект урока

Доминирующая цель урока

для учителя

-Формирование навыков заполнения словарика географических терминов

для ученика

-Приобретение навыка заполнения словарика географических терминов

Задачи урока

предметные:

для учителя

-познакомить обучающихся с понятием «землетрясение»

-продемонстрировать значимость этого природного явления

-показать связь географии с физикой

для ученика

-познакомится с теорией о землетрясениях

-приобрести практические навыки создания своего словарика понятий,  работы со шкалой Рихтера

-оценить свою работу на уроке

метапредметные

для учителя

Формирование / развитие регулятивных  УУД

- развитие навыка постановки цели и задач учебной деятельности;

- формирование навыка контроля степени достижения поставленных цели и задач

-  формирование умения адекватно оценивать собственную деятельность

Формирования / развитие коммуникативных УУД

- развитие умения владения монологической речью

- формирование навыков учебного сотрудничества

- развитие навыков коммуникативной рефлексии

- развитие умения формулировки собственного мнения

Формирование / развитие познавательных УУД

- развитие навыков

развитие умения сравнивать информацию, полученную из разных источников

для ученика

- учиться излагать свою точку зрения

- учиться слушать выступающего и учитывать его мнение

- развивать навык публичного выступления перед классом

- учиться делать выводы на основе услышанного и своих знаний

Содержание урока

знания:

- формирование знаний о землетрясениях, причинах и местах их возникновения, системе оценивания силы землетрясения, прогнозировании землетрясений

умения:

- формирование умений:  работать в парах, слушать других, делать выводы на основе полученных знаний,  работать с таблицами

способы деятельности

для учителя

-организация работы с источниками информации;

- создание условий для монологических выступлений, работы в парах

для ученика

- работать в парах;

- слушать выступающих;

- высказывать свое мнение

- делать выводы

навыки:

-продуктивное сотрудничество с участниками урока;

-публичное озвучивание своего мнения по предложенной проблеме

- оценивание обучающимися уровня достижения цели и задачей с проговариванием вслух и фиксацией в оценочных листах

Результат урока

для учителя

учитель познакомил с

представил возможность обучающимся научиться

- создал условия для осознания необходимости

для ученика

- обучающиеся попытались на основе собственной деятельности выяснить

- обучающиеся сравнили

- познакомились

- оценили для себя лично продуктивность урока и свою работу на уроке

 Приложение 3

План урока

Этап урока

Время реализации этапа

Краткое содержание этапа

1

Организационный этап

1 мин

- приветствие учителем детей

- приветствие детьми учителя

- создание атмосферы доверия

2

Этап актуализации знаний

5 мин

- контроль знаний

3

Этап целеполагания

3 мин

- определение темы урока

- постановка цели урока

- определение задач урока

4

Этап освоения новых знаний

25

- изучение теоретического материала

- заполнение словарика терминов

- формирование кратких выводов

5

Этап закрепления знаний

5

- формирование общего вывода

- контроль проверки полученных знаний

6

Выбор домашнего задания

3

- выбор домашнего задания из предложенных вариантов

7

Рефлексия

3

- заполнение оценочных листов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока географии 6 класс по теме : "Движения Земли"

План - конспект урока по географии по теме: "Движения Земли" Урок с использованием презентации....

Урок географии по теме Движение земной коры. 6 класс.

ДВИЖЕНИЯ  ЗЕМНОЙ  КОРЫ.6 класс.Тема урока: «Движения земной коры»Тип урока*: традиционный урок с использованием информационных технологий. (*по С.Г. Манвелову).Цели урока: сформировать у уча...

Буклет для практической работы в 6 классе по теме "Движения земной коры.Вулканы.Гейзеры"

В буклете предложены разнообразные формы проверки изучения темы "Движения земной коры. Вулканы,гейзеры." Работа проводится в виде географического практикума с использованием карт атласа. В ходе работы...

Урок по теме "Движение земной коры."

Урок составлен по ФГОС  ( с учетом развития УУД на уроках географии)...

План- конспект урока географии по теме «Движение земной коры. Землетрясение». 6 классЦель: формирование знаний о землетрясениях как особой формы активности литосферы. Задачи: • Дать определение понятий «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», се

Цель: формирование знаний о землетрясениях как особой формы активности литосферы.Задачи:Дать определение понятий «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», сейсмические пояса «сейсмограф»;Выяснит...

Презентация + конспект урока по теме "Движение земной коры"

Презентация и технологическая карта урока географии в 5 классе к учебнику Дронова...

Урок географии в 5 классе по теме «Движение земной коры»

Урок географии на тему «Движения земной коры. Землетрясение» предназначен для 5 класса с использованием системно - деятельностного подхода. Данная разработка ориентирована на УМК  А.И...