Движение земной коры. Землетрясение
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Чугунова Мария Витальевна

План-конспект "Движение земной коры. Землетрясение", география, 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чугунова Мария Витальевна,

Учитель географии,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41»

Движение земной коры. Землетрясение.

Конспект урока

Тема урока: Движение земной коры.

Учебный предмет: география

Класс: 6 класс

Цель урока: Познакомить учащихся с видами движения земной коры.

Задачи:

Образовательная: сформировать представление о видах

движения земной коры; познакомить с новыми понятиями: «Грабен», «Горст», «сейсмология», «сейсмограф», «сейсмические пояса».

Развивающие: способствовать развитию умений работать с картами,

учебником, устанавливать причинно – следственные связи, решать проблемные задачи; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

Воспитательная: воспитание бережного отношения к своей жизни и жизни других людей.

Ход урока:

Организационный момент: проверка готовности к урока.

Проверка домашнего задания: На доске приклеены карточки с разными опорными понятиями пройденного материала (ядро, мантия, астеносфера, 6000 С, 2000 С, Земная кора, материковая, океаническая, гранитный, базальтовый, осадочный, магматические, осадочные, метаморфические). Класс делится на три команды, каждой дается определенное задание и 3 мин времени, для подготовки ответа. Задача команд выбрать нужные понятия из представленных и объяснить их.

1 команда: Внутреннее строение Земли.

2 команда:  Земная кора и ее типы.

3 команда: Горные породы.

 Изучение нового материала:

- В Норвегии далеко от моря вбиты колышки, к которым раньше привязывали лодки. Объясните, почему колышки для лодок находятся далеко от моря. (Поверхность поднялась). Ответы учащихся

- В Москве при строительстве метро глубоко под землей были найдены остатки морских моллюсков. Объясните, как они там оказались. (Раньше на месте Москвы было море, земная поверхность поднялась). Ответы учащихся

- Какой вывод мы можем сделать? И как будет звучать наша тема урока?

Ответы детей.

- Правильно, земная кора движется, где-то поднимается, где-то опускается. Эти движения для нас не заметны, так как скорость 1 см в год. Тема нашего урока звучит «Движение земной коры».

Учащиеся открывают тетради записывают тему урока.

- Давайте рассмотрим какие движения земной коры происходят и составим схему.

Движение земной коры

                                        

                Горизонтальное                                вертикальное

                                

                                        

                        

        

Складки (горы)                Разломы

                                                        Низменность        возвышенность

Задание: Приведите примеры гор, разломов, низменностей и возвышенностей на территории России. (Работа с физической картой России)

Горы: Кавказ, Урал, Алтай

Разлом: Котловина озера Байкал

Низменность: Прикаспийская

Возвышенность: Среднерусская

- Если медленные, вертикальные и горизонтальные движение земной коры накладываются то образуются ГОРСТ и ГРАБЕН

                        

                        

                        

                

                

                        Грабен        Горст

- Движения земной коры бывают не только медленные, но и быстрые, внезапные. Что это за движение? Ответы учащихся.

- Правильно, Землетрясение. Ежегодно на нашей планете происходит более миллиона землетрясений в год. Но большинство из них столь незначительны, что остаются незамеченными. Сильные землетрясения, способные вызвать обширные разрушения, случаются примерно раз в две недели. К счастью, большая их часть происходит на дне океанов. Катастрофические землетрясения происходят примерно раз в 10 лет.

 - Землетрясение – это подземные толчки и колебания земной поверхности. Запись в тетрадь

Откройте учебник стр 50, рис 50. (Работа с рисунком в учебнике)

- Смотря на рисунок ответьте на вопросы:

  • Что такое очаг? (место на глубине где происходит смещение горных пород)
  • Что такое эпицентр? (участок земной поверхности над очагом)
  • На какой глубине расположен очаг землетрясения? (5 км)
  • Сколько баллов землетрясение в эпицентре? (10 баллов)
  • Какие последствия землетрясения вы видите на рисунке?

Запишите понятия «очаг» и «эпицентр» себе в тетрадь.

В эпицентре регистрируются самые сильные подземные толчки. Силу землетрясения оценивают по 12-бальной шкале Рихтера, каждый балл характеризует размер и степень землетрясения.

- Наука о землетрясениях называется сейсмология (греч. «сейсмос» - землетрясение), ученые, занимающиеся изучением землетрясений называют сейсмологами.

- Прибор, регистрирующий колебания земной поверхности называется сейсмограф. Люди давно хотели научиться предсказывать землетрясения.

 - Первый сейсмограф появился в Китае в 132 году. Знаменитый китайский ученый Чжан Хэн создал его в Сиане во времена династии Хань. В большом сосуде (диаметром 180 см) он поместил маятник, который мог качаться в восьми направлениях. Восемь драконов, каждый с шариком в пасти, были укреплены по краям сосуда. Когда толчок землетрясения заставлял маятник качнуться, шарик выпадал из пасти дракона и попадал в открытый рот сидящей внизу жабы. В этот момент прибор издавал звук, извещая наблюдателей, что произошло землетрясение. В зависимости от того, в рот какой из жаб попал шарик, можно было определить, в каком направлении оно произошло. Прибор работал так хорошо, что мог обнаруживать удаленные землетрясения, не ощущавшиеся самими наблюдателями.

- Современный сейсмограф

- Большинство землетрясений приурочено к определенным районам нашей планеты, которые называются сейсмическими поясами. На планете два крупных сейсмических пояса: Альпийско-Гималайский, Тихоокеанский.

- Работа учащихся с физической и политической картами полушарий в атласе.

Задание: определите, в каких странах чаще всего происходят землетрясения и почему?

Закрепление: Давайте подведем итог нашего урока.

Вопросы классу для обсуждения.

От чего возникают землетрясения?

Где во время землетрясения находиться безопаснее: в эпицентре или вдали от него?

Объясните что такое очаг, сейсмический пояс, горст, грабен.

Домашнее задание: параграф 18, подготовить брошюру «Правила поведения при землетрясении»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Движение земной коры", 6 класс

Развёрнутый план-конспект  урока, прикреплен вариант самоанализа урока. Материал позволит не только отлично провести урок, но и представить его администрации школы или гостям....

Презентация по теме "Движения земной коры"

Презентация к уроку по географии для 6 класса по теме "Движения земной коры. Землетрясения"...

"Движение земной коры. Вулканы"

Урок географии с использованием электронных образовательных ресурсов 5 класс. Учебник "География 5-6" издательство "Просвещение " (Полярная звезда)...

План- конспект урока географии по теме «Движение земной коры. Землетрясение». 6 классЦель: формирование знаний о землетрясениях как особой формы активности литосферы. Задачи: • Дать определение понятий «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», се

Цель: формирование знаний о землетрясениях как особой формы активности литосферы.Задачи:Дать определение понятий «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», сейсмические пояса «сейсмограф»;Выяснит...

Урок географии по теме «Строение земной коры. Землетрясения»

Урок географии по теме «Строение земной коры. Землетрясения»Класс: 5Урок № 4 в составе темы "Литосфера"Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о строении земной коры, видах её ...