Рабочая программа по географии 5 класс к учебнику Е.Н.Домогацких, Н.И.Алексеевский
рабочая программа по географии (5 класс)

Титкова Ирина Викторовна

Рабочая программа по географии 5 класс к учебнику Е.Н.Домогацких, Н.И.Алексеевский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_5_klass_geo_polnaya.docx48.17 КБ

Предварительный просмотр:

                               МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 П. МЕДНОГОРСКИЙ»

«Рассмотрено»

 Руководитель МО

___________ Потанова С. Ю.

Протокол № 1

от 26. 08.2021 г.

        «Согласовано»        

Зам. директора по УВР

________  Иващенко Ю.В.

26.08.2021г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ «СОШ №1 п.Медногорский»

__________ Гофман В.Л.

Приказ №  39 от 26. 08.2021 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного предмета

география

2021-2022 учебный год

Учитель                            Титкова Ирина Викторовна

Класс                                     5

Всего часов в год         34

Всего часов в неделю         1

п.Медногорский, 2021.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «География» основного общего образования составлена  в соответствии:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом  Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
  • Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28
  • Локальными актами МКОУ «СОШ №1 п. Медногорский» (Положением о рабочей программе)

Рабочая программа разработана с учетом:

  • Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «СОШ №1 п. Медногорский»;
  • Рабочей программы воспитания МКОУ «СОШ №1 п.Медногорский».
  •  Авторской программы по географии Е. М. Домогацких (линия УМК «География. 5–9 классы» под ред. Е.М.Домогацких – М.: «Русское слово», 2015.)

-Рабочая программа ориентирована на учебник:

Порядковый номер учебника в Федеральном перечне

Автор/Авторский коллектив

Название учебника

Класс

Издатель учебника

Нормативный документ

Е.М. Домогацких,

Плешаков А.А.

Введение в географию

5

«Русское слово»

        Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии, которые определены стандартом для базового уровня.

Основные направления воспитательной деятельности:

  1. Гражданское воспитание;
  2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
  3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей;
  4. Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание);
  5. Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания);
  6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья;
  7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
  8. Экологическое воспитание.

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Срок реализации программы: 2021 -2022 уч.год

Результаты освоения   учебного предмета

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

  • ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • гармонично развитые социальные чувства и качества:
  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

  • умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
  • умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
  • умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
  • вычитывать все уровни текстовой информации;
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса «География» являются следующие умения:

  • объяснять роль различных источников географической информации.
  • объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
  • формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
  • находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
  • составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
  • использование карт как моделей:
  • определять на карте местоположение географических объектов.
  • понимание смысла собственной действительности:
  • определять роль результатов выдающихся географических открытий;
  • использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
  • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

Место учебного предмета в школьном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 классы.  Общее число учебных часов за год обучения в 5 классе — 34 ч (1 ч в неделю).

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в 5 классе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в 5 классе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Тематическое планирование 5 класс, 34 часа

Тема раздела

Кол-во часов

Кол – во контрольных работ

Кол – во практических работ, проектов.

Введение. Раздел 1 Наука география

2

2

Раздел 2 Земля и её изображение

5

2

Раздел 3 История географических открытий

14

1

4

Раздел 4 Путешествие по планете Земля

9

7

Раздел 5 Природа Земли

3

1

1

Резерв

1

Всего

34

2

16




Календарно-тематическое планирование географии 5 класс

урока

Дата проведения

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

Виды/

формы

контроля

по плану

по факту

Введение (2 часа)

1

2.09

Что такое география

Практическая работа № 1 «Составление схемы наук о природе»

Урок изучения нового материала  

Выявлять и знать объекты изучения естественных наук

Знать основные правила работы в кабинете географии

Давать определение понятию картография. Называть методы географических исследований Земли. Распознавать отличии методов географических исследований

Предварительный, текущий

2

9.09

Методы географических исследований.

Практическая работа № 2 «Составление описания учебного кабинета географии. Организация наблюдений за погодой»

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Текущий, тестирование

Земля и её изображение (5 часов)

3

16.09

От плоской Земли к земному шару

Комбинированный урок

Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства

шарообразности Земли

Умение работать с различными источниками информации. Умение выделять главное в различных источниках информации

текущий

4

23.09

Форма, размеры и движения Земли

Комбинированный урок

текущий

5

30.09

Глобус и карта

Практическая работа № 3 «Составление сравнительной характеристики разных видов изображения земной поверхности»

комбинированный

Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности.

Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия

текущий

6

7.10

Ориентирование на местности.

Практическая работа № 4 «Определение с помощью компаса сторон света»

комбинированный

Умение работать с измерительными приборами

Текущий

7

14.10

Обобщение, контроль и корректировка знаний по теме «Земля и ее изображение»

Урок обобщения и систематизации

Понимание роли и значения географических знаний

итоговый

История географических открытий (14 часов)

8

21.10

По следам путешественников каменного века

Урок изучения нового материала  

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний.

 Определять причины и следствия географических путешествий и открытий.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте* структурировать учебный материал.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

Текущий

9

4.11

Путешественники древности

Комбинированный урок

Текущий

10

11.11

Путешествия морских народов

Комбинированный урок

Текущий

11

18.11

Первые европейцы на краю Азии

Практическая работа № 5

«Составление описания путешествия Марко Поло по ключевым словам параграфа»

Комбинированный урок

Текущий

12

25.11

Хождение за три моря

Комбинированный урок

Текущий

13

2.12

Морской путь в Индию

Комбинированный урок

Текущий

14

9.12

Открытие Америки

Практическая работа № 6

«Обозначение на контурной карте маршрута путешествия Христофора Колумба, обозначение географических объектов»

Текущий

15

16.12

Первое кругосветное путешествие

Практическая работа № 7

«Обозначение на контурной карте маршрута путешествия экспедиции Фернана Магеллана, обозначение географических объектов»

Комбинированный урок

Текущий

16

23.12

Открытие Южного материка

Комбинированный урок

Текущий

17

13.01

Поиски Южной земли

Комбинированный урок

Текущий

18

20.01

Русские путешественники

Практическая работа № 8 «Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»

Комбинированный урок

Текущий

19

27.01

Вокруг света под русским флагом

Комбинированный урок

Текущий

20

3.02

Урок обобщения и контроля знаний по теме «История географических открытий»

Урок обобщения и систематизации

Текущий

21

10.02

Урок коррекции знаний по теме «История географических исследований»

Урок контроля и коррекции

итоговый

Путешествие по планете Земля (9 часов)

22

24.02

Мировой океан, его части

Комбинированный урок

Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять специфику природы и населения Антарктиды по тексту и картам. Называть и

показывать на карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности

природы и населения материка

Текущий

23

3.03

Значение Мирового океана для природы и человека

Практическая работа № 9

«Обозначение на контурной карте материков и океанов»

Комбинированный урок

Текущий

24

10.03

Путешествие по Евразии. Практическая работа № 10«Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств Евразии»

Комбинированный урок

Текущий

25

17.03

Путешествие по Африке

Практическая работа № 11

«Составление таблицы «Особенности живой природы Африки»

Комбинированный урок

Текущий

26

31.03

Путешествие по Северной Америке

Практическая работа № 12

«Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств Северной Америки»

Комбинированный урок

Текущий

27

7.04

Путешествие по Южной Америке.

Практическая работа № 13

«Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств Южной Америки»

Комбинированный урок

Текущий

28

14.04

Путешествие по Австралии

Практическая работа № 14

«Обозначение на контурной карте морей и океанов, омывающих Австралию»

Комбинированный урок

Текущий

29

21.04

Путешествие по Антарктиде

Практическая работа № 15

«Составление перечня научно-исследовательских  станций Антарктиды»

Комбинированный урок

Текущий

30

28.04

Урок обобщения и контроля знаний по «Путешествие по планета Земля»

Урок обобщения и систематизации

Итоговый

Природа Земли (2 часа)

31

5.05

Что такое природа. Оболочки Земли

Практическая работа № 16

«Организация фенологических наблюдений в природе»

Комбинированный урок

Выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга. Проводить наблюдения за объектами природы и природными явлениями (в том числе инструментальные)

Умение работать с различными источниками

информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные)

Понимание специфических черт природы и видового разнообразия природных объектов

Объяснять особенности оболочек Земли, специфику географической оболочки. Определять отличия оболочек Земли друг от друга. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание специфических черт оболочек Земли

Текущий

32

12.05

Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме раздела «Природа Земли»

Урок обобщения и систематизации

Итоговый

33

19.05

Урок обобщения и контроля по курсу «Введение в географию»

Урок контроля и коррекции

Итоговый

34

26.05

Резервное время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География»

Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География» /Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/.В данном материале приводится план на весь у...

Рабочая программа по географии России 8 класс к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский.

Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «Экономическ...

Рабочая программа по Экономической и социальной географии мира 11 класс к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «Экономическая и социальная география м...

Рабочая программа по географии для 8 классов к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский «География: физическая география России», «Русское слово», 2018 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.            Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного обще...

Рабочая программа по географии 5 класс по учебнику Е.М. Домогацких Н.И. Алексеевский

Данная рабочая програма разработана по учебнику "География" 5 класс Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. Москва. "Русское слово" 2016 год. Основная цель курса «Введе...

Рабочая программа по географии 7 класс к учебнику Е.Н.Домогацких, Н.И.Алексеевский

Рабочая программа по географии 7 класс к учебнику Е.Н.Домогацких, Н.И.Алексеевский...

Рабочая программа по географии 6 класс к учебнику Е.Н.Домогацких, Н.И.Алексеевский

Рабочая программа по географии 6 класс к учебнику Е.Н.Домогацких, Н.И.Алексеевский...