Географическое положение Африки. история исследования
методическая разработка по географии (7 класс)

Мария Андреевна Ажбергер

Технологическая карта урока 7 класс материк Африка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_i_marshrutnyy_list_afrika.docx193.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Географическое положение Африки. История исследования материка»

Цель: Формирование знаний о  физико–географическом положении Африки

-Научить давать характеристику ФГП Африки используя алгоритм

-Прогнозировать влияние географического положения на особенности природы материка

-Назвать имена исследователей материка и результаты их работ

-Подчеркнуть вклад русских ученых и путешественников в исследовании природа Африки.

Задачи урока:

Образовательные: способствовать формированию знаний о географическом положении; обеспечить усвоение знаний об исследовании материка; организовать самостоятельную деятельность учащихся при определении географического положения материка, очертания его берегов; совершенствовать умения и навыки работы с картой

Развивающие: развивать умение анализировать, классифицировать, развивать навыки коллективной работы; развивать память и речь-Продолжить  формировать умения работать с картами атласа (определять  географическое положение,  определять географические координаты)

Воспитательные: способствовать формированию культуры общения и сотрудничества, чувства ответственности за успехи группы; воспитывать положительное отношение к получению знаний, мотивам учения, воспитывать интерес к путешествиям и открытиям.

Личностные УУД: Самоопределение к деятельности, смыслообразование.

Регулятивные УУД:
∙ Умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, 
выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать 
достигнутые результаты;
∙ Оценивать достижения на уроке.
∙ Оценивать работу одноклассников.
∙ Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
∙ Работать с текстом, презентацией, раздаточным материалом
Познавательные УУД:
∙ Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, 
делать выводы
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парах
Учащийся должен обладать:
∙ ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к 
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
∙ осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому 
человеку, его мнению;
∙ коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со 
сверстниками в процессе образовательной деятельности;
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
∙ осознание ценностей географических знаний и применять эти знания в 
определенной ситуации.
Оборудование:  Карта полушарий и физическая карта Африки, атласы, контурные карты, презентация проектор. Учебник Коринская В.А.,Душина И.В.  «География материков и океанов», раздаточный материал
Тип урока: формирование новых знаний.
Методы и методические приемы:. Проблемно – поисковая деятельность учащихся.
а) Самостоятельная работа с маршрутным листов и с атласом. 
б) урок-практикум

Технология проведения Этапы урока, его задачи.

(временные рамки)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный

Мотивационный

Цель: подведение учащихся к цели урока, мотивация.

Целеполагание

I Этап Получение новых знаний

II Этап урока

Прочитайте пункт Исследование Африки и заполните таблицу.

Закрепление

Вывод

Подведение итогов

Рефлексия

Домашнее задание

§24 читать.

Организация начала урока.

Задачи:

- проверить готовность учащихся к уроку;

 - настроить учащихся  на учебную деятельность.

На уроках географии в 7 классе мы рассмотрели общие закономерности природы нашей планеты. На сегодняшнем уроке начинаем изучать следующий раздел, в котором детально будем рассматривать материки. Сегодня мы приступаем к изучению первого материка.

В начале давайте посмотрим с вами слайды с фотографиями, я надеюсь, что у вас сложится представление об этом материке и вы ответите на вопрос: « О  каком материке идет речь»

Слайды 1-6

- на его территории находится самая длинная река  - Нил

- .вулкан Килиманджаро

- Самое длинное пресноводное озеро мира- Танганьика

-- Величайшая пустыня мира – Сахара

-- Самый широкий водопад- Виктория

-- Здесь живут самые низкорослые люди Земли

-- Это самый жаркий материк

-На каком материке мы можем встретить таких животных и растений?

маете, какой материк  будет предметом нашего изучения на уроке? Как определили?

-А что вы сами знаете об Африке?

-Подумайте, какова тема нашего сегодняшнего урока? (запись темы в тетрадь) (слайд7)

Слайд 8 Итак мы сегодня начинаем изучать материк Африка. Материки мы будем изучать  по определенному плану. План лежит у каждого на парте. Просмотрите  его внимательно.

-- Прочитайте первый пункт плана.

Используя свой багаж знаний дополните предложения:

 - Я уже знаю об Африке…..

 - Я хочу узнать об Африке…..

- Дети, Африка это материк или часть света? Чему равна площадь материка?(давайте найдём в учебнике)

(Слайд9)        Африка, это материк, который уступает по величине только Евразии: её площадь составляет 29,2 млн. км2.( с островами- 30, 3 млн. км кв.)

Максимальная =5895 м. – влк. Килиманджаро

Население: 720 млн. чел.

-Как вы думаете, с чего начинается изучение каждого материка ?

- Так что же нам нужно определить? (ГП)

Почему именно с географического положения мы начинаем знакомство с материком?

-Перед вами маршрутный лист, с помощью него вы будете определять ГП Африки.  Давайте посмотрим, какие этапы нам необходимо будет пройти.

  -Приступим к приложение 1 «Определение ГП Африки». В маршрутном листе смотрим на план, по этому плану вы описываете ГП материка. Работаете в парах. Для выполнения задания используете карты атласа. После общей проверки, оцениваете свою работу в баллах и заполняете графу ваш балл.

Физ.минутка

История освоения материка

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/005d/00004e7c-b4d254af/img12.jpg

Общий вывод по работе на уроке.

-Как расположена Африка по отношению к экватору, нулевому меридиану, тропикам?

- Назовите и покажите на карте крайние точки материка.

- Назовите и покажите на карте климатические пояса, в которых находится материк.

- Как расположен материк относительно других материков?

- Назовите ученых, которые внесли свой вклад в исследовании материка?

«Закончи предложение»: Я узнал, что …Я запомнил …Я смог …Я знаю …Мне было трудно…Мне было интересно…Могу себя похвалить за …

Подготовка к уроку

Слушают учителя, «Включение» в учебную деятельность

Просматривают слайды

(Учащиеся называют материк)

Африка

Называют тему: Географическое положение Африки. История исследования материка.

 определение географического положения материка Африка, изучение истории исследования континента.

Работа по учебнику, потом слайд

С ГП материка

Географическое положение-это «адрес» географического объекта, по которому его можно найти на Земле.

Работа по парам, заполняя приложение 1.

Выполнение работы

Потянулись, повернулись…

Обучающиеся пользуясь текстом учебника §24 заполняют таблицу Исследование Африки.

(приложение 2)

Подведение итогов пр. работы

Беседа с учащимися по вопросам

(Приложение 3)

дети заканчивают предложения:

Записывают д/з

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Познавательные

Регулятивные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Резервный этап урока – выполнение практического задания на к/к.

Номенклатура для д/з

Теперь, ребята, откройте контурную карту Африки. Нанесем моря и океаны вокруг материка, проливы, заливы, острова, крайние точки материка

МОРЯ

Средиземное, Красное.

ЗАЛИВЫ

Аденский, Гвинейский.

ПРОЛИВЫ

Гибралтарский, Суэцкий, Баб-эль-Мандебский, Мозамбикский.

ПОЛУОСТРОВ

Сомали.

ОСТРОВ

Мадагаскар.

ГОРЫ

Атлас, Драконовы, Капские.

ПЛОСКОГОРЬЕ

Восточно-Африканское.

ВУЛКАНЫ

Килиманжаро, Камерун.

ПУСТЫНИ

Сахара, Калахари.

ОЗЁРА

Виктория, Танганьика, Чад, Ньяса.

РЕКИ

Нил, Конго, Нигер, Замбези.

МЫСЫ

Альмади, Рас-Хафун, Игольный, Бен-Секка.

Маршрутный лист

Приложение 1. Парная работа Ф.И.О.

План характеристики

Результаты работы

1.  Африка расположена: стр. 2-3 атласа

По отношению к градусной сетке

3балла

А) относительно экватора большей частью в  ------------------------------------ полушарии,

меньшей частью в  ------------------------------------------ полушарии.

Б) относительно тропиков:

проходит через   ----------------------------- тропик  и через  --------------------------- ----  тропик;

В) относительно нулевого меридиана:   в   ---------------------------------------- полушарии.

2.Крайние точки и их координаты

4 балла

Крайние точки

С -  мыс Бен - Секка

Ю – мыс Игольный

З – мыс Альмади

В – мыс Рас - Хафун

Координаты

3. В каких климатических поясах располагается? 

2 балла

(карта  климатические пояса стр 7)

4.  Как расположен материк относительно других материков?

(Океаны и моря, омывающие материк)

3 балла

Самый близкий материк к Африке –________. На северо-востоке Африка отделяется от ________ Суэцким перешейком, по которому проложен_______ ______. Другие материки от Африки отделены океанами.

 

   Африка с запада омывается_______________, который образует в экваториальной части Гвинейский залив. На севере материк омывается _____________и отделен от Европы Гибралтарским проливом. На востоке –_________________. На северо-востоке находится полуостров _________, на юго-востоке – остров__________.

Максимальное количество баллов:12

Ваш балл:

Приложение 2. Читая текст учебника, заполнить таблицу исследование материка.

Путешественник

Дата

Исследование / открытая территория

Приложение 3. Результаты урока. Взаимооценка

 

Критерии:

Да + нет -

1 На уроке мой партнер отвечал всегда полным ответом.

 

2 Помогал в группе решать поставленную задачу, предлагал правильные варианты ответа.

 

3 Высказывал свое мнение.

 

4 Его мнение в группе чаще всего учитывалось.

 

5 Напишите количество набранных, Вами, баллов:

Список Номенклатуры к д/з

МОРЯ

Средиземное, Красное.

ЗАЛИВЫ

Аденский, Гвинейский.

ПРОЛИВЫ

Гибралтарский, Суэцкий, Баб-эль-Мандебский, Мозамбикский.

ПОЛУОСТРОВ

Сомали.

ОСТРОВ

Мадагаскар.

ГОРЫ

Атлас, Драконовы, Капские.

ПЛОСКОГОРЬЕ

Восточно-Африканское.

ВУЛКАНЫ

Килиманжаро, Камерун.

ПУСТЫНИ

Сахара, Калахари.

ОЗЁРА

Виктория, Танганьика, Чад, Ньяса.

РЕКИ

Нил, Конго, Нигер, Замбези.

МЫСЫ

Альмади, Рас-Хафун, Игольный,Бен-Секка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Географическое положение и история исследования Африки.

Презентация  урока предназначена для учащихся 7 класса. Закомит детей с особенностями географического положения материка и историей исследования. В разработке использован дополнительный материал,...

Конспект урока по теме:"Африка. Географическое положение и история исследования"

Конспект урока для 7 класса по теме:"Африка. Географическое положение и история исследования"...

Географическое положение и история исследования АФРИКИ.

Урок по географии материков и океанов 7 класс изучается материк Африка. Тема первая по географическому положению, поэтому дается подробный план изучения. Каждый пункт плана разбирается и закрепляется....

Урок "Географическое положение и история исследования Африки"

Урок "Географическое положение и история исследования Африки", 7 класс...

План-конспект по теме «Географическое положение Африки. История исследования материка»

План-конспект по теме «Географическое положение Африки. История исследования материка» образовательные: способствовать формированию знаний о географическом положении; обеспечить усвоение з...

Географическое положение и история исследования Африки

Урок в 7 классе "Географическое положение и история исследования Африки"...