Движение вод океана. Стихийные явления в океане, правила обеспечения личной безопасности.
план-конспект урока по географии (6 класс)

Слойкова Елена Викторовна

Урок географии  в 6 классе.  В учебном курсе - это третий учебный час из 6 запланированных при изучении  раздела  «Гидросфера. Мировой океан».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx70.28 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЗАКРЫТОГО

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВИДЯЕВО»

КОНКУРС

«ЛУЧШИЙ ИКТ-УРОК»

ТЕМА УРОК: Движение вод океана. Стихийные явления в океане, правила обеспечения личной безопасности.

ПРЕДМЕТ: ГЕОГРАФИЯ

6 КЛАСС

Конспект открытого урока с использованием

информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

 в 6-Б классе по географии

разработала учитель географии:

Слойкова Елена Викторовна

Предмет: география, урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Тема: Движение вод океана. Стихийные явления в океане, правила обеспечения личной безопасности.

Продолжительность:1 урок – 40 минут.

Класс: 6-Б

Технологии: ИКТ - технологии использования новейших средств обучения (компьютера, интерактивной доски, авторской презентации, интерактивного наглядное пособие «Гидросфера».) 

Тип урока: комбинированный. В учебном курсе - это третий учебный час из 6 запланированных при изучении  раздела  «Гидросфера. Мировой океан».

Аннотация:  Урок географии состоялся 18 января 2012 года  в 6 «Б» классе. На уроке присутствовало 23 обучающихся из 25 по списку. В учебном курсе - это третий учебный час из 6 запланированных при изучении  раздела  «Гидросфера. Мировой океан».

Цель: сформировать представления об образовании видов движения вод: ветровых волн, течений, приливов и отливов, цунами.

Задачи: 

Образовательные: сформировать представления об образовании видов движения вод: ветровых волн, течений, приливов и отливов, цунами; продолжить развивать умения работать с географическими картами;

Развивающие: развивать географическое мышление, развивать логическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, продолжить развивать коммуникативные навыки учащихся.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за принятие решения, умение работать в группе, самостоятельно и ответственно готовиться к уроку.

Содержание учебного процесса соответствует содержанию его целей. Учебный материал изложен на научной основе, логически правильно, что даёт возможность творчески развивать учащихся и постоянно поддерживать устойчивый интерес к новому для учащихся предмету. Этапы урока изложены последовательно согласно  методике  проведения учебных занятий. Закрепление полученных знаний по теме происходит в виде выполнения заданий на контурной карте. Применение логических, объяснительно-иллюстративных, частично поисковых методов и информационно  коммуникационных  технологий   активизировали  учебно - познавательную активность учащихся. C поставленными задачами на уроке справились все обучающиеся.

Опережающие задания: сообщения учащихся (Цунами; Правила обеспечения личной безопасности при цунами).

 

Практическая реализация:

«Урок разработан в соответствии с учебными программами по географии для учащихся 6 класса. Материал на уроке подавался логично, четко и доступно для учащихся этого возраста. Используемые приемы и методы способствовали развитию памяти, внимания, умения слушать товарищей, формированию интереса к предмету. В ходе урока была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт учащихся. Использование на уроке ИКТ технологий (мультимедийного диска и презентации) способствует развитию познавательного интереса к предмету, более глубокому и прочному овладению знаниями по теме:  движение вод в Мировом океане.

Елена Викторовна молодец, ведь для проведения такого урока требуется определенное мужество».

                                                                                        Крылова Л.В., учитель географии

«Урок мне понравился. Все вели себя тихо и уважали друг друга. А ещё было интересно.Урок получился занимательный, мы узнали много нового о различных видах волн».

                                                                     Черниенко Даниил, ученик 6 Б класса

Конспект урока:

                                                                                    «Океан - это бездна проблем, тайн,

                                                                                      непонятных вещей, вопросов и

                                                                                      увлекательных загадок».

Жак Пикар

Тема: Движение вод океана. Стихийные явления в океане, правила обеспечения личной безопасности.

Цели урока (для учителя):

Образовательные задачи: сформировать представления об образовании видов движения вод: ветровых волн, течений, приливов и отливов, цунами; продолжить развивать умения работать с географическими картами;

Развивающие задачи: развивать географическое мышление, развивать логическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, продолжить развивать коммуникативные навыки обучающихся.

Воспитательные задачи: воспитывать чувство ответственности за принятие решения, умение работать в группе, самостоятельно и ответственно готовиться к уроку.

Цели урока (для обучающихся):

Знать: виды волн, части волн. Причины образования волн. Течения.

Уметь: анализировать увиденное и услышанное, составлять причинно-следственные цепочки, работать с таблицами и схемами, контурными картами.

Оборудование:

  1. Интерактивная доска.
  2. Авторская  электронная презентация урока.
  3. Контурные карты.
  4. Интерактивное наглядное пособие. Гидросфера.
  5. Раздаточный материал (Схемы) 25 штук.
  6. Карточки, смайлы и рисунки для оформления доски.
  7. Стакан с водой (для опыта).

Ход урока

I. Организация класса.

Обратить внимание на готовность к уроку. Здравствуйте, садитесь, пожалуйста. (Слайд 1)

Учитель: Какую тему мы изучали на прошлом уроке? - Мировой океан. Свойства воды в океане.  «Океан - это бездна проблем, тайн, непонятных вещей, вопросов и увлекательных загадок -говорил Жак Пикар. Но прежде, чем мы углубимся в знания о океане проверим вашу готовность к уроку.

(Слайд 2)

II. Фронтальный опрос по домашнему заданию на знание фактов и номенклатуры. Обучающиеся отвечают на вопросы, за каждый правильный ответ получают смайлы.

1. Самый большой океан:

Индийский, Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический

2.Наибольшие глубины характерны для океана:

Северного Ледовитого, Тихого, Индийского, Атлантического

3.Море, практически, со всех сторон окружённое сушей:

окраинное, материковое, межостровное, внутреннее

4.Средняя солёность вод Мирового океана составляет:

28‰, 35‰, 37‰, 42‰

5.. Марианская впадина является частью:

Атлантического, Северного Ледовитого, Тихого, Индийского океана

7.Самый крупный остров Земли:

Мадагаскар, Новая Гвинея, Гренландия, Сахалин

8.Самая наибольшая соленость наблюдается в:

Красном море, Балтийском море,      Персидском заливе, Средиземном море.

III. Изучение нового материала.

Мотивация.

На экран проецируется картина И. К. Айвазовского «Чёрное море», учитель читает стихотворение А.С. Пушкина.

(Слайд 3)

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые,
И блещешь гордо красотой…

Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? Какая тема объединяет картину и стихотворение? (Волны).

Вы, наверное, и не догадываетесь, сколь глубоки и обширны ваши «научные» познания о морских волнах. Ещё 100 лет назад один большой насмешник, Козьма Прутков, высказал не лишённую справедливости мысль: «Бросая в воду камешки, смотри на круги ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою».

  • А вы бросали камешки в воду?
  • Устраивали бурю в стакане?
  • А штормы в тарелке и настоящие ураганы в ванне?
  • Какие вопросы у вас возникали?

(Слайд 4)

ВЫВОД:

Если не лениться наблюдать, как ведёт себя при этом вода, если задавать побольше вопросов, если стараться на них самому отвечать, то это будет не пустая забава, а самое настоящее научное исследование и познание.

Какие же исследования мы сможем сегодня с вами провести? И что нового узнать для себя?

  • ? Откуда берутся в море волны?
  • ? Почему движутся волны?
  • ? Какие  бывают течения и что такое течение?

 (Слайд 5)

Мировой океан находится в постоянном движении. Кроме волн, спокойствие вод нарушают: приливы и отливы, цунами, течения – все это разные виды движения вод в океане. И тема сегодняшнего урока: «Движение вод в океане. Стихийные явления в океане, правила обеспечения личной безопасности». (Слайд 6)

Ребята, тему мы записываем в специальные бланки. На этом же листе есть схема, которую мы будем аккуратно заполнять по ходу урока. (Приложение 1)

1) Ветровые волны. УЧИТЕЛЬ на экран проецирует рисунок волны. УЧЕНИКИ называют части волны и пробуют дать им определение. УЧИТЕЛЬ проверяет правильность ответов.

(Слайд 7).

2) УЧИТЕЛЬ - Откуда берутся в море волны?

(Проводим опыт с водой в блюдце)

Что сделать, чтобы вода в блюдце пришла в движение? (подуть или  ударить)

Каждый, пожалуй, сразу даст правильный ответ: волны раскачивает ветер. Отсюда их и называют: ветровые. Люди поняли это давно: не зря по углам старинных морских карт изображали Ветродуев (ветры, обычно изображены как пухлые физиономии с раздутыми щеками – они дуют на море, как на тарелку с горячим супом). (Приложение 2)

 (Слайд 8)

3)  А вот ещё один важный вопрос, ответить на который будет потруднее: как и почему движутся волны?

Чтобы в этом разобраться, поставим – как ещё раз известный всем опыт (виртуально) – бросим камешек в воду. Что происходит с водой. По воде расходятся круги. Но это не вся, правда. Попробуем посмотреть всё как бы изнутри – представьте, что вы – дождевая капля, падающая в пруд. Вода только кажется мягкой и податливой. На самом деле там всё занято миллионами капелек, тесно прижатых друг к другу. Как вы вынуждены будете себя вести? Обучающиеся моделируют ситуацию. (Чтобы отвоевать себе место, надо растолкать других).

      В начавшейся давке и неразберихе всем каплям, которые нас окружают, остаётся одно: перекувыркнувшись, выбраться повыше, где на вас никто не будет давить. Но долго над водой держаться невозможно и под собственным весом вы начинаете опускаться, выталкивая другие капли подальше, сообщая всем о вашем прибытии, по воде идут волны, а круг от них всё шире. Так волна идёт к берегу, принеся ему весть, что в пруду стало одной каплей больше.

Это движение волны хорошо видно  из видеофрагмента.

(Интерактивное наглядное пособие, видеофрагмент)

Запомнить: (Слайд 9) каждая частичка, качнувшись вместе с волной, останется на том же месте. Волна не уносит с собой даже капли воды. Движутся лишь очертания волны.

4) А знаете ли вы? От чего же зависит высота волны? Обучающиеся самостоятельно составляют причинно-следственную цепочку.

Учитель проецирует правильную схему. Обучающиеся оценивают свои знания

(Слайд 10). Сила ветра, глубина моря, продолжительность ветра.

Следующим видом движения воды в океане, цунами.

6) Цунами.  (Слайд 11).

1. Учитель читает отрывок.

Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит вода, обнажая дно. В этой внезапно наступившей тишине для островитянина - верный признак надвигающей беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага. Стена воды, увенчанная снежной пеной, летит на портовые сооружения, на город. Проходит немного времени, и в водовороте воды кружатся дома, причалы, скот…

Учитель: О какой волне идет речь в только что прослушанном отрывке?

Выступление обучающегося с сообщением о цунами. (Приложение 3)

(Слайд 12)

Почему слово цунами имеет японское происхождение? (часто здесь случаются)

Выступление обучающегося с сообщением на тему : «ПРАВИЛА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ».  (Приложение 4)

Физкультминутка.

Мы с вами выяснили, что каждый бросал камешки в воду и устраивал бурю в стакане. Мы даже превращались на уроке в маленькие капельки. А теперь давайте проверим, как вы усвоили правила личной безопасности при цунами.

(Обучающиеся встают со своих мест. Учитель зачитывает возможные действия при цунами, если обучающиеся согласны – хлопают в ладоши, а если действия не верные- топают ногами).

  1. Срочно покинуть зону возможного удара волны;
  2. Не паниковать;
  3. Не предупреждать окружающих, чтоб не создавать панику и они не мешались под ногами;
  4. Залезть на дерево;
  5. После первой волны не возвращаться в опасную зону, может быть вторая;
  6. Необходимо постараться подняться на самое возвышенное место;
  7. Лучший способ спастись-спрятаться в подвал;
  8. Самое безопасное место при цунами- открытый океан.

Учитель: обратимся к схеме «Виды движения воды в океане». Можем мы начать её заполнение? (да).

http://festival.1september.ru/articles/599987/2.jpg

Заполняем. (Приложение 5)

7). Приливы и отливы. ( Интерактивное наглядное пособие, видеофрагмент)

 УЧИТЕЛЬ:

Попробуйте сказать, что изображено на видеофрагменте?  Если отвечают, что это приливы и отливы, то  прошу определить причину их вызывающую. (Луна)

Какую пользу можно извлечь человеку от этого природного явления? (Слайд 13).

Учитель: вернитесь к схеме, заполните её.

8. Как и на суше в океане есть воды, которые перемещаются из одной точки в другую.

Как думаете, что это за океанические «реки»?

О каком виде движения воды мы ещё не  говорили?

 -Океанические течения.

 Причины образования - объясняет учитель (постоянные ветры)

Виды течений (теплые и холодные)

География  и закономерности  размещения тёплых и холодных течений

(холодные от полюсов, теплые от экватора, образуют замкнутый круговорот)

учитель дополняет об  отклонениях течений в северном и южном  полушариях.

( Интерактивное наглядное пособие, видеофрагмент)

IV. Закрепление знаний. Учитель объясняет задание в контурной карте, учащиеся начинают выполнение. 

V. Домашнее задание (Слайд 14).

Составить словарь терминов по теме «Движение воды в океане» в тетради. Закончить заполнение  контурной карты пользуясь рис.72 на стр.102.

VI. Итог урока.

В природе самое прекрасное – то, что ещё не познано. Так что ищите эту красоту и смелее спрашивайте. Хорошо заданный вопрос – это уже половина ответа. Всем спасибо за сотрудничество. 

Выставление оценок за урок тем обучающимся, которые получили по два смайлика и выступали с сообщениями   в дневники и журнал.

          VII. Рефлексия. (Приложение 6)

Эмоционально-художественная рефлексия. Обучащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа волн. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Обучающиеся  выбирают ту картину, которая соответствует их настроению и прикрепляют рядом  цветную капельку. Цвет капельки характеризует их отношение к самому уроку.

красный - восторженное;

желтый - светлое, приятное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

черный - упадок, уныние.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение личной безопасности на дорогах

Обеспечение личной безопасности на дорогах-конспект урока по ОБЖ для 10 класса...

"Обеспечение личной безопасности на улице"

Урок по ОБЖ (5 класс). Тема: «Обеспечение личной безопасности на улице». (Слайд №1) Цели урока: Образовательные: - актуализировать знания о личной безопасности на улице; - систематизировать знан...

«Обеспечение личной безопасности на улице»

Открытый урок по ОБЖ в 5 классе   Преподавателя-организатора ОБЖ – Ходырева Романа Геннадьевича       Тема: «Обеспечение личной безопасности на улице».   ...

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 3 «Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности», урок 17 «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом».

Данная презентация иллюстрирует семнадцатый урок ОБЖ в 6 классе  «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом» по программе  «Основы безопасности жиз...

§1.3_Уч_8кл_Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах.

Презентация учебного материала урока по академическому учебнику для 8 класса А.Т. Смирноиа и О.Б. Хренникова "Основы безопасности жизнедеятельности", "Просвещение", 2012...

Презентация к уроку: "Движение вод океана. Стихийные явления в океане, правила обеспечения личной безопасности".

Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться ...