Формировании УУД на уроках географии
статья по географии

Казанцева Анастасия Валерьевна

Формировании УУД на уроках географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanii_uud_na_urokah_geografii.docx33.37 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии

Отличительной особенностью нового федерального государственного стандарта образования является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к обучающемуся, становится развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию (путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а это открывает обучающимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой образовательной деятельности). Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности.  

Универсальные учебные действия (УУД) – это навыки, которые надо закладывать на всех уроках. УУД сгруппированы в четыре блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов.

На уроках географии формирую следующие УУД:

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1. Самоопределение

2. Смыслообразование

1. Соотнесение известного и неизвестного

2. Планирование

3. Оценка

4. Способность к волевому усилию

1. Формулирование цели

2. Выделение необходимой информации

3. Структурирование

4. Выбор эффективных способов решения учебной задачи

5. Рефлексия

6. Анализ и синтез

7. Сравнение

8. Классификации

9. Действия постановки и решения проблемы

1. Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами

2. Постановка вопросов

3. Разрешение конфликтов

Для формирования УУД на уроках географии – развиваю у обучающихся: умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения цели; умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Тем самым формирую:

  • Личностные УУД: умения активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
  • Регулятивные УУД, которые обеспечивают возможность управления деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
  • Познавательные УУД включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
  • Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Сложность формирования УУД на уроках географии заключается в том, что урок должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования известных материалов по определению уровня сформированности УУД необходимо осуществлять вынужденные простои. Для достижения результатов образования определила методы и приемы, при помощи которых формировала одновременно УУД и обеспечивала предметные результаты освоения обучающимися содержания образования по географии. Основой достижения результатов образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом стали следующие принципы:

  1. Задания соответствуют возрастным особенностям и возможностям обучающихся. Задания стараюсь выбирать соответствующие возрасту обучающихся и программе. Если в 11-12 лет обучающиеся могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений. Предлагаю обучающимся самим создавать образцы для выполнения заданий на уроках географии (фотографии, рисунки, схемы).
  2. Приоритет самостоятельности обучающихся. Урок стараюсь организовать, отдавая приоритет самостоятельности обучающихся так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу.
  3. Использование проблемного диалога, проблемной ситуации. Для создания проблемной ситуации пользуюсь материалом учебника, образовательными интернет ресурсами. Урок в 5-7 классах начинаю с проблемной ситуации, которая стимулирует обучающихся к постановке цели урока. Деление текста на рубрики позволяет научить обучающихся составлению плана. Наконец, при подаче материала в соответствии с этой технологией само изложение учебного материала носит проблемный характер. В соответствии с этой технологией обучающиеся на уроке участвуют в совместном открытии знаний на основе сформулированной самими обучающимися цели урока. У обучающихся развиваются умения определять цель своей деятельности, планировать работу по её осуществлению и оценивать итоги достижения в соответствии с планом.
  4. Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности. На первых порах совместно со мной обучающиеся выполняют репродуктивные задания, позволяющие им понять тему, затем наступает очередь продуктивных заданий, в рамках которых обучающиеся пробуют применить полученные знания в новой ситуации. Наконец, в конце изучения тем обучающиеся решают жизненные задачи (имитирующие ситуации из жизни). Таким образом, осуществляется переход от чисто предметных заданий к заданиям, нацеленным прежде всего на формирование универсальных учебных действий. 

Дети активны в проведении мероприятий на уровне школы и внутри класса, проявляют инициативу и творчество. Постоянное сотрудничество с родителями обучающихся дает возможность сделать процесс образования и воспитания ребенка эффективным, продуктивным, удовлетворяющим потребности всех субъектов образовательного процесса. Взаимодействую с родителями обучающихся в том числе и во внеурочной деятельности: встречи на классных праздниках, в поездках, походах, на родительских собраниях и индивидуальных беседах. Все совместно проведенные мероприятия получили высокую оценку родителей, обучающихся и просто принесли огромное удовлетворение всем участникам.

В классе каждый ребенок выполняет определенные функции. Ежедневное дежурство, уборка класса, подготовка и проведение классных мероприятий, участие в школьной жизни формирует у детей навыки самообслуживания, организационные способности, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручку, готовят ребенка к жизни за стенами школы.

Обучающиеся класса активно и успешно участвуют в жизни школы. Дети способны под руководством учителя организовать и провести мероприятия в своем классе, подготовить поздравление для родителей, одноклассников, предварительно составить план, алгоритм действий для достижения поставленной цели.

Дети быстро адаптируются к школьной жизни, у них формируются коммуникативные навыки, прививаются нормы поведения в общественных местах, расширяется кругозор, в том числе в области здорового образа жизни. Обучающиеся посещают музыкальную, художественную школы, детскую спортивную школу. Вовлекаю учеников своего класса в участие в конкурсах различного уровня.

Заключение

Работая по новым образовательным стандартам нужно пересматривать подходы к обучению, менять тактику преподавания. ФГОС имеют в своей основе системно-деятельностный подход и ориентированы на развитие личности обучающегося, на достижение им ожидаемых образовательных результатов. Этот подход напрямую связан с формированием универсальных учебных действий – общеучебных умений и навыков, овладение которыми дает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию собственной учебной деятельности. С помощью развития УУД расширяются возможности ориентации в различных предметных областях, самостоятельного пополнения и интеграции знаний, проявления творческих способностей, практического решения личностных и социально-значимых проблем.

Анализ педагогической деятельности позволил понять необходимость дальнейшего повышения профессионального мастерства, планирования своей деятельности, овладения новыми формами и методами обучения, повышения уровня профессиональной компетентности; спланировать программу самообразования, выявить проблемы, сформулировать задачи, определить пути решения.

В заключении хотелось бы сказать, что формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями предметниками.

Результаты педагогической деятельности и деятельности моих учеников дают стимул для дальнейшей совместной творческой и познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе «Воды Африки »

Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе «Воды Африки »ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ...

Формирование УУД на уроках географии в 7 классе при изучении темы "Климат Африки"

Педагогическая идея урока актуальна в рамках введения ФГОС второго поколения Согласно новым стандартам, на уроке необходимо формировать не только предметные знания и умения, но и обеспечив...

Формирование УУД на уроках географии в 7 классе при изучении темы "Климат Евразии"

Педагогическая идея урока актуальна в рамках введения ФГОС второго поколения Согласно новым стандартам, на уроке необходимо формировать не только предметные знания и умения, но и обеспечивать ме...

Формирование УУД на уроках географии.

Презентация на тему: "Формирование УУД на уроках географии"....

Курсовой проект Тема: "Использование мини-проектов для формирования УУД на уроках географии России".

Курсовая работа написана в процессе прохождения курсов повышения квалификации. В ней содержится информация об использовании мини-проектов в формировании УУД на уроках географии. Представлена разработк...

Статья по географии на тему: "Формирование УУД на уроках географии с использованием различных источников информации"

В своей статье я хочу сделать акцент на уроках обобщения и систематизации знаний на примере практической работы по теме «Влияние природных условий и ресурсов России на хозяйственную деятельность челов...

Учебное моделирование на уроках географии" место и значение в формировании УУД на уроках географии

Презентация содержит информацию о учебном моделировании в системе формирования УУД на уроках географии...