Глубокая древность и медицина
план-конспект занятия по географии (9 класс)

«Здоровье - это не все в жизни человека, но без него все становится  ничем». - лекция с элементами самостоятельной работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Урок элективного курса  по  географии для учеников 9 класса

   Тема: «Глубокая древность и медицина»

    Дата:

    Время:

   Тип урока: лекция с элементами самостоятельной работы, с текстом     дополнительного материала.

                                                             Цели и задачи:

  • Показать основные этапы развития медицины и географии, начиная с древних времен;
  • Формирование научных представлений о медицине в различных государствах.

                                                                Ход урока:

                                                    Учебные вопросы:

1. Основные этапы развития медицины и географии, начиная с древних времен.

2. Формирование научных представлений о медицине  в различных государствах

  1. Подготовительная работа

    Эпиграф урока:  Ф. Энгельс. «Здоровье - это не все в жизни человека, но без него все становится  ничем».

        В оформлении кабинета – высказывания выдающихся деятелей древнего мира, известных людей России:

        Гиппократ   «Если много людей одновременно заболевают одной и той же болезнью, то причину следует искать в том, что является общим для всех людей, и в том, чем они чаще всего пользуются. Значит, речь идет о вдыхаемом воздухе».

        « По сравнению с тем, кем мы должны быть на самом деле, - говорил известный профессор У.Джеймс, - мы лишь просыпаемся. Мы используем лишь маленькую толику   наших физических и духовных возможностей. Человек  в своей жизни не  может даже приблизиться к установленным для него пределам. Он обладает самыми разнообразными  силами, которые, как правило не  используются»  

     

Методическое обеспечение: физический атлас мира, энциклопедия: «Киррил и Мефодий» 2011 года.

 Технические средства обучения и воспитания: мультимедиапроектор, презентация.

   Задача, поставленная перед учащимися: активно участвовать в обсуждении материала на уроке, записать в тетради ответы на вопросы:

  1. По каким направлениям в различных древних государствах шло развитие медицины?
  2. Многие люди уверены, что древняя медицина была весьма примитивной. Согласны ли вы с этой уверенностью, ответ обоснуйте.
  3. Можно ли повторить  древние медицинские технологии, развитые тысячелетия назад,  имея в распоряжении всю современную технику?

Новые понятия урока:

           Медицинская география - наука, изучающая географическое распространение болезней и патологических состояний человека, причины этого распространения и влияние географической среды на здоровье населения.  Исследует природные и социальные факторы, обусловливающие различную частоту и особенности течения отдельных заболеваний среди населения разных местностей.

          Географическое распространение болезней обусловлено влиянием природных (климат, наличие или отсутствие в воде, почве, а, следовательно, и в продуктах питания некоторых химических элементов и др.) и социальных (материальные условия жизни, культурный уровень населения, традиционное питание и др.) факторов, которым принадлежит решающая роль в географии отдельных болезней человека, а также факторов, действующих в человеческом организме и возникающих в процессе его развития.

                                                 Чему вы должны научиться:

  • называть какая в древности (в различных государствах) существовала система взглядов на проблемы здоровья населения;
  •  сформировать общее представление о медицинской географии, как науке, возникшей в глубокой древности;
  •  ознакомиться с методами медико-географических исследований, теоретическим и практическим вкладом некоторых выдающихся ученых древности в улучшение здоровья человека.

  1. Работа над материалами урока:

               Вопрос №1

                                                    Медицина древности

        Многие люди уверены, что древняя медицина была весьма примитивной.  На самом деле это не совсем так. Конечно, древние врачи не пользовались современными лекарствами, у них не было компьютера и рентгена, ультразвукового исследования. Тем не менее они делали удивительную работу и исцеляли многих, кто к ним обращался. Некоторые древние медицинские технологии, развитые тысячелетия назад, невозможно повторить, даже имея в распоряжении всю современную технику. Остается только преклоняться перед древними целителями.

        Поначалу сведения о болезнях и их лечении передавались только устно из поколения в поколение. И лишь около 3-го тысячелетия до н.э. в древних государствах сведения эти начали собираться и излагаться письменно. Правда, у многих народов накопленные знания вместе с гибелью самих древних государств были с течением времени почти полностью утрачены. Так случилось с медициной Древнего Египта, Вавилона, Персии и многими другими культурами. Некоторые знания врачей древности все же дошли до нашего времени.

                                                Медицина древней Индии

          Например, еще в Древней Индии проводились операции по лечению катаракты. В 30 г. до н. э. известный римский врач Корнелий Цельсий описал их в классическом труде 'О медицине'. Эта операция была возрождена в XX веке. Книга Цельсия была настолько хороша, что врачи использовали ее в качестве учебника на протяжении двух тысяч лет! Клавдий Гален (130-200 гг. до н. э.) также написал много книг по анатомии человека. Именно ему принадлежит диагностика заболеваний на основе считывания пульса. Этот древний метод до сих пор не имеет равных.

                                                  Медицина древнего Рима

           Древнеримская медицина сочетала физические методы с различными ритуалами, медитациями и обрядами. Римские врачи не брали слишком большую плату за свое мастерство, социальное положение докторов было весьма низким. Не существовало никакого лицензирования врачебной деятельности и никаких формальных требований для того, чтобы заниматься врачеванием. Любой мог назвать себя доктором. Если его методы были успешными, он привлекал большое число пациентов. Самозванцев жестоко карали.

                                                  Медицина древнего Египта

        За 4 тыс. лет до н.э. в Египте существовали «дома жизни». Это были специальные учебные заведения при храмах бога Ра, в которых молодых священников в течение многих лет обучали искусству врачевания.

       В более поздние времена юноши из египетских аристократических семей получали специальную медицинскую подготовку при храмовых школах Гелиополиса, Саиса, Мемфиса и Фив.

       В настоящее время известно 10 основных папирусов древнего Египта, полностью или частично посвященных врачеванию: «Гинекологический папирус» из Кахуна, «Ветеринарный папирус», папирусы Эруса, Бругша. Самый старый, дошедший до нас медицинский папирус, датируется примерно 1800 г. до н.э. Один его раздел посвящен ведению родов, а другой — лечению животных. Обнаруженный в Фивах в 1872 г. папирус Эберса представляет собой медицинскую энциклопедию древних египтян. В нем содержится более 900 прописей лекарств для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, нарушений слуха и зрения, разного рода инфекционных процессов и глистных инвазий. Египтяне в то время знали уже около 250 (!) болезней, которые распознавали по цвету кожи, выражению лица, по виду человеческих отходов и путем ощупывания тела больного. Таким болезням, как ревматизм, аппендицит и трахома уже более четырех тысяч лет.

      Египетским целителям были известны несколько сот лекарственных растений, многие из которых — касторовое масло, льняное семя, полынь и опий — применяются в медицине и сегодня. Египетские врачи приготовляли из них отвары, пилюли, мази, целебные свечи.

         Основами для приготовления лекарств служили молоко, мед, пиво, вода священных источников, растительные масла. Некоторые прописи содержали до 40 компонентов, многие из которых не удается пока идентифицировать.

      В состав  лекарств входили растения (лук, гранат, алоэ, виноград, финики, снотворный мак, лотос, папирус), минеральные вещества (сера, сурьма, железо, свинец, алебастр, сода, глина, селитра), а также части тела различных животных. Согласно мнению специалистов, древним египетским врачевателям уже тысячи лет назад была известна треть всех лечебных средств, используемых медициной нашего времени!

                                                 Медицина древней Греции

          Одним из выдающихся врачей Древней Греции был Гиппократ. Его учение объединяет все медицинские представления, сложившиеся в Греции к началу IV в. до н.э.

                       Вот основные положения медицинской школы Гиппократа:

  • внимательное обследование больного;
  • каждый организм имеет свои особенности;
  • лечить необходимо не болезнь, а больного;
  • большое значение имеют целительные силы природы и способность человека к  самоисцелению;
  • зависимость здоровья человека от гармоничного сочетания в его организме четырёх жидкостей: крови, слизи, желчи и черной желчи, а также количества «прирождённой теплоты», которая поддерживается особым тонким веществом — пневмой, циркулирующей в сосудах человека; диета, режим и гимнастика играют важную роль в профилактике болезней.

                                                             

                                                   Медицина древнего Китая

           Китайская медицина уходит своими корнями в глубокое прошлое и связана с древней философией. Согласно ей существует Великая Триада: Небо-Человек-Земля. Единство двух начал — Земли и Неба (инь и янь) — источник возникновения всех вещей во Вселенной, их сочетание и взаимодействие определяют собой чередование космических явлений.

      Вся система взаимосвязей человека и Вселенной учитывалась китайскими врачами при назначении методов лечения болезней и изготовлении лекарств.        Основа лечения болезней в Древнем Китае — мобилизация всех сил организма, т. е. самоисцеление.

                                                                 Медицина древней Руси

       Народная медицина на Руси с глубокой древности была частью языческой культуры. До нашего времени дошли передаваемые в устной форме заговоры, обращенные к языческим божествам, способным прогнать болезнь.

     Во врачебной практике использовались растения (полынь, крапива, подорожник, листья березы, кора ясеня, лук, чеснок, хрен, березовый сок и т.д.), продукты животного происхождения (например, мед, кобылье молоко, сырая печень трески) и минералы.

      Врачеватели-знахари назывались волхвами, ведунами, кудесниками, ведьмами. Они считались в народе посредниками между человеком и таинственными силами природы

                 Вопрос№2        

                                      Факторы, влияющие на здоровье населения:

  • генетическая                обусловленность – 15-20 %;
  • образ жизни – 25-50 %;
  • деятельность служб  здравоохранения – 10-15 %;
  • качество окружающей               среды  –  20-70 %

                                                   Опасность для здоровья связана:

  • с разнообразием загрязнений
  •  с возможностью массированного воздействия
  •  с доступом загрязнителей во внутреннюю среду
  •  с трудностью защиты от чужеродных веществ

          Президент России Дмитрий Медведев 22 декабря 2011 года  обратился с ежегодным посланием к Федеральному Собранию. Это четвертое обращение Медведева к парламенту РФ. В соответствии с Конституцией, президент России ежегодно обращается к Федеральному Собранию с посланием о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики.

      Он четко обозначил основные угрозы российскому обществу: его физическое старение, вымирание и связанное с этим невосполнимое оскудение нации.

3. Домашнее задание: Вопросы для самообучения

Влияние факторов окружающей среды по Гиппократу.  

Дополнительный материал к уроку:

                                 Впереди планеты всей?

        

  По данным  газеты  « Владимирская  правда КПРФ» ноябрь 2011 год

                                                 

                                          Россия занимает:

1 место в мире

  • по числу самоубийств   среди   пожилых людей, детей и подростков
  • по числу ДТП и авиакатастроф
  • по числу детей, брошенных родителями
  • по количеству абортов  и  по материнской смертности
  • по числу разводов и рожденных вне брака детей
  • по числу курящих детей
  • по смертности от заболеваний сердечнососудистой системы
  • по количеству заболеваний алкоголизмом.

4 место в мире по потреблению слабого алкоголя

5 место в мире по генетическому здоровью в мире

127-е место – по показаниям здоровья

134 –е место – по продолжительности жизни мужчин.

175 место в мире по уровню физической безопасности граждан

182 место по общему коэффициенту смертности среди 207 стран мира.

         Задумайтесь над этими страшными показателями!

                                  учитель географии 1 категории, МБОУ СОШ №16 г. Владимира

                                                                                     

                                                                                                                    Иванова Л. И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Домашняя медицина"

Программа этого элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 9-х классов. Программа реализуется во внеурочное время. Данный курс, развивая содержание базисного уровня, углубляе...

"Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...". Урок по литературе в 7 классе.

Данный урок проводится после завершения темы "Былины" в форме игры КВН....

Ультразвук и его применение в медицине

Современная медицина немыслима без ультразвуковых диагностических аппаратов. Ультразвук лежит в основе принципиально новых методик в хирургии и особенно микрохирургии. Физиотерапевтическая ультразвуко...

Интегрированный урок: развитие речи + музыка 3 класс для глубоко умственно отсталых детей Тема : «Путешествие из города в деревню»

На уроке дети повторяют о обощают знания о домашних животных в игровой форме, развивают певческие навыки....

Урок литературы в 6 классе по теме "Былины. "Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой"

Урок литературы в 6 классеТип урока: обобщение и закрепление материалаТема урока:                    Былины. Б...

презентация "Глубокая древность и медицина"

показаны основные этапы развития медицины и географии с древних времен...