Элективный курс "Домашняя медицина"
элективный курс по биологии (9 класс) на тему
Программа этого элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 9-х классов. Программа реализуется во внеурочное время. Данный курс, развивая содержание базисного уровня, углубляет и расширяет знания учащихся по биологии. Формирует систему знаний и умений о способах оказания первой медицинской помощи в различных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
элективный курс"Домашняя медицина" | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
Данный курс, развивая содержание базисного курса, углубляет и расширяет знания учащихся по биологии, так как много полезной и интересной информации остается за страницами учебника. Курс предназначен для повышения интереса учащихся к своему организму. Формирует систему знаний и умений о способах оказания первой медицинской помощи в различных ситуациях. Курс помогает повысить интерес учащихся к медицине, способствует самоопределению учащихся относительно профиля обучения в старшей школе и дальнейшему выбору профессии.
Пояснительная записка
Данная программа элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 9-ых классов. Программа реализуется в сетке учебных часов, во внеурочное время.
Курс рассчитан на привлечение внимания учащихся, желающих связать свои профессиональные намерения с медициной, и также тех, кто хочет в домашней обстановке научиться помогать себе, близким, ухаживать за больными.
Данный курс предусматривает теоретическую часть ( занятия-лекции ) и практическую часть ( отработка навыков по оказанию первой медицинской помощи ).
Теоретический материал неразрывно связан с практикой, и каждое занятие является логическим продолжением предыдущего. Овладение теоретическими и практическими навыками предполагает активную самостоятельную работу учащихся.
Занятия предполагают широкое использование раздаточного материала и использование созданного учителем банка видеофильмов по проблемам данного курса. Для лучшего усвоения материала некоторые занятия планируется проводить в музеях города.
Итоговый контроль представляет собой защиту творческих проектов учащихся. Учащиеся могут представить собственные сочинения, стихи на любую изученную тему, представить изготовленные ими наглядные пособия – таблицы, видеофильмы по выбранной проблеме.
Цели курса: создать условия для овладения учащимися основными медицинскими терминами и понятиями; учить применять их на практике; расширить область знаний по биологии; сформировать интерес к профессиям, связанным с медициной; помочь школьникам осознать значение своего здоровья.
Задачи курса: углубить, расширить внимание к проблеме здоровья; научить определять зависимость здоровья от образа жизни человека; научить оказывать первую медицинскую помощь при заболеваниях и травмах; помочь подросткам осознать влияние окружающей среды и привычек на здоровье.
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
- что включает в себя первая медицинская помощь, как она может быть оказана;
- о том, какие последствия оказывают на организм различные виды травм;
- самые распространенные заболевания, при которых может быть оказана первая медицинская помощь в домашних условиях;
- о последствиях для здоровья несоблюдения основных правил гигиены;
- адекватное применение различных лекарственных средств из домашней аптечки.
Учащиеся должны уметь:
- применять полученные знания на практике;
- оказывать первую медицинскую помощь в различных ситуациях;
- выбирать средства для решения поставленных задач, что воспитывает целеустремленность, собранность и желание помогать другим;
- работать самостоятельно и в группе;
- получать информацию из различных источников и обрабатывать информацию
в соответствии с поставленными целями и задачами.
Учебный план
№ п/п | Тема раздела | Всего часов | В том числе | |
теорети- ческое занятие | практи- ческое занятие | |||
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | История формирования знаний о первой медицинской помощи |
1 |
1 | |
3 | Травмы | 12 | 5 | 7 |
4 | Сердечно-сосудистые заболевания | 4 | 1 | 3 |
5 | Гигиена | 2 | 1 | 1 |
6 | Вредные привычки | 2 | 2 | |
7 | Иммунитет | 5 | 2 | 3 |
8 | Лекарственные средства | 4 | 1 | 3 |
9 | Экскурсия | 2 | 2 | |
10 | Заключительное занятие | 1 | 1 | |
Итого | 34 | 14 | 20 |
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Темы занятий курса | Количество часов | Формы контроля | ||||
теорети- ческое занятие | практи- ческое занятие | ||||||
1 | Введение. Фактора здоровья. | 1
| Анкетирование | ||||
2 | История формирования знаний о первой медицинской помощи. | 1 | Тестирование | ||||
3 | Травмы. | 5 | 7 | ||||
3.1 | Травмы, их классификация. | 1 | Сообщение групп | ||||
3.2 | Травматизм. Предупреждение травматизма. Поведение при оказании первой медицинской помощи. |
| 1 | ||||
3.3 | Травматический шок. Противошоковые мероприятия. |
| 1 | ||||
3.4 | Раны. Десмургия. | 1 | Тестирование | ||||
3.5
| Первая медицинская помощь при ранениях. | 2 | |||||
3.6 | Переломы. Их основные признаки. Правила иммобилизации. | 1 | Тестирование | ||||
3.7 | Первая медицинская помощь при переломах. |
| 1 | ||||
3.8 | Термические повреждения. Их причины и последствия. | 1 | Тестирование | ||||
3.9 | Первая медицинская помощь при ожогах и обморожениях. |
| 1 | ||||
3.10 | Кровотечения, их виды, характеристика. Гемостаз. | 1 | Презентация работ учащихся | ||||
3.11 | Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях. | 1 | |||||
4 | Сердечно-сосудистые заболевания. | 1 | 3 | ||||
4.1 | Сердечно-сосудистые заболевания, их профилактика. | 1 | Сообщение групп | ||||
4.2 | Оказания первой медицинской помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях. | 1 | |||||
4.3 | Способы искусственного дыхания. Непрямой массаж сердца. | 1 | |||||
4.4 | Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания. Решение ситуационных задач. | 1 | |||||
5 | Гигиена. | 1 | 1 | ||||
5.1 | Основные правила гигиены кожи. | 1 | Тестирование | ||||
5.2 | Гигиена питания. Пищевые отравления. Первая медицинская помощь при отравлениях. |
|
1 | ||||
6 | Вредные привычки. | 2 | |||||
6.1 | Вредные привычки, их влияние на организм человека. Алкоголизм. Алкогольная кома. | 1 | Презентация работ учащихся | ||||
6.2 | Наркомания. Наркотическая кома. | 1 | Сообщения групп | ||||
7 | Иммунитет. | 2 | 3 | ||||
7.1 | Инфекционные заболевания. Иммунитет. | 1 | Тестирование | ||||
7.2 | Возникновение и течение инфекционных заболеваний. | 1 | Тестирование | ||||
7.3 | Профилактика инфекционных заболеваний. Дезинфекция. | 1 | |||||
7.4 | Уход за больными при инфекционных и неинфекционных заболеваниях. | 1 | |||||
7.5 | Аллергия. Первая медицинская помощь при аллергии. |
| 1 | ||||
8 | Лекарственные средства. | 1 | 3
| ||||
8.1 | Фармакология. Ее значение для медицины. |
1 | Презентация работ учащихся | ||||
8.2 | Правила использования лекарственных средств в домашних условиях. |
| 1
| ||||
8.3
| Лекарственные травы, правила их применения. Приготовление настоев и отваров из лекарственных трав. | 2 | |||||
9
| Экскурсия | 2 | Отчет по экскурсии | ||||
10 | Заключительное занятие. | 1 | Защита творческих работ | ||||
Итого | 14 | 20 |
Содержание программы элективного курса «Домашняя медицина» 34 часа.
1. Введение. Факторы здоровья (1 ч)
Определение здоровья; факторы здоровья; группы здоровья. Зависимость здоровья от образа жизни человека. Применение полученных знаний для планирования своего режима и сохранения, улучшения здоровья.
Значение медицины в жизни человека.
2. История формирования знаний о первой медицинской помощи (1 ч)
Понятие о первой медицинской помощи, раскрытие ее значения в сохранении жизни общества и каждой личности; значение само- и взаимопомощи. Этапы формирования знаний о первой медицинской помощи.
3. Травмы (12 ч)
3.1 Травмы, их классификация (1 ч)
Понятие травмы, типы травм, классификация травм. Открытые и закрытые повреждения.
3.2 Травматизм. Предупреждение травматизма. Поведение при оказании первой медицинской помощи (1 ч)
Практическая работа
Понятие травматизм, возможные осложнения при травматизме. Основные способы профилактики травматизма. Принципы поведения при оказании первой медицинской помощи (при получении различного рода травм). Решение ситуационных задач.
3.3 Травматический шок. Противошоковые мероприятия (1 ч)
Практическая работа.
Понятие о травматическом шоке; противошоковые мероприятия при оказании первой медицинской помощи. Решение ситуационных задач.
3.4 Раны. Десмургия (1 ч)
Понятие о ранах, изучение их видов, изучение их характеристики.
Возможные осложнения. Понятие «десмургия». Виды перевязочного материала, виды повязок.
3.5 Первая медицинская помощь при ранениях (2 ч)
Практическая работа.
Изучение способов наложения повязок на разные области тела, отработка навыков наложения повязок.
3.6 Переломы. Их основные признаки. Правила иммобилизации (1 ч)
Понятие о закрытых и открытых переломах, изучение их признаков, изучение возможных осложнений. Понятие иммобилизации, правила иммобилизации.
3.7 Первая медицинская помощь при переломах (1 ч)
Практическая работа.
Отработка умений учащихся оказывать первую медицинскую помощь при переломах.
3.8 Термические повреждения. Их причины и последствия (1 ч)
Виды термических повреждений. Понятие ожог и обморожение, причины их возникновения, классификация, степень тяжести, возможные осложнения.
3.9 Первая медицинская помощь при ожогах и обморожениях (1 ч)
Практическая работа.
Отработка приемов оказания первой медицинской помощи при ожогах и обморожениях.
3.10 Кровотечения, их виды, характеристика. Гемостаз (1 ч)
Понятие кровотечения, его виды, отличия видов кровотечения; возможные осложнения кровотечений. Понятие гемостаз; основные способы временной остановки кровотечения.
3.11 Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях (1 ч)
Практическая работа.
Отработка умений останавливать кровотечения, в том числе и подручными средствами.
4. Сердечно-сосудистые заболевания (4 ч)
4.1 Сердечно-сосудистые заболевания, их профилактика (1 ч)
Особенности строения сердечно-сосудистой системы. Сердечно-сосудистая система-показатель физиологического состояния человека. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний; самые распространенные заболевания сердца и сосудов.
4.2 Оказание первой медицинской помощи при сердечно-сосудистых
заболеваниях (1 ч)
Практическая работа.
Первая помощь при гипертонии, инсульте, инфаркте, стенокардии, основные симптомы этих заболеваний. Решение ситуационных задач.
4.3 Способы искусственного дыхания. Непрямой массаж сердца (1 ч)
Практическая работа.
Понятие искусственного дыхания и непрямого массажа сердца; различные способы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца, признаки остановки сердца.
Отработка учащимися навыков по применению способов искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
4.4 Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания. Решение ситуационных задач (1 ч)
Практическая работа.
5. Гигиена (2 ч)
5.1 Основные правила гигиены кожи (1 ч)
Гигиена, ее значение для здоровья человека. Функции кожи, причины нарушений функций кожи и повреждений кожи. Основные правила гигиены кожи. Кожные заболевания.
5.2 Гигиена питания. Пищевые отравления. Первая медицинская помощь при отравлениях (1 ч)
Практическая работа.
Пищевые продукты и их качество. Хранение пищевых продуктов, основные правила хранения. Понятие пищевого отравления, профилактика пищевых отравлений. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях. Решение ситуационных задач.
6. Вредные привычки (2 ч)
6.1 Вредные привычки, их влияние на организм человека. Алкоголизм. Алкогольная кома (1 ч)
История появления алкоголя. Влияние алкоголя на системы органов человека. Стадии заболевания алкоголизмом. Причины, провоцирующие алкоголизм. Признаки опьянения. Алкогольная кома. Причина смерти в состоянии алкогольной комы и первая медицинская помощь.
6.2 Наркомания. Наркотическая кома (1 ч)
Наркомания, причины и последствия. Влияние наркотических веществ на здоровье
человека. Стадии заболевания наркоманией. Патологическая зависимость. Первая помощь
при наркотической коме.
7. Иммунитет (5 ч)
7.1 Инфекционные болезни. Иммунитет (1 ч)
Иммунитет, его виды; зависимость между иммунитетом и инфекционными заболеваниями. Иммунная система; ход иммунной реакции.
7.2 Возникновение и течение инфекционных заболеваний (1 ч)
Понятие о возбудителях инфекционных заболеваний, группы инфекций. Знакомство с основными инфекционными заболеваниями.
7.3 Профилактика инфекционных заболеваний. Дезинфекция (1 ч)
Практическая работа.
Меры по профилактике возникновения инфекционных заболеваний; разрыв путей передачи инфекции. Понятие дезинфекция; вещества, применяемые для дезинфекции. Решение ситуационных задач.
7.4 Уход за больными при инфекционных и неинфекционных заболеваниях (1 ч)
Практическая работа.
Распознавание инфекционных заболеваний; правила ухода за больными; проведение лечебных процедур. Решение ситуационных задач.
7.5 Аллергия. Первая медицинская помощь при аллергии (1 ч)
Практическая работа.
Понятие аллергии, возникновение аллергии; аллергены; аллергическая реакция, анафилактический шок; первая медицинская помощь при аллергии. Решение ситуационных задач.
8. Лекарственные средства (4 ч)
8.1 Фармакология. Ее значение для медицины (1 ч)
Понятие фармакология, ее задачи; пути введения лекарственных средств в организм человека; пути выведения лекарственных средств из организма; основные виды лекарственной терапии. Значение индивидуальных особенностей и состояния организма для проявления действия лекарственных средств.
8.2 Правила использования лекарственных средств в домашних условиях (1 ч)
Практическая работа.
Формы лекарственных средств. Понятие о дозах лекарственных средств, требования по хранению лекарственных средств. Решение ситуационных задач.
8.3 Лекарственные травы, правила их применения. Приготовление настоев и отваров из лекарственных трав (2 ч)
Практическая работа.
Основные правила приготовления настоев и отваров из лекарственных трав. Отработка навыков по приготовлению настоев и отваров.
9. Экскурсия (2 ч)
Экскурсия в музеи города ( музей гигиены, военно-медицинский музей ).
10. Заключительное занятие (1 ч)
Защита учащимися творческих работ по выбранной теме.
Список литературы
Литература для учащихся.
1. Бубнова Н, Бубнов В. Оказание экстренной помощи до прибытия врача. 2008.
2. Глыбоченко П.В. Первая медицинская помощь. Изд-во «Академия», 2008.
3. Гомончук А.И. Основы медицинских знаний. Десмургия. Гемостаз. Иммобилизация. 2001.
4. Медико-санитарная подготовка учащихся / под ред. П.А. Курцева – М.: Просвещение, 1991.
5. Основы медицинских знаний учащихся / под ред. М.И.Гоголева – М.: Просвещение, 1995.
Литература для учителя.
1. Демичев С.В. Практические занятия по оказанию первой медицинской помощи при травмах и заболеваниях Медицина, 2004.
2. Казьмин В.Д. Первая доврачебная помощь пострадавшим детям.Феникс, 2011.
3. Ужегов Г.Н. Первая медицинская помощь. Изд-во «Русич», Смоленск, 2001.
4. Фармакология с общей рецептурой. – М.: Изд-во ГЭОТАР-Медиа, 2011.
5. Яковенко Т.Я. Лекарственное сырье. Санкт-Петербург, 2004.
Интернет- ссылки:
http://www.1st –aid.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Химия и медицина" (элективный курс)
Элективный курс предназначен в рамках предпрофильной подготовки для обучающихся 9 классов....
Программа элективного курса "Шаг в мир медицины"
Элективный курс «Шаг в мир медицины» предусматривает знакомство учащихся с разнообразными медицинскими профессиями, побуждает школьников задуматься и осмыслить самые разные аспекты медицинских професс...
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса «Физика в медицине»
Элективный курс ориентирован на учащихся 9-х классов средних общеобразовательных школ. В курсе выявляется связь между физикой, биологией и медициной....
Программа элективного курса "Моё призвание медицина?"
Разработка элективного курса...
Элективный курс "Физика. Медицина. Человек"
Автор предлагает вашему вниманию авторскую разработку "Физика. Медицина. Человек"...
Программа элективного курса «Медицина и врачевание» для учащихся 9-10 классов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма элективного курса для 9 класса «Я и мое здоровье» составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общ...