План урока Хозяйство Европейского Севера
план-конспект урока по географии (9 класс)

План урока "Хозяйство Европейского Севера" 9 класс, составленный в сооветствии ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_minnebaeva_f.m.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Миннебаева Ф.М учитель географии МАОУ «СОШ№15», города Набережные Челны РТ

Конспект урока «Хозяйство Европейского района»

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Используемые технологии: здоровьесбережения, деятельностного подхода в обучении, коллективного обучения, дифференцированного подхода обучения, развивающего обучения.

Цели урока: изучить отраслевые и территориальные особенности хозяйства Европейского Севера.

Формируемые УУД: предметные: научиться объяснять особенности размещения отраслей хозяйства Европейского Севера; составлять описания отраслей хозяйства; работать с текстом учебника и тематическими картами

Метапредметные: работать с различными источниками информации; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; планировать пути достижения цели; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи; слушать и слышать другое мнение; уважительно относится к другому человеку и его мнению; личностные: формирование познавательного интереса к изучению географии, умение самостоятельно находить информацию для решения поставленных задач; умение оценивать свою деятельность и поступки одноклассников с точки зрения сохранения коммуникативные: формулирование  собственного мнения в рамках учебного диалога;

 умение вести диалог, вырабатывая общее решение.

Оборудование: учебники, карты атласа, тетради, тематические карты, образцы горных пород, интернет- ресурсы, электронное приложение к уроку.

Ход урока:

I. Организационный момент: (проверка домашнего задания, разбор заданий,  вызвавшие затруднения при выполнения.)

II. Актуализация знаний

Выполнить тест

1. Какой субъект не входит в состав Европейского Севера

а) Карелия    б) Ненецкий АО   в) Вологодская     г)Астраханская

2. Назовите главный город Республики Коми

а) Сыктывкар  б) Воркута  в)Петрозаводск   г)Нарьян-Мар

        

3.Какая область славится Европейского Севера кружевами и маслом

        а) Архангельская  б) Вологодская  в)Мурманская   г)Карелия

        

4. Какое полезное ископаемое добывают в районе Ухты

        а) уголь   б) нефть    в) алмазы   г) железная руда

        

5. Установите соответствие между этапом колонизации и его последствием:

        1) московская                А) заселение берегов Белого моря поморами

        2) новгородская                Б) образование скитов, монастырей

        3)сталинская                В) появление лагерей заключенных

6.  Почему на севере невысок процент пожилого населения        

7. Почему в 90х годах XX века начался отток населения с Европейского Севера

Ответы: 1г, 2а, 3б, 4б, 5БАВ,

6. Доработав до льготной пенсии, люди уезжают в районе с более благоприятными условиями проживания; в трудовой миграции на  Север участвуют молодые трудоспособные люди;

7. Высокие темпы инфляции «съедают» заработанные и накопленные средства

(Взаимопроверка по образцу. Взаимооценка).

III. Работа по теме урока

Назовите природные ресурсы, которыми богат Европейский Север.

На западе железная руда, алюминиевая руда, медно-никелевые руды, апатиты-сырье для производства фосфорных удобрений;

На востоке добыча нефти, газа, угля; лесные и водные ресурсы, месторождения алмазов в Архангельской области.

Какие отрасли могут  развиваться в субъектах Европейского Севера (Отрасли связанные с использованием ресурсов)

Вывод: Европейский Север богат природными ресурсами, хозяйство района базируется на использовании собственных ресурсов.

Отрасли специализации Европейского Севера:

1. Лесная промышленность

2. Рыбная промышленность

3. Горнодобывающая промышленность

4. Металлургия

5. Топливная промышленность

Задание (работа в группах) Использую карты атласа и текст учебника дайте характеристику одной из отраслей промышленности по плану:

1. Природноресурсная база отрасли

2. Состав отрасли

3  Размещение на территории района

4. Центры

5. Проблемы

1 группа  Лесная промышленность

2 группа  Рыбная промышленность

3.группа  Горнодобывающая промышленность

4. группа  Металлургия

5. группа  Топливная промышленность

(Группа отвечает в течении 2-3 минут. Отвечать может делегат из группы или ученик по выбору учителя. Для ответа учащиеся тянут листок «ромашки», на листке может быть написано, кто отвечает)

IV. Проверка знаний

Задание 1.

Прочитайте текст.

Экономика Архангельской области тяготеет к нескольким крупным промышленным узлам. В лесопромышленном комплексе это Коряжма, Новодвинск, Онега и Архангельск, в машиностроении – прежде всего Северодвинск. Коряжма и Новодвинск – классические моногорода. В них расположены два крупнейших в Европе целлюлозно-бумажных комбината – филиалы Группы «Илим» (ранее – Котласский ЦБК) и Архангельский ЦБК. Безусловный центр лесопромышленного производства региона – Архангельск. Северодвинск – крупный машиностроительный Центр Архангельской области. Основа машиностроения региона – предприятия оборонно-промышленного комплекса.

(По материалам интернет-издания «Эксперт Online»)

  1. Объясните, какие особенности природно-ресурсной базы Архангельской области способствовали размещению здесь предприятий целлюлозно-бумажной промышленности. Укажите не менее двух особенностей. 2б

  1. Используя карты атласа, ответьте на вопросы:

Какие из перечисленных в тексте городов являются морскими, речными портами? 2б

На какой реке расположен Архангельский ЦБК?  1б

В каком географическом районе России расположены города Коряжма, Новодвинск, Онега, Архангельск, Северодвинск?1б

  1. Восточная Сибирь
  2. Западная Сибирь
  3. Европейский Север
  4. Центральная Россия

Какие области входят в состав этого района? 3б

        Какие республики входят в состав этого Географического Района? 2б

Критерии оценивания:

10 правильных ответов—оценка «5»

8,9  правильных ответов—оценка «4»

6-7  правильных ответов—оценка «3»

V. Рефлексия

-Подумай, что нового ты узнал на уроке?

- Какие новые понятия ты использовал на уроке?

- Показался ли тебе материал урока сложным?

- Правильно ли ты отвечал на вопросы?

- Задания выполнял сам или с помощью товарищей, учителя?

- Чему ты научился на уроке?

- Поставь себе оценку за урок

VI. Домашнее задание Параграф

Выполнить задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хозяйство Европейского севера

Конспект урока по географии  9 класс...

Хозяйство Европейского Севера

Презентация к уроку географии в 9 классе по теме: "Хозяйство Европейского Севера"...

Тема урока: «Природа, экономико-географическое положение, хозяйство Европейского Севера» (Урок с элементами модульной технологии)

Развивающий урок с элементами модульной технологии. Каждый учебный элемент урока  начинается с целей, которые обучающиеся самостоятельно достигают с помощью учебника, атласа, статистического мате...

Материалы к уроку обобщения по географии в 9 классе "Хозяйство Европейского Севера" (примерное содержание урока и презентация)

Урок обобщения по теме "Хозяйство Европейского Севера" направлен на формирование целостного представления о современном хозяйстве данного региона,  проблемах и перспективах его развития.Задачи ур...

Открытый урок по географии в 9 классе Тема «Хозяйство Европейского Севера»

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой информации знаний на творческом уровне средствами технологии проблемного бучения.Тип урока: изучение нового материала.Цели по содер...

Открытый урок по географии "Население и хозяйство Европейского Севера"

Представление об особенностях населения и хозяйства Европейского Севера. Определить проблемы Европейского Севера и пути их решения. Совершенствовать умение составлять ЭГХ территории, называть и показы...

Опорный конспект для учащихся и итоговое тестирование по теме "Население и хозяйство Европейского Севера России" 9 класс

Опорный конспект  и итоговое тестирование по теме "Население и хозяйство Европейского Севера России" предназначен для систематизации знаний учащихся 9 класса при подготовке к ОГЭ по гео...