Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии
методическая разработка по географии (6 класс)

Игровые технологии в образовательном процессе в настоящее время представляют собой совокупность разнообразных методов, средств и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Использование игровых технологий в образовании способствует расширению кругозора учащихся, развитию познавательной активности, формированию разнообразных умений и навыков практической деятельности, а также является эффективным средством мотивации и стимулирования учащихся на обучение, так как создается благоприятная и радостная атмосфера. Игровые технологии занимают одно из важных мест в педагогическом процессе. Это связано с тем, что они способствуют повышению эффективности воспитательного воздействия на ребенка, развитию у него познавательных интересов и общей активизации деятельности учащихся. Значение игровых технологий в образовательном процессе заключается в том, что они направлены на: тренировку памяти; выработку речевых умений и навыков; стимулирование умственной деятельности; развитие внимания и познавательного интереса к учебному предмету; преодоление пассивности учащихся в процессе учебного занятия; развитие коллективизма, чувства ответственности перед другими. Результативность применения игровых технологий в образовании во многом зависит от систематичности использования технологии, ее целенаправленности и сочетаемости с учебной программой.Цель предлагаемого внеклассного мероприятия - закрепление и проверка знаний терминологий по теме «План местности и географическая карта».

Предлагаемое внеклассное мероприятие может проводится в рамках недели географии. За основу взяты правила игры «Счастливый случай»

К игре приглашаются две команды по семь человек каждая. Команды называются «План» и «Карта». Участники команд выбирают капитанов. Обязательна работа жюри.

Игра состоит из 6 геймов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

внеклассного мероприятия по географии «План местности и географическая карта»

Игровые технологии в образовательном процессе в настоящее время представляют собой совокупность разнообразных методов, средств и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Использование игровых технологий в образовании способствует расширению кругозора учащихся, развитию познавательной активности, формированию разнообразных умений и навыков практической деятельности, а также является эффективным средством мотивации и стимулирования учащихся на обучение, так как создается благоприятная и радостная атмосфера. Игровые технологии занимают одно из важных мест в педагогическом процессе. Это связано с тем, что они способствуют повышению эффективности воспитательного воздействия на ребенка, развитию у него познавательных интересов и общей активизации деятельности учащихся. Значение игровых технологий в образовательном процессе заключается в том, что они направлены на: тренировку памяти; выработку речевых умений и навыков; стимулирование умственной деятельности; развитие внимания и познавательного интереса к учебному предмету; преодоление пассивности учащихся в процессе учебного занятия; развитие коллективизма, чувства ответственности перед другими. Результативность применения игровых технологий в образовании во многом зависит от систематичности использования технологии, ее целенаправленности и сочетаемости с учебной программой.

Игровые технологии выполняют имеют важные функции в образовательном процессе:

- развлекательная – данная функция является одной из основных функций игры. Игра призвана доставлять ребенку удовольствие, воодушевлять, пробуждать интерес к различным видам деятельности, удовлетворять его потребности в познании.

- коммуникативная – направлена на овладение и развитие ребенком своих коммуникативных умений и навыков, овладение диалектикой общения.

Самореализация – игра позволяет ребенку «примерить» на себе различные роли, получить бесценный навык практической деятельности.

- игротерапевтическая – направлена на преодоление ребенка разнообразных трудностей, которые возникают в процессе его жизнедеятельности (например, борьба со страхами).

- диагностическая – предусматривает выявление у детей отклонений в развитии, в процессе осуществления им игровой деятельности. Коррекционная – направлена на внесение положительных изменений в структуру личностных показателей ребенка.

- межнациональная коммуникация – предполагает процесс усвоения учащимися социальных и культурных ценностей, которые являются общепринятыми в рамках конкретного общества (государства).

- социализация – процесс включения ребенка в общественные отношения, адаптация его к современному обществу посредством усвоения общечеловеческих норм.

Игровые технологии отличаются наличием свободной развивающей деятельности, которая может быть выбрана ребенком по его желанию, с целью удовлетворения собственных образовательных потребностей; творческим характером, который часто проявляется в импровизированной деятельности, в «поле творчества» учащихся; положительным эмоциональным фоном игровой деятельности, которая порождается весельем, чувством состязательности и конкуренции, открытием чего-то нового и т.д.; наличием правил – прямых или косвенных, которые отражают характер игры, ее содержание, логическую последовательность и т.д.

Структура игровых технологий включает: целеполагание (постановка образовательной цели, ее научное и педагогическое обоснование), планирование (подбор методов, форм и средств достижения поставленной цели, определение этапов проведения технологии), реализация цели (достижение поставленной цели путем организации игр, упражнений и заданий, в соответствии с составленным планом), анализ полученных результатов. Обязательным является принятие на себя роли каждым из участников и соответствующие им игровые действия.

Цель предлагаемого внеклассного мероприятия - закрепление и проверка знаний терминологий по теме «План местности и географическая карта».

Предлагаемое внеклассное мероприятие может проводится в рамках недели географии. За основу взяты правила игры «Счастливый случай»

К игре приглашаются две команды по семь человек каждая. Команды называются «План» и «Карта». Участники команд выбирают капитанов. Обязательна работа жюри.

Игра состоит из 6 геймов.

1 гейм: «Дальше – дальше»

Капитаны перед конкурсом выбирают конверт с заданиями, за каждый правильный ответ 1 балл.

Задания для 1 команды:

  1. Создатель первого глобуса? (М. Бехайм)
  2. Ученый, впервые вычисливший окружность Земли и выделивший географию из других наук? (Эратосфен)
  3. Условная линия, соединяющая полюса? (Меридиан)
  4. Изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков…(План местности)
  5. Расстояние в градусах от экватора до какой-либо точки на Земле? (Географическая широта.)
  6. Совокупность неровности земной поверхности называется…(рельефом)
  7. Превышение одной точки земной поверхности над другой по отвесной линии? (Относительная высота)
  8. Самая большая географическая широта? (90о)
  9. Воображаема прямая, проходящая через центр Земли и пересекающая земную поверхность на полюсах? (Земная ось)
  10. «Адрес» любого объекта на поверхности Земли определяется…(географическими координатами)

Задания для 2 команды:

  1. Солнце и небесные тела, вращающиеся вокруг него образуют… (солнечную систему)
  2. Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Ф. Магеллан)
  3. Окружность, условно проведенная по поверхности Земли параллельно экватору? (Параллель)
  4. Уменьшенное изображение поверхности Земли на плоскости при помощи условных знаков? (Географическая карта)
  5. Расстояние в градусах от начального меридиана до какой-либо точки на Земле? (Географическая долгота)
  6. Воображаемая линия, которая делит Землю на северное и Южное полушария? (Экватор)
  7. Высота точки земной поверхности над уровнем моря называется…(абсолютной высотой)
  8. Прибор для определения сторон горизонта? (Компас)
  9. В каких точках «встречаются» все меридианы? (Северный и южный полюс)
  10. Что называют вторым языком географии? (Карта)

2 гейм «Заморочки из бочки»

Команды получат по 4 задания, по очереди выбирая числа от 1 до 8, время на задание 2 мин. за каждый правильный ответ  – 1 балл.

1. В каком направлении движется судно, если по мере его движения изменяется только широта, а долгота остается неизменной; если изменяется только долгота, а широта остается неизменной. (С-Ю или З-В)

2. Во время похода туристы фиксировали все географические объекты, которые встречали на своем пути. Прочитайте по рисунку путь туристов:

N:\data\articles\57\5741\574107\img1.gif

(От станции наш путь шел по шоссе до металлического моста через реку. Затем мы пошли по лугу, где нам встретилось болото и кустарник. К вечеру мы вошли в смешанный лес, прошли 2 км. по просёлочной дороге вдоль линии электропередач и у дома лесника сделали привал.)

3. Замените выделенные слова условными обозначениями:

«Здравствуй, Андрейка! Недавно мы поселились у лесника. Его избушка стоит левее проселочной дороги, которая пересекает березовый лес. На опушке леса проселочная дорога переходит в грунтовую. По обе стороны которой раскинулись заросли кустарника, за ними – фруктовый сад и наша школа. Все лето мы купались в озере. Приехать к нам ты сможешь по железной дороге»

4. Установите соответствие:

Численный

Именованный

1:1000

в 1 см –10 м

1:10000

в 1 см – 100 м

1:75 000 000

в 1 см – 750 км

1:25 000

в 1 см – 250 м

1:8 000 000

в 1 см – 80 км

Численный

Именованный

1:1000

в 1 см – 750 км

1:10000

в 1 см – 80 км

1:75 000000

в 1 см – 10 м

1:25 000

в 1 см – 250 м

1:8 000000

в 1 см – 100 м

5. Установите соответствие: (а – 5, б – 3, в – 2, г – 1, д – 4)

Направление

Азимут

1. Север

а – 270°

2. Юго-восток

б – 180°

3. Юг

в – 140°

4. Северо-запад

г – 0°

5. Запад

д – 310°

6. Определите масштаб плана, если на них дорога длиною в 3 км имеет длину 10 см.

А) В 1см 3000 м

Б) В 1 см 30 км

В) В 1 см 300 м

7. Запишите в таблицу численные масштабы, соответствующие указанным именованным.

Именованный

Численный

в 1 см — 5 м

1:500

в 1 см — 450 м

1: 45 000

в 1 см — 500 м

1:50 000

в 1 см — 25 км

1:2 500 000

в 1 см — 1 км

1:100 000

в 1 см — 50 км

1:5 000 000

в 1 см — 25 м

1:2 500

8. Чтобы определить стороны горизонта, мы обычно находим направление на север. Где на земном шаре наши взоры всегда будут обращены на север, как бы мы не поворачивались. (Южный полюс)

3 гейм «Ты мне – я тебе»

Капитаны команд выбирают задания для своих соперников, называя числа от 1 до 6, за каждый правильный ответ 1 балл.

1. Один из героев Жюля Верна совершил фантастическое путешествие к центру Земли через кратер потухшего вулкана в точке 64° с. ш., 21° з. д. Скажите, как называется остров, на который поместила вулкан фантазия Жюля Верна. (о. Исландия)

2. В 1856 г. английский путешественник Давид Ливингстон совершил открытие замечательного объекта. Найдите его на карте по координатам 18° ю. ш., 26° в. д. (вдп. Виктория)

3. Этот остров имеет несколько названий: Рапа-Нуи, Вайгу, но чаще его обозначают под другим названием. Найдите его на карте (27° ю. ш., 109° з. д.). (о.Пасхи)

4. Самый высокий водопад мира низвергается с высоты 1054 м. Укажите его название, если его координаты 6° с. ш., 61° з. д. (вдп. Анхель)

5. 10 января 1821 г. русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров. Его координаты 69о ю.ш. и 91о з.д. найдите и назовите этот остров (о. Петра I)

6. Корабль находящийся в точке 30о ю. ш 70о в.д. потерпел крушение, радист передал координаты своего корабля и попросил помощи. В район бедствия направились два корабля «Надежда» (30о ю.ш. 110о в.д.) и «Вера» (20о ю.ш. 50о в.д.). Какой корабль придет быстрее на помощь гибнущему судну? («Вера»)

4 гейм «Темная лошадка»

Кто быстрее и точнее расшифрует послание (max 5 баллов).

N:\data\articles\57\5741\574107\img2.gif

5 гейм «Конкурс капитанов»

Дается 3 задания разной сложности капитан получает количество баллов в зависимости от выполненного задания, если выполняется несколько заданий, то баллы суммируются. На выполнение задания дается 7 мин.

5 баллов. Каким видом транспорта можно быстрее совершить «кругосветное» путешествие (с возвращением в точку отправления): самолетом по экватору (средняя скорость 800 км/ч), на морском судне по 60° ю. ш. (средняя скорость 40 км/ч) или на лыжах по 89° ю. ш. (средняя скорость 12 км/ч). Сколько времени будет продолжаться каждое из этих путешествий (не учитывая остановок)? (На самолете – 50 ч., на морском судне – 500 ч., на лыжах – 58 ч.)

4 балла. Найдите изображение отмеченных на панораме местности ориентиров на фрагментах топографической карты: (1 – г, 2 – е, 3 – ж, 4 – а, 5 – б, 6 – и, 7 – з, 8 – д, 9 – в, 10 – л, 11 – к).

N:\data\articles\57\5741\574107\img3.jpg

3 балла. Какое место на Земном шаре ближе всего расположено к центру Земли? Почему? (У полюсов, т.к. Земля приплюснута у полюсов)

Одновременно с конкурсом капитанов проводится конкурс для остальных членов команд. За каждый правильный ответ 1 балл.

Заполните таблицу, определив географические объекты по данным координатам.

Координаты географических объектов

Географические объекты

широта

долгота

20° с.ш.
30° с.ш.
34° ю.ш.
9° с.ш.
56° с.ш.
16° ю.ш.
11° ю.ш.

100° з.д.
32° в.д.
19° в.д.
80° з.д.
38° в.д.
5° з.д.
142° в.д.

влк. Орисаба
г. Каир
г. Кейптаун
Панамский канал
г. Москва
о. Св. Елены
м. Йорк

6 гейм «Гонка за лидером»

Капитаны перед конкурсом выбирают конверт с заданиями, за каждый правильный ответ 1 балл.

1 команда

1. Уменьшенная модель Земного шара – это …(глобус)
2. Условная линия на плане, которая соединяет точки с одинаковой абсолютной высотой? (Горизонталь)
3. Азимут измеряется в … (градусах)
4. Широта бывает… (северной и южной)
5. Условная мера, показывающая, во сколько раз расстояние на местности уменьшено при изображении на карте или плане. (Масштаб)
6. Какое кругосветное путешествие будет короче: по экватору или по 60
о с. ш.
7. Прибор для определения сторон горизонта. (Компас)
8. Легенда карты – это … (условные знаки)
9. Все параллели имеют одинаковую… (форму – окружность)
10. Сторона горизонта, имеющая азимут 270
о (Запад)

2 команда

1. Угол между направлением на север и направлением на предмет, измеряется в градусах по ходу часовой стрелки? (Азимут)
2. Долгота бывает… (западной и восточной)
3. Путь, по которому движутся планеты. (Орбита)
4. Точка, у которой только одна координата. (Полюс)
5. Как называется линия, до которой нельзя дойти? (Горизонт)
6. Сторона горизонта, имеющая азимут 90
о. (Восток)
7. Умение находить стороны горизонта. (Ориентирование)
8. Самая длинная параллель. (Экватор)
9. Этот полюс на глобусе находится внизу. (Южный)
10. 510 млн. кв. км – это… (площадь поверхности нашей планеты)

Конкурсы для болельщиков

Конкурсы для болельщиков можно провести, когда жюри подводит итоги конкурса или одновременно с конкурсами для команд. Оценка за каждое задание 5 баллов, приплюсовываются к счету команды, за которую они болеют.

Задание 1. Впишите в пустые клетки названия объектов, соответствующих изображенным условным знакам.

N:\data\articles\57\5741\574107\img4.gif

Задание 2. Каждой команде болельщиков раздаются разрезанные карточки. Задача – установить соответствие «Картина – условный знак».

N:\data\articles\57\5741\574107\img5.jpg

Подведение итогов. Награждение победителей

Литература:

1. Жучкевич В.А. Вопросы и задачи по географической карте и глобусу. – Минск: Высшая школа», 1981.

2. Ладилова Н.Н. Дидактические материалы по физической географии 6 класс. -  М.:Просвещение, 1998.

3. Чичерина  О.В. Тематический и тестовый контроль по начальному курсу географии. - М.:Сфера, 2000.

4. Нагорный  Б.А. Занимательные вопросы по географии. - М.: Учпедгиз, 1958.

6. Агеева И.Д. Веселая география на уроках и праздниках. - М.:Сфера, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии. Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области. Викторина по географии и истории «Миус-фронта».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии.Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области.Викторина по географии и истории «Миус-фронта».Автор учитель географии...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии "Морской бой"

«Морской бой» - интеллектуально-творческая игра, которую можно использовать для актуализации знаний в области географии, повышения интереса к предмету....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии «Твоя игра"

Игра рекомендована к проведению как способ проверки и углубления знаний по предмету, а также как одного из этапов подготовки к олимпиадам по географии. Возраст учащихся 12-16 лет (7-11 кл). Время пров...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии в 6-7 классах в рамках «Недели географии» «Умники и умницы»

Методическая разработка внеклассного  мероприятия по географии в 6-7 классах в рамках «Недели географии» «Умники и умницы»...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии для учащихся 5 класса Игра по станциям «В поисках сокровищ»

Методическая разработкавнеклассного мероприятия по географии для учащихся 5 классаИгра по станциям «В поисках сокровищ»(в рамках недели географии)Основная цель игры – развитие кругоз...