Практическая работа «Характеристика населения Архангельской области», 8 – 9 класс.
методическая разработка по географии (8, 9 класс)

Чагина Марина Юрьевна

Практическая работа позволяет систематизировать знания и практические умения по теме «Население», закрепить навыки чтения графиков, картосхем, диаграмм, таблиц, совершенствовать умение отбирать на основе анализа графиков, картосхем, диаграмм и таблиц  необходимую информацию и делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakt_rab_naselenie_arhangelskoy_oblasti.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: практическая работа «Характеристика населения Архангельской области», 8 – 9 класс.

Цель: систематизировать знания и практические умения по теме «Население». (Данная практическая работа проводится в конце года, когда тема Население России уже изучена).

Задачи: 

  • закрепить навыки чтения графиков, картосхем, диаграмм, таблиц.
  • совершенствовать умение отбирать на основе анализа графиков, картосхем, диаграмм и таблиц  необходимую информацию и делать выводы.

Оборудование:

  1. География Архангельской области: учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательных организаций; Н.М. Бызова, Я.К. Преминина, Е.Н. Александрова, Н.В. Коновалова; под общ. ред. Е.В. Кудряшовой. – Архангельск: САФУ – АО ИОО, 2019.
  2. Приложение 1 и Приложение 2.
  3. Рабочая карта ученика.

Ход:

Вопрос

Ответ

Критерии оценивания

Задание 1.  Используя учебник стр. 139 рис. 180, ответить на вопросы:

  1. Какова была численность населения Архангельской области в 2017г.?

- 1 млн. 200 тыс. чел.

- 1 балл

  1. Напишите период времени, когда в Архангельской области наблюдался наибольший рост численности населения. Напишите причины быстрого роста численности населения.

- с 1926 – 1939 г

- экстенсивный характер освоения природных  богатств

- 1 балл

- 1 балл

Задание 2. Используя учебник стр. 141 рис. 181, 182 ответить на вопросы:

  1. В какие годы наблюдается естественный прирост населения в Архангельской области?
  2. В каком году были наибольшие показатели миграционной убыли населения?
  3. Сделайте вывод о миграционном и естественном приросте населения Архангельской области в настоящее время.

- с 1990 и 1991 гг.

- в 1992 г.

- В Архангельской обл. наблюдается естественная и миграционная убыль населения

- 1 балл

- 1 балл

- 1 балл

  1. Высчитайте естественный прирост в ‰ в 2002 г. (ЕП=Р-С)

- ЕП=10 тыс. чел -17 тыс. чел = 7 тыс. чел. = 7‰ (возможна небольшая погрешность)

- 1 балл

Задание 3. Используя Приложение 1, ответить на вопрос:

  1. Перечислите 3основных причины смертности в Архангельской области.

- от болезней системы кровообращения, от новообразований, от внешних причин смерти

- 2 балла

Задание 4. Используя Приложение 2, ответить на вопрос:

  1. Из каких регионов приезжают в Архангельскую область и куда уезжают жители области?

- приезжают из Сибирского и Дальневосточного ФО

- уезжают в Северо-Западный и Центральный ФО

- 1 балл

- 1 балл

Задание 5. Используя учебник стр. 143 таблица 11 ответить на вопрос:

  1. Кто преобладает в половой структуре населения Архангельской области?

- женщины

- 1 балл

Задание 6. Используя учебник стр. 144, рис. 184 ответить на вопрос:

  1. Проанализируйте половозрастную структуру населения
  • в каком возрасте преобладает мужское население,
  •  в каком возрасте преобладает женское население,
  •  чем объяснить снижение численности мужского и женского населения в возрасте 15-19 лет, 70-74 года).

- 0-39 лет

- 40 и старше

- 15-19 лет –внуки, рожденных в военное время, экономические реформы.

- 70-74 года – дети, которые были рождены в войну

- 1 балл

- 1 балл

- 1 балл

- 1 балл

Задание 7. Используя учебник стр. 145, рис. 185 ответить на вопрос:

  1. В каких отраслях хозяйства занято население Архангельской области?

- обрабатывающие производства, образование, здравоохранение.

- 1 балл

Задание 8. Используя учебник стр. 248, приложение 5 ответить на вопрос:

  1. Перечислите самые многочисленные народы, проживающие на территории Архангельской области. Расположите их в порядке убывания.

- русские, украинцы, ненцы, белорусы, коми, азербайджанцы, татары, поморы, чуваши, армяне.

- 3 балла

Задание 9. Используя учебник, сопоставьте картосхему на стр. 16-17 и картосхему на стр. 151, ответьте на вопрос:

  1. В каких районах Архангельской области наибольшая численность населения?

- Вельский и Вилегодский район

- 1 балл

Задание 10. Используя учебник стр. 153 таблица 13 ответить на вопрос:

  1. Сколько городов насчитывается на территории Архангельской области?

- 14 городов

- 1 балл

Рефлексия. «Я не знал….,теперь знаю…»

(написать, что уже знал по данной теме и что узнал нового)

Итого: 22 балла

22-20 – «5»

19-17 – «4»

16 – 14 – «3»

        

Практическая работа «Характеристика население Архангельской области»

ФИ__________________________, класс __________

Вопрос

Ответ

Количество баллов

Задание 1.  Используя учебник стр. 139 рис. 180, ответить на вопросы:

  1. Какова была численность населения Архангельской области в 2017г.?

  1. Напишите период времени, когда в Архангельской области наблюдался наибольший рост численности населения. Напишите причины быстрого роста численности населения.

Задание 2. Используя учебник стр. 141 рис. 181, 182 ответить на вопросы:

  1. В какие годы наблюдается естественный прирост населения в Архангельской области?

  1. В каком году были наибольшие показатели миграционной убыли населения?

  1. Сделайте вывод о миграционном и естественном приросте населения Архангельской области в настоящее время.

  1. Высчитайте естественный прирост в ‰ в 2002 г. (ЕП=Р-С)

Задание 3. Используя Приложение 1, ответить на вопрос:

  1. Перечислите 3 основных причины смертности в Архангельской области.

Задание 4. Используя Приложение 2, ответить на вопрос:

  1. Из каких регионов приезжают в Архангельскую область и куда уезжают жители области?

Задание 5. Используя учебник стр. 143 таблица 11 ответить на вопрос:

  1. Кто преобладает в половой структуре населения Архангельской области?

Задание 6. Используя учебник стр. 144, рис. 184 ответить на вопрос:

  1. Проанализируйте половозрастную структуру населения
  • в каком возрасте преобладает мужское население,
  •  в каком возрасте преобладает женское население,
  •  чем объяснить снижение численности мужского и женского населения в возрасте 15-19 лет, 70-74 года).

Задание 7. Используя учебник стр. 145, рис. 185 ответить на вопрос:

  1. В каких отраслях хозяйства занято население Архангельской области?

Задание 8. Используя учебник стр. 248, приложение 5 ответить на вопрос:

  1. Перечислите самые многочисленные народы (10), проживающие на территории Архангельской области. Расположите их в порядке убывания.

Задание 9. Используя учебник, сопоставьте картосхему на стр. 16-17 и картосхему на стр. 151, ответьте на вопрос:

  1. В каких районах Архангельской области наибольшая  плотность  населения?

Задание 10. Используя учебник стр. 153 таблица 13 ответить на вопрос:

  1. Сколько городов насчитывается на территории Архангельской области?

- 14 городов

                                                                                                                                                   Итого:

Рефлексия. «Я не знал….,теперь знаю…»

Приложение 1.

Коэффициенты смертности по основным классам причин смерти населения Архангельской области (число умерших на 100 000 человек населения)

Классы причин смерти населения

2015 г.

Умершие от всех причин

1348,0

в том числе:

от некоторых инфекционных и паразитарных болезней

8,5

от новообразований

228,2

от болезней системы кровообращения

764,0

от болезней органов дыхания

54,5

от болезней органов пищеварения

70,8

от внешних причин смерти

151,7

из них:

от случайных отравлений алкоголем

25,1

от всех видов транспортных травм

14,6

от самоубийств

33,0

от убийств

14,3

Приложение 2.

Миграционный прирост/убыль населения Архангельской области со странами СНГ, другими зарубежными странами и с федеральными округами Российской Федерации, человек

Миграционный прирост/убыль населения

2015 г.

Всего

-8018

в том числе:

страны СНГ

1181

другие зарубежные страны

-1

федеральные округа Российской Федерации

-9198

из них из:

Центральный

-3543

Северо-Западный  

-4505

Южный

-677

Северо-Кавказский

-68

Приволжский

-273

Уральский  

-49

Сибирский

88

Дальневосточный

5

Крымский

-176


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по географии в 9 классе "Сравнительная характеристика районов Восточного макрорегиона."

Данная работа проверяет умение давать сравнительную экономико-географическую характеристику районов; умение пользоваться статистическими материалами учебника, тематическими картами атласа, делать выво...

Тренировочная практическая работа потеме "Население России"

Практическая работа направлена на развитие умений анализа статистических материалов....

Практическая работа № 1 по географии, 8 класс ( по программе А.И. Алексеева "География России. Природа и население")

Автор-составитель -  Ольга Викторовна  Колембекова, учитель географии высшей квалификационной категории муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы ...

Презентация "США. Общая характеристика. Практическая работа: "Характеристика экономического района США" 10 класс

Презентация предназначена для обеспечения наглядности и организации деятельности обучающихся на 2-х уроках географии в 10 классе по изучению США. На первом уроке после общей характеристики страны...

Агроклиматические ресурсы Омской области. Практическая работа по географии для 8 класса (региональный компонент)

Агроклиматические ресурсы Омской области. Практическая работа по географии для 8 класса (региональный компонент)....

Практическая работа по географии в 11 классе на тему "Краткая физико- и экономико - географическая характеристика территории Индии с использованием метода наложения географических карт"

При изучении в 11 классе темы «Индия» (учебник Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский «Экономическая и социальная география мира», 2 часть) учащимся было предложено  выполнение следующей практической р...