Кемеровская область
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс)

Солопёкина Олеся Павловна

внеурочная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_kuzbassa.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

КУЗБАСС – МОЙ КРАЙ РОДНОЙ

Программа по внеурочной деятельности

для учащихся 6 классов

(34 часа,1 час в неделю)

                                                                              Составитель:

                                                                     Солопёкина О.П.,

Учитель географии

Кемерово, 2019

Содержание

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности..........................................................3

2. Содержание курса внеурочной деятельности.........................................................................7

3. Тематическое планирование...................................................................................................14


  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

При изучении географии большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.  Курс изучается параллельно с предметом география.

Цель настоящего курса – формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства своего региона, о месте Кузбасса в современном мире.

Задачи курса:

- сформировать у учащихся знания о родном крае, как о территории со своеобразной природой, населением и хозяйством;

- выявить особенности на территории Кемеровской области отличительные от других регионов России и мира компоненты и явления земных оболочек;

- закрепить умения и навыки ориентирования на местности, работы с картами родного края и планами города (своего населенного пункта) и их частей, использования других источников краеведческой информации о родном крае;

- обучить умениям применять краеведческие знания о родном крае для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

- овладеть первоначальными представлениями, понятиями, географическими и краеведческими причинно-следственными связями на территории Кемеровской области;

- способствовать формированию географической и краеведческой культуры;

- способствовать воспитанию любви к своей малой родине, нравственности и патриотизма;

- способствовать воспитанию экологической культуры и бережного отношения к окружающей среде;

- обучение применению географических и краеведческих знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней, а также здоровья учащихся.

Программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю).

Результаты изучения курса

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

-ставить учебную задачу под руководством учителя;

-планировать свою деятельность под руководством учителя;

-работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

-работать в соответствии с предложенным планом;

-участвовать в совместной деятельности;

-сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

-оценивать работу одноклассников;

-выделять главное, существенные признаки понятий;

-определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

-сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

-высказывать суждения, подтверждая их фактами;

-классифицировать информацию по заданным признакам;

-искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

-работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

-классифицировать информацию;

-создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

-ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-опытом участия в социально значимом труде;

-осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

-коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,

-общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

-пониманием ценности здорового образа жизни;

-основами экологической культуры.

Достижение личностных результатов, сформированность метапредметныхи предметных умений оценивается на качественном уровне (без отметки).

Предметные результаты обучения:

называть и (или) показывать:

-предмет изучения географического краеведения;

-основные средства и методы географической информации;

-административные единицы своей области;

-границы области;

-особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ, крайние точки;

-границы часовых поясов;

-основные геологические эры, структуру земной коры в пределах области, сейсмически опасные территории области и за её приделами;

-климатообразующие факторы, особенности погоды в пределах области и своей местности;

-реки, озера, минеральные источники;

-типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в пределах области и своей местности;

-основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

-важнейшие природно-хозяйственные объекты области и своей местности, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, торговые, культурно-исторические, учебно-профессиональные заведения и их специализацию;

-народы, религии;

-примеры рационального и нерационального размещения производства;

-экологически неблагополучные районы области;

-туристические маршруты, уникальные природные объекты, охраняемые природные территории области;

определять (измерять):

-географическое положение объектов;

-разницу поясного времени в приграничных областях;

-параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации;

описывать:

-географическое положение области, отдельных районов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и. т.д.);

-особенности быта и религий отдельных народов;

объяснять:

-роль краеведческих знаний в решении социально-экономических, экологических проблем области;

-влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения области;

-образование и размещение основных форм рельефа, закономерности размещения месторождений полезных ископаемых;

-влияние атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, формирующихся над территорией России на климат своей местности;

-влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека; - особенности растительного и животного мира своей области;

-естественный прирост населения, темпы его роста и уровень урбанизации отдельных территорий области, направления миграций;

-структуру хозяйства, особенности размещения отдельных отраслей хозяйства, основную специализацию хозяйства и условия размещения предприятий.

оценивать и прогнозировать:

- природно-ресурсный потенциал области, своей местности;

-экологическую ситуацию в области и своей местности;

-изменение природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

-изменения в численности населения;

-развитие и проблемы своего региона и своей местности.


  1. Содержание курса внеурочной деятельности

Тема курса

Кол-во часов

Ожидаемые результаты

1.

Введение

1

Объяснять: цель и актуальность курса краеведения, краткую историю образования Кемеровской области, её название, символы.

Называть: объект изучения географического краеведения.

2.

Географическое положение Кемеровской области.

Из истории заселения и изучения родного края. Выдающиеся исследователи недр, природы Кузбасса.

Практическая работа №1 «Описание географического положения Кемеровской области».

Практическая работа №2 «История исследования Кузбасса»

3

Объяснять: как шло заселение Сибири после похода Ермака Тимофеевича (1581 год) и земли Кузнецкой, причины переселения крестьян из Европейской части России, где проходил по территории нашего края Московско-Сибирский тракт – «кандальный путь» и строилась Транссибирская железная дорога. Когда и кем были открыты железная руда и каменный уголь, золото и полиметаллические руды.

Называть и знать: землепроходцев и рудознатцев Федора Еремеева, Михайло Волкова, Федота Попова, Егора Лесного, Дмитрия Попова; исследователей недр и природы .

Показывать: маршруты этих выдающихся исследователей, места открытия ими месторождений полезных ископаемых и объектов природы.

3.

План местности.

План своего населенного пункта.

Ориентирование на местности

Практическая работа №3 «Ориентирование на местности»

3

Объяснять: условные знаки, способы ориентирования с помощью планов местности участков своего населенного пункта, особенности способов построения различных планов местности; отличие карты от плана местности. Виды масштаба.

Определять: на местности стороны горизонта, направления, расстояния по плану местности, направления на отдельные объекты (школа, почта, магазин и т. п.) на планах своего населенного пункта.

Выполнять: построение простейших планов, используя глазомерную и маршрутную съемки небольших участков местности.

Называть: основные направления использования планов местности на территории родного края.

4.

Географическая карта Кемеровской области, своего района.

2

Объяснять: существенные признаки географических карт Кемеровской области, абсолютной и относительной высоты на территории Кемеровской области, географические координаты Кемерово, своего населенного пункта и других объектов родного края. Отличия условных знаков (легенды) карт и планов местности.

Определять: расстояния по географической карте Кемеровской области и другим картам родного края, географические объекты, направления, расстояния, высоты точек; географические координаты по картам; направления, расстояния, географические объекты на географических картах нашего края.

5.

Рельеф и горные породы родного края

Практическая работа №4 «Описание рельефа Кемеровской области»

4

Объяснять: деление горных пород на группы по происхождению, особенности формирования каменных углей, рудных ископаемых. Характерные черты рельефа Кемеровской области, зависимость распространения форм рельефа от происхождения и характера залегания горных пород; причины землетрясений в Кемеровской области.

Описывать: влияние рельефа на особенности жизни и быта жителей своего населенного пункта, нашего края; особенности использования полезных ископаемых своего района в хозяйственной деятельности людей.

Определять: географическое положение, протяженность, средние и абсолютные высоты отдельных форм рельефа родного края, принадлежность горных пород своей местности к осадочным, магматическим и метаморфическим группам горных пород и полезных ископаемых.

Называть (показывать): основные формы рельефа Кемеровской области (горы и равнины), характерные горные породы и месторождения некоторых полезных ископаемых.

6.

Внутренние воды.

Стихийные явления, связанные с водами родного края.

Практическая работа №5 «Гидрография Кузбасса»

3

Объяснять: понятие: «внутренние воды», влияние рельефа Кемеровской области на распределение речных систем, направление и характер течения рек, влияние других природных факторов на внутренние воды области; особенности очертаний и размеров озерных котловин в зависимости от их происхождения; причины образования ледников в Кузнецком Алатау; необходимость охраны водных объектов в Кемеровской области. Причины наводнений.

Описывать: значение вод Кемеровской области в хозяйственной деятельности человека; влияние человека на внешний облик и объекты гидросферы основные мероприятия по охране гидросферы. По типовому плану крупнейшие реки родного края.

Определять: по картам основные природные особенности объектов гидросферы Кемеровской области.

Называть (показывать) характерные для Кемеровской области объекты гидросферы (крупные реки, озера).

7.

Погода и климат. Времена года. Стихийные явления, связанные с погодой.

Практическая работа №6 «Описание климата Кемеровской области»

 4

Объяснять:  зависимость температуры воздуха на территории родного края от угла падения солнечных лучей, высоты местности над уровнем моря, господствующих воздушных масс; характерные черты погоды и климата Кемеровской области; качественные черты состояния атмосферы в Кемеровской области, необходимость охраны атмосферного воздуха; народные приметы ясной и пасмурной погоды; причины смены дня и ночи, времен года. Характеристику времен года по календарям наблюдений за погодой.

Описывать: внешний облик основных видов облаков, характерные черты погоды в течение дня, месяца и по временам года своей местности.

Определять: при помощи приборов высоту солнца над горизонтом, температуру, давление, влажность воздуха, направление и скорость ветра. По календарям наблюдения за погодой – средние температуры воздуха за сутки, месяц, год, суточную и годовую амплитуды температуры в своей местности.

Прогнозировать: погоду на ближайшие сутки, используя местные признаки.

Называть: мероприятия по охране атмосферного воздуха, в своем населенном пункте и в Кемеровской области.

8.

Почвы родного края. Разнообразие и распространение организмов по ее территории.

2

Описывать: характерные особенности главных типов почв – подзолистых и черноземов; особенности внешнего облика, поведения, образа жизни, приспособлений к условиям обитания отдельных животных и растений наиболее распространённых для территории своей местности и Кемеровской области; значение компонентов биосферы Кемеровской области для жизни людей.

Называть: главные типы почв; представителей животного и растительного мира своей местности и Кемеровской области, занесенных в Красную книгу Кемеровской области; основные мероприятия по охране органического мира в Кемеровской области.

9.

Взаимосвязи компонентов природы, природные комплексы родного края

2

Объяснять: существенные признаки понятия «природный комплекс» и «природная зона»; особенности размещения природных зон по территории своей местности и Кемеровской области.

Называть: примеры взаимосвязей между компонентами природного комплекса на территории родного края, природные комплексы своей местности. Воздействие человека на природные комплексы. Правила отношения к компонентам окружающей местности.

10.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) родного края

2

Объяснять: необходимость создания ООПТ, отличительные признаки заповедника, национального парка, заказника, памятника природы.

Описывать: заповедник «Кузнецкий Алатау», Шорский национальный парк, памятники природы (Липовый остров, Томскую писаницу), один из заказников на территории своего района.

Показывать: расположение заповедника, национального парка на карте Кемеровской области.

11.

Население и его хозяйственная деятельность.

2

Объяснять: историю заселения современной территории Кемеровской области, численность и размещение населения, национальный и религиозный состав, взаимосвязь особенностей населения Кемеровской области с природными и историческими факторами; преобладание в хозяйстве отраслей тяжелой промышленности

Называть (показывать): Коренные и пришлые народы Кемеровской области. Населенные пункты родного края. Виды хозяйственной деятельности в своей местности и Кемеровской области.

12.

Взаимодействие человека и природы

2

Объяснять Влияние природы нашего края на жизнь и хозяйственную деятельность населения; влияние компонентов окружающей среды на здоровье населения Кузбасса.

Называть (показывать): Участки территории Кемеровской области в наибольшей (наименьшей) степени измененные хозяйственной деятельностью человека.

13.

Города родного края.

Практическая работа №7 «Города Кемеровской области»

3

Объяснять: причины возникновения городов, их деление на малые, средние и большие; занятия населения хозяйством в отдельных городах родного края (угольные, металлургические, транспортные, историко-архитектурные и другие).

Называть (показывать): расположение городов по территории родного края.

14.

Обобщение знаний

1

Урок-игра «Знаете ли вы край родной?»

34

3. Тематическое планирование

Раздел

Название темы

Всего часов

1.

Введение

1

2.

Из истории заселения и изучения родного края. Выдающиеся исследователи недр, природы Кузбасса

2

3.

План местности. План своего населенного пункта. Ориентирование на местности.

4

4.

Географическая карта Кемеровской области, своего района, их анализ

2

5

Рельеф и горные породы родного края

4

6.

Внутренние воды. Стихийные явления, связанные с водами родного края.

3

7.

Погода и климат Кемеровской области. Времена года. Стихийные явления, связанные с погодой

4

8.

Почвы родного края. Разнообразие и распространение организмов на территории Кемеровской области.

2

9.

Взаимосвязи компонентов природы, природные комплексы родного края

2

10.

Особо охраняемые объекты Кемеровской области и своего района

2

11.

Население Кемеровской области, его хозяйственная деятельность

2

12.

Взаимодействие человека и природы на территории Кемеровской области.

2

13.

Города Кемеровской области

3

14.

Обобщение знаний (урок-игра)

1

Итого:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный паспорт МОУ "Лицей № 15" город Березовский Кемеровской области

Социальный пасорт лицея-это итоговая информация о различных категориях обучающихся, семей....

Поле чудес «Красная книга Кемеровской области»

Цели:P обогащение знаний детей об охране природы Кемеровской области;P  развитие интеллектуальных способностей детей;P воспитание любви и бережного отношения к природе родного кра...

Настольная краеведческая игра "Путешествие по Кемеровской области"

Настольная краеведческая игра "Путешествие по Кемеровской области"...

Птицы лесов Кемеровской области

Презентация предназначена для использования на уроках зоологии и во внеклассной работе....

Сценарий мероприятия посвящённого 70-летию Кемеровской области

Цели: - познакомить учащихся с историей Кемеровской области;                - расширение и углубление знаний об истории своей...

Географическая викторина,посвящённая 70-летию Кемеровской области I тур

26 января 2013 года у нашей области -День рождения, ей исполняется 70 лет. Этой юбилейной дате посвящается много мероприятий. Я провожу географическую викторину для учеников 5,6,7 классов. В викторине...