РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «География» 5-7 класс
рабочая программа по географии (6 класс)

Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.

Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.

Рабочая программа по географии составлена на основе:

-  фундаментального ядра содержания основного общего образования;

- требований к результатам освоения основной образова­тельной программы основного общего образования, представ­ленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

- примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004

- авторской программы для общеобразовательных учреждений (авторы Николина В. В., Алексеев А. И., Липкина Е.К.,  « География. Природа и люди». Просвещение. М., 2010).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_geografiya_6_abvgd.docx41.5 КБ
Файл rp_geografiya_7_abvgd.docx39.35 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к образовательной программе

основного общегообразования

 МБОУ «СШ №2 – многопрофильная

им. Е.И. Куропаткина»

 на 2021 – 2022 учебный год  

Приказ№928 от 31.08.2021

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 – МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ИМЕНИ ЗАСЛУЖЕННОГО СТРОИТЕЛЯ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЕВГЕНИЯ ИВАНОВИЧА КУРОПАТКИНА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «География»

для 6 класса

на 2022 – 2023 учебный год

Составитель программы:

Маннапова М.В.

Учитель географии        

г. Нижневартовск, 2022 г.

Пояснительная записка.

Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.

Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.

Рабочая программа по географии составлена на основе:

-  фундаментального ядра содержания основного общего образования;

- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

- примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004

- авторской программы для общеобразовательных учреждений (авторы Николина В. В., Алексеев А. И., Липкина Е.К.,  « География. Природа и люди». Просвещение. М., 2010).

Используемый УМК.

учебник:

- География. 5-6 кл. [А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др.]; под ред. А.И. Алексеева, Ю.Н. Гладкого; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2020;

- Поурочные разработки. 5-6 классы В.В. Николина

- География. Рабочие программы . 5-9 классы. В.В. Николина, Е.К. Алексеева, Е.К. Липкина

- Электронное приложение к учебнику, Российская академия наук, Российская академия образования, Издательство «Просвещение».

Планируемые результаты

Предметные:

Выпускник 6класса научится:

1.использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

2.  анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

3.  находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

4.  определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

5.  выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

6. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

7.  представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

8.  различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

9.  использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

10.  проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

11.  оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Метапредметные результаты

  1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  3. Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
  4. Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
  5. Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
  6. Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
  7. Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
  8. Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
  9. Умение работать в группе – эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов;
  10. Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.

Личностные результаты:

  1. Воспитание российской гражданкой идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
  2.   Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, языковому и духовному многообразию современного мира;
  3. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
  4. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
  5. Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
  6. Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  7. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  8. Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  9. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  10. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  11.  Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  12.  Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Содержание учебного предмета

Введение (1 час)

Ориентирование в информационном поле учебно-методического комплекта. Повторение правил работы с учебником и используемыми компонентами УМК. Обучение приёмам работы по ведению дневника наблюдений за погодой. Выбор формы дневника погоды и способов его ведения.

Гидросфера — водная оболочка Земли (12 часов)

Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.

Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.

Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.

Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

Практикум. 1. Описание реки и озера по плану. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира. 3. На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с другими оболочками Земли. 4. Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках (газеты, журналы, Интернет), и написание аннотации по одному из источников информации.

Атмосфера — воздушная оболочка Земли (14 часов)

Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле.

Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

Практикум. 1. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды. 2. Составление графика изменения среднесуточных, среднемесячных температур на основании показаний термометра. 3. Построение и анализ розы ветров. 4. Решение задач на определение амплитуды, средней месячной температуры воздуха, изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой. 5. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Биосфера – живая оболочка Земли (3 часа)

Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире.

Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.

Человек и биосфера. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.

Практикум. 1. Составление схемы биологического круговорота в природе. Объяснение роли разных групп организмов в переносе веществ.

Географическая оболочка (4 часа)

Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями.

Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность.

Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Практикум. 1. Составление сравнительной характеристики двух природных зон Земли. 2. Описание природного комплекса своей местности.

Тематическое планирование

Предмет: География

Класс(ы): 6 А,Б,В,Г,Д.

Количество часов:

Всего 34 часа; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков 2, тесты 1, практические работы 11.

Планирование составлено на основе:

авторской программы для общеобразовательных учреждений (авторы Николина В. В., Алексеев А. И., Липкина Е.К., «География. Природа и люди». Просвещение. М., 2020).

Учебник География. 5-6 кл. [А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др.]; под ред. А.И. Алексеева, Ю.Н. Гладкого; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2020.

№ п/п

Тема

Воспитательные дела, события, мероприятия

Количество часов

Гидросфера – водная оболочка Земли. 12 часов.

1

Состав и строение гидросферы

День солидарности в борьбе с терроризмом.

1

2

Мировой океан. Части Океана.

П/р 1. Обозначение на контурной карте гидрологических объектов.

1

3

Мировой океан. Острова и полуострова.

1

4

П/р 2. Составление сравнительной характеристики географического положения двух океанов

День работника дошкольного образования.

1

5

Учимся с «Полярной звездой». Проектирование круизного маршрута.

Международный день пожилых людей.

1

6

Воды Мирового океана

1

7

Реки – артерии Земли.

1

8

П/р 3. Составление комплексной характеристики одной из рек мира.

Международный день школьных библиотек.

1

9

Озера и болота

День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России.

1

10

Подземные воды и ледники

День отца в России.

1

11

Гидросфера и человек

1

12

Контрольная работа №1. «Гидросфера – водная оболочка Земли»

День Государственного герба Российской Федерации.

1

Атмосфера –воздушная оболочка Земли. 14 часов.

13

Состав и строение атмосферы. П/р 4. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе (в течение изучения темы “Атмосфера”).

День волонтера в России.

1

14

Тепло в атмосфере (1). Температура воздуха.

П/р 5. Составление графика изменения температур.

День конституции Российской Федерации.

1

15

Тепло в атмосфере (2). Угол падения солнечных лучей.

16

Атмосферное давление.

День принятия Федеральных конституционных законов о Государственных символах Российской Федерации.

1

17

Ветер. П/р 6. Построение розы ветров.

1

18

П/р 7. Решение задач на определение амплитуды, средней месячной температуры воздуха, изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой.

1

19

Влага в атмосфере (1).

Абсолютная и относительная влажность.

1

20

Влага в атмосфере (2). Облака. Осадки.

День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

21

Погода

День российской науки.

1

22

Климат.

П/р 8. Характеристика климата своей местности.

День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.

1

23

Учимся с «Полярной звездой». Изучение информации о погоде.

Международный день родного языка.

1

24

Воздушные массы

День защитника Отечества.

1

25

Атмосфера и человек.

Международный женский день

1

26

Контрольная работа №2 «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»

1

Биосфера – живая оболочка Земли. 3 часа.

27

Биосфера – земная оболочка

День воссоединения Крыма с Россией.

1

28

Почвы

1

29

Биосфера – сфера жизни.

П/р 9. Составление схемы биологического круговорота в природе. Объяснение роли разных групп организмов в переносе веществ.

День космонавтики, 65 лет со дня запуска СССР первого искусственного спутника Земли.

1

Географическая оболочка Земли. 4 часа.

30

Географическая оболочка Земли

День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны.

1

31

Природные зоны.

П/р 10. Составление сравнительной характеристики двух природных зон Земли.

1

32

Культурные ландшафты

П/р 11. Описание природного комплекса своей местности.

Праздник Весны и Труда.

1

33

Обобщение знаний по изученному курсу. Итоговое тестирование.

1

Повторение. 1 час.

34

Повторение

День славянской письменности.

1



Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

основного общегообразования

 МБОУ «СШ №2 – многопрофильная

им. Е.И. Куропаткина»

 на 2021 – 2022 учебный год  

Приказ №928 от 31.08.2021

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 – МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ИМЕНИ ЗАСЛУЖЕННОГО СТРОИТЕЛЯ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЕВГЕНИЯ ИВАНОВИЧА КУРОПАТКИНА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «География»

для 7 класса

на 2022 – 2023 учебный год

Составитель программы:

Маннапова М.В

учитель географии        

г. Нижневартовск, 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по географии составлена на основе:

- фундаментального ядра содержания основного общего образования;

- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

- примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004

- авторской программы для общеобразовательных учреждений (авторы Николина В. В., Алексеев А. И., Липкина Е.К., «География. Природа и люди». Просвещение. М., 2010).

Используемый УМК.

учебник:

- География. 7 кл. [А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др.]; под ред. А.И. Алексеева, Ю.Н. Гладкого; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2017;

- География. Поурочные разработки. 7 класс В.В. Николина

- География. Рабочие программы. 5-9 классы. В.В. Николина, Е.К. Алексеева, Е.К. Липкина

- Электронное приложение к учебнику, Российская академия наук, Российская академия образования, Издательство «Просвещение»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Предметные.

Обучающийся должен уметь:

  • описывать природные зоны;
  • обозначать на контурных картах изучаемые географические объекты;
  • выявлять и описывать на основе карт и других источников информации характерные черты природы, населения, хозяйства отдельных территорий;
  • показывать по карте географические объекты, указанные в учебнике;
  • Оценивать географическое положение материков и отдельных стран;
  • Оценивать изменения природы материков под воздействием хозяйственной деятельности человека;
  • Оценивать жизнь, быт, традиции населения материков и отдельных стран;
  • Знать географические путешествия по материкам;
  • Знать современные проблемы отдельных стран и материков.
  • Знать виды хозяйственной деятельности в океане, меры по охране океанов от загрязнения;
  • Знать главные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии: основные формы рельефа,
  • Понимать особенности климата, крупнейшие реки и озера, растительный и животный мир; природные зоны материков;
  • Знать население материка, его занятия и образ жизни; основные проблемы населения материка;

Знать/понимать

  • материки, океаны – крупные природные комплексы земли;
  • особенности природы Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого океанов;
  • виды хозяйственной деятельности в океане, меры по охране океанов от загрязнения;
  • главные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии: основные формы рельефа,
  • особенности климата, крупнейшие реки и озера, растительный и животный мир; природные зоны материков;
  • население материка, его занятия и образ жизни; основные проблемы населения континента.

Личностные результаты.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;

- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;

- формирование основ социально – критического мышления;

- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты.

Метапредметнымирезультатамиосвоения географии являются:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;  

- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

-  умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;

- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;

-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;

-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;

- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;

- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.

Предметными результатами освоения географии являются:

-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;

- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ГЕОГРАФИИ 7 КЛАСС.

Тема 1: Источники географической информации – 3 часа.

Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Тема 2: Население Земли – 5 часов.

Заселение человеком Земли. Расы. Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас.

Численность населения Земли, её изменение во времени. Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Различные прогнозы изменения численности населения Земли.

Размещение людей на Земле. Показатель плотности населения. Среднемировая плотность населения и её изменение со временем. Карта плотности населения. Неравномерность размещения населения мира. Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных условиях. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу. Народы и религии мира. Народ. Языковые семьи. География народов и языков. Карта народов мира. Мировые и национальные религии, их география. Хозяйственная деятельность людей. Понятие о современном хозяйстве, его составе. Основные виды хозяйственной деятельности людей, их география. Городское и сельское население. Города и сельские поселения. Соотношение городского и сельского населения мира.

Многообразие сельских поселений.  Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов. Крупные города. Городские агломерации.

Тема3: Природа Земли (11 часов).

Современный облик Земли: планетарные географические закономерности. Материки и океаны на поверхности Земли. Происхождение материков и впадин океанов. Современное географическое положение материков и океанов. Главные черты рельефа Земли. Климатообразующие факторы, климаты. Внутренние воды суши. Зональные природные комплексы Земли. Мировой океан, его роль в жизни людей. Катастрофические явления природного характера.

Тема 4: Природные комплексы и регионы (6 часов).

Океаны Земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение Северного Ледовитого, Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Охрана природы.

Историко - культурные районы мира. Памятники природного и культурного наследия человечества.

Тема 5: Материки и страны (43 часа).

Материки и страны. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Африки, Австралии, Северной Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы материков. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Комплексная географическая характеристика стран (по выбору): географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ.

Предмет: География

Класс(ы) 7 А,Б,В,Г,Д.

Количество часов

Всего 68 часов; в неделю 2 часа.

Плановых практических уроков 20.

Планирование составлено на основе: авторской программы для общеобразовательных учреждений (авторы Николина В. В., Алексеев А. И., Липкина Е.К., «География. Природа и люди». Просвещение. М., 2010).

Учебник: География. 7 кл. [А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др.]; под ред. А.И. Алексеева, Ю.Н. Гладкого; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2017.

№ п/п

Раздел, тема урока

Воспитательные дела, события, мероприятия

Количество часов

Источники географической информации.

3

1

Что и с какой целью изучают в курсе географии материков и океанов.

День знаний.

1

2

Получаем информацию, изучая фотографии. Практическая работа №1 «Обучение простейшим приемам работы с географической информацией».

День окончания Второй мировой войны.

1

3

Географические карты.

Практическая работа №2 «Описание карт по плану».

День солидарности в борьбе с терроризмом.

1

Население Земли.

5

4

Народы, языки и религии.

1

5

Практическая работа №3. «Анализ карты «Народы и плотность населения мира».

165 лет со дня рождения русского ученого, писателя Константина Эдуардовича Циолковского.

1

6

Города и сельские поселения.

1

7

Практическая работа №4. «Изучение населения по картам и диаграммам: численность, размещение и средняя плотность».

День работника дошкольного образования.

1

8

Страны мира.

1

Природа Земли

11

9

Развитие земной коры.

Международный день пожилых людей.

1

10

Земная кора на карте.

Практическая работа №5. «Обозначение на к/к крупнейших платформ и горных систем».

День учителя.

1

11

Природные ресурсы земной коры. Практическая работа №6. «Определение по карте строения земной коры закономерностей размещения топливных и рудных полезных ископаемых».

1

12

Температура воздуха на разных широтах

День отца в России.

1

13

Давление воздуха и осадки на разных широтах.

Практическая работа №7. Анализ карты «Среднегодовое количество осадков».

1

14

Общая циркуляция атмосферы.

1

15

Климатические пояса и области Земли.

Практическая работа № 8. «Анализ карты «Климатические пояса и области Земли».

Международный день школьных библиотек.

1

16

Океанические течения.

Практическая работа №9. «Характеристика течения Западных ветров с использованием карты по плану»

1

17

Реки и озера Земли.

Практическая работа №10 «Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер Земли».

1

18

Растительный и животный мир Земли.

День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России.

1

19

Почвы.

1

Природные комплексы и регионы.

6

20

Природные зоны Земли.

Практическая работа № 11 «Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты «Природные зоны».

1

21

Океаны. Тихий и Северный Ледовитый.

День начала Нюрнбергского процесса.

1

22

Океаны. Атлантический и Индийский.

1

23

Практическая работа №12 «Описание океана по плану».

День матери в России

1

24

Материки.

День Государственного герба Российской Федерации.

1

25

Как мир делится на части и как объединяется.

День инвалидов.

1

Материки и страны.

43

Африка

7

26

Африка: образ материка.

День волонтера в России.

1

27

Африка в мире. История освоения и население Африки.

1

28

Путешествие 1 по Африке с учебником и картой - способ освоения географического пространства.

День конституции Российской Федерации.

1

29

Путешествие 2 по Африке с учебником и картой - способ освоения географического пространства.

1

30

Египет. Древнейшая цивилизация.

1

31

Разработка проекта «Создание национального парка в Танзании».

1

32

Практическая работа №13. «Нанесение на контурную карту основных географических объектов Африки».

День принятия Федеральных конституционных законов о Государственных символах Российской Федерации.

1

Австралия

3

33

Австралия: образ материка.

1

34

Географическое положение. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Практическая работа №14 «Сравнение ГП Австралии и Африки».

1

35

Путешествия по Австралии.

Практическая работа № 15. «Обозначение на карте географических объектов маршрута путешествия».

1

Антарктида

2

36

Антарктида: образ материка.

Практическая работа №16. «Определение по карте крайних точек Антарктиды».

1

37

«Разработка проекта «Как использовать человеку Антарктиду?»

День российской науки

1

Южная Америка

7

38

Южная Америка: образ материка (1). Строение земной коры и рельеф в сравнении с рельефом Африки

1

39

Южная Америка: образ материка (2). Особенности климата Южной Америки, Внутренние воды.

Практическая работа № 17. «Разработка проекта «Хозяйственное освоение Амазонии с учетом сохранения ее животного и растительного мира».

День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

1

40

Латинская Америка в мире.

1

41

Южная Америка: путешествие (1).

День российской науки.

1

42

Южная Америка: путешествие (2).

Практическая работа 18. «Описание одной из южноамериканских стран по плану.

День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.

1

43

Бразилия.

День защитника Отечества.

1

44

Обобщение по теме «Южная Америка».

1

Северная Америка

6

45

Северная Америка: образ материка. Географическое положение. Строение земной коры и его влияние на рельеф.

Международный женский день

1

46

Англо-Саксонская Америка. Освоение Северной Америки.

1

47

Северная Америка: путешествие (1).

1

48

Северная Америка: путешествие (2).

1

49

США.

Практическая работа №19. «Составление проекта путешествия по странам континента».

День воссоединения Крыма с Россией.

1

50

Обобщение по теме «Северная Америка»

1

Евразия

18

51

Евразия: образ материка (1). Географическое положение, строение земной коры, рельеф.

1

52

Практическая работа №20. «Нанесение на контурной карте географических объектов на территории Евразии».

1

53

Евразия: образ материка. Климат, внутренние воды.

1

54

Европа в мире.

1

55

Европа: путешествие (1).

1

56

Европа: путешествие (2).

1

57

Германия.

День космонавтики, 65 лет со дня запуска СССР первого искусственного спутника Земли.

1

58

Франция.

1

59

Великобритания.

1

60

Азия в мире.

День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны.

1

61

Азия: путешествие (1).

1

62

Азия: путешествие (2).

1

63

Китай.

1

64

Индия.

Праздник Весны и Труда.

1

65

Россия в мире.

1

66

Традиции и обычаи народов мира.

1

67

Обобщение по теме «Евразия».

День славянской письменности.

1

Повторение

1

68

Повторение и обобщение основных знаний по курсу.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета « География» для 6 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии

Рабочая программа учебного предмета « География»  для 6 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии...

Рабочая программа учебного предмета « География» для 7 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии

Рабочая программа учебного предмета « География»  для 7 класса базовый уровень,  Бажурова Н. И. - учитель географии...

Рабочая программа учебного предмета «География» 5 - 9 классы

Программа курса географии 5 класс составлена на основе: федерального государственного образовательного стандарта общего образования; требований к результатам освоения основной образовательной программ...

Рабочая программа учебного предмета «География», 5-9 классы(ФГОС).

Рабочая  программа учебного предмета «География», 5-9 классы. РПУП разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого прика...

Рабочая программа учебного предмета «География» для 7 классов (базовый уровень)

Рабочая программа учебного предмета «География» для 7 классов (базовый уровень)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «География», 5-9 классы

Рабочая программа учебного предмета «География» обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования...