Рабочая программа учебного предмета « География» для 6 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска

Рабочая программа учебного предмета « География»  для 6 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_geografii_6_klass.docx677.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение « Санаторная школа – интернат№2

для детей, нуждающихся в длительном лечении» города Магнитогорска

Согласовано:                                                                                                             Утверждаю:

научно-методический совет                                                                     директор __________Шакина И.И.

протокол №1  от 27.08.2014                                                                                                            01.09.2014

                                                                                               

Рабочая программа учебного предмета

« География»  для 6 класса

(базовый уровень)

разработана Бажуровой Н.И.,

учителем географии высшей категории

Магнитогорск, 2014г.


Содержание

1. Пояснительная записка:                                                                                                                                            

 1.1. нормативно-правовые документы;                                                                                                              

 1.2. общая характеристика предмета, его место в системе наук;        

1.3. основные особенности  рабочей программы, в т. ч распределение резервных часов.

1.4. цели и задачи учебного курса;                                                                                                                      

1.5. базовые требования к преподаванию учебного курса, к формированию ОУУН;                                  

1.6.  учебно-тематический план;

1.7.  методические рекомендации и технологические подходы;

1.8.  специфика отражения национальных, региональных , этнокультурных особенностей (НРЭО) и межпредметных связей;

2.  Учебно-методическое обеспечение предмета.                                                  

3.  Календарно-тематический план.                                                                          

4.  Характеристика контрольно-измерительных материалов.                              

5. Приложение                                                                                                                

            5.1. единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению  письменных работ и проверке тетрадей;

            5.2. нормы оценок;

            5.3. литература;

            5.4. перечень цифровых образовательных ресурсов и веб-сайтов Интернет.

5.5. лист коррекции

5.6. контрольно-измерительные материалы.

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «География» для 6 класса составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования 2004 года (Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по географии, утвержденный приказом Министерства образования и пауки Российской Федерации от 05.03.2004, №1089),примерной программой (Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по географии, рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании    МО иН РФ от 07.06.2005г. № 03-1263). Рабочая программа основана на примерной программе для среднего ( полного) общего образования по географии, рекомендованной МО и Н РФ.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта,  определяет общую стратегию         обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии, которые определены стандартом.

1.1.Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

   1.  Приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных   образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

2.Федеральный компонент  государственного стандарта общего образования по географии (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089)

3.Письмо МО и Н РФ от 7.07.2005г. №03-1263 «О Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

4.Приказ МО и Н РФ от 09.03.2004г. №1312 «Перечень  Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

5.Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по географии, рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005г. № 03-1263

6.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014г. №08 – 548 « О федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных)  к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования  на 2014/2015 учебный год»

7.Приложение  к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 24.07.2013г.№ 03-02/5639 «О преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных организациях Челябинской области  в 2014-2015 учебном году».

8.Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» от 31.07.2009 г 103/3404

9.Приказ Министерства образования и науки  Челябинской области «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего  общего  образования» от 30.05.2014

 10.Приказ МООУ «Санаторная школа-интернат № 2» г. Магнитогорска «О разработке рабочих программ учебных предметов» от 4.09.09 № 101 - ОС

11.Учебный план МОУ «СШИ №2» на 2014-2015 учебный год

1.2.Общая характеристика учебного предмета, его место в системе наук.

Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии,  расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления самостоятельности в приобретении новых знаний.

       Начальный курс географии содержит основные сведения о нашей планете:  ее месте в Солнечной системе, оболочках, населении, видах изображении ее поверхности и реализует принцип деятельностного подхода к изучению географии. С этого курса начинается формирование географической культуры и обучения географическому языку; школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно-следственными связями, а также умениями, связанными с использованием разных источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности.  

       Рабочая программа  конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения

  1.3.Основные особенности  рабочей программы

 Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс обще учебных умений, необходимых для:

-познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

-сравнения  объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

-ориентирование на местности, плане, карте; в ресурсах  ИНТЕРНЕТ, статистических материалах; соблюдение норм поведения в окружающей среде; оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

При изучении  предмета « География» необходимо учитывать национальные, региональные и этнокультурные особенности Челябинской области.

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Челябинской  области .от 30.05.2014 №01/1839

«О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных  организаций Челябинской области, часы, выделенные ранее  в региональный компонент областного базисного плана рекомендовано использовать для реализации содержания  образования с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей по предметам:  «География» 6 класс. На изучение НРЭО  в предмете «География» 6 класс отводится 10% учебного времени.

 Согласно годовому учебно  -  календарному графику рабочая программа скорректирована на 34 учебные недели.

1.4. Цели и задачи учебного курса

                Главная цель формирование представления о Земле, как природном комплексе, об особенностях Земных оболочек и их взаимосвязях. Формирование географической культуры, обучение географическому языку, овладение первоначальными представлениями и понятиями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации и прежде всего карты.

Основные задачи курса:

- ознакомить учащихся с географией как наукой и ее языком;

- дать общее представление о природе, сферах и населении Земли, географических процессах и явлениях;

- сформировать первичные географические знания и умения преимущественно на краеведческой основе

1.5. Базовые требования к преподаванию учебного курса, к формированию ОУУН.

В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:

Введение (6 часов).

    Основные понятия:  география, Солнечная система, планеты Солнечной системы, Северный и Южный полюса, экватор, луна.

    Основная цель – ознакомить с содержанием структуры курса, выяснить, как и какие природные процессы формируют и изменяют планету, познакомить с источниками получения знаний о природе Земля, познакомить с методами получения, обработки, передачи географической информации, развивать географические знания о Земле, объяснять географические следствия движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.

    В результате изучения данной темы учащиеся должны:

  • знать: методы получения и источники географических знаний, иметь представление о географии как науке, изучающей особенности земной поверхности, расположение планет в Солнечной системе, иметь представление о форме и размерах Земли, о глобусе как о модели Земли.

уметь: показывать маршруты великих путешественников по карте и глобусу, доказывать шарообразность земли, вести наблюдения за состоянием погоды, высотой Солнца над горизонтом.

Тема I.  Виды изображений поверхности Земли. План местности, географическая карта. (13 часов.)

Основные понятия:  план местности, географическая карта, условные топографические знаки (легенда карт), масштабы, стороны горизонта, азимут, градусная сеть, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты, съемка местности, горизонтали, бергштрих, рельеф, относительная и абсолютная высота, картография, топография.

Основная цель – познакомить с источником получения знаний о природе, методами обработки географической информации; развивать географические знания о Земле; познакомить с выдающимися географическими открытиями и путешествиями; сформировать понятие о влиянии космоса на земные процессы и жизни людей, объяснять географические следствия вращения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси.

       В результате изучения данной темы учащиеся должны:

  • знать,методы получения и источники географических знаний, расположение планет Солнечной системы, называть доказательства шарообразности Земли, форму и размеры Земли, топографические знаки, масштаб,его виды, стороны горизонта, азимут, градусную сеть, меридианы и параллели, географическую долготу и широту, способы изображения неровности Земной поверхности на географических картах, виды съемки местности, виды масштабов, стороны горизонта, градусную сеть.
  • уметь: показывать маршруты великих путешественников на карте полушарий и глобус, определять объекты местности на плане и карте с помощью условных знаков, уметь пользоваться масштабом, работать с компасом, объяснять принцип определения азимута и направлений на плане, карте и местности, определять географическую широту, долготу, географические координаты; расположение объекта по его координатам; определять относительную и абсолютную высоту, отметки глубин и высот; изображать рельеф местности горизонталями.

Тема 2 . Строение Земли. Земные оболочки. (41 час.)

Основные понятия: материковая и океаническая земная кора, мантия, ядро, сейсмология; минералы и горные породы (осадочные, магматические, метаморфические); землетрясение, очаг и эпицентр землетрясения, сейсмический пояс, горст, грабен, сейсмограф; вулкан, кратер, жерло, магма, лава, очаг, гейзер; горы, равнины (плоскогорья.низменности,возвышенности).

Мировой океан, шельф, желоб, ложе; котловина, хребет, эхолот, гидросфера, мировой круговорот воды, материк, остров, архипелаг, полуостров, залив, пролив; соленость и температура вод Мирового океана, волны, цунами, прилив, отлив, океанические течения (теплые холодные), батискаф, акваланг; подземные воды, река, речная долина, исток, устье, бассейн, водораздел, режим реки, питание реки, озеро, озерная котловина , ледники, многолетняя мерзлота, болото, горные и покровные ледники; канал, водохранилище.

Атмосфера, тропосфера, годовой ход температур, атмосферное давление, ветер, водяной пар, облака, атмосферные осадки, барометр, погода, климат.

Биосфера, широтная зональность, высотная зональность (поясность), природная зона, почва, выветривание.

Основная цель – познакомить учащихся с новыми понятиями; сформировать представление об особенности изображения неровности земной поверхности, продолжить формировать у учащих умение работать с планом местности; познакомить учащихся с некоторыми видами географических карт; определить черты сходства и различия в изображении земной поверхности на планах и карте; ознакомить с основными свойствами элементов градусной сетки; сформировать умение; определять по картам и глобусу географические координаты; научить учащихся с помощью шкалы высот и глубин определять особенности рельефа земной поверхности и глубин Мирового океана.

      Дать представление о реке и ее частях, озерах ледниках, многолетней мерзлоте, оценить водные ресурсы Земли, обеспеченность ими разных регионов планеты.

       Выявить закономерности нагревания атмосферы от земной поверхности, причинно - следственные связи между температурой воздуха и высотой солнца над горизонтом, изменение атмосферного давления с высотой; обучать приемам наблюдения за погодой и составлять ее описание, учить читать синоптические карты.

       В результате изучения данной темы учащиеся должны:

  • знать: о земной коре, горах, равнинах;  основные формы рельефа суши и дна океанов; различие равнин и гор суши по высоте; виды движений земной коры; изменение рельефа материков и океанов под воздействием внешних процессов; положение на картах вулканов, гор, хребтов, равнин; своеобразие рельефа, горных пород  своей местности и причин, их обусловивших; понятие о плане местности, различие в изображение местности на рисунке, аэрофотоснимке и космическом снимке; условные топографические знаки (не менее 10); способы изображения абсолютных высот точек:  отметками и горизонталями; длину окружности Земли; линию градусной сетке- меридианы и параллели; способы изображения неровностей земной поверхности; место положения своего населенного пункта на карте и абсолютную высоту местности, понятия темы: Мировой океан;
  • уметь: объяснять строение земной коры, выявлять важнейшие особенности рельефа, устанавливать причины следственной связи, определять месторождение полезных ископаемых, определять по плану направления, расстояния, объекты местности, абсолютную высоту отдельных точек; ориентироваться на местности; выполнять элементы глазомерной съемки; определять направления, географические координаты и высоту точек на карте; различать по внешним признакам осадочные и магматические породы;показывать по карте и карте океанов и определять ГП гор и равнин, их высоту; обозначать и надписывать географические объекты на контурной карте; определять ГП объекта (на примере реки), уметь устанавливать причины следственной связи; определять по карте сточные и бессточные озера, давать характеристику их географического положения; устанавливать связи между видами загрязнений и состояния гидросферы; определять причину различной температуры и солености воды в разных частях Мирового океана, выявлять причины возникновения теплых и холодных течений; проводить описание реки, озера по типовому плану.

Тема 3 . Взаимосвязи компонентов природы. (1 час)

Основные понятия: природный комплекс (ПК), компоненты ПК, географическая оболочка.

Основная цель – дать понятие природного комплекса (ПК), его компонентов.выявить территориальные комплексы: природные и природно -  хозяйственные.

       В результате изучения данной темы учащиеся должны:

  • знать: понятие природного комплекса, географической оболочки, компонентов ПК, широтная зональность, высотная поясность.
  • уметь: составлять описание ПК на местности, сравнивать хозяйственную деятельность человека в разных природных зонах, описывать состояние окружающей среды, ее изменения, влияние на качество жизни человека.

Тема 4 . Население Земли. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. (7  часа)

Основные понятия: человеческие расы (европеоидная, негроидная, монголоидная), численность населения земли, основные типы населенных пунктов,  миграция, ноосфера, стихийные природные явления (землетрясение, извержение вулканов, наводнения смерчи и ураганы).

Основная цель – дать понятие  человеческие расы, численность населения, выявить причины, оказывающие влияние на численность населения мира, показать взаимодействие человека с окружающей средой.

       В результате изучения данной темы учащиеся должны:

  • знать: понятие человеческие расы, численность населения мира, разнообразие стран современного мира, хозяйственная деятельность людей на земле.
  • уметь: определять положение государств на материках, наносить границы государств на контурную карту, определять место положение Челябинской области и г. Магнитогорска на карте России, рассмотреть влияние деятельности человека на окружающую среду.

.В результате изучения географии ученик должен

1. Знать / понимать

1.1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты географических открытий и путешествий;

1.2. географические следствия движений  земли, географические явления и процессы в геосферах ,  взаимосвязи между ними, их изменение в результате  деятельности человека; географическую зональность и поясность;

2.Уметь

2.1. оценивать и прогнозировать тенденции развития природных объектов и явлений:

- влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности в своей местности;- погоду на ближайшие сутки

2.2. объяснять:

-последовательность приемов построения планов местности;

-построение градусной сетки на картах;                                                                                              

 - происхождение землетрясений, ветровых волн и цунами;

- влияние рельефа на направление и характер течения рек;                                                                        

  - образование ледников;                                                                                                                                

 - нагревание атмосферы;                                                                                                                                      

 - зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей;                                                          

 - образование атмосферных осадков, ветра;                                                                                                      

- изменения погоды, народные приметы;                                                                                                            

- причины смены дня и ночи, времен года;                                                                                              

  - зависимость климата от географической широты.

2.3. описывать:

- внешний вид основных форм рельефа;

 - значение  Мирового океана и вод суши в хозяйственной деятельности человека;                              

 -времена года своей местности;                                                                                                          

  - особенности приспособлений к условиям существования отдельных животных, растений;                                                                                                                                                 - природные комплексы своей местности;

2.4. определять (измерять):

- на местности стороны горизонта, направления, расстояния;                                                              

 - по плану местности, глобусу и географической карте географические объекты, направления, расстояния, высоты и глубины точек, географические координаты;                            

- при помощи приборов температуру, давление воздуха, направление и скорость ветра;            

- по статистическим данным средние температуры воздуха за сутки, месяц, год, суточную и годовую амплитуды температуры, преобладающее направление ветра;                                  

 - результаты мероприятий по охране природы своей местности.

2.5. называть  (показывать):

-примеры использования в деятельности человека различных видов планов и карт;              

- крупнейшие равнины и горные системы земного шара;                                                          

 - океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера;                        

- источники питания рек;                                                                                                                          

  -среднюю соленость вод Мирового океана;                                                                                      

 - источники поступления тепла на Землю;                                                                                    

- угол наклона земной оси к плоскости орбиты;                                                                            

- положение солнца над горизонтом на экваторе и тропиках в дни равноденствий и солнцестояний;                                                                                                                                       - основные следствия суточного и годового движения Земли;                                                                

 - мероприятия по охране атмосферного воздуха;                                                                                              

 - наиболее характерных животных и растения своей местности;                                                              

 - основные мероприятия по охране органического мира;                                                                  

- примеры взаимосвязей между земными оболочками.                        

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни для:

3.1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

3.2. учета фенологических изменений в природе своей местности ; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами,  процессами и явлениями, их изменениями  в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

3.3. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных  и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности  с помощью приборов и инструментов;

3.4. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности , ее  использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

1.6. Учебно-тематический план по географии в 6 классе.

п/п

Наименование раздела, темы

кол-во часов по Примерной программе

кол-во часов рабочей по программе

Практические работы

Примечание

1

Введение

6

6

Вводный контроль

2

Раздел 1.Виды изображения поверхности Земли.

План местности и географическая карта.

19

19

№1,2,3

Обобщение.

3

Раздел 2. Земные оболочки.

Строение Земли.

Тема№1. Литосфера.

41

10

41

10

№ 4,5.6,7

Обобщение

4

Гидросфера.

13

13

 №8.9.10.11.12

Обобщение

5

Атмосфера.

12

12

№13,14

6

Биосфера

6

6

7

Взаимодействие компонентов природы

1

1

№15

8

Население Земли.  Влияние природы на жизнь и здоровье человека.

7

7

№16, 17

Итоговое обобщение по теме «Земные оболочки».

Итого:

68 часов

68 часов

1.7.Методические рекомендации и технологические подходы

В ходе преподавания географии в целях реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся школы-интерната используются следующие образовательные технологии: здоровьесберегающие,информационно-коммуникационные, интерактивные; тестовые; уровневой дифференциации и др.

При достижении поставленных образовательных, воспитательных и развивающих целей используются методы обучения: словесный, наглядный, практический, поисковый, исследовательский, картографический, статистический.

А также используются различные формы обучения:  практические работы, ИКТ-презентация, географический диктант, тест.

Особенности ортопедического режима школы- интерната для больных сколиозом учащихся учитываются в выборе приемов обучения на уроках: использование двух классных досок, проведение в течение урока физкультминутки, соблюдение индивидуальных поз-укладок учащихся на кушетках.

1.8. Специфика отражения НРЭО и межпредметных связей.

         Следует обратить внимание на то, что в Федеральном базисном учебном плане для образовательных  учреждений Российской Федерации  на изучение НРЭО  отводится 10 % учебного времени.

Формирование у учащихся ЗУН и ОУУН в результате обучения географии в 6 классе тесно связаны со следующими предметами: биологией, химией, физикой, математикой.


2.Учебно-методическое обеспечение предмета.

Учебно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета «География»

Учебная дисциплина

География

класс

Дидактическое и методическое обеспечение

Примерная программа

Учебник

Ф.И.О.

автора

Методические пособия для учителя

 Пособия для учащихся

Учебные пособия для реализации

НРЭО

География

6

Примерная

программа основного общего образования по географии

Т.П Герасимова ,   Н.П Неклюкова.

 Начальный курс географии: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 20 11.

1.Т.П. Герасимова,

География.Начальный курс.6кл. :учеб. для общеобразоват.учреждений/Т.П.герасимова,Н.П. Неклюкова.-М.: Дрофа,2010

2 .  Атлас георафия.6 класс.-Москва. «Издательство ДиК»  Дрофа, 2011.

3.Контурные карты .География.6 класс.Москва. «Издательство ДиК» Дрофа .2011.

4.Рабочая тетрадь «Начальный курс географии» Шатных А.В. Москва.Дрофа.2011.

1. Гитис М.С Челябинская область.Занимательная география в вопросах и ответах.Челябинск:АБРИС.2004г.

2.Историческое краеведение.ЧелябинскийУрал:учебное пособие/Н.Б.Виноградов, М.С. Гитис, В.М. Кузнецов.Челябинск:АБРИС ,2008.

3.Календарно-тематическое планирование.

6 класс (2 часа в неделю)

Дата

Раздел,

тема

Элементы содержания

Федерального Компонента

Государственного Стандарта

по географии

Элементы

содержания,

проверяемые

заданиями КИМ

НРЭО

(национальные, региональные и этнокультурные  особенности)

Практические

работы

ЦОР

Обязательный

минимум

содержания

Требования к

уровню

подготовки

выпускников

Введение (6 часов)

1.География как наука                              П.1

Источники получения знаний о природе Земли. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.

Знать методы получения и источники географических знаний. Иметь представление о географии как науке, изучающей особенности земной поверхности. Уметь показывать маршруты великих путешественников по карте полушарий.

1.4 История освоения и исследования Земли.

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Урок 1 География древняя и современная наука.

2.Путешествия и географические открытия.

П.2.

Развитие географических знаний о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия.

Уметь показывать маршруты великих путешественников по карте полушарий.

1.4 История освоения и исследования Земли

3. История географического познания Южного Урала

Фрагменты описаний краеведов и путешественников, описывавших Южный Урал.

Читать фрагменты описаний краеведов и путешественников, описывавших Южный Урал.

45 мин

4. Современные исследования Южного Урала.

Современные исследования Южного Урала.

Изучать изображения Южного Урала  из космоса, работать по освоению « языка» космических снимков.

45 мин.

5.Земля- планета Солнечной системы. Форма и размеры Земли.

П.3.

Форма, размеры, движения Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.

Знать расположение планет в Солнечной системе. Называть доказательства шарообразности Земли. Показывать взаимосвязь частей Солнечной системы и их влияние на процессы, происходящие на Земле.

Иметь представление о форме и размерах Земли, о глобусе как о модели Земли.

2.1 Земля как планета Солнечной системы.

6. Обобщение по теме «Введение».

Виды изображения поверхности Земли

План местности и географическая карта (13 часов)

7 Понятие о плане местности.

П.4.

План местности, географическая карта, их основные  параметры и элементы. Условные знаки, способы картографического изображения.

Топографический план, аэрофотоснимок, условные знаки.

Уметь  определять объекты местности на плане с помощью условных знаков. Уметь пользоваться масштабом и легендой карты, показывать отличие карты от плана.

  1. План местности . Географическая карта.

Задание ЕГЭ

A1 № 1. Какие географические координаты имеет точка, обозначенная на карте России буквой А?

 

1) 70º с.ш. 60º в.д.
2) 60º с.ш. 70º в.д.
3) 70º с.ш. 60º з.д.
4) 60º с.ш. 70º з.д.

Пр. р. 1

Чтение плана местности на топографической карте.

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Урок 4 Изображение земной поверхности.

План местности

Урок 5

Топографические условные знаки

Урок 6

Как появилась географическая карта

ые знаки.

8. Масштаб.

П.5.

Масштаб. Различные виды масштаба, приемы измерения расстояний с помощью разных видов масштаба.

Знать численный, именованный, линейный масштабы. Уметь выражать численный масштаб именованным и на

B 13 № 484. 

Определите азимут, по которому надо идти от точки В до колодца. Ответ запишите цифрами.

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Урок 6  Масштаб плана местности

9.Стороны горизонта. Ориентирование по плану и на местности. х.  П.6.

Стороны горизонта, азимут. Ориентирование по плану.

Знать стороны горизонта, азимут . Уметь работать с компасом, объяснять принцип определения азимута на местности и направлений на плане местности Знать виды съемок (глазомерная съемка, маршрутная, полярная). Уметь обозначать объекты условными знаками. Определять направления и расстояния на местности и изображать их на плане в масштабе.

1.2 Градусная сеть.

1.3 Определение направлений

 и  измерение расстояний на плане и карте.

Пр. р. 2 .     Ориентирование по плану  .Проводить ориентирование на  объекты , расположенные на пришкольном участке .Проводить полярную съёмку пришкольного участка.

10.Изображение земной поверхности на плане.

П.7.

Рельеф,относительная и абсолютная высота местности, отметка высот,горизонталь.

Сравнивать различные изображения территорий Челябинской области. Определять изображения , дающие наиболее полную и точную информацию  о местности.

11.Форма и размеры Земли.

П.9.

Форма, размеры и модель земного шара.

Знать размеры Земли, приводить доказательства шарообразности Земли.

12.Геграфическая карт.а

П.10.

Географическая карта, их основные  параметры и элементы. Условные знаки, способы картографического изображения.

Географическая карта, легенда карты, виды карт. Уметь  определять объекты местности на плане с помощью условных знаков. Уметь пользоваться масштабом и легендой, показывать отличие карты от плана. Определение расстояний, направлений и географических координат по глобусу, карте полушарий и карте России.

13.Градусная сеть на глобусе и картах

П.11.

Градусная сеть, меридиан, параллель. Ориентирование по  карте.

Знать стороны горизонта, азимут, градусную сеть, меридиан, параллель

1.2 Градусная сеть.

1.3 Определение направлений

 и  измерение расстояний на плане и карте.

14.Географическая широта.

П12.

Географическая широта.

Параллель,

географическая широта. Уметь определять географическую широту по карте и глобусу.

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

 Урок 13 Параллели и географическая широта.      

15. Географическая  долгота. Географические координаты.

П.13.

Географические координаты.

Географическая долгота, географические координаты. Уметь определять географические координаты по карте и глобусу. Определять расположение объекта по его координатам.

A 2 № 1095. Пассатами называют постоянные ветры, дующие

1) от тропиков к экватору
2) от экватора к тропикам
3) с материков на океан
4) с океана на материки

Пр.р.№3

Чтение карты, определение местоположения географических объектов.

1.Виртуальная школа Кирилла и

Мефодия  Урок14  Меридианы и географическая долгота.

Урок 15 Градусная сетка. Географические координаты.

16.Изображение на физических картах высот и глубин

П.14.

Способы изображения неровностей земной поверхности на географических картах (отметки высот, горизонтали, послойная окраска).

Рельеф, относительная высота, абсолютная высота, отметка высоты, горизонталь, бергштрих, Отметки глубин и высот, шкала глубин и высот. Уметь изображать рельеф местности горизонталями, определять абсолютную высоту точки по плану и карте.

C 1 № 1303. 

Постройте профиль рельефа местности по линии А-В. Для этого перенесите основу для построения профиля на бланк ответов, используя горизонтальный масштаб - в 1 см 50 м и вертикальный масштаб - в 1 см 5 м. На профиле стрелкой укажите положение родника.

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Урок 7 Изображение рельефа местности на плане.

Урок 17 Изображение рельефа на географической карте.  

17.Челябинская область на карте России.

Географические координаты.

Обозначать географического объекта на контурной карте, определять географические координаты объектов области, положение географического центра Челябинской области по координатам.

45 мин.

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Урок 8 Ориентирование на местности по плану.

Урок 9 Способы съемки плана местности.

18.Значение планов местности и географических карт.

П.15, повторить П.14.

Хозяйственное значение разнообразных картографических источников информации.

Картография, топография, атлас. Уметь использовать приемы работы с географической  картой.

19. Обобщение по теме:  «План местности и географическая карта».

Обобщение

 «План местности»

Строение Земли. Земные оболочки

Литосфера (10часов).

20.Внутреннее строение Земли.

П.16.

Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора(материковая и океаническая), мантия, ядро, сейсмология. Методы изучения земной коры.

2.3 Литосфера

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Урок 21 Оболочки Земли. Географическая оболочка.

Урок 22 Литосфера – твердая оболочка Земли.

21.Породы, слагающие земную кору.

П.17.

Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа.

Минерал, горная порода. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы. Уметь устанавливать причинно- следственные связи различных групп горных пород  и их происхождения.

4.1 Размещение различных видов природных ресурсов

4.2 Рациональное и нерациональное природопользование.

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Урок 23 Земная кора. Горные породы.

22.Богатство каменного пояса.

Горные породы своей местности

Уметь определять горные породы , проводить сбор образцов.

45 мин

Пр. р.4

 Определение горных пород

23.Движение земной коры.

П.18.

Внутренние и внешние техногенные процессы.

Землетрясение, очаг и эпицентр землетрясения, сейсмический пояс, горст, грабен, шкала Рихтера, сейсмограф.

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Урок 24 Вулканы. Горячие источники. Гейзеры.

Урок 25 Движение земной коры. Землетрясения.

24.Вулканы, горячие источники, гейзеры.

П.19.

Строение вулкана

. Вулкан, кратер, жерло , магма, очаг, лава, действующие и потухшие вулканы. Гейзеры.

Обобщение «Строение Земли»

Формы рельефа земной коры.

25.Рельеф суши. Горы. П..20.

Иметь представление о формах  рельефа земной коры.

Горы, горный хребет, горная долина, горная система, нагорье, низкие, средние и высокие горы.  Уметь описывать географическое положение гор и равнин.

Задание ЕГЭ

A 5 № 1628. Какая из перечисленных горных стран Евразии имеет наибольшую высоту?

1)Альпы
2)Алтай
3)Саяны
4)Тянь-Шань

Пр. р.5

     Определение по карте географического положения и высоты гор, географических координат и высоты отдельных вершин Обозначение на контурной карте гор, равнин, вулканов.

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Урок 26 Основные формы рельефа.

Урок 27 Рельеф суши. Горы.

Урок 28 Рельеф суши. Равнины.

26.Рельеф Челябинского Южного Урала «Биография Уральских гор».

Знать рельеф Челябинской области

Уметь читать географическую карту области

45 мин.

Пр.р.6. Топонимика объектов ( форм рельефа) Южного Урала.

27. Равнины суши.

П.21.

Иметь представление о формах  рельефа земной коры.

Равнина, плоские и холмистые равнины, низменность, возвышенность, плоскогорье, впадина. Уметь описывать географическое положение гор и равнин.

28. Рельеф дна Мирового океана.

П.22.

Формы рельефа дна Мирового океана, его изменение под влиянием внутренних и внешних процессов.

Шельф (материковая отмель),  материковый склон, глубоководный желоб, ложе океана, котловина, серединно- океанический хребет, эхолот. Уметь определять и показывать основные формы рельефа дна Мирового океана на карте полушарий и карте океанов.

Пр. р. 7

Выявление изменений глубин океанов вдоль одной из параллелей.

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Урок 29 Рельеф дна океана.

29.Обобщение по теме: «Основные формы рельефа»

Гидросфера (13часов)

Мировой океан.

30. Водная оболочка Земли. Мировой океан и его части.

П.23-24.

Гидросфера, ее состав и строение. Роль воды в природе и жизни людей, ее круговорот. Описание объектов Мирового океана.

Гидросфера, Мировой круговорот воды. Мировой океан, материк, остров, архипелаг, полуостров. Океан,  море внутреннее и окраинное, залив, пролив. Уметь определять географическое положение объектов Мирового океана. Определять глубину морей.

2.4 Гидросфера.

Пр. р8

  Определение по карте географического положения и глубин морей, Г.П. проливов, островов.

Пр.р9Обозначение на контурных картах частей Мирового океана.

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Урок 41 Гидросфера- водная оболочка Земли.

Урок 42 Мировой океан и его части.

 2. Электронный банк пед. разработок ГМЦ

Презентация к уроку  Гидросфера. Мировой океан.  Авт. Белякова И. О. шк. 21

31.Некоторые свойства океанической воды.

П.25.

Иметь представление о свойствах океанической воды. Различные виды волн.

Соленость, единицы измерения. Уметь определять причины различной температуры и солености воды в разных частях Мирового океана. Волна, цунами, прилив, отлив. Океанические течения: теплые и холодные. Выявлять причины возникновения теплых и холодных течений.

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Урок 43 Морская вода и ее свойства.

Урок 44 Течения в Мировом океане.

32.Волны в океане.

П.26.

. Волны в океане.

Волна, цунами, прилив, отлив.

33.Океанические течения.

П.27.

. Волны в океане.

 Океанические течения: теплые и холодные. Выявлять причины возникновения теплых и холодных течений.

Пр.р.10

Обозначения на контурных картах теплых и холодных течений.

34. Изучение Мирового океана.

П.28.

Значение исследований океана.

Батискаф, акваланг. История развития знаний о Мировом океане.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Урок 45 Жизнь в Мировом океане. Изучение и охрана океана.

Воды суши

35.Подземные воды.

П.29.

Иметь представление о подземных водах и их видах, о реке и ее частях.

Подземные воды,  водоупорные и водопроницаемые горные породы, пещера, водоносный слой, грунтовые и межпластовые воды, источник, минеральные воды.

4.2 Рациональное и нерациональное природопользование.

 

Пр.р.11Обозначение крупных рек и озер на контурной карте.

 

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Урок 46 Воды суши. Подземные воды.

Урок 47 Река и ее части.

Урок 48  Жизнь реки.                

2. Электронный банк пед. разработок ГМЦ

Презентация к уроку  Гидросфера. Реки. Авт. Фомина И.В..шк.33

36.Реки.

П.30.

Иметь представление о  реке и ее частях.

Река, речная долина, русло, пойма, терраса, исток, устье, речная система, бассейн, водораздел, режим реки, питание реки.  Уметь определять ГП объекта(на примере реки). Уметь устанавливать причинно- следственные связи между направлением течения реки и характером рельефа.

B 2 № 775. Установите соответствие между рекой и ее расположением на карте, обозначенным цифрой.

РЕКА A) Печора Б) Обь B) Енисей РАСПОЛОЖЕНИЕ НА КАРТЕ 1) 1 2) 2 3) 3

4) 4

Пр. р. 12

  Описание реки по типовому плану.

37.Речная сеть Челябинского Южного Урала

Выявить основные различия горных и равнинных рек Южного Урала

45 мин

38.Озера.

П.31.

Озера, озерная котловина, карст, старица, сточное озеро, бессточное .   Водные ресурсы Земли, их размещение и качество. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли.

Уметь определять по карте сточные и бессточные озера, давать характеристику географического положения. Устанавливать  связи между видами загрязнений и состоянием гидросферы.

4.1 Размещение основных видов природных ресурсов. Ресурсообеспеченность.

4.3 Влияние различных видов хозяйственной деятельности человека на природу и влияние природы  на хозяйственную деятельность, и быт людей.

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Урок 49 Озера и  искусственные водоемы.

Урок 50 Ледники.

Урок 51 Гидросфера и  человек.

2. Электронный банк  пед. разработок ГМЦ

Презентация к уроку  Гидросфера. Озера. Авт. Фомина И.В..шк.33

39.Озёра Челябинской области.

Виды озёр области

Знать происхождение озёрных котловин

45 мин

40.Ледники.

П.32.

 Ледники: покровные и горные.

 Ледник горный и покровный. Снеговая линия, айсберг.

4.1 Размещение основных видов природных ресурсов. Ресурсообеспеченность.

4.3 Влияние различных видов хозяйственной деятельности человека на природу и влияние природы  на хозяйственную деятельность, и быт людей.

41.Искусственные водоемы.Загрязнение гидросферы

П..33-34.

Водные ресурсы Земли, их размещение и качество. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли.

 Канал, водохранилище, пруд, расход вод Устанавливать  связи между видами загрязнений и состоянием гидросферы.  

42.Обобщение по теме

«Гидросфера».

Атмосфера (12 часов)

43.Воздушная оболочка Земли: ее строение, значение, изучение.

П.35.

Атмосфера, ее состав, строение , циркуляция.

Атмосфера, тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, экзосфера.

Значение и методы изучения атмосферы.

2.5 Атмосфера.

Пр.р.№13

Составление объяснения схемы «Строение атмосферы»

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Урок 31 Атмосфера – Воздушная оболочка Земли.

44. Температура воздуха.           П.36.

Закономерности нагревания атмосферного воздуха от земной поверхности. Причинно-следственные связи между температурой воздуха и высотой солнца над горизонтом. Изменение температуры с высотой

Средняя суточная температура, суточная амплитуда, термометр, средняя месячная температура, средняя годовая температура, годовой ход температуры, годовая амплитуда температур. Уметь вычислять ср. температуры и амплитуды за разный период времени, устанавливать причинно-следственные связи между изменениями температуры и временами года.

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Урок 33 Температура  воздуха.

45.Годовой ход температуры воздуха.

П. 37.

Средняя месячная температура, годовая амплитуда колебания температуры воздуха, средняя многолетняя температура воздуха.

Средняя суточная температура, суточная амплитуда, термометр, средняя месячная температура, средняя годовая температура, годовой ход температуры, годовая амплитуда температур. Уметь вычислять ср. температуры и амплитуды за разный период времени, устанавливать причинно-следственные связи между изменениями температуры и временами года.

46.Атмосферное давление.

П.38.

Изменение атмосферного давления с высотой. Устройство  и применение приборов для определения атмосферного давления.

Атмосферное давление, нормальное атмосферное давление, ртутный барометр, барометр-анероид. Уметь определять атмосферное давление  по барометру-анероиду. Устанавливать причинно-следственные связи между давлением, силой и направлением ветра.

Задание ЕГЭ

A2 № 1711. Какой буквой на рисунке обозначен пункт, в котором будет наблюдаться наибольшее атмосферное давление?

1)A
2)B
3)C
4) D

47.Ветер.

П.39.

Изменение атмосферного давления с высотой. Устройство  и применение приборов для определения атмосферного давления.

Ветер, бриз, муссон, ураган. Уметь определять атмосферное давление  по барометру-анероиду. Устанавливать причинно-следственные связи между давлением, силой и направлением ветра. Строить розу ветров по результатам наблюдений за погодой.

Пр.р.№14

«Построение розы ветров»

 1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Урок 34 Атмосферное давление.

Урок 35 Ветер.

48. Водяной пар в атмосфере. Облака.

П.40.

Виды атмосферных осадков, их зависимость от состояния воздуха. Объяснение устройства осадкомера.

Абсолютная влажность, относительная влажность, насыщенный и ненасыщенный воздух. Туман, облака (кучевые, слоистые, перистые).   Уметь устанавливать причинно-следственные связи между содержанием водяного пара в воздухе и температурой воздуха. Составлять диаграммы осадков и вычислять их количество.

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Урок 36 Водяной пар и облака.

Урок 37 Атмосферные осадки.

49.Атмосферные осадки.

П.41.

Виды атмосферных осадков, их зависимость от состояния воздуха. Объяснение устройства осадкомера.

Атмосферные осадки, осадкомер.  Уметь устанавливать причинно-следственные связи между содержанием водяного пара в воздухе и температурой воздуха. Составлять диаграммы осадков и вычислять их количество.

50. Погода. Типы погоды.

П.42.

Погода. Элементы погоды. Наблюдение за погодой, ее описание.  Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Чтение синоптических карт.

Погода. Воздушная масса. График хода температур, роза ветров. Уметь устанавливать причинно-следственные связи между элементами и явлениями погоды, уметь определять погоду с помощью фрагмента  синоптической карты. Уметь обрабатывать собранный материал  по итогам наблюдений за погодой.

Наблюдение за погодой в районе г. Магнитогорска и обработка собранных материалов(5 мин)

Пр. р.15

  Наблюдение за погодой и обработка собранных материалов (построение графика хода температур за сутки, месяц, построение розы ветров).

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Урок 38 Погода.

51.Климат.

П.43.

Климат. Адаптация человека к разным климатическим условиям.

Тип погоды, климат. Климат морской, умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный, высокогорный. Уметь характеризовать климат своей  местности.  

 

4.3 Влияние различных видов хозяйственной деятельности человека на природу и влияние природы  на хозяйственную деятельность, и быт людей.

  

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Урок 32  Солнечный свет и тепло на Земле.

52.Распределение солнечного света и тепла на Земле.

П.44.

Распределение тепла и света на Земле.

Тип погоды, климат. Климат морской, умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный, высокогорный. Уметь характеризовать климат своей местности.  

 

На какой из перечисленных параллелей 22 декабря наблюдается полярный день?

1)70°с.ш.
2)23°с.ш.
3)23°ю.ш.
4) 70° ю.ш.

 

 

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Урок 39 Климат . Климат своей местности.

Урок 40 Атмосфера и человек.

53.Причины, влияющие на климат.

П.45.

Географические координаты пунктов А, Б и В показаны в таблице

Пункт

Географические координаты

широта

долгота

А

40° с.ш.

100° в.д.

Б

50° с.ш.

110° в.д.

В

40° с.ш.

110° в.д.

Определите, в каком из этих пунктов 15 июля Солнце раньше (по времени Гринвичского меридиана) поднимется над горизонтом. Запишите обоснование вашего ответа.

Формирование навыков составления характеристики климата города Магнитогорска

(5 мин.)

54.Обобщение по теме «Атмосфера»

Биосфера(6 часов)

55.Разнообразие и распространение организмов на Земле.  

П.46.

Биосфера, ее связь с другими геосферами.

Царство организмов, широтная зональность, природная зона, высотная поясность. Влажный экваториальный лес, саванна, степь, пустыня, тундра, тайга.. Почва, гумус, плодородие, фотосинтез, выветривание.

2.6 Биосфера.

2.7 Природная зона, широтная и высотная зональность.

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Урок 52 Биосфера – оболочка жизни на Земле.

Урок 53 Растительный и животный мир Земли.

Урок 55 Биосфера и человек.

56.Природные зоны Земли.

П.47.

Понятие о природных зонах разных поясов освещенности.

Уметь  характеризовать

природные зоны.

 

57.Жизнь в Мировом океане.

П.48.

Планктон. Охрана вод  Мирового океана.

.6 Биосфера.

2.7 Природная зона, широтная и высотная зональность.

58.Воздействие организмов на земные оболочки.

П.49.

.. Почва, гумус, плодородие, фотосинтез, выветривание.

Выявить воздействие организмов на оболочки Земли.

.6 Биосфера.

2.7 Природная зона, широтная и высотная зональность.

59.Животный и растительный мир Челябинской области.

45 мин.

60.Обобщение по теме

«Биосфера»

Взаимосвязи компонентов природы (1 час)

61. Природный комплекс. Составление описания природного комплекса на местности.

П.50.

Составные части географической оболочки, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Географическая оболочка  как окружающая человека среда.

Природный комплекс, компоненты природного комплекса, географическая оболочка, биосфера. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные и природно-хозяйственные.  Уметь составлять описание природного комплекса на местности. Сравнивать хозяйственную деятельность человека в разных природных зонах. Описывать состояние окружающей среды, ее изменения, влияние на качество жизни населения.

2.7 Природные комплексы.

2.2 Географическая оболочка как результат длительного взаимодействия литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы.

Экскурсия на местность с целью описания природного комплекса

(20мин.)

Пр. р.16

   Ознакомление с компонентами природы (экскурсия).

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Урок 56 Географическая оболочка.

Население Земли. Влияние природы на жизнь и здоровье человека (8 часов)

62.Человечество - единый биологический вид.

П.51.

Человеческие расы.

Человеческие расы: европеоидная, монголоидная, негроидная.  Районы распространения основных рас. Человечество единый биологический вид.

3.1 Население мира

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Урок 57 Население Земли.

Урок 58  Расы и расселение людей.

63.Численность населения Земли.

Основные типы населенных пунктов.

П.52-53.

Численность населения Земли.  Причины, оказывающие влияние на численность населения.

Численность населения, рождаемость, смертность, миграция, государство, государственная граница, столица. Тип населенного пункта, город, село. Уметь работать с политической картой мира. Определять географическое положение государства. Обозначать страны на контурной карте.

3.3 Современная политическая карта мира.  Многообразие стран современного мира

 

Пр. р17

  Определение положения государства на материке. Нанесение его границ на контурную карту.

   .

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Урок 59 Место жительства человека.

64.Человек – часть биосферы.

П.54.

Взаимодействие человека с окружающей средой.

Ноосфера.  Заказник, заповедник, национальный парк, ботанический сад, зоологический парк, Красная книга. Природные условия, стихийное природное явление. Наводнение, смерч, ураган, землетрясение, извержение вулкана.

3.2 Хозяйственная деятельность людей на Земле.

   

65. Охрана природы.

Рассмотреть влияние деятельности человека на окружающую среду.  

Состояние окружающей среды.

Рассмотреть влияние деятельности человека на окружающую среду окрестностей города Магнитогорска

(45мин.)

66. Стихийные природные явления.

П.55.

Влияние природы на жизнь и здоровье человека.

Виды стихийных явлений

в земных оболочках.

67. Итоговое обобщение по курсу 6 класса.

Итоговое обобщение

за курс 6 класса

68.Повторение.

Путешествие по оболочкам Земли.

Итого:435 мин.


4.Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.

               Основные направления совершенствования КИМов определялись последовательной реализации следующих принципов: отражение в структуре содержания экзаменационных материалов основных целей ЕГЭ; соответствие содержание КИМ  нормативным документам по географии; стандартизации и объективизации проверки уровня подготовки выпускников по географии; адекватность используемых форм заданий проверяемым знаниям и умениям, ориентация на повышение качества географического образования.

В рамках реализации этих принципов при составляются задания базового повышенного и высокого уровня подготовки выпускников .          КИМ включают в себя задания на формирование у учащихся картографических умений, умений работать с различными источниками информации (картами, статистическим материалом, схемами,  таблицами), формирование умений самостоятельно использовать для сравнения и объяснения изучаемых территорий, географических объектов и явлений, на формирование понимания ключевой географической терминологии.      

1. ГИА-2011: экзамен в новой форме: География: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ  для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме авт.-сост. Э.М.  Амбарцумова, С.Е. Дюкова. – М.: АСТ: Астрель,2011

       2.  ГИА 2012. География. Сборник заданий.9 класс/ О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2012.                                                

    Сайты:

        Сайт Федерального института педагогических измерений www.fipi.ru

http://geoman.ruГеография. Планета Земля

http://www.rgo.ruРаздел «География» в энциклопедии Википедия

http://ru.wikipedia.org/wiki/reon^Ha

География.ру: клуб путешествий

http://www.geografia.ruГео-Тур: все, что вы хотели знать о географии

http://geo-tur.narod.ruПланета Земля

http://www.myplanet-earth.comСтрановедческий каталог «EconRus»

http://catalog.fmb.ruGeoPublisher (архив научных публикаций географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова)

http://geopub.narod.ruГазета «География» и сайт для учителя «Я иду на урок географии»

http://geo. lseptember.ruУчебно-методическая лаборатория географии Московского института открытого образования

http://geo.metodist.ruУроки географии и экономики: сайт учителя географии А.Э. Фромберга

http://afromberg.narod.ruГеография для школьников

http://www.litle-geography.ruСловарь современных географических названий

http://slovari.yandex.ru/dict/geographyГде? В Караганде (словарь географических названий)

http://gde-eto.narod.ruНациональное географическое общество

http://www.rusngo.ruМир приключений и путешествий

5.Приложение.

5.1 Единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей.

Требования к устной  речи учащихся

Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме следует оценивать, учитывая содержание, логическое построение и речевое оформление.

Учащиеся должны уметь:

  • Говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;
  • Отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;
  • Излагать материал логично и последовательно;
  • Отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз, правильной интонации;
  • Оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно;

Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умения слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относится к высказываниям других, умение поставить вопрос, принимать участие в обсуждении проблемы и т.д.

Большинство знаний, которыми должны овладеть учащиеся, связано с изучением содержания карт и умением пользоваться ими. Обученность школьников работе с картой и контурной картой определяется тремя позициями: понимать карту, читать карту и знать карту.  По функциональным свойствам учебная географическая карта может использоваться как объект изучения, как источник знаний и как средство наглядности. Причем функции эти могут меняться в зависимости от целей обучения.

Требования к оформлению и ведению тетрадей:

-используются стандартные  общие тетради или тетради из 18 -24 листов;

-писать аккуратным, разборчивым почерком.

-указывать дату выполнения цифрами на полях (например, 01.01.09)

-записать  тему урока.

- указывать (классная, географический диктант, тест, практическая работа).

-соблюдать между заключительной строкой текста одной работы и датой другой работы 4 клеточки.

-между разными заданиями пропускать 2 клеточки, между датой и заголовком работы – 2 клеточки.

-аккуратно выполнять необходимые иллюстрации, чертежи.

-записи ведутся синей или фиолетовой пастой. Цветную пасту можно использовать при подчеркивании, составлении чертежей, таблиц, каких либо выделений. Запрещается писать  в тетрадях красной пастой.

5.2 .Нормы оценок.

При оценке уровня усвоения учебного материала в устных и письменных ответах учеников следует исходить из поэлементного анализа знаний, умений и навыков, учащихся и производить расчет коэффициента усвоения материала (тематический текущий контроль), степени обученности по соответствующим методикам.

 Текущему контролю подвергаются  учащиеся  6  классов. Оценивание знаний и умений проводится по системе: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" и вносится в классные журналы.  

Шкала оценок -  пятибалльная: 5 баллов - «отлично»,  4 балла - «хорошо» и 3 балла «удовлетворительно», 2 баллов – «неудовлетворительно».

Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающемуся, обнаружившему существенные пробелы в знании основного программного материала по учебному предмету, допустившему принципиальные ошибки при применении теоретических знаний, которые не позволяют ему продолжить обучение.

Оценка «удовлетворительно» ставится обучающемуся, проявившему знания основного программного материала по учебному предмету в объеме, необходимом для последующего обучения.

Оценка «хорошо» ставится обучающемуся, проявившему полное знание программного материала по учебному предмету, обнаружившему стабильный характер знаний и умений и способному к их самостоятельному применению и обновлению в ходе последующего обучения и практической деятельности.

Оценка «отлично» ставится обучающемуся, проявившему всесторонние и глубокие знания программного материала по учебному предмету, обнаружившему творческие способности в понимании, изложении и практическом использовании усвоенных знаний.

Оценка «5»

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Оценка «4»

Работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата.

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знания основного теоретического материала и владения умениями, необходимого для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Оценка «3»

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя. На выполнение работы затрачено много времени. Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическим материалом, географическими инструментами.

Оценка «2»

Выставляется в том случае, если учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство или помощь со стороны учителя вместе не эффективны из-за плохой подготовки учащегося.

5.3 . Литература.

1.ГИА 2014 География. Сборник заданий 9 класс / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2014                                                

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: География/ авт.-сост. Ю.А. Соловьёва. – М.: АСТ: Астрель, 2014.

5.4.  Перечень цифрвых образовательных ресурсов и Web-сайтов Интернет.

Список дисков медиатеки МОУ «Санаторная школа – интернат №2»:

География 6-10 класс Библиотека электронных наглядных пособий.

Страны мира.Географический справочник.

Великие географические открытия. Интерактивное пособие.

В работе используются материалы  следующих  сайтов:  www.egu.edu.ru  , а также сайт Федерального института педагогических измерений www.fipi.ru.

5.5. Лист коррекции.

Уроки, которые требуют коррекции

Уроки, содержащие коррекцию

Кл.

дата

№ урока

тема урока

причины коррекции

дата

тема урока

форма коррекции


5.6.Контрольно - измерительные материалы

                                                               Обобщение по теме по теме: «

Вариант А

  1. Подберите к каждому из  нижеперечисленных  географических понятий соответствующее определение. Например: а-Г

а) гора                          А)  выпуклая форма рельефа с высотой не более 200 м.

б) горные хребты       Б)  понижение в гребне, наиболее удобное для перехода через  хребет

в) перевал                    В) самая высокая часть хребта

г) гребень                    Г) выпуклая форма рельефа с высотой более 200 м.

д) холм                        Д) линейно вытянутые поднятия с отдельными вершинами

  1. Классификация гор по высоте.

  1. Перечислите факторы, влияющие на разрушение гор.

4. Подберите каждому из нижеперечисленных географических понятий соответствующее определение.

а) плоская равнина                А) равнина с абсолютной высотой до 200 м

б) холмистая равнина           Б) равнина без возвышенностей и понижений

в) низменность                      В) равнина с абсолютной высотой от 200 до 500 м.

Вариант В.

  1. Назовите основные формы рельефа гор.
  2. Определите физико-географическое положение Кавказских гор (Уральских гор, Саян), найдите высшую точку и определите ее координаты.
  3. Объясните, как внутренние силы Земли влияют на изменение гор.

Вариант С.

  1. Объясните, в чем отличие гребней горной системы от перевалов.

  1. Дайте сравнительную характеристику двух горных систем (на выбор) по следующему плану: физико-географическое положение, средняя высота, максимальная высота (с координатами высшей точки), протяженность (километры, градусы), направление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета « алгебра, 9 класс, базовый уровень».

Рабочая программа учебного предмета «Алгебра 9» (далее Рабочая программа) составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:1.         Феде...

Рабочая программа учебного предмета « геометрия, 9 класс, базовый уровень».

Рабочая программа учебного предмета «Геометрия 9» (далее Рабочая программа) составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:1.         Фе...

Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» 7 класс, базовый уровень

Рабочая программа к УМК Колягина Ю.М. Программа рассчитана на 3,5 часа в неделю; 4 часа в первом полугодии и 3 часа во втором. Программа базовая....

Рабочая программа учебного предмета "Физика" 10 класс (базовый уровень)

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего общего образования для 10 – 11  классов  и государственного образовательного стандарта, авторской программы Л. Э. Генденшт...

Рабочая программа учебного предмета "Физика" 11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего общего образования для 10 – 11  классов  и государственного образовательного стандарта, авторской программы Л. Э. Генденшт...

Рабочая программа учебного предмета «Математика» 8 класс базовый уровень на 2014 / 2015 учебный год. (Домашнее обучение )

Пояснительная запискаРабочая программа учебного курса математики для 8 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике, федерального компонента государственн...

Рабочая программа учебного предмета «МАТЕМАТИКА» 11 класс, базовый уровень

Основанием для разработки рабочей программы  является1.                  Федеральный компонент государственног...