Политизация как принцип школьной географии
статья по географии

В условиях реального школьного образования имеет место постоянное обновление и модернизация учебно-воспитательного процесса. Для школьной географии в качестве сквозных направлений определились гуманизация, социологизация, экологизация и экономизация. Под политизацией следует понимать проникновение политической сферы жизни общества в повседневную практику. Политизация в образовании заключается в его целеполагании и реализации воспитательной функции, которая рассматривается в качестве приоритетной.Политизация проявляется в усилении гражданского и патриотического направления, которые нашли отражение во всех основополагающих документах, касающихся современного образования и школьной географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл politizatsiya_kak_printsip_shkolnoy_geografii.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЛИТИЗАЦИЯ КАК ПРИНЦИП ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

В условиях реального школьного образования имеет место постоянное обновление и модернизация учебно-воспитательного процесса. Для школьной географии в качестве сквозных направлений определились гуманизация, социологизация, экологизация и экономизация [4, c. 22-24].

Однако, по мнению ряда исследователей, кроме перечисленных направлений необходимо выделить и политизацию, которая носит ярко выраженную обучающую и воспитательную функцию. Политизация пронизывает все школьные географические курсы и также является сквозным направлением.

В широком смысле под политизацией следует понимать проникновение политической сферы жизни общества в повседневную практику, где происходит соединение всех общественных элементов и технологий в целях решения текущих и стратегических задач развития. Политизация как общественное явление играет очень важную роль и оказывает серьезное воздействие на индивидуальную и коллективную жизнь людей [2, c. 5-6].

Тем временем, политизация в образовании заключается в его целеполагании и реализации воспитательной функции, которая рассматривается в качестве приоритетной. Существует также предметный аспект политизации образования. Он подразумевает актуализацию политических знаний. В рамках общего географического образования речь должна идти об усвоении значительного объема программной политико-географической информации. Вопросы каждого курса школьной географии, включающие политико-географическое содержание, представлены в Примерных основных образовательных программах основного и среднего общего образования.

Тем временем, воспитательная функция политико-географических знаний является приоритетной. Главным содержанием здесь выступают гражданственность и патриотизм.  

Прежде всего, гражданственность и патриотизм лежат в основе стратегии развития воспитания в Российской Федерации [5]. Гражданственность означает осознание человеком своей причастности к Родине, ее народу, истокам и корням Отечества. Основная составляющая гражданственности - патриотизм. Это говорит о том, что без патриотизма не может быть гражданственности, также как без гражданственности не существует патриотизма. Решение задач гражданского и патриотического воспитания молодежи предусматривает усиление ценностных установок в условиях учебно-воспитательного процесса и целый ряд мер общественного и государственного характера. Особенность современного гражданско-патриотического воспитания школьников на уроках географии заключается в повышении роли не только политико-географического блока, но также краеведческого компонента. В конечном счете, от гражданской позиции молодёжи, её социально-политической активности и духовно-нравственной ориентации зависит будущность российского социума. Это означает, что гражданственность и патриотизм относятся к ценностным категориям российского общества [1].

В этой связи в системе отечественного образования в качестве главной задачи выступает «формирование российской гражданской идентичности» и личностные результаты школьников «должны отражать воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству…» [6].  

Содержание гражданского и патриотического воспитания зафиксировано в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [6; 1]. «Патриотическое воспитание, - сказано в этих документах, - представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [1]. Стоит отметить, что в программе выделяется и понятие «гражданско-патриотическое воспитание», под которым понимается волонтёрское движение.

Концепция развития географического образования в своих задачах также  выделяет «воспитание чувства патриотизма и гражданского долга» и «обеспечение формирования базовых представлений и понятий национальной идентичности гражданина России (в какой стране он живет, какие народы ее образуют и населяют, в чем ее сходства и отличия от государств ближнего и дальнего зарубежья, какова роль российского пространства как комплекса природных, культурных, экономических и др. феноменов в формировании менталитета ее народов)» [3].

Таким образом, политизация школьной географии как процесс носит объективный характер и выражается в обучающем и воспитательном аспектах. В обучающем смысле политизация географии связана с содержания программных требований и усвоением большого объема политико-географических знаний. В воспитательном аспекте политизация проявляется в усилении гражданского и патриотического направления, которые нашли отражение во всех основополагающих документах, касающихся современного образования и школьной географии.

Литература

[1] Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://goo.gl/j2LGLE (дата обращения 22.09.2018)

[2] Данилов М.В. Политизация общества в постсоветской России: институты, технологии, циклы/ М.В. Данилов; под ред. проф. Н.И. Шестова. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2014. – 351 c.

[3] Концепция развития географического образования (проект) [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://goo.gl/UXM4ri (дата обращения 22.09.2018)

[4] Максаковский В. П. Географическая культура: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по геогр. спец. / В.П. Максаковский. - М: ВЛАДОС, 1998. – 416 c.

[5] Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://goo.gl/pwgTMb (дата обращения 22.09.2018)

[6] Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://goo.gl/wavDcC (дата обращения 22.09.2018)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие УУД средствами школьной географии

презентация на тему "Развитие УУД  средствами школьной географии"...

Система самостоятельных и практических работ по географии: их роль в усилении прикладной направленности школьной географии

Вся система самостоятельных и практических работ по географии направлена на реализацию концепции углубленного географического образования учащихся как одно из составляющих модели учебно-воспитательног...

Контольные работы по всем курсам школьной географии за 1 полугодие

Предлагаю контольные работы по всем курсам школьной географии за 1 полугодие...

Новые принципы школьной дидактики

Современному человеку в динамичном и быстро изменяющемся мире недостаточно только обладать определенным объемом знаний, необходимо уметь учиться, то есть уметь определять цели познавательной деятельно...

Методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе реализации личностного принципа обучения географии

Каждый ребенок неповторим и уникален. Никогда не было на свете кого-то другого, похожего на него, и никогда больше не будет. Ему, пришедшему в этот мир, предоставлен шанс совершить то, чего не смог сд...

Доклад выступления на секции учителей географии «Воспитательный потенциал школьной географии в условиях реализации обновленного ФГОС ООО и СОО» 2023 г

Доклад:«Воспитательный потенциал школьной географии в условиях реализации обновленного ФГОС ООО и СОО»  Скачать презентацию: https://disk.yandex.ru/i/ZeGG8u-0Lz9Kzg...