Методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе реализации личностного принципа обучения географии
статья по географии (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Третьякова Татьяна Геннадьевна

Каждый ребенок неповторим и уникален. Никогда не было на свете кого-то другого, похожего на него, и никогда больше не будет. Ему, пришедшему в этот мир, предоставлен шанс совершить то, чего не смог сделать раньше и не сможет осуществить когда-либо позже.

Сегодня мы переживаем, изменения во всех сферах жизни, которые не могут не затронуть и образовательную среду. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объем научной информации стремительно возрастает - за каждые десять лет он удваивается. Поэтому очевидно, что, сколько бы прочны и обширны не были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя. Вместо парадигмы «обучение на всю жизнь» появилась другая – «образование через всю  жизнь».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_aktivizatsii.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Третьякова Татьяна Геннадьевна

бюджетное общеобразовательное

учреждение г. Омска «Гимназия № 43»

Методы активизации познавательной деятельности учащихся

в процессе реализации личностного принципа  обучения географии

Каждый ребенок неповторим и уникален. Никогда не было на свете кого-то другого, похожего на него, и никогда больше не будет. Ему, пришедшему в этот мир, предоставлен шанс совершить то, чего не смог сделать раньше и не сможет осуществить когда-либо позже.

Сегодня мы переживаем, изменения во всех сферах жизни, которые не могут не затронуть и образовательную среду. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объем научной информации стремительно возрастает - за каждые десять лет он удваивается. Поэтому очевидно, что, сколько бы прочны и обширны не были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя. Вместо парадигмы «обучение на всю жизнь» появилась другая – «образование через всю  жизнь». Образовательный же процесс обязан открывать и стимулировать личностный потенциал школьника. Сегодня гораздо большее значение имеют:

  • способность правильно сформулировать стоящую перед человеком проблему;
  • умение отобрать из своего опыта ту информацию, которая пригодится для решения проблемы;
  • умение определять, какой информации не хватает для решения проблемы и где ее искать;
  • умение находить новую недостающую информацию;
  • умение оценить, подходит ли данная информация для решения проблемы;
  • умение использовать отобранную информацию для решения проблемы.

География в школе всегда была важной мировоззренческой дисциплиной. Ведь география охватывает практически все сферы жизни общества и окружающей среды, включая в себя сведения из многих других наук (геологии, астрономии, экологии и т.д.). Географические знания позволяют сформировать пространственное видение мира, увидеть взаимосвязи между всеми объектами явлениями, понять сущность процессов, происходящих в природе и обществе.

Овладев географическими познаниями, человек осознает себя частью окружающего пространства, воссоздаёт для себя целостную картину современного мира. Поэтому географические знания, географическая культура должны быть частью общей культуры каждого человека.

Познавательный интерес, безусловно, является основой обучения. Найти оптимальные методы и средства, позволяющие активизировать познавательный интерес учащихся, подвести их к пониманию того, что география пронизывает все стороны жизни человека и применима в любых вопросах, начиная от личных и заканчивая общественно-значимыми, - задача каждого учителя географии.

Модернизация российского образования предполагает переход к новым технологиям и, прежде всего к личностно-ориентированному развивающему образованию. Тогда школа станет местом, где «раскрываются сердца», а сам образовательный процесс – учебником жизни, инструментом разрешения жизненных проблем и личностного роста. Это означает, что учитель отказывается от авторитарного, репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого.

В школу ребенок приходит не просто со знаниями. Важно научить его добывать знания в процессе поисковой деятельности (под руководством учителя и самостоятельно), дать возможность решать учебную задачу творчески. Научить контролировать и оценивать свои знания и умения, т. е. сформировать умение осуществлять рефлексию, необходимую для ответа на первый вопрос самообразования «Чему учиться?».

В основе сознательного учения лежит способность человека к продуктивному (творческому) воображению и мышлению. При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике я использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков, компьютерные технологии.

Использование нетрадиционных методов обучения, на мой взгляд, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.

Особое же внимание уделяю тем методам, средствам и формам обучения,  которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования. Прежде всего, это:

  • Создание проблемных ситуаций. Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности.
  • Технология опорных конспектов. Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление.
  • Дидактические игры, которые не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний.
  • Творческие работы. Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил.
  • Использование литературных произведений. Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок.
  • Работа с картой. Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.
  • Ребусы. Ребус – головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Ребусы можно использовать для проверки знаний учащихся, как одну из форм домашнего задания или для работы на уроке в группах.

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества – информатизация образования, то есть внедрение средств новых информационных технологий в систему образования, в том числе и в систему географического образования.

Использование компьютерных технологий создаёт возможности доступа к большим массивам ранее недоступной современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний. Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучения строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.

Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для раскрытия личности ученика, для проявления познавательной активности учеников. Средствами ее достижения становятся:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности;
  • использование на уроке материала, позволяющего ученику проявить свой субъективный опыт;
  • оценка деятельности ученика не только по результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения;
  • поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать его у других, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  • создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность.

Критериями эффективности проведения личностно-ориентированного урока являются:

  1. Использование проблемных творческих задач;
  2. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;
  3. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников;
  4. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, «что мы узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему;
  5. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
  6. Оценка при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, почему и в чем ошибся;
  7. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
  8. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Данная работа имеет положительный результат. В результате использования различных методов активизации познавательной деятельности повысился интерес учащихся к географии, возросло количество ребят, которые участвуют в творческих и интеллектуальных конкурсах, больше ребят принимает участие в дистанционных олимпиадах и телекоммуникационных проектах разного уровня. Увеличилось число призеров и победителей муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников. Повысилось качество участия в телекоммуникационных проектах. Но, прежде всего, идет развитие навыков исследовательской и проектной деятельности, формируются коммуникативные навыки, формируется опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. На протяжении последних лет наблюдается позитивная динамика усвоения программного материала на базовом уровне. Растёт интерес к географии и, как следствие, повышается «качество знаний» по предмету, которое составляет 75-78%.  Регулярное использование информационных технологий, создание творческой атмосферы и доверительной обстановки на уроке обеспечивает усвоение материала учащимися на более высоком уровне, способствует развитию мотивации к учебной деятельности, овладению учебно-познавательной  и  коммуникативной компетенциями.    

Итак, чтобы сделать процесс обучения личностно-ориентированным, нужно: признать право каждого ребенка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности. Для будущего школы альтернативы личностно-ориентированному образованию нет, потому что именно оно становится учебником жизни, инструментом разрешения жизненных проблем и личностного роста. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как метод активизации познавательной деятельности учащихся

Чтобы соответствовать современным требовани­ям, выпускник школы должен глубоко усвоить ос­новные идеи современной физики, овладеть систе­мой научных понятий, уметь ориентироваться в на­учно-техн...

Система тренировочных упражнений как метод активизации познавательной деятельности

Если ученик в школе ненаучился сам ничего творить,то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоя...

Методы активизации познавательной деятельности на уроках математики

Методы активизации познавательной деятельности на уроках математики...

Методы активизации познавательной деятельности - презентация.

В презентации отражены пути активизации познавательной деятельности, уровни активности  и  активного  обучения, виды  и  формы  контроля....

ИГРОСИСТЕМА КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ

Краткая аннотация работы. Авторы обосновывают использование дидактических игр на уроках математики для развития мотивации познавательной деятельности пятиклассников и предлагает формы организаци...

презентация Методическое совещание по теме:"Методы активизации познавательной деятельности школьников в учебном процессе" Харченко О.Е. МОУ СОШ №2 г.Буденновска

презентация Методическое совещание по теме:"Методы активизации познавательной деятельности школьников в учебном процессе" Харченко О.Е. МОУ СОШ №2 г.Буденновска...