Проектная деятельность школьников на уроках географии
статья по географии (9 класс)

Моисеева Жанна Владимировна

Проект рассматривается как форма организации совместной деятельности педагога и обучающихся; совокупность приѐмов и действий в определѐнной последовательности, направленную на достижение поставленной цели, решение проблем, значимых для обучающихся и оформленной в виде конечного продукта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_1.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность школьников на уроках географии

Образовательная деятельность в школе реализуется согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В рамках данного стандарта рекомендуется реализовывать в профессиональной деятельности педагога инновационные методы, приѐмы, средства и технологии обучения.

Цель деятельности образовательного учреждения на сегодняшний день заключается в следующем: научить обучающихся ставить перед собой определѐнные задачи учебной деятельности, уметь решать учебные проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, применяя полученные знания в практической деятельности.

Традиционный урок в обучении становится неактуальным. В педагогике популярными становятся деятельностные методы обучения.

Одним из популярных методов деятельностного обучения является проектная деятельность. Она  направлена на развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать знания.

Учебные проекты позволяют школьникам неординарно мыслить, решать поставленные задачи, выдвигать свои гипотезы, высказывать и отстаивать своѐ мнение, и самое главное проявляется мотивация к учебной деятельности обучающихся.

В образовательном учреждении необходимо создавать условия, в которых обучающиеся смогут приобрести необходимый опыт, развивать направленность на самостоятельное решение различных учебных и внеучебных ситуаций. Эти условия будут существовать в том случае, если школьники самостоятельно смогут осуществлять какую-либо деятельность одни или в групповом взаимодействии

Проект рассматривается как форма организации совместной деятельности педагога и обучающихся; совокупность приѐмов и действий в определѐнной последовательности, направленную на достижение поставленной цели, решение проблем, значимых для обучающихся и оформленной в виде конечного продукта. Проектная деятельность в этом документе определяется как особая форма учебной работы, способствующая воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности обучающихся.

Учебный проект можно охарактеризовать как форму методической работы, направленную на изучение конкретного предметного раздела, темы, события или явления. В педагогике учебный проект рассматривается как совместно учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, методы, направленные на достижение предполагаемого результата. Также учебный проект трактуется как возможность делать что- то интересное индивидуально или в группе, деятельность, позволяющая проявить себя, принести пользу, решить проблему, значимую для окружающих.

Учебные проекты в образовательном учреждении – это целенаправленно организованная научно-исследовательская работа, проводимая творческими коллективами.

Учебный проект – даѐт возможность педагогу стать консультантом, а обучающимся дать возможность выбрать свой вариант изучения и реализации своих способностей

Проектная деятельность направлена на достижение определенного результата, то есть основным критерием проекта является достижение запланированного результата.        

Организация проектной деятельности школьников в образовательном учреждении планирует новые образовательные результаты: личностные, представленные в ценностях, установках; метапредметные, выражающиеся в коммуникативных, регулятивных, познавательных учебных действиях; предметные выражаются в знаниях, умениях, навыках. Если в традиционной классно-урочной системе образования школьнику даются готовые знания, то посредством проектной деятельности обучающийся сам добывает знания, выбирает источники этих знаний, сам формирует цели, задачи и самостоятельно осуществляет поиск решения проблем. Педагог становится координатором образовательной деятельности.

Проектная деятельность позволяет педагогу сформировать педагогическую ситуацию. Ключевыми возможностями проектной деятельности считается: информационная возможность, позволяющая школьнику быть успешным в современном информационном обществе; принимать решения на основе обработанной информации; коммуникативная возможность, позволяющая получать необходимую информацию от других людей, убеждать, влиять на принятие решений, на основе толерантного отношения к ценностям и интересам других людей. А также проектная деятельность позволяет принять самостоятельно ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь.

Проектная деятельность позволяет включать обучающихся в активную творческую самостоятельную деятельность, где проявляются умение ориентироваться в информационном обществе и самостоятельно конструировать свои знания. Введение в образовательную практику учебного проекта помогает решить ряд проблем. Во-первых, данная деятельность направлена на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой проблемы. Во-вторых, ученик воспринимает знания как действительно нужные ему, личностно-значимые в решении проблемы.

Рассматривая применение учебного проекта на уроках географии можно, констатировать, что ни один школьный предмет не имеет таких перспектив, как эта дисциплина. Разнообразие объектов и явлений, изучаемых на уроках географии, обеспечивает огромные возможности для развития общеучебных, информационных и мыслительных навыков.

Работа над учебным проектом способствует развитию умений практически применять полученные знания, развивает рефлекторное мышление: поиск фактов, их анализ, размышление, логическое выстраивание фактов.

Предмет география является одной из уникальных учебных дисциплин, так как развивает любознательность, которая порождает самостоятельность понимания понятий и причины природных явлений. Следовательно, сама дисциплина создаѐт условия для исследовательской деятельности обучающихся.

Учебный проект на уроке географии – один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.

В методике учебных проектов на уроке географии можно выделить следующую типологию проектов и их особенности:

  • Исследовательские проекты предполагают чѐткое определение предмета и методов исследования. Такие проекты имеют структуру, приближенную к научным исследованиям.
  • Творческие проекты рассматриваются как самостоятельная итоговая работа школьника по изучению раздела или темы. Данные работы направлены на создание картографических моделей, макетов, графических схем. В каждом конкретном случае необходимо продумать планируемые результаты и формы их представления это может быть: макет, газета, альбом, видеофильм, кроссворд, статья, презентация. Выполнение такого проекта будет способствовать развитию творческих способностей,

инициативы, развитию логического мышления, познавательных и воспитательных функций, закреплению знаний, умений и навыков обучающихся.

  • Игровые проекты – создание таких проектов направлено на передачу впечатлений, эмоций, возникающих при изучении природных явлений и географических открытий. Примером проектной деятельности могут служить уроки, проведенные в виде пресс-конференции по учебным темам или разделам; «суд» над какой- либо проблемой или явлением; КВН, круглый стол; игра; викторина.

- Информационные проекты направлены на поиск информации об объекте или явлении, где происходит анализ, обобщение и дальнейшее представление информации. Учебной целью данного вида проекта является формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию. Данный тип проекта можно применять на уроках географии с обучающимися разных возрастных групп.

- Практико-ориентированные – такие проекты связаны с экспериментальной работой, где реализуются наблюдения, экспериментально-измерительные работы на местности пришкольного участка.

Примерами данных проектов по географии могут быть: оформление выставки горных пород для кабинета географии, проекты освоения территории, проекты по созданию новых объектов или маршрутов.

В современной школьной образовательной деятельности чаще всего встречаются проекты смешанного типа, с элементами исследования и творчества обучающихся.

Во внеурочной деятельности проекты могут представлять самостоятельное, групповое, парное разработанное или изготовленное изделие: рисунок, коллаж, макет, видео, презентация, коллекция, книга. Проект может являться и практико-ориентированным: озеленение пришкольной территории, субботник, очистка родников.

Овладение учителем географии проектной компетентностью поможет изменить устаревшую стереотипную систему учебного процесса географического образования, в целом может показать более высокий уровень результативности профессиональной педагогической деятельности и дать возможность создать свою, новаторскую систему обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность школьника на уроках изобразительного искусства.

Использование метода проекта на уроках изобразительного искусства одна из актуальных проблем школьного художественного образования. Использование метода проекта позволят сделать урок современным, боле...

Проектная деятельность учащихся на уроках географии, как средство активизации познавательной активности школьников

Метод проектов способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, органично вписывается в систему личностного и ориентированного обучения. Главная идея метода проектов, на м...

Проектная деятельность школьников на уроках технологии и внеурочное время.

В докладе рассмотрены теоретические аспекты   метода проекта, показана классификация проектов, работа над каждым этапом проекта. Рассмотрен вопрос о социальном проектировании....

Исследовательская деятельность школьников на уроках географии и во внеурочной деятельности

Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким же широким, как геофафия, диапазоном межпредметных связей, имел та­кое разнообразие форм н средств обучения, которые не всегда, к с...

Исследовательская деятельность школьников на уроках географии и во внеурочной деятельности

Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким же широким, как геофафия, диапазоном межпредметных связей, имел та­кое разнообразие форм н средств обучения, которые не всегда, к с...

Проектная деятельность школьников на уроках географии

Проектная деятельность как особая форма учебной работы, способствующая воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности обучающих...

Проектно- исследовательская деятельность школьников на уроках географии и во внеурочное время

у детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём ж...