Рабочая программа по внеурочной деятельности " Троицкое географическое общество"
рабочая программа по географии

Наумова Людмила Вячеславовна

 Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана для обучающихся  9-10 класса с целью изучения географии  своего округа, района,села.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл troitskoe_geograficheskoe_obshchestvo.docx35.44 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

«Средняя  общеобразовательная  школа имени  В. Г. Подпругина с.Троица»

«Рассмотрено» на заседании  методического объединения

Протокол № 1

от «29»  августа  2020 года

«Согласовано»

Зам.директора по УР

_______С.А.Поникаровских

«Утверждаю»

Директор

МКОУ ХМР «СОШ

им.В.Г. Подпругина с.Троица»                                      

_____________Курманов Р.И.

   Приказ №        от29.08.20

                                                                                                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«  Троицкое географическое общество» 

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 и 10 КЛАССОВ

 

                                                                                СОСТАВИТЕЛЬ:

Наумова Людмила Вячеславовна

учитель географии  первая квалификационная категория

 

   

2020/2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета  составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной программы.

            Курс основывается на изучении географии на примере своего округа, района и  села, включает сведения из таких областей знания, как природа, историческое развитие, особенности населения, традиции, быт, культура, топонимика, хозяйственная деятельность человека.

            Основное назначение курса « Троицкое географическое общество» -  привить интерес к изучению учащимся  своего края, создать объективный образ  природы и экономики территории, где они живут и  учатся. Познакомить детей со  специфику нашего края, отличительными особенностями  его от других  регионов РФ. Отдать дань памяти людям, которые внесли свой вклад в изучение и освоении нашего края.

  Рабочая программа курса рассчитана на 35часов,1 час в неделю.

Основные цели и задачи курса:

Главная цель данного курса:

формирование целостного представления об особенностях освоения территории Западной Сибири  нашими предками, топонимике географических объектов, природе, населении  ХМАО на примере родного села Троица.  Воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своего края и его населяющих народов,  развитие географического мышления.

Основные задачи курса:

- сформировать представление о ХМАО- Югре как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления на примере изучения своего населенного пункта;

- показать  практическое значение географического изучения своего края и села для саморазвития.

- развивать интерес учащихся к познанию окружающей действительности, вовлекать их в исследовательскую деятельность своего края.

- развить простейшие  практические навыки необходимые юному географу.

Планируемые  результаты  освоения курса.

1.Личностными  результатами являются: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

 сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

2.Метапредметными результатами являются: освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные),

 способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

3. Предметными результатами  являются:

 владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Овладение школьниками системой физико-географических, картографических, социально-экономических, экологических, краеведческих знаний, умений.

В процессе изучения курса внеурочной деятельности реализуется следующая цель – формирование следующих компетенций:

Ценностно-смысловая компетенция. 

Формирование мировоззрения, связанного с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От этого зависит программа жизнедеятельности ученика в будущем.

Общекультурная компетенция. 

Способствовать ознакомлению с особенностями национальной и общечеловеческой культуры, с духовно-нравственными основами жизни человека и человечества, отдельных народов, с культурологическими основами семейных, социальных, общественных явлений и традиций, с ролью науки и религии в жизни человека, их влиянием на мир.

Учебно-познавательная компетенция. 

Способствовать формированию и развитию компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Информационная компетенция. 

При помощи информационных технологий (Интернет), способствовать формированию умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её.

Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в различных источниках.

Метапредметные компетенции:

умение работать с разными источниками географической информации;

умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

картографическая грамотность;

владение элементарными практическими умениями;

умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных природных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на разных материках в странах мира.

Содержание тем учебного курса.

Введение.

Что такое русское географическое общество? Его цели и задачи. Подразделение русского географического общества в г. Ханты-Мансийске.

Раздел 1. От древности до наших дней. 

История освоения и заселения нашими предками территории Сибири и Югры. Виды народов и народностей. Понятие национальность, одно национальность, многонациональность. Объяснение причин многонациональности населения нашего региона. Изучение национального состава жителей села Троица.  Миграционные процессы, формирование структуры населения, история появления на территории села. Религиозный состав населения села, история Троицкой церкви. Демографическая ситуация, её динамика в различные периоды развития ХМАО и села Троица. Плотность населения на территории округа в сравнении с другими территориями РФ. Трудовые  ресурсы.

 Раздел 2.Источники географической информации.

План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы. Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по плану.  

Наше место на планете Земля. (Материк, страна, равнина, федеральный округ, субъект федерации, столица округа и ее координаты).   Географические координаты  моей малой родины- села Троица.                                                                                                                  Описание географического положения села по картам и атласам России.

Топонимика  на физико-географической карте.

Топонимика и история географических открытий.  Российские имена на карте мира.

 

  Раздел 3.Знаменитые люди округа или история в лицах.

География ХМАО  в  произведениях местных писателей и  картинах художников.  Конькова Анна Митрофановна. (улица Коньковой). Мария Волдина – народная сказительница. Геннадия Райшева –югорский художник.                                                                                 Фарман Салманов  и  нефтяное сердце страны.  

История  Ханты-Мансийска в улицах города. Улица А.Коньковой, Борис Николаевича Лосева ,Бориса Евдокимовича Щербина, Федора Петровича Доронина, Николая Ивановича Сирина, Александра Александровича Дунина-Горкавича, улица Лопарева, улица Сутормина.

Раздел 4. Природа ХМАО и родного села: 

Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые. «Золото» Югры. Климатические особенности, климатообразующие факторы, температурный режим, амплитуды температур по сезонам года.

 Гидрографическая сеть, Обь и ее значение. Характеристика реки по плану. Притоки Оби в районе нашего населенного пункта и их истоки. Озёра и их значение для местного населения. Характеристика гидрографической сети.

Почвы, виды почв, их свойства. Земельные ресурсы. Растительность ХМАО, история формирования растительности, растительность равнин, растительность гор; виды лесов на территории ХМАО, основные представители растительного мира ХМАО, их характеристика. Животный мир ХМАО, основные представители животного мира. Природные комплексы, их особенности. Ландшафтные комплексы и области, их формирование. Зональное изменение компонентов ландшафта.

Требования  к уровню подготовки учащихся.

1.Называть и  (или) показывать:

- основные средства и методы получения географической информации;

- климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

- особенности гидрографической сети  ХМАО - Югра;

- зональные типы почв, их главные свойства;

- основные представители животного и растительного мира ХМАО - Югра;

- основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

- народы и народности, заселяющие территорию ХМАО;

- районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений

2. Описывать:

- особенности быта, культуры и традиций отдельных народов и народностей        

3.  Наносить на контурную карту:

-  границы округа, географические объекты;

4.   Объяснять:

- образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

- образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды;

- влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

- почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

- причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории ХМАО - Югра;

- разнообразие природных комплексов на территории округа;

- различия в естественном приросте населения ХМАО – Югра, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных районов, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;

5.     Оценивать и прогнозировать:

- природно-ресурсный потенциал  региона;

- экологическую ситуацию в  регионе;

- изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

- изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения;

- развитие и проблемы хозяйства районов своего региона и своей местности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 9класс

№ урока

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Форма проведения

Введение.

1

Что такое русское географическое общество? Его цели и задачи. Подразделение русского географического общества в г. Ханты-Мансийске

1

 Беседа - знакомство

Раздел 1. От древности до наших дней. 

2-3

История освоения и заселения нашими предками территории Сибири и Югры.

2

Занятие, практическая работа с картой

4-5

Виды народов и народностей проживающих на территории Югры. Понятие национальность, одно национальность, многонациональность.

2

Занятие, практическая работа с картой,                        опрос населения

6-7

Объяснение причин многонациональности населения нашего региона. Изучение национального состава жителей села Троица.

2

 Опрос населения, работа с открытыми источниками информации,  самостоятельная работа.

8-9

Миграционные процессы, формирование структуры населения, история появления на территории села.

2

Занятие, практическая работа с картой,

10-11

Религиозный состав населения села, история Троицкой церкви.

2

Занятие, практическая работа «Поиск информации  о церкви в селе Троица»

12-13

Демографическая ситуация, её динамика в различные периоды развития ХМАО и села Троица.

2

 Практическая работа «Определение естественного прироста населения»

14

 Плотность населения на территории округа в сравнении с другими территориями РФ.

1

Занятие, практическая работа со статистическими данными

15-16

Трудовые ресурсы

2

Занятие, практическая работа со статистическими данными

Раздел 2.Источники географической информации.

17

План местности.

1

Занятие, практическая работа

18-19

Географические карты. Их основные параметры и элементы. Масштаб.

2

Занятие, практическая работа

20-21

Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений.

2

Занятие, разбираем задания из ОГЭ.

22-23

Определение географических координат.

2

Занятие, практическая работа

24-25

Анализ плана местности и построение профиля местности по плану.  

2

Занятие, практическая работа

26

Наше место на планете Земля. (Материк, страна, равнина, федеральный округ, субъект федерации, столица округа и ее координаты).

1

 Занимательная викторина

27

Географические координаты  моей малой родины- села Троица

1

 Беседа

28

Описание географического положения села по картам и атласам России.

1

 Занятие, практическая работа

29-31

Топонимика  на физико-географической карте.

3

 Работа с картой

32-34

Топонимика и история географических открытий.

3

Работа с картой

35

Российские имена на карте мира.

1

 Экспресс - опроссс

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс

№ урока

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Форма проведения

Введение.

1

Что такое русское географическое общество? Его цели и задачи. Подразделение русского географического общества в г. Ханты-Мансийске

1

Беседа - знакомство

Раздел 3. Знаменитые люди округа или история в лицах.

2-3

География ХМАО  в  произведениях местных писателей и  картинах художников

2

 Беседа

4

Конькова Анна Митрофановна

1

Знакомство с биографией

5

 Мария Волдина  – народная сказительница

1

Знакомство с биографией

6

Геннадия Райшева  –югорский художник

1

Знакомство с биографией

7

Фарман Салманов  и  нефтяное сердце страны.  

1

Знакомство с биографией

8

История  Ханты-Мансийска в улицах города. Улица А.Коньковой

1

Знакомство с биографией

9

Улица Бориса Николаевича Лосева 

1

Знакомство с биографией

10

Улица Бориса Евдокимовича Щербина

1

Знакомство с биографией

11

Улица Федора Петровича Доронина

1

Знакомство с биографией

12

Улица Николая Ивановича Сирина

1

Знакомство с биографией

13

Улица Александра Александровича Дунина-Горкавича

1

Знакомство с биографией

14

Улица Лопарева

1

Знакомство с биографией

15

Улица Сутормина

1

Знакомство с биографией

Раздел 4. Природа ХМАО и родного села

16-17

Разнообразие рельефа. Описание рельефа  прилегающей территории с. Троица, особенности.

2

 Занятие

18-19

Полезные ископаемые. «Золото» Югры. Крупнейшие месторождения в Ханты –Мансийском районе.

2

 Занятие,беседа

20-21

Климатические особенности, климатообразующие факторы, температурный режим, амплитуды температур по сезонам года. Чтение климатограмм на гис –метео.

2

 Занятие, решение задач

22-23

Гидрографическая сеть, Обь и ее значение. Характеристика реки по плану. Уклон, падение.

2

 Практическая работа

24

Притоки Оби в районе нашего населенного пункта и их истоки.

1

 Беседа

25

Озёра и их значение для местного населения. Характеристика гидрографической сети.

1

 Беседа

26-27

Почвы, виды почв, их свойства.

2

 Работа с картой

28-29

Земельные ресурсы. Растительность ХМАО,  виды лесов на территории ХМАО, основные представители растительного мира ХМАО, их характеристика.

2

 Работа с картой

30-31

Животный мир ХМАО, основные представители животного мира.

2

  Блиц -опрос

32

Природные комплексы, их особенности.

1

 Викторина

33-35

 Подготовка игры «Что? Где? Когда? Для 8 класса. Проведение игры

3

  Игра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Географический мир" (для 9 классов)

Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию для сдачи экзамена. Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче госу...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Человек и общество»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Человек и общество» (8-9 кл)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и общество"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и общество" рассчитана на 2 часа в 5 классе...

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Я и общество» обучающихся с ЗПР 5Г класса Направление «Социальное»

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение обществознания в 5 классе 1 час в неделю, что составляет 35 часов в год.Цели обучения- способс...

рабочая программа по внеурочной деятельности 9 класс "Человек и общество"

Рабочая программа по неурочной деятельности 9 класс "Человек и общество" 2021-2022 учебный год...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение географических задач» 9 класс

Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности  «Решение географических задач».Программа составлена для обучающихся 9 классов, которые выбрали предмет «География&ra...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...