рабочая программа по внеурочной деятельности 9 класс "Человек и общество"
рабочая программа (9 класс)

Самсонов Олег Викторович

Рабочая программа по неурочной деятельности 9 класс "Человек и общество" 2021-2022 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_vd_samsonov_o.v.docx44.64 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 464

ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАССМОТРЕНО

На заседании МО

протокол № __ от __________г.

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

Решением

Педагогического совета

протокол __
от _______________г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор ГБОУ школы № 464
Пушкинского района
Санкт-Петербурга

___________ И.Ю. Шельмина

 приказ № ____ от _________г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

___________________________

____  __________  _______г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

по духовно-нравственному  направлению

«Человек и общество»

9-е  классы

   

Разработана:

Самсоновым  Олегом Викторовичем,

учителем истории и обществознания

                                                         

Санкт-Петербург

2021 год


 Пояснительная записка

Представленная рабочая программа составлена в соответствие с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г., 31.12.2015 г.).
  • Примерной основной образовательной программой основного общего образования от 08.04.2015 г.
  • Письмом Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. №03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
  • Письмом КО СПб №03-20-3717/14-0-0 «Об организации внеурочной деятельности» от 15.09.2014 г.
  • Положением о рабочей программе курсов внеурочной деятельности ГБОУ школа №464 Пушкинского района Санкт-Петербурга, 2021 г.
  • Учебным и воспитательным планами ГБОУ школа №464 Пушкинского района Санкт-Петербурга на 2021 -2022 уч.г.

Предлагаемая программа курса внеурочной деятельности  рассчитана для подготовки обучающихся 9 классов к государственной итоговой аттестации по обществознанию в форме ОГЭ и предполагает 34 часа из расчета 1 час в неделю.

Данный курс является практико-ориентированным, способствует расширению и углублению базового курса обществознания

Необходимость разработки и внедрения программы в образовательный процесс обусловлена тем, что  она ориентирована на обеспечение реализации интересов и потребностей учащихся, их родителей (законных представителей), на достижение учащимися планируемых результатов освоения ООП ООО на базовом уровне и призвана способствовать предпрофильному самоопределению.

Большое внимание в программе уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету, со словарями и адаптированными научными текстами. Программа также может быть использована для расширения и углубления программ предпрофильного обучения по обществознанию и построения индивидуальных образовательных направлений учащихся, проявляющих интерес к науке. Курс построен таким образом, что позволит расширить и углубить знания учащихся, а также ликвидировать возможные пробелы.

  Актуальность  разработки и создания данной программы  обусловлена тем, что  в программах по обществознанию,  соответствующих ФГОС ООО не предусмотрены  часы на конкретную подготовку к ОГЭ. В этой ситуации внеурочная деятельность позволит обеспечить реализацию программы, подготовит детей к итоговой аттестации.   Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по обществознанию (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).  

Цель курса

формирование более глубоких представлений о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях; углубление и расширение знаний учащихся в предметной области «Обществознание» для подготовки к ОГЭ по обществознанию.

Задачи курса

  • стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;
  • отрабатывать умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;
  • повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
  • формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в контексте готовности учащихся к ОГЭ;
  • развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания;
  • содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях;
  • способствовать формированию исследовательских навыков.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения: анализировать документы; анализировать публикации в периодических изданиях; работать с диаграммами и таблицами; формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным проблемам; представлять результаты исследований в виде таблиц, схем, выступлений, эссе; делать выводы.

Принципы реализации программы:

  • учет индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;
  • комплексный подход при разработке занятий;
  • вариативность содержания и форм проведения занятий;
  • научность, связь теории и практики;
  • систематичность и последовательность.

Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проектный, творческий.. В курсе сочетаются творческие и интеллектуальные практики, которые формируют у школьника разные способности

Знакомство с теоретическим материалом, анализ письменных источников по теме позволяют формировать основы для научного исследования, активизировать познавательную деятельность обучающихся.

Формы организации занятий

В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий: лекция, практикум, семинар, поисково- исследовательская работа

Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:

- добровольность участия и желание проявить себя,

- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

- сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;

- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

- наличие целевых установок и перспектив деятельности.

Программа предусматривает типовое оборудование. Возможно использование мультимедийного оборудования.

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

и формы их учета

Личностные результаты:

Обучающийся научится:

  • иметь заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;
  • иметь ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, на любви и уважении к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
  • стремиться к укреплению исторически сложившегося государственного единства;
  • признавать равноправия народов, единства разнообразных культур;
  • осознавать необходимость поддержания гражданского мира и согласия и свою ответственность за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
  • иметь убежденность в важности для общества семьи и семейных традиций;
  • уважительно относиться к окружающим, уметь соблюдать культуру поведения при взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • сознательно участвовать в общественной и государственной жизни;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим, выражать собственное отношение к явлениям современной жизни.

Метапредметные результаты:

Обучающийся научится:

регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи (проблемы, выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • познавательные УУД:
  • проводить наблюдение под руководством учителя и объяснять полученные результаты;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
  • сравнивать, классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; обобщать факты и явления;
  • давать определения понятий;

коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
  • в дискуссии уметь выдвигать аргументы и контраргументы, сравнивать различные точки зрения;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
  • оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
  • определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
  • анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
  • критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

1) в познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • понимать смысл ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; уметь объяснять с их позиций явлений социальной действительности;
  • характеризовать явления общественно-политической жизни;
  • иметь относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

2) в ценностно-мотивационной сфере:

  • знать основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимать, что они являются решающими регуляторами общественной жизни; уметь применять эти нормы и правила, анализируя и оценивая реальные социальные ситуации; руководствоваться этими нормами и правилами в повседневной жизни;
  • осознавать побудительную роль мотивов в деятельности человека, место ценностей в мотивационной структуре личности, их значение в жизни человека и развитии общества;
  • знать и уметь применять ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

3) в коммуникативной сфере:

  • знать определяющие признаки коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности, а также новые возможности для коммуникации в современном обществе, уметь использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной и общественно-политической информации;
  • понимать язык массовой социально-политической коммуникации, позволяющий осознанно воспринимать соответствующую информацию;
  • уметь взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

4) в ценностно-ориентационной сфере:

  • анализировать и оценивать последствия своих слов и поступков;
  • демонстрировать приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданскую позицию;

5) в сфере трудовой деятельности:

  • осознавать значение трудовой деятельности для личности и для общества;
  • оценивать значение труда как одного из основных видов деятельности человека, знать основные требования трудовой этики в современном обществе, правовые нормы, регулирующие трудовую деятельность несовершеннолетних.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать значение трудовой деятельности для личности и для общества;
  • сравнивать основные процессы и явления, происходящие в современном обществе, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • понимать значение коммуникации в межличностном общении;
  • уметь преодолевать разногласия с помощью приемов и техник преодоления конфликтов.

Контроль в рамках данного курса запланировано проводить в следующих формах:

  • письменная контрольная работа (включает задания, проверяющие знание теории и владение метапредметными умениями); тестирование
  • устный опрос;
  • решение практических задач;
  • выполнение тематических заданий.

Оцениваться по курсу внеурочной деятельности будут только тестовые работы, в форме зачтено/ не зачтено. В начале изучения планируется входной контроль, цель – выявление общего уровня предметных знаний и умений по обществознанию. Предполагается после каждого раздела курса промежуточный контроль в форме тестирования. Каждому обучающемуся по итогам проверки будет проставлен процент выполнения заданий (за каждый правильный ответ один балл), промежуточное тестирование проходит в форме самопроверки при коллективном обсуждении правильных ответов, таким образом, обучающиеся сами определяют объем правильно выполненной работы. При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда зачтено выставляется в соответствии с таблицей: Процент выполнения задания/Отметка 86% и более - отлично (зачтено) 63-85 % - хорошо (зачтено) 37-62 % - удовлетворительно (зачтено) менее 37% - неудовлетворительно (не зачтено) Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к ОГЭ». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ОГЭ.

Основное содержание и структура

Курс «Человек и общество» в 9 классах состоит из шести разделов, каждый из которых разбит на определенное количество занятий. Данные разделы соответствуют «Кодификатору проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания для проведения основного государственного экзамена по обществознанию».

Для обобщения и закрепления усвоенного материала в конце каждого блока предлагается провести контроль знаний в форме диагностической работы в формате ОГЭ.

В календарно-тематическом плане указаны темы занятий и формы их проведения, а также количество часов, планируемых для изучения конкретной темы.

При планировании курса также учтена спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2022 году основного государственного экзамена по обществознанию согласно данным ФИПИ:

1.Задания представляют следующие разделы курса: «Человек и общество» и « Сфера духовной культуры» (задания 2–4), «Экономика»  (задания 6–9, при этом задание 6 проверяет знание основ финансовой грамотности), «Социальная сфера» (задания 10, 11), «Сфера политики и социального управления» (задания 13, 14), «Право» (задания 16–18). На одной  и той же позиции (задания 1, 5, 12, 15, 19–24) в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания.

2. Структура КИМ ОГЭ включает в себя 24 задания: 16 заданий с кратким ответом  и 8 заданий с развёрнутым ответом.

3. Каждое задание проверяет определённое умение.

Задание 1 – умение знать/понимать: социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Задания 4, 9, 11, 14, 15, 18, 20 – умение объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства).

Задания 2, 3, 6, 8, 13, 17 – умение приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений, а также ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах И/ИЛИ умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.

 Задания 5 и 12 – умения осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из фотоизображения и  диаграммы/таблицы и оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.

Задания 7, 10, 16 – умение описывать основные социальные объекты, явления, процессы с выделением их существенных признаков, структурных элементов и основных функций И/ИЛИ умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.

Задание 19 – умение сравнивать социальные объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции, выявлять черты их сходства и различия.  

Задания 21–24 объединены в составное задание с фрагментом адаптированного научно-популярного текста и направлены на проверку следующих умений: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме в различных её источниках (материалах СМИ, учебном тексте, других адаптированных источниках, статистических материалах, носителях аудиовизуальной информации и т.п.) (задания 21–23); составлять на их основе план (задание 21); приводить примеры ( в том числе моделировать ситуации) социальных объектов, явлений, процессов определённого типа, их структурных элементов и проявлений основных функций разных типов социальных отношений и ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм деятельности людей в разных сферах (задание 23); анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать социальную информацию из адаптированных источников, соотносить её с собственными знаниями  (задание 24).

Содержание программы

Раздел 1. Человек и общество

Самые важные признаки человека, отличающие его от других живых существ. Человек – существо биосоциальное. Деятельность как способ самореализации. Природа как основа возникновения и жизнедеятельности человека. Роль природы в жизни человека и общества. Биосфера и ноосфера. Экологические проблемы. Значения понятия общество. Общественные отношения. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Роль социальных норм в жизни человека и общества. Современные подходы к типологии обществ. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Эволюционный характер развития общества. Воздействие социальных революций на общественное развитие. Отличия реформ от революций. Человечество в XXI в. Глобализация, ее последствия. Социальный прогресс. Личность и индивидуальность. Процесс становления личности. Что оказывает влияние на личность, агенты социализации. Мировоззрение и жизненные ценности.

Деятельность человека: основные формы деятельности человека. Труд – основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Учение – деятельность школьника. Познание человеком мира и себя.

Что такое межличностные отношения. Чувства – основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений. Общение. Каковы цели общения. Как люди общаются. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Конфликты в межличностных отношениях. Как возникает межличностный конфликт.

Раздел 2. Сфера духовной культуры

Духовная сфера жизни общества, ее особенности. Культура личности и общества, их взаимосвязь. Тенденции развития культуры в современной России. Мораль, ее нормы и ценности. Гуманизм как высшая моральная ценность. Патриотизм и гражданственность, их взаимосвязь. Добро и зло. Критерии морального поведения. Долг. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть как регулятор поведения и моральный самоконтроль. Моральный выбор. Свобода выбора и ответственность, их взаимосвязь. Что значит быть ответственным человеком. Безответственное поведение и его последствия. Моральные знания и практическое поведение человека. Критический анализ собственных поступков и помыслов. Оценка и самооценка. Значимость образования в условиях информационного общества. Связь между образованием и конкурентоспособностью страны. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Пути повышения конкурентоспособности человека. Непрерывность образования. Самообразование. Наука, ее значение в жизни современного общества. Наука как система государственных и общественных организаций. Нравственные принципы труда современного ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Основные виды религиозных объединений и организаций, их роль в жизни современного общества. Принцип свободы совести. Влияние искусства на развитие личности и общества.

Раздел 3. Экономика

Потребности и ресурсы. Зависимость экономики от объема и направленностей потребностей общества. Основные виды ресурсов экономики. Экономический выбор. Экономические и свободные блага. Альтернативная стоимость. Как определить альтернативную стоимость выбора. Основные вопросы экономики. Противоречия между ограниченностью ресурсов и ростом потребностей людей. Экономическая эффективность. Функции экономической системы. Модели экономических систем. Способы координации экономического выбора в разных экономических системах. Собственность. Имущественные отношения. Право собственности. Формы собственности в Российской Федерации. Защита прав собственности. Рынок, условия его функционирования. Конкуренция как рыночный механизм регулирования экономики. Рыночное равновесие. Спрос и предложение на рынке. Механизм установления равновесной цены. Цена как регулятор спроса и предложения. Производство, его роль в экономике. Основные виды деятельности современной экономики. Товары и услуги. Ресурсы, необходимые для осуществления производства. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Содержание и функции предпринимательства. Отличие предпринимательской деятельности от других форм хозяйствования. Функции предпринимательства в обществе. Цели фирмы, ее организационно-правовые формы. Малый бизнес, его роль в экономике. Экономические проблемы, регулируемые государством. Государственное регулирование экономики. Государственный бюджет. Способы уменьшения дефицита государственного бюджета. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Источники доходов населения. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Адресный характер социальных программ. Потребление. Связь между доходом и потреблением. Семейное потребление. Виды страховых услуг, предоставляемых гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя в Российской Федерации. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Причины роста цен в рыночной экономике. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережений граждан. Потребительский кредит. Страховые услуги. Безработица, ее причины. Категории занятых и безработных. Уровень безработицы в стране. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Мировое хозяйство. Международная торговля. Международное разделение труда. Обменные курсы валют. Особенности политики протекционизма и свободной торговли.

Раздел 4. Социальная сфера

Социальная структура общества, основания стратификации. Проблема социального неравенства. Социальная мобильность. Факторы, способствующие продвижению по социальной лестнице. Признаки социальных групп. Основные виды социальных групп. Роль социальных конфликтов в жизни общества. Пути разрешения социальных конфликтов. Социальный статус и социальная роль, их взаимосвязь. Отличия предписанного статуса от достигаемого. Семья как малая группа. Отношения между поколениями. Гендерные роли. Соотношение понятий нация и этнос. Значение национальных традиций. Межнациональные отношения. Опасность межнациональных конфликтов. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Пути преодоления межнациональных конфликтов. Социализация личности. Отклоняющееся поведение, его разновидности. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Основные причины распространения алкоголизма и наркомании. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальная политика государства.

Раздел 5. Сфера политики и социального управления

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Раздел 6. Право

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие «нормы права». Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Понятие «правоотношения». Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Понятие «правонарушения». Признаки и виды правонарушений. Виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Основы конституционного строя РФ. Основы государственного устройства. Основы отношений человека и гражданина с государством. Основы устройства общества и его отношений с государством. Права и свободы человека и гражданина. Права человека. Юридические нормы. Международные правовые документы. Идеал современного права и юридический документ. Права и свободы человека и гражданина РФ. Юридические гарантии и система защиты прав человека. Права ребенка. Высшие органы государственной власти в РФ. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание. Правительство России – высший орган исполнительной власти. Россия – федеративное государство. Правовой статус субъектов РФ. Принципы федеративного устройства РФ. Равноправие субъектов РФ. Разграничение полномочий. Судебная система РФ. Судебная власть. Принципы осуществления судебной власти. Суды Российской Федерации. Участие граждан в отправлении правосудия. Правоохранительные органы РФ. Полиция. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат.

Права, свободы и обязанности. Всеобщая декларация прав человека. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Основные понятия и институты уголовного права. Понятие «преступления». Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Социальные права. Жилищные правоотношения. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Организация международного красного креста и полумесяца. Вооруженный конфликт. Беженцы. Международное право. Правовое регулирование отношений в сфере образования.

 

Календарно-тематическое планирование курса

Дата

проведения

Номер

занятия

Тема занятия

Количество часов

В том числе

Форма

занятия

план

факт

теория

практика

02.09.

2021

1

Введение в изучение курса «Человек и общество»

1

0,5

0.5

Лекция-беседа, практикум

09.09

1

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни.

1

0,5

0,5

Лекция-беседа, практикум

16.09

1

Индивид и личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность и её основные формы.

1

0,5

0,5

Лекция-беседа, практикум

23.09

1

Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и их конструктивное разрешение

1

0,5

0,5

Лекция-беседа, практикум

30.09

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек и общество».

1

1

Урок развивающего контроля

07.10

1

Сфера духовной культуры и её особенности. Наука и образование в современном обществе

1

0,5

0,5

Лекция с элементами практической работы

14.10

1

Религия. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.

1

0,5

0,5

Лекция с элементами практической работы

21.10

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Сфера духовной культуры».

1

1

Тестовый практикум по теме. Решение тестов в формате ОГЭ.

04.11

1

Роль экономики в жизни общества. Проблема ограниченности ресурсов. Товары и услуги. Экономические системы.

1

0,5

0,5

Лекция с элементами практической работы

11.11

1

Производство и производительность труда. Рынок и рыночный механизм.

1

0,5

0,5

Лекция с элементами практической работы

18.11

1

Предпринимательство. Деньги

1

0,5

0,5

Лекция с элементами практической работы

25.11

1

Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.

1

0,5

0,5

Лекция с элементами практической работы

02.12

1

Налоги. Экономические цели и функции государства.

1

0,5

0,5

Лекция с элементами практической работы

09.12

1

Банковские услуги

1

0,5

0,5

Лекция с элементами практической работы

16.12

1

Домохозяйство: основные функции, источники доходов и расходов, вопросы планирования и сбережения

1

0,5

0,5

Лекция с элементами практической работы

23.12

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Экономика».

1

1

Урок развивающего контроля

13.01.

2022

1

Социальная структура общества. Семья как малая группа. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте

1

0,5

0,5

Лекция с элементами практической работы

20.01

1

Социальные ценности и нормы. Отклоняющееся поведение

1

0,5

0,5

Лекция с элементами практической работы

27.01

1

Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения

1

0,5

0,5

Лекция с элементами практической работы

03.02

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Социальная сфера».

1

1

Урок развивающего контроля

10.02

1

Власть. Политика. Государство. Разделение властей.

1

0,5

0,5

Лекция с элементами практической работы

17.02

1

Формы государства. Политический режим.

1

0,5

0,5

Лекция с элементами практической работы

24.02

1

Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы и референдум.

1

0,5

0,5

Лекция с элементами практической работы

03.03

1

Политические партии и движения. Гражданское общество и правовое государство.

1

0,5

0,5

Лекция с элементами практической работы

10.03

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Сфера политики и социального управления».

1

1

Урок развивающего контроля

17.03

1

Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт.

1

0,5

0,5

Лекция с элементами практической работы

07.04

1

Понятие правонарушений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.

1

0,5

0,5

Лекция с элементами практической работы

14.04

1

Конституция РФ и основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти Российской Федерации.

1

0,5

0,5

Лекция с элементами практической работы

21.04

1

Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Права и свободы гражданина РФ.

1

0,5

0,5

Лекция с элементами практической работы

28.04

1

Права ребенка. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

1

0,5

0,5

Лекция с элементами практической работы

05.05

1

Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд. Трудовые правоотношения.

1

0,5

0,5

Лекция с элементами практической работы

12.05

1

Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

1

0,5

0,5

Лекция с элементами практической работы

19.05

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Право».

1

1

Урок развивающего контроля

26.05

1

Повторительно-обобщающий урок

1

1

Контроль знаний

итого

34 ч.

Информационно-методическое обеспечение и средства обучения

  • Барабанов В.В., Зарубин В.Г. «Обществознание. Справочник школьника 8-11 классов». – М.: «АСТ», 2020.
  • Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ГИА: 9 класс. – М., 2020.
  • Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и  А. Т. Кинкулькина. – М., 2020.
  • Калачева Е.Н. ГИА. Обществознание. – М.: Экзамен, 2021.
  • Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы государства и права. – М.., 2020
  • Калачева Е.Н. «Обществознание. Государственная итоговая аттестация. 9 класс. Практикум». – М.: «Экзамен», 2021.
  • Кишенкова О.В. ГИА-2018. Обществознание. Тренировочные задания. 9 класс. – М.: Эксмо 2021.
  • Конституция РФ. М., 2020.
  • Котова О. А. Лискова Т. Е. ОГЭ: 2021:Обществознание. – М.: Астрель, 2021.
  • Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В.: ОГЭ 2020 Обществознание. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков. 30 вариантов – М.: Экзамен, 2021.
  • Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  • Чернышева О.А., Пазин Р.В. Обществознание. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации 2021. – Ростов-на-Дону:  «Легион», 2021.  
  • Чернышева О.А., Пазин Р.В, Ушаков П.А.: ОГЭ 2021 Обществознание. 9 класс. Тематический тренинг – М.: Легион, 2020.
  • Чернышева О.А., Пазин Р.В., Руденко М.Н.: ОГЭ 2020 Обществознание. 30 тренировочных вариантов по демоверсии 2021 года – М.: Легион, 2020.
  • Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л.Н. Боголюбов и др. – М.: Просвещение, 2019. – 175 с.
  • Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /Л.Н. Боголюбов и др. – М.: Просвещение, 2019. – 271 с.
  • Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л.Н. Боголюбов и др. – М.: Просвещение, 2019. – 224 с/
  • Открытый банк заданий ОГЭ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge.

Интернет - ресурсы

1.http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

2.http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений

3.http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал

4.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека

Средства обучения

         

      1)        компьютер;

  1. мультимедийный проектор;
  2. интерактивная доска.

Аннотация к рабочей программе

Программа внеурочной деятельности «Человек и общество» рассчитана для обучающихся 9-х классов на 34 часа в год, 1 час в неделю. Целью программы является подготовка обучающихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ по обществознанию. Одними из задач курса являются формирование умений, актуализированных целью и содержанием обществоведческой подготовки в контексте готовности учащихся к ОГЭ. стимулирование познавательной активности и интереса учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения. Курс «Человек и общество» в 9 классе состоит из шести разделов: «Человек и общество» , « Сфера духовной культуры» , «Экономика»,  «Социальная сфера» , «Сфера политики и социального управления», «Право». каждый из которых разбит на определенное количество занятий.

Приложение 2

Лист корректировки рабочей программы.

Курс:

Класс (классы):

Учитель:

Год:

№ урока (ов)

Тема урока (ов)

Количество часов

Причина внесенных

изменений

За счет чего была произведена корректировка программы

№ и дата протокола Педагогического Совета, на котором были приняты изменения, и приказа директора школы, которым они были утверждены

по плану

дано

         Учитель                                                                               ____________(______________)

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УР ГБОУ школа № 464    ____________(______________)

«     »____________20__ г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Человек и общество»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Человек и общество» (8-9 кл)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и общество"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и общество" рассчитана на 2 часа в 5 классе...

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Я и общество» обучающихся с ЗПР 5Г класса Направление «Социальное»

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение обществознания в 5 классе 1 час в неделю, что составляет 35 часов в год.Цели обучения- способс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Троицкое географическое общество"

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана для обучающихся  9-10 класса с целью изучения географии  своего округа, района,села....

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...