План-конспект урока «Годовой ход температуры» 6 класс.
план-конспект урока по географии (6 класс)

Смирнова Арина Дмитриевна.

Цель урока: сформировать представления учащихся о годовом ходе температуры воздуха, о годовой амплитуде колебания температур, а также эколого-географическую культуру на основе внедрения в урок дополнительных материалов; создать условия для развития навыков работы с данными в различной форме (графической и табличной).

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока «Годовой ход температуры»

Цель урока: сформировать представления учащихся о годовом ходе температуры воздуха, о годовой амплитуде колебания температур, а также эколого-географическую культуру на основе внедрения в урок дополнительных материалов; создать условия для развития навыков работы с данными в различной форме (графической и табличной).

Задачи урока:

Обучающая:

  1. Познакомить учащихся с особенностями годового хода температуры воздуха;
  2. Выявить факторы, влияющие на годовой ход температуры воздуха;
  3. Научить учащихся строить графики годового хода температуры, вычислять среднегодовую температуру и амплитуду колебания температур.

Развивающая:

  1. Сформировать умение работать с графиками, извлекать из них необходимую информацию и анализировать её;
  2. Развить память, логическое мышление, математические способности;

Воспитательная:

  1. Развить и углубить интерес к природе Родного края;
  2. Заложить основы бережного отношения к окружающей среде.

Тип урока: комбинированный;

Оборудование: учебники, атласы, тетради, карандаши, линейка, ластик.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

Индивидуальный опрос по теме «Температура воздуха». Вопросы для беседы:

- Как определить среднюю суточную температуру воздуха?

- Что называется амплитудой температуры воздуха?

- Как определить амплитуду температур?

- Почему температура воздуха меняется в течение суток?

- Как происходит процесс нагревания воздуха?

- В какое время суток наблюдается максимальная температура?

Проверка индивидуального задания по теме «Суточный ход температуры» у доски.

Вариант I. 14.02.2012

Вариант II. 15.02.2012

  Время

Температура воздуха

  Время

Температура воздуха

  7 часов

–140С.

  7 часов

–50С.

10 часов

–120С.

10 часов

- 40С.

14 часов

–100С.

14 часов

- 30С.

20 часов

–130С

20 часов

  - 5 0С.

  1. Изучение нового материала.

На прошлом уроке мы рассматривали изменение температуры воздуха в течение суток, однако температура изменяется и в течение года тоже.

- В чем причина изменения температуры воздуха в течение года? (Температура зависит от угла падения солнечных лучей. Чем выше Солнце над горизонтом, тем больше угол падения солнечных лучей и тем сильнее нагревается поверхность, а от неё – воздух.)

Для того чтобы сравнить температуру разных месяцев определяют среднемесячную температуру воздуха. Чтобы определить среднюю месячную температуру, нужно сумму всех средних суточных температур разделить на количество дней в месяце.

Сравнение среднемесячных температур показало, что самый теплый месяц северного полушария – июль, а самый холодный – январь. В южном полушарии наоборот.

- Почему? (Из-за вращения Земли вокруг Солнца)

- Посмотрите на график годового хода температур в городе Москва, изображенный на рисунке 6.5 на стр. 93.

- Что означают буквы, подписанные на горизонтальной оси? (Месяцы)

- Что подписано на вертикальной оси? (Температуры в градусах)

Линия, изображенная на графике, показывает, как изменялась температура в городе Москве в течение года. Если показатели температур отрицательные, то линия синего цвета, если положительные – то красного.

- По графику годового хода температур, определите: а) среднюю температуру самого холодного и самого теплого месяца в Москве (средняя температура января – 8 градусов С, средняя температура июля +18 градусов С); б) годовую амплитуду колебания температуры для Москвы (10 град. С+ 18 град. С= 28 град. С).

- Средняя температура одного месяца из года в год одинакова? (Нет, она может изменяться)

Поскольку средняя месячная температура в одном и том же пункте в разные годы разная, то определяют среднюю многолетнюю температуру за месяц путем деления суммы средних месячных температур на количество лет, в которые велось наблюдение.

  1. Закрепление. Практическая работа.

Для того чтобы выявить зависимость между годовым ходом температуры и положением пункта на земном шаре, необходимо провести практическую работу по построению графиков.

Для построения проведем в левой части страницы вертикальную линию длиной 12 см – ось, на которой мы будем отмечать температуру воздуха. Посередине ставим точку и от неё проведем горизонтальную линию длиной тоже 12 см, на которой мы будем отмечать месяцы. Вертикальную ось разбиваем на деления в 1 см (цена деления - 5 градусов), горизонтальную – тоже на деления в 1 см (цена деления –  месяц).

Под диктовку учителя проводим пунктирные линии от отметки, обозначающей месяц, и от отметки, обозначающей среднюю температуру этого месяца. На месте пересечения этих линий ставим точку. Такие точки получаем по каждому месяцу, затем плавной линией от руки последовательно их соединяем. В результате получается график годового хода температуры воздуха данного пункта, который необходимо подписать справа.

Построение целесообразно начинать с годового хода температуры города Королева, чтобы этот график был основой для сравнения с другими пунктами.

Таблица 1. Данные средних месячных температур [17, 18]

Пункт /  Месяц

я

ф

м

а

м

и

и

а

с

о

н

д

город Королев

 -10

 -10

 -5

 +4

 +12

 +16

 +18

 +16

 +11

 +4

 -2

 -8

город Сингапур

 +25

 +27

 +27

 +27

 +27

 +27

 +26

 +26

 +26

 +26

 +26

 +25

мыс Челюскин

 -30

 -27

 -27

 -21

 -10

 -1

 +2

 +1

 -2

 -10

 -21

 -26

Рисунок 1. Графики годового хода температуры

После построения графиков, учащиеся должны выполнить ряд заданий по анализу получившихся данных.

  1. Определите координаты каждого пункта;
  2. Определите среднегодовую температуру каждого пункта;
  3. Определите амплитуду колебания температур каждого пункта;
  4. Сравните данные. Объясните получившиеся результаты.

После выполнения практической работы учащиеся сдают тетради на проверку учителю.

V. Домашнее задание. Параграф 31; задание 3,4 на стр. 93 письменно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект обобщающего урока алгебры в 10 классе школы глухих по теме “Функции”

Данный урок алгебры является обобщающим в системе уроков по теме "Функции". Систематизация знаний глухих учащихся реализуется в ходе составления текста. При этом используются различные виды наглядно-п...

План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".

Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....

План-конспект открытого урока "Древнейшая Греция" 5 класс

Тема урока: «Древнейшая Греция».Вид урока: обобщающий урок.Форма урока: виртуальная экскурсия, интерактивное конструирование.Цели урока:  Обучающие:- на основе полученных ранее знаний систе...

План-конспект открытого урока для учащихся 1 класса по предмету "классический танец"

Данный урок был проведен с учащимися первого класса. В плане-конспекте перечислены  цель урока, тип, задачи урока, основные приемы и методы работы с учащимися, а также применяемые педагогические ...

План-конспект открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»

 В плане-конспекте открытого урока по рисунку 2 класс  «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»  рассматривается следующее:Цели урока:   ...

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»...

План-конспект открытого урока во 2-ом классе на тему "Друзья"

Тема интересная.  У детей развивается монологическая и диалогическая речь. Умение правильно использовать глаголы в единственном и множественном числах. Ознакомление с пословицами о дружбе на...