Открытый урок по теме Поволжье
методическая разработка по географии (9 класс)

Чайникова Елена Геннадьевна

Данный материал предназначен для проведения урока в 9 классе по теме Поволжье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_i_list_kontrolya.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Поволжье. Географическое положение. Этапы формирования. Проблемы реки Волги.

Цели урока: а) образовательные. Сформировать знания о Поволжском экономическом районе, показать особенности и отличительные черты района, совершенствовать умения работать по типовому плану. Сформировать у учащихся представление о значении Волги для жителей России, о проблемах, связанных с использованием ресурсов Волги и о возможных путях решения.

б) развивающие. Создать условия для развития исследовательской деятельности, продолжить формирование умение учащихся отбирать информацию, доказывать свою точку зрения, развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать учебный материал.

в) воспитательные. Способствовать формированию правильной жизненной позиции по отношению к вопросам природоохранной деятельности.

Оборудование:

Физическая карта России, атласы  9 класс, презентация.

Ход урока

  1. Организационный этап
  2. Повторение

 - С какими районами Западной экономической зоны мы познакомились? (Северным, Центральным, Волго-Вятским, Северо-Западным, Поволжским,  ЦЧР, Северо-Кавказским).

 Письменный опрос

Определите по описанию, о каком экономическом районе идет речь.

  1. Этот район называют «природным амфитеатром», «здравницей», «житницей» страны. Выделяется среди других районов максимальным количеством республик в своем составе. Очень выгодное ЭГП. Району присуща политическая нестабильность. (Северо-Кавказский)
  2. Район не имеет выхода к государственным границам, беден полезными ископаемыми, хорошо обеспечен водными ресурсами. Роль района в хозяйственном комплексе страны определяет машиностроение, химическая промышленность, лесной комплекс. (Волго-Вятский)
  3. Разнообразная, богатая ресурсная база. На северо-западе района находится незамерзающий порт. Дефицит трудовых ресурсов. Наиболее перспективен район для строительства приливных электростанций. (Северный) 
  4. В 18 веке район был «диким полем». Отличается высокоразвитым с/х с перерабатывающей промышленностью и черной металлургией. (Центрально-Черноземный) 
  5. Самый маленький район по числу субъектов Федерации. Одна из областей является свободной экономической зоной. Не богат природными ресурсами. Специализируется на многоотраслевом машиностроении. (Северо-Западный)
  6. В Советское время район называли «локомотивом индустриализации». Имеет мощную научную базу, беден природными ресурсами. Отрасли специализации: точное и наукоемкое машиностроение, химическая промышленность и текстильная. (Центральный) 

III   Этап усвоения новых знаний и умений

  1.  Тема урока

 - Она со всех концов собрала – больших и малых до одной, что от Валдая до Урала избороздили шар земной.

 - О чём речь в этих строчках? (о Волге)

 - Правильно. В бассейне Волги находится 1/3 территории Европейской России. Волга принимает 151 тыс. водотоков общей протяженностью 574 тыс. км.

 - О чём мы будем говорить на уроке? ( о Поволжье)

По обеим сторонам величайшей реки Русской равнины, одной из крупнейших рек Европы - Волги, расположилось Поволжье. Экономический район находится в среднем и нижнем течении Волги. Волга  является его центральной осью.

  1. Работа с атласом. Определить состав района.  Проверка. 
  2. Работа с атласом. Оценить ЭГП Поволжья, определить отличительные черты и сделать вывод.

План характеристики ЭГП района

  1. Положение района на территории государства
  2. Экономическое окружение (соседние районы).
  3. Приморское или внутриконтинентальное положение, наличие выхода к морям и океанам.
  4. Положение относительно крупнейших топливных  и сырьевых баз.
  5. Положение по отношению к транспортным магистралям.
  6. Изменение ЭГП района.
  7. Выводы о возможности влияния ЭГП района на развитие его хозяйства.

        Беседа по плану.

       Выводы (на экране):

1. Район находиться на юго-востоке европейской части РФ

2.  Граничит с Центрально-Чернозёмным, Уральским, Волго-Вятским, Северо-Кавказским районами. Поволжье находится между индустриальными ядрами России - Центральной Россией и Уралом.

3. Район не имеет выхода к морям.

4. Расположение района относительно топливных и сырьевых баз страны – благоприятно.

5. Транспортное положение района:

       - судоходная река;

       - транзитные железные, автодороги, нефте- и газопроводы пересекают Поволжье с запада на восток (в широтном направлении) и вдоль Волги с севера на юг (Поволжье железная дорога). По Волге выход в моря - Азовское (Черное, Каспийское).

6. Поволжье стал пограничным районом. Имеет границу с Казахстаном.

7.  ЭГП очень выгодное .

4. Работа с текстом. Этапы формирования.

1 этап

До присоединения Казанского (1552) и Астраханского (1556) ханств к России Волга использовалась как транспортная река (торговля) не очень интенсивно.

2 этап

ХVII-ХVIII века. Присоединение этих ханств к России Астрахань становится главным южным портом. В конце ХVI века между Казанью и Астраханью примерно на равных расстояниях друг от друга (450 км) возникают города Самара, Саратов, Царицын.

На карте определить, что это за города.

В 1760 году в Заволжье были переселены несколько десятков тысяч немцев-колонистов. Центрами их территорий стали Покровская Слобода - ныне Энгельс и Екатериненштад - ныне Маркс.

3 этап

ХIХ начало ХХ века Поволжье становится крупным районом производства товаров зерна и мукомольной промышленности. Начинается колонизация Заволжья, не помещичья, а крестьянская. Усиливается транспортное значение Волги, которая становится «главной улицей России». По ней перевозят не только зерно, но и нефтяные грузы, лес.

4 этап

30-40 гг. ХХ века. Индустриализация в годы довоенных пятилеток, например, строительство тракторного завода в г. Волгограде. Эвакуация оборонных предприятий в 1941-1942 гг. изменили профиль Поволжья, из аграрного в промышленный. А также Поволжье становится милитаризованным районом. ВПК в Казане, Ульяновске, Самаре, Саратове, Волгограде.

5 этап

Послевоенный. 50-60 гг. ХХ века. Завершается строительство крупных ГЭС: Волгоградской, Саратовской (с плотиной у Балаково), Самарской (с плотиной у Тольятти), а позже и Чебоксарской. Поволжье становится на два десятилетия главным районом нефтедобычи и нефтепереработки, что еще больше усложнило структуру хозяйства. И в результате интенсивной хозяйственной деятельности появились проблемы, связанные с рекой Волгой.

6 этап

Современный  

  1. Проверка

1.В каком веке к России присоединились Казанское и Астраханское ханства? В 16 в.

2. В каком веке появились города Самара, Саратов, Царицын? 17 – 18 вв.

3. Один из этих городов 3 раза менял название . Что это за город и как он называется сейчас? Царицын – Сталинград – Волгоград.

4. Какой из этих народов не имеет своего национально- территориального образования на территории РФ?

А) ненцы

Б) немцы !

В) татары

Г) калмыки

5.В каком веке Волга становиться «главной улицей России»? 19 – начало 20 в.

6. Какое событие 20-го века дало толчок промышленному развитию Повожья, благодаря которому  район превратился в «автомобильный  цех страны»? ВО война. Эвакуация оборонных предприятий.

7. Какие отрасли промышленности развивались быстрыми темпами в послевоенное время? Гидроэнергетика, нефтедобыча и нефтепереработка.

  1. Экологические проекты. Выступления учашихся.

Итак, ребята, вы видите, что вся жизнь Поволжского района связанна с великой русской рекой Волгой. Волгой-матушкой, как её называют. Слайды!!!

Сейчас ее перекрывают 8 плотин и 11 крупных водохранилищ. Воспетой в былинах, сказах и народных песнях Волги, той старинной, уже нет. Думаю, многие великие наши предки, выросшие и получившие силу духа на ее берегах, были бы шокированы творениями рук своих детей, внуков и правнуков.

Пора уже нам всем проснуться. Проснуться от повседневности, подняться над ней и начать делами доказывать свою приверженность общечеловеческим целям и ценностям.

Когда строили плотины и гидроэлектростанции, а вслед за ними на ее берегах заводы и фабрики, колхозы и совхозы, улучшали жизнь живущих сейчас, не задумываясь о будущем. И потерялось за этим нечто большее. Не услышали мы матушку природу. Не следуем ее законам, а стремимся подчинить ее себе. На коротком промежутке времени получаем от этого пользу, но углубляем своими трудами яму для себя и будущих поколений…

Вопрос: В чем же состоит проблема экологии Волги? Сообщение учащихся.

 И главное, как можно решить эти проблемы? Обсуждение в классе.  Предложения детей.

Результаты обсуждения оформляется в виде таблицы.  Пути решения экологических проблем Волги.

        Заключение

Мы видим, что природа мстит человеку. К сожалению, правительство и гос. органы не сумели предвидеть возникновение хозяйственных и экологических проблем и сложность их решения в бассейне Волги.

 

 Хотим мы или нет, но вынуждены признать, что будущее у человечества может быть только в том случае, если оно найдет способы быть в равновесии с природой.

  1. Итоги урока

Результаты, которые ты получаешь, находятся в прямой зависимости от усилий, которые ты прикладываешь.

  1. Оценки учащимся.
  2. Домашнее задание. Таблица «Поволжский экономический р-он» по пар. 39

Ф.И. уч-ся_________________________________________________________________

Тема: Поволжский зкономический район.

Описание р-на

Название р-на

1.Этот район называют «природным амфитеатром», «здравницей», «житницей» страны. Выделяется среди других районов максимальным количеством республик в своем составе. Очень выгодное ЭГП. Району присуща политическая нестабильность.

2Район не имеет выхода к государственным границам, беден полезными ископаемыми, хорошо обеспечен водными ресурсами. Роль района в хозяйственном комплексе страны определяет машиностроение, химическая промышленность, лесной комплекс.

3.Разнообразная, богатая ресурсная база. На северо-западе района находится незамерзающий порт. Дефицит трудовых ресурсов. Наиболее перспективен район для строительства приливных электростанций.

4.В 18 веке район был «диким полем». Отличается высокоразвитым с/х с перерабатывающей промышленностью и черной металлургией.

5.Самый маленький район по числу субъектов Федерации. Одна из областей является свободной экономической зоной. Небогат природными ресурсами. Специализируется на многоотраслевом машиностроении.  

6.В Советское время район называли «локомотивом индустриализации». Имеет мощную научную базу, беден природными ресурсами. Отрасли специализации: точное и наукоемкое машиностроение, химическая промышленность и текстильная.  

  1. Состав по атласу:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. ЭГП по плану с помощью карт атласа:

1.Положение района на территории государства

2.Экономическое окружение (соседние районы).

3.Приморское или внутриконтинентальное положение, наличие выхода к морям и океанам.

4.Положение относительно крупнейших топливных  и сырьевых баз.

5.Положение по отношению к транспортным магистралям.

6.Изменение ЭГП района.

7.Выводы о возможности влияния ЭГП района на развитие его хозяйства.

4.Работа с текстом .

Этапы формирования р-на

1 этап

До присоединения Казанского (1552) и Астраханского (1556) ханств к России Волга использовалась как транспортная река (торговля) не очень интенсивно.

2 этап

ХVII-ХVIII века. Присоединение этих ханств к России Астрахань становится главным южным портом. В конце ХVI века между Казанью и Астраханью примерно на равных расстояниях друг от друга (450 км) возникают города Самара, Саратов, Царицын.

На карте определить, что это за города.

В 1760 году в Заволжье были переселены несколько десятков тысяч немцев-колонистов. Центрами их территорий стали Покровская Слобода - ныне Энгельс и Екатериненштад - ныне Маркс.

3 этап

ХIХ начало ХХ века Поволжье становится крупным районом производства товаров зерна и мукомольной промышленности. Начинается колонизация Заволжья, не помещичья, а крестьянская. Усиливается транспортное значение Волги, которая становится «главной улицей России». По ней перевозят не только зерно, но и нефтяные грузы, лес.

4 этап

30-40 гг. ХХ века. Индустриализация в годы довоенных пятилеток, например, строительство тракторного завода в г. Волгограде. Эвакуация оборонных предприятий в 1941-1942 гг. изменили профиль Поволжья, из аграрного в промышленный. А также Поволжье становится милитаризованным районом. ВПК в Казане, Ульяновске, Самаре, Саратове, Волгограде.

5 этап

Послевоенный. 50-60 гг. ХХ века. Завершается строительство крупных ГЭС: Волгоградской, Саратовской (с плотиной у Балаково), Самарской (с плотиной у Тольятти), а позже и Чебоксарской. Поволжье становится на два десятилетия главным районом нефтедобычи и нефтепереработки, что еще больше усложнило структуру хозяйства. И в результате интенсивной хозяйственной деятельности появились проблемы, связанные с рекой Волгой.

6 этап

Современный  

Вопросы по тексту:

1.В каком веке к России присоединились Казанское и Астраханское ханства? __________

2. В каком веке появились города Самара, Саратов, Царицын? _______________________

3. Один из этих городов 3 раза менял название . Что это за город и как он называется сейчас? ______________________________________________________________________

4. Какой из этих народов не имеет своего национально- территориального образования на территории РФ?

А) ненцы Б) немцы В) татары Г) калмыки

5.В каком веке Волга становиться «главной улицей России»?________________________

6. Какое событие 20-го века дало толчок промышленному развитию Повожья, благодаря которому  район превратился в «автомобильный  цех страны»? ______________________

7. Какие отрасли промышленности развивались быстрыми темпами в послевоенное время? ______________________________________________________________________

Оценка________________________   Спасибо за работу!

.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

обучающий урок по теме "Поволжье" в 9 классе

урок "Поволжье" носит обучающий характер.район рассматриваютя по плану со всех точек зрения, начиная с истории формирования. Акцент делается на з=хозяйственном значении района как с/х района страны, р...

Открытый урок по теме «АВСТРАЛИЯ. Географическое положение. История открытия материка. Рельеф и полезные ископаемые».

ЗАДАЧИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Отработка навыков составления составления характеристики географического положения материка Австралия;2.Продолжить работу с картами,  атласами, таблицам.ВОСПИТ...

Открытый урок по теме "«Образование в странах изучаемого языка и России. Школа. День открытых дверей»

Урок  английского языка по теме «Образование в странах изучаемого языка и России. Школа. День открытых дверей». Предназначен для учащихся 8 класса. Урок обобщающего типа.На уроке учащиеся повторя...

Урок соревнование по английскому языку по теме "Музыка", урок -праздник на тему "Halloween", открытый урок по теме "Экология"

Урок-соревнование по английскому яыку по теме "Музыка" расчитан на учеников 8-9 классов.Открытый урок английского языка по теме "Экология". "Are you a friend of planet?"Урок-праздник на тему "Hallowee...

Конспект открытого урока по географии «Поволжье»

Цели: Дать характеристику ЭГП района, природных условий и ресурсов. Показать роль Волги в развитии экономики района. Сформировать знания о территориальной структуре и специализации Поволжья. Позна...

Конспект урока по теме "Поволжье: хозяйство и проблемы"

Урок "Поволжье: хозяйство и проблемы" проводится при изученииПоволжского экономического района.На уроке используется стратегия "Тщательный опрос"....