обучающий урок по теме "Поволжье" в 9 классе
методическая разработка (9 класс) на тему

Кружкова Елена вячеславовна

урок "Поволжье" носит обучающий характер.район рассматриваютя по плану со всех точек зрения, начиная с истории формирования. Акцент делается на з=хозяйственном значении района как с/х района страны, рекреационнного и богатого осетровыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povolzhe.docx20.56 КБ
Файл povolzhe.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «ПОВОЛЖЬЕ».

Задачи: раскрыть особенности Поволжского экономического района. Выявить этапы хозяйственного освоения территории, особенности расселения населения, дать характеристику населения, природных ресурсов и условий регионов, определить значение и роль Волги в формировании регионов.

Категорийный аппарат усвоения: ЭГП,влияние природных условий и природных ресурсов на хозяйственное развитие региона, этапы освоения территории, особенности населения заселяющего Поволжье.

Методические цели в соответствии со стандартом.

Познавательная деятельность: умение самостоятельно организовывать свою познавательскую и творческую деятельность.

Информационно-коммуникативная деятельность: владение монологической и диалогической речью, умение вступать в речевое общение, анализ  и решение простейших задач и последующим выводом, работа с атласом, картой, учебником, справочной литературой.

Рефлексивная деятельность: осознание ответственности за настоящее и будущее регионов России и собственного воспитания в многонациональной стране.

Методические цели по содержанию образования по предмету.

Освоение системы географических знаний о взаимосвязи природных ресурсов, условий, населения региона Поволжье и влияние данных компонентов на развитие хозяйств региона.

Овладение умениями сочетать региональный подход  для описания и анализа природных и социально – экономических явлений и процессов на территории Поволжья, анализировать происходящие явления, делать выводы .

Развитие познавательных интересов , интеллектуальных  и творческих способностей посредством ознакомления с географическими особенностями и проблемами Поволжья.

Воспитание любви к природе, бережного отношения к окружающей среде, уважения к национальным культурам и религиям разных народов, воспитание патриотизма.

Применение полученных знаний и практической деятельности и повседневной жизни.

Оборудование: физическая карта Поволжья, административно политическая карта России, гербы городов Поволжья, фотографии Волги, народностей, образы Европейского Севера, песня «Волга», атласы, тетради, учебники.

                                                                   Ход  урока

1. ОПРОС- рассказать об отраслях специализации Северо-запада,

              - объяснить образы Северо-запада.

2. Изучение нового материала.

План изучения региона.

А)Состав региона

Б) ЭГП

В) Этапы заселения региона

Г)Природные ресурсы условия

Д) Население

Е) Хозяйство

Ж) Перспективы развития.

Сегодня мы рассмотрим первые 5 пунктов.Итак, по учебнику стр.242 назовите:

Состав региона : 1. Татарстан –Казань

 2.Башкирия-Уфа

3.Ульяновская область

4. Волгоградская область

5.Астраханская область

6.Самарская область

7.Саратовская область

От Волго-Вятского района –Марий Эл-Йошкар-Ола и республика Чувашия.

Изучаем регион по гос. плановскому районированию, но без Пензенской области и без. респ. Калмыкия.

-Откуда произошло название  « Поволжье»? ( От названия реки Волга)

Многие специалисты важное значение отводят реке в формировании региона. Можно сказать что Волга ( в древности Ра ,в средние века Итиль) не всегда была русской рекой)

Важнейшим для Руси в IX-XIII вв. был путь по Днепру «Из  Варяг в греки» : он связывал Русь с Константинополем, а это имело торговое, религиозное, культурное, политическое значение. В 13в. В связи с татарским нашествием на Русь и захватом крестоносцами Константинополя в  1204г. Днепр стал утрачивать  своё значение, а Волга напротив, оживилась, становясь «артерией земли русской». Начиная с 17 в. Волга и её притоки в связи с развитием торговли стали оживленными магистральными транспортными путями , и до сего времени она  важная торговля коммуникация страны.

-Какую часть Волги занимает район? (только среднее и нижнее течение – это 1\2 длины Волги)

-Значит, название «Поволжье» условно? (Да)

- Оцените с помощью карты ЭГП региона:

1) Находится в среднем и нижнем течение Волги

2)Граничит с Уралом на востоке

С Северным Кавказом на юго-западе

С Волго-Вятским районом на западе

С ЦЭР на западе

С Европейским севером на севере

3)Выходит в Каспий на юге, Азовское и Балтийское моря по Волго-Донскому и Волго-Балтийскому каналам

4) Граничит с Казахстаном на юге

5) на пересечение транспортных путей с запада на восток и с востока на запад.

ВЫВОД: ЭГП Поволжья выгодно.

Переходим к пункту «Этапы заселения Поволжья»

История формирования современного Поволжья – это история завоеваний – богатая и разнообразная природа края издавна привлекала людей. Коренные жители- чуваши, марийцы, мордва. Позже сюда пришли булгары и половцы и образовали Булгарское царство, высокоразвитое, торговавшее с Персией и Средней Азией .На юге Волги образовалось Хазарское царство, по уровню развития ниже исчезло в II в. В начале 13 в.в Золотая Орда распалась на 3 ханства: Казанское, Астраханское и Ногайско.

В 16 в. Новое движение на восток при Иване Грозном, взятие Казани и Астрахани, в результате чего прекратили существование данные ханства.

(Запись в тетради: Булгарское царство, Хазарское, Казанское ,Астраханское, Ногайское).

Переходим к следующему пункту урока.

Природные ресурсы:

Газ- Астраханское месторождение

Нефть-истощена,добыча=11%

Соль- Эльтон, Баскунчак – «всероссийская солонка»

Уголь-Казань.

1.Водные

2.Гидро

3.Почвеные(чернозёмы)

4.Рыбные (осетры)

5.Агроклиматические

Сера-Самара, Татария, Самара соляные купола – текстильного происхождения указывают на возможность поиска здесь и

6.Рекреационные

7.Лесные – основа лесной промышленности

8.Земельные – 1 м в России на  1чел =1,5га

Итак, подведём итог: основой какой промышленности является месторождение

(газовой).

(нефтяной и химической)

(соляной – Эльтон и Баскунчак питаются сильными  ключами, бьющими на дне и стекающими с окрестных соляных куполов).

- гидроресурсы- энергетика

-агроклиматические и водные – с\хозяйство,АПК

-рыбные- рыбной

-лесные – лесной

ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ ПОВОЛЖЬЯ

РЕЛЬЕФ

Равнинный. По правому берегу Волги- Приволжская возвышенность по левому – общий ,вдоль Каспия-Прикаспийская низменность.

Фундамент равнины здесь залегает на глубине 6000м. Толщи осадочных пород перекрыты наносами древней Волги и четвертичными отложениями моря. Моря отступилось 8-10 тыс. лет назад, оставив территорию Это самое низкое место России = -26 м.

В  горах Жигули ( Жигулёвский кряж в известковых и и карстовые образования – тоннели, пещеры, воронки, провалы.

Волжский высокий косогор постоянно подмывает река, его постоянно разрушают оползни, поэтому работы по закреплению склонов  дорогостоящие  .

КЛИМАТ Континентальный на севере и резко-континентальный на юге.

Т.е. континентальность возрастает с северо-запада на юго-восток.

Зима холодная, ветряная. Снег =10 см от 2-4 месяцев, бураны, снегопады .

Весна короткая с некоторым количеством осадков , поэтому необходимы работы по снегозадержанию и накоплению талых вод.

Температура до 42`, суховей, губительные для посевов пыльные бури. = 70 -170мм\год.

Испаряемость  = 1000 мм.

0,3 – скудное увлажнение, поэтому на севере засухи 1 раз в 4 года, на юге – каждый год. Этак климатическая неустойчивость привела к возникновению термина «голодающее Поволжье».

Страшный голод схватил Поволжье в 1921 г. В 1933-34 гг. из за гибели урожая. В те времена обычным явлением стали случаи людоедства.

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ

Меняются с севера на юг.

Лес- основа животноводства

Казань- лесостепь

Самарская

Волгоград

Астрахань

Основой чего является набор природных зон? Основа сельского хозяйства? Как меняется специализация сельского хозяйства в Поволжье? ( С севера на юг, как и природные зоны).

Население

Численность – 17 млн. чел

Площадь -536,6 тыс. км2

С=13,4%  Р=8,5 Е=?   (-4,9%)

Найдите (30 ч\км2)  - в Калмыкии  4,3 ч\км2

В 3 раза больше средней

У=73% (до революции У=-14%)

Аграрный район был

Почему возрастает численность населения?(Механический прирост)

Сальдо миграции – 6,2%  - 989 тыс.человек

 Города миллионера: Казань, Самара, Волгоград. ( Н.Новгород изучили ЦЭР)

Саратов- потенциальный миллионер.

Пёстрый национальный состав  1) марийцы и мордва жили до н.э. угро-финская группа

Татары (16%) и чуваши пришли в 3-4 вв.н.э. тюркская группа.

Русские – 70%,пришли в 13 в. Когда был основан Н.Новгород. доминируют.

Калмыки с 16-17 вв.

Немцы с 18 в  - бывшие безземельные крестьяне на родине они компактно расселялись в Саратовском и Волгоградском незаконно выселены в Казахстан и Сибирь. В 1957 г. Автономия калмыков была восстановлена, что явилось  одной из причин массовой эмиграции немцев в ФРГ в последние годы, с чем сказали «проблема рассосалась сама собой»

-Какие же народы имеют собственные  автономные образования?

ЧУВАШИ- Респ. Чувашия

Татары- респ. Татарстан

Башкир – респ. Башкирия

Калмыки- респ. Калмыкия

Марийцы- респ. Марий Эл

Мордва – респ. Мордовия

Исключение – немцы!

Религии христианство, ислам – татары,

Буддизм – калмыки,

Мордва, чуваши – языческие культы, старообрядцы

Жизнь и обычаи старообрядцев, природа леса описаны  в романах Мельникова-Печерского « В лесах» , «На горах» .В этих лесах находят удивительный памятник природы – глубокое прозрачное озеро Светлояр.

Вода его в чистом сосуде не портится несколько месяцев . Загадку озера изучают геологи, биологи, историки .

О нём записано много легенд, в которых рассказывается как от татарского войска мкрылся под водой Светлояра старинный и прекрасный град Китеж.

-О чём судим по наличию городов – миллионеров? ( О степени продвинутости региона).

Итак, все смешалось в Поволжском регионе ,после монголо-татарского нашествия трудно отделить татарскую культуру от русской и в принципе никто из нас не может поручится, что у нас нет татарских корней.

- На что влияет такая пестрота региона?( на межнациональные конфликты)

Вы не помните ,не в 1991-92 гг. Татарстан предпринимал попытки выхода из состава РФ

 География поволжских городовопределена речной системой Волги. Как виноградные ягоды, они «прикреплены» к ее грозди. При этом
практически все крупные города, за исключением одного
  расположились на волжских берегах. 

 Ни один из них не сталцентром региона. Река никому не захотела уступить первенство, но и сама она скорее не центр, а стержень, вернее, шов, стягивающий два "лоскута" - правобережное Приволжье и левобережное Заволжье.

Итак, Волга!

Это не просто крупнейшая река Европы, 5-ая по длине в России и 6-ая на материк е Евразия. Волга  - символ и любовь России, народ ласково называет её «Волго-матушка» . Свою любовь к Волге выразили в своих произведениях великие писатели и поэты.

Семь тысяч рек, ни в чем не равных, 
И с гор стремящих бурный бег, 
И меж полей в изгибах плавных, 
Текущих в даль, – семь тысяч рек, 
Она со всех концов собрала –
Больших и малых до одной, 
Что от Валдая до Урала 
Избороздили шар земной.

В нижнем течении Волга дробится на множество рукавов, самый длинный из них Ахтуба, который тянется на протяжении 450 км до устья. Волго-Ахтубинская пойма со множеством протоков – зелёный оазис среди полупустыни. А в приморской полосе дельты расположен Астраханский заповедник: здесь папоротниковые заросли – остаткиили реликт прошлых геологических эпох и водяной орех «чилим» с колючей кожурой, но вкусной сердцевиной и легендарный лотос.которому поклонялись египетские жрецы и фараоны. Главная прелесть цветка – в количестве его цветения. Распустившийся цветок живёт 3 дня,срок отпущен малый,но на смену увядшему цветку раскрывается следующий бутон



Предварительный просмотр:

Тема урока: «ПОВОЛЖЬЕ».

Задачи: раскрыть особенности Поволжского экономического района. Выявить этапы хозяйственного освоения территории, особенности расселения населения, дать характеристику населения, природных ресурсов и условий регионов, определить значение и роль Волги в формировании регионов.

Категорийный аппарат усвоения: ЭГП,влияние природных условий и природных ресурсов на хозяйственное развитие региона, этапы освоения территории, особенности населения заселяющего Поволжье.

Методические цели в соответствии со стандартом.

Познавательная деятельность: умение самостоятельно организовывать свою познавательскую и творческую деятельность.

Информационно-коммуникативная деятельность: владение монологической и диалогической речью, умение вступать в речевое общение, анализ  и решение простейших задач и последующим выводом, работа с атласом, картой, учебником, справочной литературой.

Рефлексивная деятельность: осознание ответственности за настоящее и будущее регионов России и собственного воспитания в многонациональной стране.

Методические цели по содержанию образования по предмету.

Освоение системы географических знаний о взаимосвязи природных ресурсов, условий, населения региона Поволжье и влияние данных компонентов на развитие хозяйств региона.

Овладение умениями сочетать региональный подход  для описания и анализа природных и социально – экономических явлений и процессов на территории Поволжья, анализировать происходящие явления, делать выводы .

Развитие познавательных интересов , интеллектуальных  и творческих способностей посредством ознакомления с географическими особенностями и проблемами Поволжья.

Воспитание любви к природе, бережного отношения к окружающей среде, уважения к национальным культурам и религиям разных народов, воспитание патриотизма.

Применение полученных знаний и практической деятельности и повседневной жизни.

Оборудование: физическая карта Поволжья, административно политическая карта России, гербы городов Поволжья, фотографии Волги, народностей, образы Европейского Севера, песня «Волга», атласы, тетради, учебники.

                                                                   Ход  урока

1. ОПРОС- рассказать об отраслях специализации Северо-запада,

              - объяснить образы Северо-запада.

2. Изучение нового материала.

План изучения региона.

А)Состав региона

Б) ЭГП

В) Этапы заселения региона

Г)Природные ресурсы условия

Д) Население

Е) Хозяйство

Ж) Перспективы развития.

Сегодня мы рассмотрим первые 5 пунктов.Итак, по учебнику стр.242 назовите:

Состав региона : 1. Татарстан –Казань

 2.Башкирия-Уфа

3.Ульяновская область

4. Волгоградская область

5.Астраханская область

6.Самарская область

7.Саратовская область

От Волго-Вятского района –Марий Эл-Йошкар-Ола и республика Чувашия.

Изучаем регион по гос. плановскому районированию, но без Пензенской области и без. респ. Калмыкия.

-Откуда произошло название  « Поволжье»? ( От названия реки Волга)

Многие специалисты важное значение отводят реке в формировании региона. Можно сказать что Волга ( в древности Ра ,в средние века Итиль) не всегда была русской рекой)

Важнейшим для Руси в IX-XIII вв. был путь по Днепру «Из  Варяг в греки» : он связывал Русь с Константинополем, а это имело торговое, религиозное, культурное, политическое значение. В 13в. В связи с татарским нашествием на Русь и захватом крестоносцами Константинополя в  1204г. Днепр стал утрачивать  своё значение, а Волга напротив, оживилась, становясь «артерией земли русской». Начиная с 17 в. Волга и её притоки в связи с развитием торговли стали оживленными магистральными транспортными путями , и до сего времени она  важная торговля коммуникация страны.

-Какую часть Волги занимает район? (только среднее и нижнее течение – это 1\2 длины Волги)

-Значит, название «Поволжье» условно? (Да)

- Оцените с помощью карты ЭГП региона:

1) Находится в среднем и нижнем течение Волги

2)Граничит с Уралом на востоке

С Северным Кавказом на юго-западе

С Волго-Вятским районом на западе

С ЦЭР на западе

С Европейским севером на севере

3)Выходит в Каспий на юге, Азовское и Балтийское моря по Волго-Донскому и Волго-Балтийскому каналам

4) Граничит с Казахстаном на юге

5) на пересечение транспортных путей с запада на восток и с востока на запад.

ВЫВОД: ЭГП Поволжья выгодно.

Переходим к пункту «Этапы заселения Поволжья»

История формирования современного Поволжья – это история завоеваний – богатая и разнообразная природа края издавна привлекала людей. Коренные жители- чуваши, марийцы, мордва. Позже сюда пришли булгары и половцы и образовали Булгарское царство, высокоразвитое, торговавшее с Персией и Средней Азией .На юге Волги образовалось Хазарское царство, по уровню развития ниже исчезло в II в. В начале 13 в.в Золотая Орда распалась на 3 ханства: Казанское, Астраханское и Ногайско.

В 16 в. Новое движение на восток при Иване Грозном, взятие Казани и Астрахани, в результате чего прекратили существование данные ханства.

(Запись в тетради: Булгарское царство, Хазарское, Казанское ,Астраханское, Ногайское).

Переходим к следующему пункту урока.

Природные ресурсы:

Газ- Астраханское месторождение

Нефть-истощена,добыча=11%

Соль- Эльтон, Баскунчак – «всероссийская солонка»

Уголь-Казань.

1.Водные

2.Гидро

3.Почвеные(чернозёмы)

4.Рыбные (осетры)

5.Агроклиматические

Сера-Самара, Татария, Самара соляные купола – текстильного происхождения указывают на возможность поиска здесь и

6.Рекреационные

7.Лесные – основа лесной промышленности

8.Земельные – 1 м в России на  1чел =1,5га

Итак, подведём итог: основой какой промышленности является месторождение

(газовой).

(нефтяной и химической)

(соляной – Эльтон и Баскунчак питаются сильными  ключами, бьющими на дне и стекающими с окрестных соляных куполов).

- гидроресурсы- энергетика

-агроклиматические и водные – с\хозяйство,АПК

-рыбные- рыбной

-лесные – лесной

ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ ПОВОЛЖЬЯ

РЕЛЬЕФ

Равнинный. По правому берегу Волги- Приволжская возвышенность по левому – общий ,вдоль Каспия-Прикаспийская низменность.

Фундамент равнины здесь залегает на глубине 6000м. Толщи осадочных пород перекрыты наносами древней Волги и четвертичными отложениями моря. Моря отступилось 8-10 тыс. лет назад, оставив территорию Это самое низкое место России = -26 м.

В  горах Жигули ( Жигулёвский кряж в известковых и и карстовые образования – тоннели, пещеры, воронки, провалы.

Волжский высокий косогор постоянно подмывает река, его постоянно разрушают оползни, поэтому работы по закреплению склонов  дорогостоящие  .

КЛИМАТ Континентальный на севере и резко-континентальный на юге.

Т.е. континентальность возрастает с северо-запада на юго-восток.

Зима холодная, ветряная. Снег =10 см от 2-4 месяцев, бураны, снегопады .

Весна короткая с некоторым количеством осадков , поэтому необходимы работы по снегозадержанию и накоплению талых вод.

Температура до 42`, суховей, губительные для посевов пыльные бури. = 70 -170мм\год.

Испаряемость  = 1000 мм.

0,3 – скудное увлажнение, поэтому на севере засухи 1 раз в 4 года, на юге – каждый год. Этак климатическая неустойчивость привела к возникновению термина «голодающее Поволжье».

Страшный голод схватил Поволжье в 1921 г. В 1933-34 гг. из за гибели урожая. В те времена обычным явлением стали случаи людоедства.

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ

Меняются с севера на юг.

Лес- основа животноводства

Казань- лесостепь

Самарская

Волгоград

Астрахань

Основой чего является набор природных зон? Основа сельского хозяйства? Как меняется специализация сельского хозяйства в Поволжье? ( С севера на юг, как и природные зоны).

Население

Численность – 17 млн. чел

Площадь -536,6 тыс. км2

С=13,4%  Р=8,5 Е=?   (-4,9%)

Найдите (30 ч\км2)  - в Калмыкии  4,3 ч\км2

В 3 раза больше средней

У=73% (до революции У=-14%)

Аграрный район был

Почему возрастает численность населения?(Механический прирост)

Сальдо миграции – 6,2%  - 989 тыс.человек

 Города миллионера: Казань, Самара, Волгоград. ( Н.Новгород изучили ЦЭР)

Саратов- потенциальный миллионер.

Пёстрый национальный состав  1) марийцы и мордва жили до н.э. угро-финская группа

Татары (16%) и чуваши пришли в 3-4 вв.н.э. тюркская группа.

Русские – 70%,пришли в 13 в. Когда был основан Н.Новгород. доминируют.

Калмыки с 16-17 вв.

Немцы с 18 в  - бывшие безземельные крестьяне на родине они компактно расселялись в Саратовском и Волгоградском незаконно выселены в Казахстан и Сибирь. В 1957 г. Автономия калмыков была восстановлена, что явилось  одной из причин массовой эмиграции немцев в ФРГ в последние годы, с чем сказали «проблема рассосалась сама собой»

-Какие же народы имеют собственные  автономные образования?

ЧУВАШИ- Респ. Чувашия

Татары- респ. Татарстан

Башкир – респ. Башкирия

Калмыки- респ. Калмыкия

Марийцы- респ. Марий Эл

Мордва – респ. Мордовия

Исключение – немцы!

Религии христианство, ислам – татары,

Буддизм – калмыки,

Мордва, чуваши – языческие культы, старообрядцы

Жизнь и обычаи старообрядцев, природа леса описаны  в романах Мельникова-Печерского « В лесах» , «На горах» .В этих лесах находят удивительный памятник природы – глубокое прозрачное озеро Светлояр.

Вода его в чистом сосуде не портится несколько месяцев . Загадку озера изучают геологи, биологи, историки .

О нём записано много легенд, в которых рассказывается как от татарского войска мкрылся под водой Светлояра старинный и прекрасный град Китеж.

-О чём судим по наличию городов – миллионеров? ( О степени продвинутости региона).

Итак, все смешалось в Поволжском регионе ,после монголо-татарского нашествия трудно отделить татарскую культуру от русской и в принципе никто из нас не может поручится, что у нас нет татарских корней.

- На что влияет такая пестрота региона?( на межнациональные конфликты)

Вы не помните ,не в 1991-92 гг. Татарстан предпринимал попытки выхода из состава РФ

 География поволжских городовопределена речной системой Волги. Как виноградные ягоды, они «прикреплены» к ее грозди. При этом
практически все крупные города, за исключением одного
  расположились на волжских берегах. 

 Ни один из них не сталцентром региона. Река никому не захотела уступить первенство, но и сама она скорее не центр, а стержень, вернее, шов, стягивающий два "лоскута" - правобережное Приволжье и левобережное Заволжье.

Итак, Волга!

Это не просто крупнейшая река Европы, 5-ая по длине в России и 6-ая на материк е Евразия. Волга  - символ и любовь России, народ ласково называет её «Волго-матушка» . Свою любовь к Волге выразили в своих произведениях великие писатели и поэты.

Семь тысяч рек, ни в чем не равных, 
И с гор стремящих бурный бег, 
И меж полей в изгибах плавных, 
Текущих в даль, – семь тысяч рек, 
Она со всех концов собрала –
Больших и малых до одной, 
Что от Валдая до Урала 
Избороздили шар земной.

В нижнем течении Волга дробится на множество рукавов, самый длинный из них Ахтуба, который тянется на протяжении 450 км до устья. Волго-Ахтубинская пойма со множеством протоков – зелёный оазис среди полупустыни. А в приморской полосе дельты расположен Астраханский заповедник: здесь папоротниковые заросли – остаткиили реликт прошлых геологических эпох и водяной орех «чилим» с колючей кожурой, но вкусной сердцевиной и легендарный лотос.которому поклонялись египетские жрецы и фараоны. Главная прелесть цветка – в количестве его цветения. Распустившийся цветок живёт 3 дня,срок отпущен малый,но на смену увядшему цветку раскрывается следующий бутон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающий урок по легко атлетике для учащихся 4 класса"Техника метания мяча" с использованием спортивного оборудования.

Применение нестандартного оборудования на уроках  по легкой атлетике по теме "Метание мяча" в общеобразовательно школе....

Обучающий урок " I am making a robot" во 2 классе по УМК "Forward" English-2 Зернова Т.Г.,учитель английского языка ГБОУ СОШ № 146

Английский язык - не самый сложный иностранный язык. Главное - научиться правильно читать и говорить. Ты хочешь выучить английский? Стихотворения, в которых рифмуются английские и русские слова помогу...

Святыня живописи - икона.Урок по развитию речи в системе обучающего изложения в 9 классе

Урок по развитию речи в системе обучающего изложения в 9 классе «Святыня живописи – икона». Понятийно – направленный анализ текстаВ. Алексеевой из книги «Что такое искусство?» с сохранением авто...

Методическая разработка- Обучающий урок в 7 классе-"America".

Практические цели: активизироватьв речи учащихся лексические единицы по теме:учить  учащихся высказывать собственное мнение;развивать навыки диалогической и монологической речи;развиватьнавыки чт...

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОПЫТУ. Мастер-класс на тему : «Формирование читательской грамотности обучающихся средних и старших классов посредством использования инновационных образовательных технологий на уроках предметной области «Филология».

Материал является приложением к собственному инновационному опыту и  содержит инновационные технологии, помогающие формированию функциональной (читательской) грамотности у обучающих средних и ста...