Конспект открытого интегрированного урока по географии в 6 классе на тему "Горы"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Евгения Юрьевна Подгорная

Конспект открытого интегрированного урока по географии в 6 классе на тему "Горы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_na_temu_griby_v_5_klasse.docx146.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 5 классе по теме «Грибы»

Цели урока:
Обучающие:
• раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные);
• учить распознавать съедобные и ядовитые грибы;
Развивающие:
• развивать понятия о многообразии живых организмов;
• продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе;
• развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.

Ожидаемые результаты:

  • Личностные:
  • Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к     саморазвитию  и самообразованию;
  • Ответственно относятся  к выполнению учебных задач;
  • Демонстрируют коммуникативную компетентность,   уважительное отношение к мнению другого человека.
  • Метапредметные:  
  • Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
  • Выдвигают простейшие гипотезы;
  • Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение,  высказывают суждения, аргументируют их;
  • Работают с информацией и преобразуют её;
  • Находят причинно-следственные связи;
  • Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
  • Предметные:
  • Знают отличительные признаки грибов, умеют находить грибы на рисунках в сравнении с представителями других царств;
  • Имеют представление о распространении грибов на Земле, особенностях их строения;
  • Называют примеры значения грибов в природе и в жизни человека; меры профилактики отравления грибами.
  • Тип урока:
  • По ведущей дидактической цели:  урок изучения нового материала;
  • По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
  • По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.
  • Методы:
  • Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);
  • Дополнительные:
  • словесные (беседа, диалог);
  • наглядные (работа с рисунками, схемами);
  • практические (поиск информации, выполнение лабораторной работы, работа с интерактивной доской);
  • дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).
  • Средства обучения:
  • Учебник Плешакова А.А., Сивоглазова В.И.  Введение в биологию. 5 класс. М.: Дрофа, 2020;
  • Дополнительный текстовый материал;
  • Презентация «Грибы»;
  • Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.

                                                    Ход урока 

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме  «Грибы»

Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Методы, приемы, формы

Формирование УУД

Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся.

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. 

Прозвенел опять звонок

Мы начнем сейчас урок

Будем знанья получать

Громко,  четко отвечать.

Организация рабочих мест, приветствие. Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Актуализация имеющихся знаний учащихся

Цель: Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Мотивация.

Постановка учебной задачи, формулировка темы урока и целей.

Ребята, на урок я принесла волшебную корзину, в ней спрятано то, что сегодня мы будем изучать. Для того, чтобы узнать, что в ней лежит, я предлагаю разгадать  загадку. Слайд 1

Под сосною у дорожки 
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - нет головы.

Заслушать ответы учащихся

Пригласить учащегося, чтобы открыть корзину.  Правильно, грибы.

- Скажите, как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? (О грибах)

На столах лежат маршрутные листы. Подпишите на них свои фамилию и имя. Дату.  

Тема урока: Грибы. Запишите тему в свои маршрутные листы. Слайд 2.

 Какую цель мы поставим перед собой. Что бы вам хотелось узнать о грибах?  (Цель урока) Слайд 3.

Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать  грибы от представителей других царств живой природы,  знать особенности их строения, питания, размножения, роль грибов в природе и жизни человека, различать съедобные и ядовитые грибы, знать правила сбора грибов.  

Проблемный вопрос? Почему грибы выделили в отдельное царство?

Изучим таблицу «Признаки грибов» в маршрутных листах. Скажите, а какие признаки из перечисленных относятся к  растениям?  А какие к животным?
Учитель: Давайте сделаем вывод.
Таким образом, грибы сочетают признаки растений и животных, но у них есть и свои собственные, а какие это признаки вы сами выясните в течение урока.

Решая предложенные задания, появляется проблема, на основе которой выдвигают предположение о теме урока.

Вместе с учителем вспоминают признаки царств растений и животных.

Работая с таблицей, выявляют признаки грибов, сходные с растения и животными

Формулируют вывод: грибы сочетают признаки растений и животных.

На проблемный вопрос учителя высказывают свои предположения.

Фронтальная работа с классом

Регулятивные: Выделяет ориентиры действия в новом учебном материале.

Планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные:  планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия.

Объяснение нового материала

Слайд 4

Грибы – это одна из самых больших  и загадочных организмов. В настоящее время учёные насчитывают 250 тысяч видов грибов. Изучением грибов занимается наука – микология.  Слайд 5

Люди издавна чувствовали в грибах что-то таинственное. Им поклонялись в древности индейцы-ацтеки. Да и само появление грибов после дождя человек считал сверхъестественным. В их божественное происхождение верили древние греки и римляне, китайцы и индусы. Древнегреческий историк Плутарх связывал  рождение грибов с ударами молний. Многие народности были уверены, что грибы растут на местах, где во время дождя пляшут гномы и ведьмы. Грибы и сейчас остаются для нас загадкой.

Грибы окружают нас повсюду, и даже там, где их вроде бы и не видно. Всё дело в том, что по своему строению и размерам они очень разнообразны. Мы с вами привыкли видеть «шляпку на ножке», но плесень на продуктах, дрожжи – это тоже грибы.

Слайд 6

ФИЗМИНУТКА (1мин)  

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.  

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

Чтобы более подробно познакомиться с грибами,  давайте поработаем в группах. Каждая группа получает своё задание, на выполнение которого отводится 7 минут. В конце указанного времени группа должна предоставить отчет о проделанной работе. Каждая группа получает задание.

Работа в группах  

1 группа

Шляпочные грибы Слайд  7, 8, 9

2 группа

Плесневые грибы Слайд 10

3 группа

Съедобные и ядовитые грибы.

Слайды 11 - 17

4 группа

Роль грибов в природе и жизни человека

Слайд 18

По истечении 7 минут каждая группа представляет свою работу перед классом.

Учитель: Вы изучили грибы, давайте заполним в таблице третью колонку «Признаки, характерные для грибов»

Релаксация

Послушаем музыку леса. Представим, что лето, лес,  поют птички, мы собираем грибы в лукошко. Любите вы собирать грибы? Я набрала целую корзину грибов, и хотела бы с вами поделиться. Но с условием: на следующем уроке вы должны сделать небольшое сообщение о том грибочке, который вам достанется.

Просмотр презентации на доске

Самостоятельная работа с учебником, моделирование строения шляпочного гриба с помощью пластилина.

Выполнение лабораторных работ «Строение шляпочного гриба», «Строение мукора»

 

 Групповая работа обучающихся с последующей защитой

 

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

· саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

· разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

· управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные:  имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Закрепление изученного материала

      Подведем итог нашего урока, проверим усвоение материала приступаем к выполнению заданий. Выполните тест в ваших маршрутных листах. Оцените себя. Слайд 19 Верные ответы: 1б 2г 3б 4а 5б 6б

Загадки: 7. дрожжи, 8. Плесень

Если останется время – раздать ребусы (один на группу) Синквейн «Грибы»

Выполняют тест

Оценивают себя

  

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что усвоено; элементы волевой саморегуляции.

Познавательные: логические: анализ и синтез информации.

Рефлексия

       

Слайд 20, 21

-Как вы оцениваете работу вашей группы?

(Мнение учителя о работе каждой из групп.)

Дополните предложение высказав своё мнение об уроке

  • Оцени своё настроение на уроке

Высказывают мнение об уроке.

поднимают картинки

Индивидуальная работа

Личностные:  имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

    Домашнее задание

Слайд 22

Параграф 20. Ответить на вопросы устно.

Творческое задание.

  • Придумать загадки о шляпочных грибах.
  • Вылепить из пластилина съедобный и ядовитый гриб.

Записывают в дневник

                                        МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Фамилия, имя ________________________________________________       Дата__________

Задание 1. Поставьте «да» или «нет» возле утверждения.

Утверждения:

1. Клетка бактерий не содержит ядра

2. Бактерии относят к царству растения

3. Бактерии размножаются спорами

4. Бактерии микроскопические организмы и обитают повсюду

  5. Бактерии играют только отрицательную роль в природе и жизни человека

Тема урока  __________________________________________

Таблица. Признаки грибов

Царство Грибы

Признаки сходства с растениями

Признаки сходства с животными

Признаки, характерные только для грибов

- неподвижны;

- неограниченный рост;
- имеют прочные клеточные стенки;

- питание путём всасывания воды и минеральных солей;

- размножаются вегетативно и спорами;

- не имеют хлорофилла;

- питаются готовыми органическими веществами;

- в клеточных стенках особое вещество - хитин;

- запасной продукт – гликоген;

- образуют мочевину.

Задание 2. 

Выполните тест. Выбери один верный ответ.

1. Грибы выделяют в отдельное царство потому, что:
а) они неподвижны, но способны к фотосинтезу;
б) они неподвижны и питаются готовыми органическими веществами;
в) они не размножаются спорами и не имеют органов;
г) они не имеют органов, но сами создают органические вещества.
2. Надземная часть белого гриба называется: 
а) грибницей;           б) пеньком;             в) шляпкой;                  г) плодовым телом.
3. Мукор и пеницилл - это

а) шляпочные грибы              б) плесневые грибы         в) паразитические грибы    г) дрожжи
4 . Как называется взаимовыгодная связь между грибами и деревьями:

а) симбиоз;                      б) грибокорень;                     в) грибница;

5.К грибам паразитам относится: 
а) Подберезовик;                 б) Гриб-трутовик;              в) Опёнок.
6. По способу питания грибы похожи на животных, так как:

а) способны к фотосинтезу              б) питаются готовыми органическими веществами

в) поглощают пищу путём всасывания

Отгадайте загадки:

7. Меньше корытца, а мешок муки поднимает. Что это?  Ответ____________________

8. Если я на колбасе - стала та негодная.

    Если я сижу на сыре - то я благородная!   Ответ____________________________

1 группа

Внимательно прочитайте текст параграфа

Ознакомьтесь со строением шляпочных грибов. Рассмотрите муляж гриба.

Выполните лабораторную работу «Строение шляпочного гриба»

Инструктивная карта:

  1. Рассмотрите  плодовое тело шляпочного гриба. Найдите пенёк и шляпку (вылепить из пластилина модель шляпочного гриба)
  2. Как размножаются грибы?
  3. Как питаются грибы? Какая связь устанавливается между грибами и деревьями?

2 группа

Внимательно прочитайте текст учебника

Ознакомьтесь со строением плесневых грибов.

Выполните лабораторную работу «Строение плесневого гриба мукора»

Инструктивная карта:

  1. Рассмотрите мукор под микроскопом. Найдите грибницу, головки со спорами.
  2. Зарисуйте мукор. Подпишите части гриба.
  3. Сделайте вывод по работе, укажите, где образуются споры у плесневых грибов. Какой ещё гриб относится к плесневым?
  4. Что такое дрожжи? Как размножаются дрожжи?

  1. Коробочки со спорами
  2. Споры
  3. Грибница

3 группа

Внимательно прочитайте текст учебника Рассмотрите картинки.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие грибы называют съедобными? Какие съедобные грибы растут в нашей местности? (письменно)
  2. Какие грибы называют ядовитыми? Назовите известные вам ядовитые грибы. Как их распознать? (письменно)
  3. Знаешь ли ты правила сбора грибов? Поделись с другими этими правилами.
  4. Грибами можно отравиться. Какие меры первой помощи вы можете предложить?

4 группа

Внимательно прочитайте текст учебника Рассмотрите картинки.

Ответьте на вопросы:

  1. Какую роль играют грибы в природе? (письменно)
  2.  Какую роль играют грибы в  жизни человека? (письменно)
  3. Какие грибы относят к паразитам? (письменно)
  4. Что стало бы с природой, если бы исчезли грибы и бактерии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного урока по биологии и химии "Элементы жизни" 8 класс.

Интегрированный урок по биологии и химии в 8 классе "Элементы жизни" проведен в месячник естественно - математического цикла. Данный урок содержит обширный материал о жизненно важных химических элемен...

Конспект открытого интегрированного урока "Музыка и движение" для 2 класса "Особый ребенок"

Этот урок был проведен в февралегода на районный уровень.  Обучение происходит по "Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью" под ред.Баряевой Л.Б. и Яковлевой Н...

Конспект открытого интегрированного урока (биология, география , история) в 7-9 классах по теме: "Северный Ледовитый океан: экология, история, современность"

Конспект открытого урока; презентации "Самый холодный", "История освоения Северного морского пути" и "Животный мир Арктики"....

Конспект открытого интегрированного урока химии в 9 классе "Химия крови"

Открытый интегрированный урок повторения в 9 классе "Химия крови"...