ИЗУЧЕНИЕ ГЛУБИН МИРОВОГО ОКЕАНА
план-конспект урока по географии (5 класс)

Низамова Альфия Ханифовна

УРОК РАЗРАБОТАН СОГЛАСНО ФГООС 3 ПОКОЛЕНИЯ, С ЭЛЕМЕНТАМИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет

география

Класс 5

Тема урока

Исследования  мирового океана и его глубин

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

Вид урока

Комбинированный с использованием информационных технологий.

Содержание

Когда люди стали изучать глубины Мирового

океана? Цель и методы данных изучений.

Планируемые образовательные результаты

Цель: Создать условия для формирования представлений об истории исследования океана и его направлениях .

 Обучающая: ознакомить с историей исследований океана и внутренних частей материков; познакомить с именами имена важнейших исследователей глубин, а также покорителей Мирового океана и внутренних частей материков, знать значение их путешествий; продолжить формирование умения показывать основные маршруты экспедиций, делать выводы.

  • Развивающая: используя дополнительный материал, развивать интерес к предмету; продолжить формирование умений и навыков работы с различными источниками знаний.
  • Воспитательная: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе, коллективе.

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающиеся смогут:

  • уметь объяснять понятия батискаф, айсберг ;
  • называть основные способы изучения  глубин МО в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и погружений;
  • показывать по  карте объекты исследований.
  • Уметь решать задачи на переливание и взвешивание с практическим содержанием

Обучающиеся смогут:

  • осуществлять поиск и выделение информации в учебнике и других источниках знаний о развитии географических знаний.
  • уметь структурировать информацию;
  • уметь анализировать задачу
  • уметь высказывать свою точку зрения, делать выводы

Обучающиеся будут обладать:

  • ответственным отношением к учебе;
  • основами познавательной и информационной культуры;
  • осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
  • навыками самостоятельной работы с текстом и нетекстовым компонентом учебника;
  • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Основные понятия, изучаемые на уроке, ключевые слова

акваланг

водолазный скафандр

батисфера

батискаф

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация, интерактивная доска, проектор,  Физическая карта мира.

 Оборудование

Учебник, атлас, тетрадь, рабочие листы.

Дополнительные источники знаний

Энциклопедия для детей. Т.3. География. Гл. ред. М.Д. Аксеенова. – М.: Аванта+, 2001

Сто великих мореплавателей. Е.Н. Авдяева, Л.И. Зданович. М. «Вече», 2000

Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. Книга для учащихся 6-8 кл. – 2 изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Приветствие обучающихся.

Приветствие учителя. настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке.

Работаем по парам.

1. ЭТАП Актуализация знаний 

 Подводящий диалог.

Итак, мы продолжаем изучение темы «История открытия и освоения Земли».

Слайды 2

Давайте вспомним всех великих мореплавателей  18-19 вв и их открытия.

  1. Кто открыл Америку
  2. Кто открыл Австралию
  3. Кто совершил первое кругосветное путешествие
  4. Кто открыл морской путь в Индию
  5. Кто исследовал Сибирь?
  6. Кто такой Элькано
  7. Кто такой Америго Веспуччи ( а кому бы вы дали медпль за открытие Америки)
  8. Кто такие Лазарев и Беллисгаузен?

Принимают участие беседе по поставленному вопросу.

Называют мореплавателей и их открытия

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Слайд 4

К началу XVIII в. очертания суши были в общих чертах выяснены. Все материки были открыты, получается  весь мир изучен???

Слайд 5 Тема урока?

Конечно, нет и на ваш век хватит объектов для изучения и новых открытий!

Тема урока: Исследования Океана и его глубин.

Рассказ. Слушают рассказ учителя, анализируют данные. Выделяют главное, готовятся к формулированию темы урока.

Проявляют познавательную инициативу. Формулируют тему урока, озвучивают её в классе.

3  ЭТАП Изучение нового материала.

Стимулирует активное участие всех детей в обсуждении содержания текста учебника по ходу выполнения практической работы.

Организует обучающихся на ведение записей в тетради. Работа с материалом учебника.

Сегодня на уроке мы отправимся с вами в заочное путешествие по  океанам. Познакомимся с исследованиями глубин океанов. Узнаем, какими приспособлениями пользовались для изучения подводного мира.

Прежде чем приступить к виртуальному погружению назовите, пожалуйста, океаны, которые вы знаете?

В тетради запишите названия этих океанов по увеличению площади пользуясь картами атласа

Как вы думаете, что хотели найти, увидеть люди на дне океана?

Подумайте и запишите свои догадки в тетради

Попробуйте понять с какой целью люди погружались в океан, можно воспользоваться текстом учебника на стр.35-36

Цели первых исследований:

1.

2.

3.

Океан для древнего человека был враждебной стихией. Народы, населявшие побережья морей и океанов, занимались лишь сбором даров моря, выброшенных на берег: съедобных водорослей, моллюсков, рыб.

А как вы думаете они могли долгое время находиться под водой, например, собирая жемчуг?

- демонстрация опыта

Создание первого известного нам водолазного колокола следует отнести к XVI веку. По описаниям, это был очень большой горшок, внутри которого были настланы доски. Горшок был снабжен свинцовыми грузилами. Внутри горшка сидели два человека с зажженной свечой. О глубине погружения сведений не имеется; очевидно, она не могла быть большой.

 Проходили столетия, и океанический простор все шире открывался человечеству. Но интенсивные научные исследования Мирового океана начинаются лишь со второй половины XIX века, когда одна за другой начинают снаряжаться океанологические экспедиции на специальных судах. Это в значительной степени диктовалось практическими соображениями.

Исследования Мирового океана имеют большое значение в жизни человечества. Исследователей интересует не только жизнь его обитателей, но и многое другое. Они изучают устройство морского дна, морские течения, влияние океанов и морей на климат и погоду, состав воды и т.д.

Но изучать подводный мир очень трудно, как вы думаете почему?

Скажите, а вы могли бы увидеть все это, если прямо сейчас оказались не в классе, а там, под водой?

-нужны специальные приспособления, которые позволяют людям находиться под водой.

Какие вы знаете?

Правильно акваланг, водолазный костюм

Первый акваланг изобрёл замечательный человек, имя которого знакомо всему миру, этот человек Жак Ив Кусто, человек,  посвятивший всю жизнь изучению именно подводного мира

 Демонстрация фильма

Можно смело сказать, что благодаря Кусто миллионы людей впервые «заглянули» в подводный мир через объектив его камеры: в 1948 году «капитан Кусто», как его стали называть, был первым водолазом, который стал заниматься цветной фотографией под водой, причем даже там, где освещение было недостаточным. Для этого он приспособил специальные лампы, которые были соединены с фотоаппаратом 10-метровым проводом. Сейчас никого не удивишь возможностями специальной съемки, но в те годы появление подводных снимков, в том числе фотографий затонувших кораблей, было сенсацией.

Под водой Кусто находил и древние суда. которых было не найти уже на суше, причём на 2х им исследованных судна было очень много золота.

Кусто и его команда принимали участие в эксперименте по «обживанию» дна океана. В 1960-х годах около побережья Судана в Красном море, на одном из рифов, была создана целая жилая сфера, прообраз подводных городов будущего, в которой жили несколько человек около месяца, периодически совершая подъемы на поверхность и выходы в открытую воду. Это был проект «Преконтинент» (впоследствии он прекратил свое существование из-за недостатка финансирования). Люди стали изучать космос и поэтому идея Кусто осталась на втором плане

А как же Кусто исследовал  более глубокие слои воды?

Что нам понадобилось, чтобы так же все рассмотреть по-настоящему, но без опасности для жизни?

 Правильно, это оборудование для подводного плавания.

Историей погружений, вернее аппаратами, в которых производились эти первые погружения, начали интересоваться совсем недавно. Занимались этими историческими исследованиями не историки, а ученые и инженеры. Они собирали сведения о подводных аппаратах прошлого и затем старались использовать эти данные при конструировании новых аппаратов. И надо сказать, что эти исследования принесли большую пользу.

А как выглядит современный  подводный аппарат, давайте посмотрим в учебнике и на слайде и сравним их?

Как они называются?

Именно Огюст Пиккар швейцарский исследователь, физик,  является  изобретателем  стратостата и батискафа, конструктор батискафа «Триест», совершившего рекордное погружение в Марианскую впадину.

Пожалуй, Марианская впадина это очень загадочное место для многих и остаётся и до сих пор.

Найдите в карте атласа в каком океане она находится

(можно найти самые глубокие места и других океанов)

Фильм про Марианскую впадину

Казалось бы  к XX в., после изучения внутренних частей материков, на карте мира не осталось «белых пятен». Самые значительные открытия, сделанные за последние годы, - результат исследования глубин Мирового океана.

Но в последнее время нас стали волновать неожиданные проблемы

ЭТО АЙСБЕРГЫ

ЧТО ТАКОЕ АЙСБЕРГ ????? ( ИНТЕРАКТИВ)

 

СЛАЙД

ВНИМАНИЕ ПРОБЛЕМА

В 2019 году от ледника в Антарктиде откололся самый крупный за последние 50 лет айсберг. Айсберг, согласно расчётам, имеет толщину примерно 210 метров и весит около 315 млрд тонн. Чтобы поглотить его, у океана уйдут годы. Внимание всего мира было привлечено к проблемам, связанным с айсбергом и его влиянием на Мировой океан.

В оценках последствий образования гигантского айсберга в Антарктиде нет единства: > в СМИ высказывается мнение, что от шельфового ледника откололись фрагменты, находящиеся в воде. Такая большая потеря массы ледника теоретически грозит поднятием воды в Мировом океане и затоплением некоторых регионов; > британские учёные считают, что общий объём жидкости в мире не изменится, поскольку этот лёд уже находился в воде

 ВОПРОС ??? (на слайде)

В связи с этим вам домашнее задание СЛАЙД

Слушают рассказ учителя. Осмысливают полученную информацию.

Осмысливают высказывание писателя и участвуют в обсуждении главной его мысли.

Работа по атласам

Тихий

Атлантический

Индийский

СЛО

Рассуждают и записывают в тетрадь по 2 цели

Работа в группах.

Читают текст учебника, анализируют его, находят ответ на вопросы, формулируют ответы, обсуждают в группах, корректируют ответы и озвучивают их. Участвуют в обсуждении, выслушивают разные точки зрения. Анализируют ответы товарищей, дополняют их.

- Нет, мы бы задохнулись! Человек не может долго быть под водой.

- Акваланги! Маска и трубка!

Аквалангист не может опуститься глубоко, потому что ему не хватит воздуха в баллонах.

В скафандре.

Водолазное снаряжение:

1 – шлем с манишкой; 2 – водолазная рубаха; 3 – галоши; 4 – грузы; 5 – нож с поясом; 6 – сигнальный конец; 7 – наплечная подушка; 8 – воздушный шланг; 9 – телефонный кабель

Участвуют в обсуждении, выслушивают разные точки зрения. Анализируют ответы товарищей, дополняют их.

Батискаф и батисфера

Отвечают

Уровень Мирового океана не изменится. Айсберг уже плавает в океане и вытесняет определённый объём жидкой воды. Когда айсберг растает, то образовавшаяся в результате этого жидкая вода займёт тот объём, который вытеснял айсберг

4 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Слайд 19

Итак сегодня мы узнали что

  1. Океан до сих пор большая загадка для человека
  2. Что исследование проводились, пожалуйста, в порядке применения оборудования перечислите все виды от времени появления
  3. Для чего человек изучает океан?

Высказывают своё мнение о содержании полученных знаний.

Осмысливают вопросы, преобразовывают информацию в соответствии с заданием. Формулируют ответы. Озвучивают ответы.

  1. Капсула
  2. Водолазный костюм
  3. Эхолот (гидролокатор)
  4. Батисфера
  5. Акваланг
  6. Батискаф

Осмысливают вопросы, преобразовывают информацию в соответствии с заданием. Формулируют ответы.

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Слайд 20

Тема урока?

Предлагает вспомнить тему и оценить свою работу на уроке и работу своих одноклассников.

У вас н столе лежат капельки воды, на которых ест всего два вопроса по итогам нашего урока

  1. На какую оценку, как ты считаешь, тобой усвоен материал урока?
  2. Какой вопрос тебе был не понятен и что бы ты хотел закрепить на следующем уроке.

Называют тему урока.

Отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Оценивают свою работу на уроке.

 СКЛАДЫВАЮТ БУМАЖКИ В ВАЗУ ДЛЯ ВОДЫ

8 ЭТАП Домашнее задание.

Комментирует домашнее задание.

Слайд 23

Записывают домашнее задание в дневники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение Мирового океана

Презентация соответствует параграфу 28 учебника географии для 6 класса авторов Т.П.Герасимовой и Н.П.Неклюдовой. В презентации освещены  все положения учебника по теме урока и дан очень хороший ...

Изучение Мирового океана

Презентация соответствует материалу параграфа 28 учебника географии для 6 класса Т.П.Герасимовой и Н.П.Неклюковой. Содержание  презентации освещает все положения параграфа и очень хорошо проиллюс...

«Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура».

Урок по теме «Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура». Тема урока входит в раздел «Гидросфера» начального курса...

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ДНА МИРОВОГО ОКЕАНА

Презентация к теме "Изучение океана"...