Рабочая программа по географии 10-11 класс
рабочая программа по географии (10, 11 класс)

Пашкова Татьяна Петровна

Учебник: В.П. Максаковский География. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень – 23-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2014. – 416с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_10_-_11_klass.docx84.34 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  Рабочая программа  по географии  10 - 11 класса составлена в соответствии с Федеральным законом об образовании РФ №273 от 29.12.2012г., на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования №1897 от 17.12.2010., ООП ООО, Положения о Рабочей программе по учебному предмету МБОУ «Нижнеомская СШ №1» (протокол от 08.04.2015г. №1/15)

Данная программа составлена в соответствии с:

  • Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии с учетом авторской программы В.П. Максаковского по географии «Программы для общеобразовательных учреждений. География. 10-11 класс» (М.: Просвещение, 2017 г)
  • с программой развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской  идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
  • с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Рабочая программа по географии для 10 класса к учебнику В.П. Максаковского  «Экономическая и социальная география мира» конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Данный курс географии завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира,  которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, особенностей разных территорий. Содержание курса направлено на формирование у учащихся целостного представления о современном мире, о месте России в этом мире, а также на  развитие познавательного интереса к другим народам и странам.

Кроме этого, создаются условия для формирования всех перечисленных в стандарте способов деятельности учащихся, с учетом реализаций программы развития школы «Школа как центр творчества развития детей».

При составлении рабочей программы учитываются возможности обучающихся.  Для детей с низким и высоким уровнями  обученности и работоспособности предусмотрены специальные учебные задания. В 10 и 11 классах по данной программе нет  обучающихся детей с ОВЗ на очной форме обучения.

  • Учебник: В.П. Максаковский География. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень – 23-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2014. – 416с.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Обучение географии в средней школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:

  • российской гражданской идентичностью и гражданской позицией;
  • мировоззрением  и  нравственным  сознанием, соответствующим современному уровню развития науки и общественной  практики, основанным  на  диалоге  культур, а  также осознанием своего места в поликультурном мире на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  • толерантным сознанием и поведением в поликультурном мире, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми;
  • коммуникативными навыками сотрудничества в образовательной,  общественно  полезной,  учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • готовностью и способностью к образованию, в том числе самообразованию, сознательным отношением к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Метапредметные результаты освоения выпускниками средней школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

  • ставить учебные задачи, вносить изменения в содержание учебной задачи и выбирать наиболее рациональную последовательность ее выполнения;
  • планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
  • оценивать  свою  работу  в  сравнении  с  существующими требованиями;
  • пользоваться различными способами самоконтроля;
  • классифицировать в соответствии с выбранными признаками, систематизировать и структурировать информацию;
  • формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
  • пользоваться навыками анализа и синтеза;
  • искать и отбирать необходимые источники информации;
  • представлять  информацию  в  различных  формах(письменной и устной) и видах;
  • работать с разными видами текстов(учебным текстом и внетекстовыми  компонентами) —  научно-популярными, публицистическими, художественными:  составлять  тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления; переводить информацию из одного вида в другой(текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
  • использовать различные виды моделирования исходя из учебной задачи;
  • создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;
  • составлять рецензии, аннотации;
  • выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
  • вести дискуссию, диалог;
  • находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами учебной деятельности. На базовом уровне это:

  • умение работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;
  • обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
  • владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.

ПЕРЕЧЕНЬ УУД, ФОРМИРОВАНИЮ, КОТОРЫХ УДЕЛЯЕТСЯ ОСНОВНОЕ ВНИМАНИЕ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ РАБОТЫ ПО ГЕОГРАФИИ

учебно-познавательные:

  • умения и навыки планирования учебной деятельности - самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи для её достижения, выбирать пути решения этих задач;
  • умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режим работы;
  • умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, формулирование выводов, решение задач;
  • умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории.

информационно-технологические:

  • умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
  • способность задавать и отвечать на вопросы по изученным темам с пониманием и по существу.

коммуникативные:

  • умения работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и умение отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;
  • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • умения обмениваться информацией по теме курса, фиксировать её в процессе  коммуникации.

рефлексивные:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы по географии являются:

  • понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
  • формирование представления о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
  • формирование картографической грамотности;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  • формирование умений работать с разными источниками географической информации;
  • формирование умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
  • формирование умений вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на разных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

В результате изучения географии в 10 - 11 классе

 Ученик научится.   Ученик получит возможность научиться:

           объяснять:

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе  международного  географического  разделения  труда;  географические  аспекты глобальных проблем человечества;
  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • описывать мировые экономические связи, причины экономической интеграции стран мира, роль транснациональных компаний и банков;
  • сопоставлять географические карты различной тематики для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства регионов и стран мира.

оценивать:

  • обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами;
  • рекреационные ресурсы мира;
  • современное геополитическое положение стран и регионов;
  • положение России в современном мире;
  • влияние человеческой деятельности на окружающую среду;
  • экологические ситуации в отдельных странах и регионах;
  • тенденции и пути развития современного мира.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения влияния природных и социально-экономических факторов на особенности размещения населении Земли; направлений современных миграций населения; размещения основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира; особенностей состава, структуры, специализации хозяйства отдельных регионов и стран мира; различий в уровне экономического развития; причин возникновения и обострения, взаимосвязи глобальных проблем человечества;
  • прогнозирования темпов роста народонаселения Земли в целом и в отдельных регионах и странах мира; тенденций изменения возрастного состава населения по данным об изменения прироста населения; основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;
  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Содержание учебного предмета

Введение – 1 час

Социально-экономическая (общественная) география в системе географических наук. Предмет  социально-экономической  географии  мира, ее роль в формировании географической культуры. Представление о географической картине мира. Основные теории, концепции и методы исследований. Н. Н. Баранский, А. И. Витвер. Источники знаний. Особенности структуры курса.

Раздел I. Общая характеристика мира – 32 часа

Тема 1. Современная политическая карта мира – 5 часов

Политическая карта мира как предмет изучения политической географии. Количество, группировка и типология стран. Экономически развитые страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их подгруппы. Страны с переходной экономикой.

Влияние международных отношений на политическую карту мира. Политическая карта мира после второй мировой войны. Новый этап международных отношений и политическая карта мира.

Государственный строй стран мира. Формы правления и административно-территориального устройства.

Политико-географическое (геополитическое) положение стран и регионов как историческая категория. Концепции геополитики.

Пр.р.№1. «Обозначение на к/к стран различных типов»

Пр.р.№2. «Составление таблицы «Государственный строй стран мира»

Пр.р.№3. «Политико-географическое положение страны (по выбору

Тема 2. География мировых природных ресурсов. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Географическое ресурсоведение и геоэкология – 6 часов

Взаимодействие общества и природы. Понятие о географической (окружающей) среде. «Обмен веществ» между обществом и природой: качественно новый этап. Мировые природные ресурсы. Понятие о ресурсообеспеченности и классификациях природных ресурсов.

Минеральные ресурсы; территориальные сочетания полезных ископаемых. Земельные ресурсы; мировой земельный фонд и изменения в его структуре. Опустынивание и борьба с ним. Водные ресурсы суши и проблема пресной воды; пути ее решения. Гидроэнергетический потенциал. Перспективы изменения географии ведущих отраслей производства в зависимости от ПРП региона мира.

Биологические ресурсы; два лесных пояса Земли. Обезлесение и борьба с ним.  Водные, минеральные энергетические и биологические ресурсы Мирового океана. Перспективы изменения географии ведущих отраслей производства в зависимости от ПРП региона мира. Климатические и космические ресурсы как ресурсы будущего. Рекреационные ресурсы; всемирное природное и культурное наследие.

Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы. Антропогенное загрязнение окружающей среды; причины и последствия. Загрязнение литосферы, гидросферы, атмосферы. Пути решения природоохранных проблем. Природоохранная деятельность и экологическая политика.

Географическое ресурсоведение и геоэкология. Международный характер проблемы «Общество и окружающая среда»; междисциплинарный характер этой проблемы; роль географии.

Пр.р.№4.  «Определение и оценка ресурсообеспеченности минеральными ресурсами стран мира»

Тема 3. География населения мира – 6 часов

Население как предмет изучения социально-экономической географии. Численность и воспроизводство населения. Численность населения мира; источники данных о ней. Понятие о воспроизводстве (естественном движении) населения. Первый тип воспроизводства населения, второй тип воспроизводства населения: «демографический взрыв».

Управление воспроизводством населения и демографическая политика. Концепция демографического перехода. Качество населения как новое комплексное понятие.

Состав (структура) населения. Половой состав населения. Возрастной состав населения; трудовые ресурсы. Образовательный состав населения как показатель его «качества». Сферы занятости населения. Территориальные различия в уровне занятости населения в пределах крупных регионов мира. Этнический (национальный) состав населения; крупнейшие народы мира и языковые семьи. Одно- и многонациональные государства. Религиозный состав населения; мировые религии, их история и география. Главные очаги этнорелигиозных конфликтов.

Размещение и миграции населения. Размещение и плотность населения: большие контрасты. Причины внешних и внутренних миграций в мире. Показатели миграционного прироста населения в Европейском регионе. Основные направления миграционных потоков в крупных регионах мира. Трудовые миграции. «Утечка умов».

Городское и сельское население. Городское население: возрастание роли. Понятие об урбанизации как глобальном процессе, общие его черты. Уровни и темпы урбанизации и их регулирование. Урбанизация в экономически развитых странах. Урбанизация в развивающихся странах, «городской взрыв». Крупнейшие города (агломерации) и мегалополисы мира. Особенности сельского расселения в разных регионах. Население и окружающая среда. Влияние урбанизации на окружающую среду. Экологические проблемы больших городов.

Пр.р.№5.»Объяснение (по результатам сравнения) процессов воспроизводства населения в двух регионах мира (по выбору)»

Пр.р.№6. «Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира»

Пр.р.№7. «Определение типа стран по национальному признаку»

Пр.р.№8. «Заполнить таблицу «Размещение населения»

Пр.р.№9. «Характеристика населения одной из стран мира»

Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство – 5 часов

Научно-техническая революция. Понятие об НТР. Характерные черты НТР. Составные части НТР: наука, техника и технология, производство, управление. Эволюционный и революционный пути развития. Современный этап и перспективы НТР.

Мировое хозяйство. Понятие о мировом хозяйстве; история его формирования. Географическая «модель» мирового хозяйства, основные центры развития; возрастание роли Азиатско-Тихоокеанского региона. Понятие о международном географическом разделении труда. Международная экономическая интеграция; главные региональные и отраслевые группировки.

НТР и мировое хозяйство как предмет изучения социально-экономической географии.  Воздействие НТР на мировое хозяйство. Воздействие НТР на темпы роста и уровни развития. Воздействие НТР на главные пропорции мирового хозяйства: от индустриального к постиндустриальному обществу. Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства. Территориальная структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах; высокоразвитые, депрессивные, отсталые аграрные районы. Территориальная структура хозяйства и региональная политика в развивающихся странах; перестройка прежней структуры. Экономическое  районирование. Территориальная структура непроизводственной сферы. Пространственные формы организации науки, культуры, образования. Культурные регионы мира.

Воздействие НТР на размещение и территориальную структуру хозяйства; районы старого и нового освоения; старые и новые факторы размещения.

Пр.р.№10. «Составление картосхемы главных интеграционных группировок мира» 

Тема 5.География отраслей мирового хозяйства – 10 часов

Отрасли мирового хозяйства как предмет изучения социально-экономической географии. География промышленности. Промышленность - первая ведущая отрасль материального производства; соотношение старых, новых и новейших отраслей. Влияние экспортно-ориентированных отраслей на географию хозяйства и населения в регионе. Топливно-энергетическая промышленность. Этапы и пути развития мировой энергетики, ее роль в мировом хозяйстве. Сдвиги в структуре производства и потребления топлива и энергии.

Нефтяная, газовая и угольная промышленность как основа мировой энергетики; основные черты их размещения, главные грузопотоки. Электроэнергетика: структура производства на ТЭС, ГЭС и АЭС, основные черты географии. Нетрадиционные (альтернативные) источники энергии.

Горнодобывающая промышленность, ее значение и структура; главные страны и районы. Основные черты географии черной и цветной металлургии; главные страны и районы; типы ориентации.

Особенности географии машиностроения; главные страны и районы.

Особенности географии химической, лесной и текстильной промышленности; главные страны и районы. Промышленные районы мира. Промышленность и окружающая среда.

География сельского хозяйства и рыболовства. Сельское хозяйство - вторая ведущая отрасль материального производства. Сельское хозяйство в экономически развитых и развивающихся странах. Понятие об агропромышленном комплексе и «зеленой революции ». Растениеводство. Зерновые культуры - основа мирового сельского хозяйства. Другие продовольственные культуры, непродовольственные культуры; основные черты их размещения.

География мирового животноводства. Сельскохозяйственные районы мира. Рыболовство; основные черты географии.

Сухопутный транспорт: автомобильный, железнодорожный и трубопроводный. Его особенности в экономически развитых и развивающихся странах. Морской транспорт: судоходство, флот и порты. Главные международные морские каналы. Внутренний водный транспорт. Воздушный транспорт. Транспорт и окружающая среда.

Переход к новому международному экономическому порядку. Открытая экономика и свободные экономические зоны. Международная торговля: оборот, товарная структура, географическое распределение. Другие формы международных экономических отношений: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг, научно-технических знаний. Международный туризм как форма обмена услугами. Главные районы международного туризма. География непроизводственной сферы. Увеличение роли этой сферы в мировом хозяйстве и ее причины. Понятие о постиндустриальном обществе, его особенности. Мировые города - главные потребители и распределители информации. Мировые информационные сети.

Пр.р.№11. «Составление картосхемы «ТЭК»

Пр.р.№12. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика Приатлантической металлургической базы США и Рурской в Германии»

Пр.р.№13. «Определение стран -  лидеров в различных отраслях машиностроения»

Пр.р.№14. Заполнить таблицу «Размещение отраслей химической промышленности»

Пр.р.№15. Заполнить таблицу «Основные сельскохозяйственные культуры и районы их возделывания»

Пр.р.№16. «Определение и характеристика мировой транспортной структуры»

Раздел 2. Региональная характеристика мира (34 часа)  11 класс

Тема 6. Зарубежная Европа - 7 часов

Общая характеристика региона: территория, границы, положение и его особенности, природные условия и ресурсы. Население Зарубежной Европы: воспроизводство, состав, миграции, урбанизация, западноевропейский тип города, субурбанизация. Хозяйство: место региона в мире, различия между странами. Промышленность и ее главные отрасли. Сельское хозяйство: три главных типа; понятия – землевладение и землепользование. Транспорт: главные магистрали и узлы. Географический рисунок расселения и хозяйства Зарубежной Европы. «Центральная ось» развития – главный Элемент территориальной структуры региона. Высокоразвитые, старопромышленные, аграрные районы и районы нового освоения. Международная экономическая интеграция и ее влияние на территориальную структуру хозяйства. Германия.

Практические работы:

  1. « Сравнительная характеристика двух стран зарубежной Европы»

Тема 7. Зарубежная Азия - 10 часов

Характерные черты экономико-географического положения, география природных условий, населения, промышленности, сельского хозяйства, природоохранных проблем Зарубежной Азии и четырех ее регионов.

Экономико- и социально-географическая характеристика Китая.

Экономико- и социально-географическая характеристика Японии.

Экономико- и социально-географическая характеристика Индии.

Краткая обзорная характеристика Австралии.

Ключевые понятия темы: азиатский тип города, мегалополис, «технополис», «полюс роста»

Практические работы:

           1. «Классификация стран Зарубежной Азии»

2. «Сравнение экономики двух зон Китая: Западной и Восточной»

3. « Составление картосхемы международных экономических связей Японии»

4.  «Составление картосхемы международных экономических связей Австралии»

Тема 8. Африка - 4 часа

Характерные черты экономико-географического положения, географии природных ресурсов и условий, населения, промышленности, сельского хозяйства, природоохранных проблем Африки ее регионов. Представление о монокультуре. Образ территории Северной Африки. Образ территории Тропической Африки.

Ключевые понятия темы: Колониальный тип отраслевой структуры хозяйства, монокультура, арабский тип города, апартеид.

Практические работы:

  1. «Составление прогноза экономического развития стран Африки»

Тема 9. Северная Америка - 5 часов

Характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов и условий, населения США. Общая характеристика хозяйства США. Основные черты промышленности, сельского хозяйства, транспорта, природопользования США, главные промышленные и сельскохозяйственные районы. Макрорайонирование США и облик каждого из четырех макрорайонов.

Экономико- и социально-географическая характеристика Канады.

Ключевые понятия темы: североамериканский тип города, постадийная специализация, североамериканский тип транспортной системы, промышленный пояс.

Практические работы:

  1. «Сравнение двух макрорегионов США»
  2. «Составление программы освоения территории Канады»

Тема 10. Латинская Америка - 3 часа

Характерные черты экономико-географического положения, географии природных ресурсов и условий, населения, отраслевой и территориальной структуры хозяйства, природоохранных проблем Латинской Америки.

Экономико- и социально-географическая характеристика страны - субрегиона Бразилии.

Ключевые понятия темы: латиноамериканский тип города, «ложная урбанизация», латифундия, колониальный тип территориальной структуры хозяйства.

Практические работы:

            1. «Сравнительная характеристика двух стран Латинской Америки»

Тема 11. Россия в современном мире - 3 часа

Природно-ресурсный потенциал страны. Организация рационального природопользования. Население России. Качественные и количественные характеристики. ИЧР и его значение для оценки качества жизни населения.

Место России в мировом хозяйстве, проблемы, связанные с ее врастанием в мировую экономику.

Важнейшие особенности отраслевой, территориальной структуры хозяйства

Характеристика современного этапа преобразований экономики.

Ключевые понятия темы: Рыночные отношения, перестройка, безработица, шоковая терапия.

Практические работы:

1. «Анализ и объяснение геополитического и геоэкономического положения России»

2. «Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной продукции»

Тема 12. Глобальные проблемы человечества (обобщение знаний) - 2 час

Современная эпоха – это эпоха растущей взаимозависимости противоречивого, но все более целостного мира. Понятие о глобальных проблемах человечества. Сущность, причина возникновения и пути решения каждой из этих проблем.

Ключевые понятия темы: экологический кризис, морское хозяйство, глобальный прогноз, глобальная научная гипотеза, глобальный (мировой) проект.

Тематическое планирование

Тема (раздел)

Кол-во часов

Из них

практика

оценочные

Введение.

1

Раздел I. Общая характеристика мира 10 класс

32

16

Тема 1. Современная политическая карта мира.

5

3

1

Тема 2. География мировых природных ресурсов. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Географическое ресурсоведение и геоэкология.

6

1

1

Тема 3. География населения мира.

4

4

1

Тема 3. География населения мира.

2

1

1

Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство.

5

1

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства.

10

6

2

+ 1 час резерв

33

16

6

Раздел 2. Региональная характеристика мира   11 класс

34

11

11

Тема 6. Зарубежная Европа

7

1

1

Тема 7. Зарубежная Азия

10

4

4

Тема 8. Африка

4

1

1

Тема 9. Северная Америка

5

2

2

Тема 10. Латинская Америка

3

1

1

Тема 11. Россия в современном мире

3

2

2

Тема 12. Глобальные проблемы человечества

2

Календарно - тематическое планирование 10 класс

Тема урока

Кол-во часов

Из них

практика

контроль

1

Экономическая и социальная география как наука.

  Входной контроль.

1

Фронтальный опрос

Тестирование

2

Многообразие стран современного мира.

1

Пр.р.№1. Обозначение на к/к стран различных типов

Проверка домашнего задания, фронтальный опрос

3

Международные отношения. Политическая карта и геополитика.

1

Проверка домашнего задания

4

Государственный строй стран мира.

1

Пр.р.№2. Составление таблицы «Государственный строй стран мира»

Проверка домашнего задания, групповая работа

5

Политическая география.

1

Пр.р.№3. «Политико-географическое положение страны (по выбору)»

Проверка домашнего задания, групповая работа

6

Обобщающий урок по теме «Современная политическая карта мира».

1

Зачет

7

Взаимодействие общества и природы. Классификация мировых природных ресурсов.

1

Фронтальный опрос

8

Минеральные, земельные, водные, ресурсы.

1

Пр.р.№4. «Определение и оценка ресурсообеспеченности минеральными ресурсами стран мира»

Проверка домашнего задания, групповая работа

9

Биологические, рекреационные ресурсы. Ресурсы  Мирового океана.

1

Проверка домашнего задания, групповая работа

10

Загрязнение и охрана окружающей среды.

1

Проверка домашнего задания, групповая работа

11

Географическое ресурсоведение и геоэкология.

1

Проверка домашнего задания, групповая работа

12

Обобщающий урок  по теме «География мировых природных ресурсов».

1

Защита проекта

13

Численность и воспроизводство населения мира.

1

Пр.р.№5. Объяснение (по результатам сравнения) процессов воспроизводства населения в двух регионах мира (по выбору).

Фронтальный опрос, групповая работа

14

Демографическая политика.

1

Пр.р.№6. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Проверка домашнего задания

15

Состав (структура) населения.

1

Пр.р.№7. Определение типа стран по национальному признаку

Проверка домашнего задания, групповая работа

16

Размещение и миграция населения, география миграции.

1

Пр.р.№8. Заполнить таблицу «Размещение населения»

Проверка домашнего задания, работа в парах

17

Расселение. Урбанизация.

1

Пр.р.№9. «Характеристика населения одной из стран мира по плану»

Проверка домашнего задания

18

Итоговый урок по теме «География населения мира».

1

Контрольная работа

19

Научно-техническая революция (НТР).

1

 

Фронтальный опрос

20

Мировое хозяйство.

1

Пр.р.№10.Составление картосхемы главных интеграционных группировок мира

Проверка домашнего задания, групповая работа

21

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.

1

Проверка домашнего задания, групповая работа

22

Факторы размещения хозяйства.

1

Проверка домашнего задания, работа в парах

23

Зачет по теме «НТР и мировое хозяйство».

1

Зачет

24

География промышленности. Топливно-энергетический комплекс мира.

1

Фронтальный опрос

25

Топливная промышленность мира. Электроэнергетика мира.

1

Пр.р.№11. Составление картосхемы «ТЭК»

Проверка домашнего задания, групповая работа

26

Горнодобывающая промышленность. Черная и цветная металлургия.

1

Пр.р.№12. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика Приатлантической металлургической базы США и Рурской в Германии»

Проверка домашнего задания, работа в парах

27

Машиностроение мира.

1

Пр.р.№13. « Определение стран лидеров в различных отраслях машиностроения»

Проверка домашнего задания, групповая работа

28

Химическая, лесная и легкая промышленность мира. Промышленные районы мира.

1

Пр.р.№14. Заполнить таблицу «Размещение отраслей химической промышленности»

Проверка домашнего задания, групповая работа

29

Сельское хозяйство. Растениеводство.

1

Пр.р.№15. Заполнить таблицу «Основные сельскохозяйственные культуры и районы их возделывания»

Проверка домашнего задания

30

Животноводство. Рыболовство.

1

к/к - обозначение стран-лидеров по основным отраслям сельского хозяйства

Проверка домашнего задания

31

География транспорта мира.

1

Пр.р.№16. «Определение и характеристика мировой транспортной структуры»

Проверка домашнего задания, групповая работа

32

Всемирные экономические отношения.

1

Проверка домашнего задания

33

Обобщающий урок по теме «География отраслей мирового хозяйства».

Промежуточная аттестация

(Итоговая контрольная работа)

1

Контрольная работа

34

резерв

2

Календарно-тематическое планирование 11 класс

№ урока

Тема урока

Количество часов

Элементы содержания

Планируемые результаты

Применение ИКТ

Виды контроля

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

1-2

Общая характеристика Зарубежной Европы

   

Входной контроль

2

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы,Страны и народы зарубежной Европы в современном мире.

Знать:

географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда.

Уметь:

показывать и называть все страны Зарубежной Европы  со столицами.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

—   выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций

Электронный учебник.

География. 10 кл

Интернет – ресурсы. Сайт  Википедия ru.wikipedia.org

Фронтальный опрос. Работа с картой Зарубежной Европы.

Тестирование.

3-4.

Географический рисунок расселения и хозяйства

2

Характерные черты и особенности размещения хозяйства.  ЭГХ Северной, Средней, Южной и Восточной Европы.Историко-географические особенности формирования европейского экономического пространства.

Уметь: оценивать и объяснять степень природных, антропогенных и технологических изменений отдельных стран; -   составлять политическую географическую характеристику регионов Европы

Понимать таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности размещенных явлении и процессов. Уметь сопоставлять карты различной тематики.

Электронный учебник.

География. 10 кл

Интернет – ресурсы. Сайт  Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты.

5-6

Субрегионы и страны зарубежной Европы

Пр. №1

«Сравнительная хаактеристика двух стран зарубежной Европы»

2

Характерные черты и особенности размещения хозяйства.  ЭГХ Северной, Средней, Южной и Восточной Европы.Географические особенности стран и народов Европы.

Уметь анализировать        экономические картысубрегионов Европы с целью определения специализации и участия в международном географическом разделении труда стран.

Уметь составлять политическую географическую характеристику регионов и стран зарубежной Европы.

Электронный учебник.

География. 10 кл

Интернет – ресурсы. Сайт  Википедия ru.wikipedia.org

Работа с картами регионов Зарубежной Европы.

7

Проверочный тест по теме «Зарубежная Европа»

1

Анализ        экономических карт с целью определения специализации и участия стран зарубежной Европы в международном географическом разделении труда.Практическое осмысление характерных черт и особенностей размещения хозяйства зарубежной Европы.

Уметь анализировать        экономические карты стран зарубежной Европы и делать правильные выводы из данного анализа.

Использовать таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности размещенных явлении и процессов; -   сопоставлять карты различной тематики.

Проверочный тест по теме «Зарубежная Европа»

8-9

Общая характеристика Зарубежной Азии

Пр. №2

«Классификация стран зарубежной Азии»

2

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства зарубежной Азии. Страны и народы зарубежной Азии. Географические особенности стран и народов.

Уметь анализировать        экономические карты с целью определения специализации и участия в международном географическом разделении труда стран зарубежной Азии.

Уметь составлять политическую географическую характеристику регионов и стран зарубежной Азии.

Уметь показывать и называть все страны Зарубежной Азии  со столицами. Уметь составлять политическую географическую характеристику регионов и стран зарубежной Азии.

Электронный учебник.

География. 10 кл

Интернет – ресурсы. Сайт  Википедия ru.wikipedia.org

Фронтальный и устный опрос. Работа с картой зарубежной Азии.

10-11

Китай

Пр. №3

«Сравнение экономики двух зон Китая: Западной и Восточной»

2

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Китая

Знать географические особенности стран и народов   Восточной   Азии. Знать страны – члены   АТЭС и АСЕАН.

Показывать на карте  крупные города, агломерации и мегаполисы, центры размещения основных для Китая отраслей хозяйства.  Знать направление международных экономических связей страны. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Электронный учебник.

География. 10 кл

Интернет – ресурсы. Сайт  Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой Китая.

12-13

Япония

Пр. №4

«Составление картосхемы международных экономических связей Японии»

2

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Японии

Знать географические особенности стран и народов   Восточной   Азии.

Уметь правильно оценивать важнейшиесоциально-экономических события международной жизни.

Показывать на карте  крупные города, агломерации и мегаполисы, центры размещения основных для Японии   отраслей хозяйства.  Знать направление международных экономических связей страны. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Электронный учебник.

География. 10 кл

Интернет – ресурсы. Сайт  Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой Японии.

14-15

Индия

2

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Индии

Знать географические особенности стран и народов   Южной   Азии. Уметь правильно оценивать важнейшиесоциально-экономических события международной жизни.

Показывать на карте  крупные города, агломерации и мегаполисы, центры размещения основных для Индии     отраслей хозяйства.  Знать направление международных экономических связей страны. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Электронный учебник.

География. 10 кл

Интернет – ресурсы. Сайт  Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой Индии.

16

Австралия

Пр. №5 «Составление картосхемы международных экономических связей Австралии»

1

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Австралии

Знать общую характеристику Австралии и Океании.Знатьстраны и народы Австралии и Океании.

Уметьпоказывать и называть все страны Австралии и Океании  со столицами.

Показывать на карте  крупные города, агломерации и мегаполисы, центры размещения основных для  Австралииотраслей хозяйства.  Знать направление международных экономических связей страны. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Электронный учебник.

География. 10 кл

Интернет – ресурсы. Сайт  Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой Австралии и Океании.

17

Проверочный тест по теме «Зарубежная Азия. Австралия»

1

Анализ        экономических карт с целью определения специализации и участия стран зарубежной Азии и Австралии в международном географическом разделении труда.Практическое осмысление характерных черт и особенностей размещения хозяйствазарубежной Азии и Австралии.

Уметь анализировать        экономические карты стран зарубежной Азии и Австралии и делать правильные выводы из данного анализа.

Использовать таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности размещенных явлении и процессов; -   сопоставлять карты различной тематики.

Проверочный тест по теме «Зарубежная Азия. Австралия»

18-19

Общая характеристика Африки

Пр. №6

«Составление прогноза экономического развития стран Африки»

2

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Африки. Страны и народы Африки. Особенности и географические различия в жизни населения различных стран Африки.  

Знать географические особенности стран и народов   Африки.

Уметь правильно оценивать важнейшиесоциально-экономических события международной жизни.

Показывать на карте   крупные города, агломерации и мегаполисы, центры размещения основных для  Африкиотраслей хозяйства.  Знать направление международных экономических связей региона. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Электронный учебник.

География. 10 кл

Интернет – ресурсы. Сайт  Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой Африки.

20

Субрегионы Северной и Тропической Африки

1

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйствасубрегионов Африки.

Уметьпоказывать и называть все страны Африки со столицами. Знать страны Африканского союза.

Показывать на карте   крупные города, агломерации и мегаполисы, центры размещения основных длясубрегионов Африкиотраслей хозяйства.  Знать направление международных экономических связей региона. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Электронный учебник.

География. 10 кл

Интернет – ресурсы. Сайт  Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой Африки.

21

Проверочный тест по теме «Африка»

1

Анализ        экономических карт с целью определения специализации и участия стран Африки в международном географическом разделении труда.Практическое осмысление характерных черт и особенностей размещения хозяйства Африки.

Уметь анализировать        экономические карты стран Африки и делать правильные выводы из данного анализа.

Использовать таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности размещенных явлении и процессов; -   сопоставлять карты различной тематики.

Проверочный тест по теме «Африка»

22-23

Общая характеристика США

2

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства США.Качество жизни населения. Хозяйственные связи стран региона Северная Америка. НАФТА.

Уметьпоказывать и называть все страны Северной Америки со столицами. Знать страны НАФТА.Знать географические особенности США, крупнейшие  штаты и города страны.

Показывать на карте   крупные города, агломерации и мегаполисы, центры размещения основных для СШАотраслей хозяйства.  Знать направление международных экономических связей страны. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Электронный учебник.

География. 10 кл

Интернет – ресурсы. Сайт  Википедия ru.wikipedia.org

Фронтальный опрос. Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой Северной Америки.

24

Макрорегионы США

Пр. №7

«Сравнение двух макрорегионов США»

1

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства макрорегионов США.

Уметьпоказывать и называть макрорегионы США со столицами и крупнейшими агломерациями..

Показывать на карте   крупные города, агломерации и мегаполисы, центры размещения основных длямакрорегионовСШАотраслей хозяйства.  Знать направление международных экономических связей региона. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Электронный учебник.

География. 10 кл

Интернет – ресурсы. Сайт  Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой США.

25

Канада

Пр. №8

«Составление программы освоения территории Канады»

1

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Канады

Знать географические особенности Канады, крупнейшие  штаты и города страны.

Показывать на карте   крупные города, агломерации и мегаполисы, центры размещения основных дляКанадыотраслей хозяйства.  Знать направление международных экономических связей региона. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Электронный учебник.

География. 10 кл

Интернет – ресурсы. Сайт  Википедия ru.wikipedia.org

Фронтальный опрос. Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой Канады.

26

Проверочный тест по теме «США. Канада»

1

Анализ        экономических карт с целью определения специализации и участия стран Северной Америки в международном географическом разделении труда.Практическое осмысление характерных черт и особенностей размещения хозяйства США и Канады.

Уметь анализировать        экономические карты стран Северной Америки и делать правильные выводы из данного анализа.

Использовать таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности размещенных явлении и процессов; -   сопоставлять карты различной тематики.

Проверочный тест по теме «США. Канада»

27-28

Латинская Америка

2

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Латинской Америки.Страны и народы Латинской Америки. Природные и хозяйственные особенности. ЛАИ.

Уметьпоказывать и называть все страны Латинской  Америки со столицами. Знать страны ЛАИ.

Показывать на карте   крупные города, агломерации и мегаполисы, центры размещения основных для  Латинской Америки отраслей хозяйства.  Знать направление международных экономических связей региона. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Электронный учебник.

География. 10 кл

Интернет – ресурсы. Сайт  Википедия ru.wikipedia.org

Фронтальный опрос. Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картойЛатинской Америки..

29

Бразилия

Пр. №9

««Сравнительная хаактеристика двух стран Латинской Америки»

1

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Бразилии. Природные и хозяйственные особенности Амазонии.

Знать географические особенности Бразилии, крупнейшие   агломерации страны.

Показывать на карте   крупные города, агломерации и мегаполисы, центры размещения основных для Бразилииотраслей хозяйства.  Знать направление международных экономических связей региона. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Электронный учебник.

География. 10 кл

Интернет – ресурсы. Сайт  Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой Латинской Америки.

30-31

Россия в современном мире

Пр. №10

«Анализ и объяснение особенностей современног геополитического и геоэкономического положения России»

2

Природно-ресурсный потенциал страны. Организация рационального природопользованияНаселение России. Качественные и количественные характеристики. ИЧР и его значение для оценки качества жизни населения.

Фронтальный опрос. Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой.

32

Место России в мировом хозяйстве

Пр. №11

«Определение роли России  в производстве важнейших видов мировой промышленной продукции»

1

Важнейшие особенности отраслевой, территориальной структуры хозяйства

Характеристика современного этапа преобразований экономики.

Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты.

33

Глобальные проблемы человечества

1

Характеристика проблем загрязнения окружающей среды, истощения ресурсов, бедности стран третьего мира. Техногенных катастроф, мира и разоружения, терроризма, демографической проблемы и пр.

Знать географические аспекты глобальных

проблем человечества.

Знать понятия, типы и взаимосвязи глобальных проблем, географическое содержаниеглобальных проблем человечества в прошлом и настоящем.

Понимать географическую специфику крупных регионов и стран мира в условиях глобализации.

Знать понятия, типы и взаимосвязи глобальных проблем.

Электронный учебник.

География. 10 кл

Интернет – ресурсы. Сайт  Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты.

34

Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты

Итоговая контрольная работа

1

Общее представление о современных гипотезах развития человечества.

Иметь общее представление о современных гипотезах развития человечества

Понимать географическую специфику крупных регионов и стран мира в условиях глобализации.

Электронный учебник.

География. 10 кл

Интернет – ресурсы. Сайт  Википедия ru.wikipedia.org

Фронтальный опрос. Устный опрос.

Итоговый тест за курс 11 класса

Перечень обязательной географической номенклатуры для 10 и 11 класса.

Страны монархии: Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Бахрейн, Бруней, Бутан, Иордания, Камбоджа, Катар, Кувейт, Малайзия, Непал, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Лесото, Марокко, Свазиленд, Тонга.

Страны с федеративным устройством: Россия, ФРГ, Бельгия, Швейцария, Австрия, Сербия и Черногория, Малайзия, Бангладеш, Мьянма, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты, Нигерия, Эфиопия, ЮАР,  США, Канада, Мексика, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Австралия (Австралийский Союз).

Внутриконтинентальные страны: Швейцария, Австрия, Чехия, Словакия, Венгрия, Монголия, Непал, Афганистан, Боливия, Парагвай, Мали, Чад, Нигер, ЦАР, Замбия, Зимбабве, Ботсвана, Уганда и др.

Типология стран

Развитые страны: «Большая семерка», малые европейские страны, внеевропейские страны (с переселенческим капитализмом)

Развивающиеся страны: Ключевые; Новые индустриальные; Нефтеэкспортирующие; отсталые страны мира.

Страны, добившиеся независимости после Второй мировой войны:

Азия: Корея, Вьетнам, Индонезия, Иордан, Ливан, Сирия, Филиппины, Индия, Пакистан, Мьянма, Израиль, Шри-Ланка, Лаос, Камбоджа, Малайзия, Кипр, Кувейт, Йемен, Мальдивы, Сингапур, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Бангладеш, Бруней, Восточный Тимор.

Африка: Ливия, Тунис, Судан, Гана, ЦАР, Гвинея, Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Габон, Бенин, Камерун, ДР Конго, НР Конго, Мавритания, Мали, Мадагаскар, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сомали, Того, Чад, Сьерра-Леоне, Танзания, , Алжир, Бурунди, Руанда, Уганда, Кения, Замбия, Малави, Гамбия, Ботсвана, Лесото, Маврикий, Свазиленд, Экваториальная Гвинея, Гвинея-Бисау, Мозамбик, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи,  Коморские острова, Ангола, Сейшельские острова, Джибути, Зимбабве, Намибия, Эритрея.

Америка: Гайана, Барбадос, Багамы, Гренада, Суринам, Доминика, Сент-Люсия,  Сент-Винсент и Гренадины, Белиз, Антигуа и Барбуда, Сент-Китс и Невис.

Океания: Науру, Тонга, Фиджи, Папуа—Новая Гвинея Соломоновы острова, Тувалу, Кирибати, Вануату, Федеративные штаты Микронезии (Каролинские острова), Маршаловы острова, Палау.

Европа: Мальта.

Зарубежная Европа:

Каменноугольные бассейны: Рурский, Верхне-Силезский.

Нефтегазоносный бассейн: Североморский.

Железорудный бассейн: Лотарингский.

Промышленность:

Автомобилестроение: Франция, ФРГ, Швеция.

Химическая: ФРГ

Крупнейшие морские порты: Лондон, Роттердам, Гамбург, Антверпен, Гавр, Марсель, Генуя.

Высокоразвитые районы: Лондонский, Парижский, южный район ФРГ (Штутгарт, Мюнхен), «промышленный треугольник» Италии (Милан—Турин—Генуя)

Старопромышленные районы: Рурский, Саар (ФРГ), Ланкашир, Йоркшир, западный Мидленд, Южный Уэльс (Великобритания), Северный район, Эльзас, Лотарингия (Франция), Верхне-Силезский (Польша), Остравский (Чехия).

Столицы стран Европы.

Зарубежная Азия и Австралия:

Страны и столицы

Города: Шанхай, Осака, Мамбаи, Сидней, Мельбурн

Африка:

Страны и столицы.

Монокультуры стран: Ангола, Ботсвана, Бурунди, Габон, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Замбия, Коморские острова, Либерия, Ливия, Мавритания, Малави, Мали, Нигер, Нигерия, Руанда, Сьерра-Леоне, Уганда, Чад, Эфиопия.

США и Канада:

Страны и столицы.

Мегалополисы: Босваш, Чипитс, Сансан.

Нефтяные штаты: Аляска, Техас, Канзас, Калифорния.

Крупнейшие центры: Детройт, Хьюстон, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Балтимор, Бостон и др.

Латинская Америка:

Страны и столицы.

Производители:

Бананы - Бразилия, Коста-Рика, Колумбия, Эквадор, Мексика.

Сахар - Куба

Кофе - Бразилия, Колумбия

Мясо и пшеница - Аргентина

Города: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро

Крупнейшие городские агломерации мира: Токио, Мехико, Мумбаи, Сан-Паулу, Нью-Йорк, Москва и др.

Десять мировых центров: Северная Америка, Западная Европа, Китай и др.

Страны - лидеры по промышленному производству в мире:

США, Китай, Япония, Германия, Россия и др.

Великие горнодобывающие страны мира:

США, Канада, Австралия, ЮАР, Россия, Китай, Бразилия, Индия.

Страны с узкой специализацией по добыче сырья:

Медные руды: Чили, Перу, Замбия.

Олово: Малайзия.

Бокситы: Гвинея, Ямайка.

Фосфориты: Марокко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008

Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций  Бахчиевой О.А. по организации  изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...

Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.

Рабочая программа по географии  в 8 классе, 9 классе, географии Осетии....

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.

Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...