Интегрированный урок географии и геометрии в 7 классе
план-конспект урока по географии (7 класс)

Сазонова Жанна Алексеевна

Урок разработан для учащихся 7 класса начинающих изучение геометрии и продолжающих изучать географию. Учащиеся узнают что роднит географию и геометрию Сопровождается наглядным материалом содержащимся в красочной презентации и не только...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_uroka_geo-geo.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок географии и геометрии  в 7 классе МКОУ «Тутончанская СШ»

 Учителя: Сазонова Ж.А. и Рейнгард А.А.

Цели:

- Мотивировать учащихся на изучение географии и геометрии

- способствовать формированию мировоззренческих представлений

- показать связь географии и геометрии

Актуализировать знания учащихся по географии и биологии за курсы 6-7 класса и дать представление о материале курса географии и геометрии 7 класса.

Продолжить формирование умений и навыков трудовой деятельности через изготовление бумажных геометрических фигур, работу с натуральными объектами.

Тип урока: интегрированный

Методы: Словесный, Наглядный, практический.

Ход урока:

  1. Орг. Момент.
  2. Вступительное слово учителя географии: Сегодня мы собрались на несовсем обычном уроке, вести урок будут 2 учителя, сразу по двум предметам- география и биология. Такой урок называется интегрированный(от. Лат. Интеграция – значит объединение). Давайте посмотрим на тему сегодняшнего нашего урока: слайд №1 И на доску. Прочитайте ее, попробуйте сами поставить цели к этому уроку: Что мы должны узнать на уроке?

На уроках географии мы часто говорили о открытии и исследованиях материков. Приведите примеры. Ни одно открытие или исследование не обходится без привлечения математических знаний, т.е. изучение природы без математики просто невозможно.

Учитель геометрии: Сегодня на уроке вы узнаете, что многие исключительно математические понятия возникли на основе наблюдения и изучения природных объектов. Вы узнаете что роднит географию и геометрию.

Уч. Географии: Давайте вспомним из каких слов состоит название науки географии (сл. №2). Гео- земля,   «графо»   —   пишу;   география   —   это   землеописание,   или описание земли. Давайте вспомним:

- Как люди изучали Землю?                

  • Как   и   кем   делались   географические   откры-

тия?                                      

  • Какие методы применялись и применяются  

для изучения происходящих на Земле явлений и  

процессов сегодня?                                

  • Для чего людьми создавались карты?    

  • Чем   карты   древности   отличаются   от   совре-  

менных?                                  

  Познакомившись с земной поверхностью, мы  

с вами рассмотрели происходящие на ней явле- .

ния и природные процессы.              

  • С какими природными явлениями вы знакомы?

  • Какие приборы и приспособления применя-  

ли для изучения хода температур, ветра, атмос-  

ферного давления и других природных явлений

и процессов? Как осуществляли измерения?

  Без измерения размеров земной поверхности,

значений температуры, атмосферного давления,  

силы ветра и многих других показателей челове-  

чество не имело бы современного представления  

о планете Земля. В 7-м классе мы с вами будем  

изучать  закономерности  процессов  и  явлений  

природы на материках и в океанах, а это невоз-

можно   без   различного   рода   измерений.   И   про-  

ходить   изучение   будет   в   следующей   последова-  

тельности (слайд 3).                  

Учитель   геометрии.   Ребята,   а   мы   с   вами  

этом учебном году приступили к изучению ново-

го предмета — геометрии.  

• Как вы думаете, что в переводе с греческого

   языка означает слово «геометрия»?

  Совершенно верно: «гео» — земля, «метро» —

   измеряю. Итак, «геометрия» в переводе с грече-

ского означает «измерять землю». Геометрия за-

  родилась   в   глубокой   древности.   Размечая   зем-

лю,  измеряя  расстояния  и  площади,  путеше-

 - ствуя,  наблюдая  за  природой,  человек  приме-

нял знания о форме, размерах, взаимном распо-

ложении предметов, полученные из наблюдений

   и опытов. Почти все ученые древности и средних

 веков были знатоками и природы, и геометрии.

  Древнегреческий философ Платон одним из де-

визов своей школы провозгласил: «Не знающий

   геометрии,   да   не   войдет   сюда!».   Было   это   при-

 мерно 2400 лет назад.

Так что же связывает географию и геометрию?

 В 5-м классе, изучая простые числа, мы с вами

познакомились  с  методом  получения  простых

 чисел, который называют «решето Эратосфена».

 Греческий ученый Эратосфен был не только ма-

тематиком, но и поэтом, философом, историком,

 а   служил   он   библиотекарем   в   одной   из   первых

 в мире библиотек — Александрийской, находи-

лась она в Египте, в городе Александрии. Книги

 в то время представляли собой папирусные свит-

ки.   В   знаменитой   библиотеке   хранилось   более

 700 000 свитков, и содержали они все сведения

  о мире, известные людям той эпохи. Эратосфен

 первым   рассортировал   свитки   по   темам.   Какое

               же отношение имеет этот ученый к географии?

Учитель   географии.  Эратосфен   известен   тем,  что ввёл в обращение сам термин «география»: так

       он назвал свою книгу, в которой представил первое  систематическое  научное  изложение  геогра-  

фии. Начал он с обзора того, что было достигнуто  греческой наукой в этой области на тот момент. Он также   высказал   предположение,   что   если   плыть  от Гибралтара на запад, то можно доплыть до Ин-дии   (это   предположение   Эратосфена   подсказало        Колумбу   идею   путешествия).   Эратосфен   снабдил  свое произведение географической картой мира. А еще он знаменит тем, что в 240 году до н.э. в  день летнего солнцестояния провел эксперимент  по измерению длины окружности Земли. Давай- те разберемся, как он это сделал и какие знания  ему для этого понадобились?      

Выступления учащихся по опережающим заданиям (слайд 4)

 1.   Эратосфен   знал,   что   в   городе   Сиене   (ныне -  Асуан)  в  полдень  в  момент  летнего  солнцестояния (тогда это было 19 июня) солнеч- е   лучи   освещают   дно   самых   глубоких   колодцев.. То есть в этот момент солнце располагается над Сиеной строго по вертикали.      

         2. Эратосфен знал, что Александрия находится  севернее Асуана и примерно на той же долготе.

         3. В день летнего солнцестояния он, находясь  в  Александрии,  по  длине  тени  установил,  что угол падения солнечных лучей равен 7,2°. В круге 360°; Эратосфен разделил 360 на 7,2 и получил  50. Таким образом он установил, что расстояние  между Сиеной и Александрией равно одной пятидесятой окружности Земли.                  

4.   Затем   Эратосфен   определил   фактическое

       расстояние   между   Сиеной   и   Александрией.   В

       тех местах люди передвигались на верблюдах,

       а   длину   пройденного   пути   измеряли   в   стади-

ях.  От  погонщиков  верблюдов  он  узнал,  что

        расстояние   между   двумя   городами   составляет

       5 000 стадий.

5. Поскольку   расстояние   в   5000   стадий   рав-

няется, как заключил Эратосфен, одной пятиде-

сятой окружности Земли, следовательно, длину

       всей окружности можно вычислить следующим

         в образом:

        5000 стадий  æ 50 = 250 000 стадий.

- 6.   Если   считать,   что   стадия   равна   157   м,   то

 длина окружности Земли равняется

 250 000 æ157 м = 39 250 000 м = 39 250 км.

 Согласно  современным  вычислениям  длина

окружности земного шара равна 40 008 км.

Уч. Геометрии:. Так что же изучает геометрия?

        учитель   комментиру-

        схему 2 справа налево.)

       Давайте  посмотрим  вокруг.  Мы  живем  в

пространстве трех измерений. Что это значит?

        Представим себе, что перед нами стоит дом, и

        мы хотим его описать. Мы говорим: «Этот дом

       длиной   в   три   подъезда,   шириной   в   два   окна,

       высотой в шесть этажей». В общем, этого впол-

     не достаточно, чтобы представить дом. Нам по-

надобилось   задать   три   величины:   длину,   ши-

рину и высоту. Эти три измерения мы исполь-

         зуем, когда говорим об окружающих нас пред-

метах.

•   Какую  геометрическую  фигуру  можно  за-

дать  тремя  измерениями:  длиной,  шириной  и

высотой?

  Это прямоугольный параллелепипед. Многие

 предметы окружающего мира имеют форму пря-

моугольного   параллелепипеда   и   их   можно   опи-

сать с помощью трех измерений. Символом трех-

мерного  пространства,  в  котором  мы  живем,

можно считать куб — параллелепипед с равными измерениями. А теперь представим себе, что высота исчезла. Остались два измерения — длина   и   ширина.   Весь   мир   стал   плоским,   как   листбумаги.                                   Какие геометрические фигуры могут «жить» в этом двухмерном мире?              

Задание.  (слайд 5) Разделите   пополам   тетрадный   лист

вертикальной  чертой,  слева  напишите  назва-

ния тех фигур (или начертите их), которые мож-

но разместить в плоскости, а справа те, которые

нельзя:  (Прямая  Куб  Ломаная  Цилиндр  Отрезок      шар      Луч     Сфера прямоугольник   Конус   Квадрат  Пирамида   Многоугольник   Параллелепипед)

 А Теперь проверьте себя (слайд 6)

  Учитель   геометрии.  Продолжим   наши   виртуальные эксперименты. Уберем и ширину, останется пространство с одним измерением — длиной,   его   называют   одномерным.   Этот   мир   полностью   лежит   на   прямой.   Давайте   назовем   его «жителей»: отрезки, лучи, точки. В удивительном мире геометрии существует фигура, которая не имеет измерений: ни длины, ни ширины, ни высоты.        

  • Вы догадались, что это за фигура?   Конечно, это точка. Изучение геометрии мы начали   с   рассмотрения   самых   простых   фигур: точки, отрезка, луча, прямой. Потом перешли к  изучению  многоугольников  и  окружностей, то есть будем изучать плоские фигуры. Раздел геометрии,  в  котором  рассматриваются  свойства   фигур   на   плоскости,   называется   «планиметрией». В старших классах мы будем изучать свойства фигур в пространстве, этот раздел геометрии называется «стереометрией». Для того чтобы  начать  изучение  свойств  плоских  фигур и их взаимного расположения, необходимо знать основные законы, по которым эти фигуры  что «живут»   на   плоскости.   Первыми   законами   будут аксиомы — исходные положения, на основе которых путем рассуждений доказываются теоремы.   Так   же   как   большое   здание   складывается   из   маленьких   кирпичиков,   храм   Геометрии

складывается   из   простейших   фигур,   аксиом   и  теорем (слайд 7).

Учитель   географии.  Великий   ученый   Галилео  Галилей,  он  жил  в  XVI–XVII  вв.,  сказал:

  «Великая книга природы написана на языке математики».  (слайд 9) Давайте убедимся в этом.

    • Что такое Земля как космическое тело?   Когда   говорят   о   форме   поверхности   Земли,   не  имеют в виду реальную поверхность. Вы знаете, что поверхность Земли неровная: на ней есть и высокие  горы, и глубокие ущелья, и океанские впадины.  Как это называется одним словом? (отв. рельеф)

Учитель   геометрии.   А   какую   форму   имеет  Земля? Она плоская или объемная? Как вы думаете, чем отличается шар от сферы? (отвечают)

Учитель географии.   На   нашей   планете много уникальных и красивых мест. Вот одно из них: посмотрите на фотографию озера. Какие   объекты   природы   вы   видите   на   этой фотографии?  (слайд 9)

Учитель геометрии. Ребята, на этой фотографии мы видим, как горы отражаются в воде, словно в зеркале. С зеркальной симметрией вы сталкиваетесь каждый раз, когда подходите к зеркалу.

Более подробно с зеркальной симметрией вы познакомитесь   чуть   позже,   но   стоит   отметить,   что единственный   пример   зеркальной   симметрии   в  природе — это отражение в зеркале воды.

Учитель географии. Есть и другие явления в природе, не менее восхитительные.   Вспомните,   какие   существуют   виды   атмосферных осадков?   Самым удивительным и красивым из них является снег. И самое интересное, что снежинки никогда не бывают одинаковыми.    

         Учитель  геометрии.  Геометрия  снежинки интересна   тем,   что   каждая   снежинка   имеет 6 осей и центр симметрии.        

Учитель   географии.  И   в   живой   природе   много  удивительного.   Морская   звезда   —   пример   живого

       организма с симметрией. (слайд 10) Благодаря симметрии живой организм приобретает два жизненно важных качества:  устойчивость  и  способность  одинаково  раз- что она составлена из отдельных листочков, оди-

виваться относительно оси или центра симметрии.  

Учитель   географии.   Хранительницами   душ   считали в древние времена бабочек. Люди верили что душа человека превращается в бабочку.  Везде ли обитают бабочки? Какие виды бабочек вы знаете?                              Учитель геометрии. Бабочка — пример осевой симметрии в живой природе: крылышки бабочки расположены симметрично относительно   ее тела, и если бабочка сложит свои крылышки,  то они полностью совпадут. С точки зрения геометрии мы имеем еще и равенство фигур, в данном случае фигуры — крылышки бабочки. Дем. Слайда и натур объекта.

     • Какой пример осевой симметрии в природе  вы можете привести еще? (отвечают тело человека например)

Учитель географии. Живые   организмы   могут  создавать  уникальные  по  форме  объекты.

      Примером служат пчелиные соты.  Дем слайда и натур. Объекта.

Учитель геометрии. Основа пчелиных сот — правильные  шестиугольники.  Математики  доказали,   что   такая   конструкция   очень   прочна   и  экономична. А создала ее сама природа.

учитель  географии.   Растения  различаются  по форме листовой пластины. Одно из древнейших растений на Земле — папоротник.  • Где встречаются папоротники?  Если   рассмотреть   лист папоротника внимательно, то можно увидеть, он состоит из  отдельных листочков, одинаковых по форме, но разных по размеру. С точки зрения геометрии эти листочки подобны.  Приведите еще примеры подобия?

       Учитель  географии.  Ребята,  это  далеко  не   все объекты и явления природы, которые связаны с математикой. Но наш урок подошел к концу, а изучение природы только начинается, и вас ждут очень интересные открытия.

Учитель геометрии.прежде, чем мы растанемся с вами, пусть каждый попытается ответить на вопросы:

Как вы думаете, были ли достигнуты цели, которые вы поставили перед уроком?

• Что для вас было главным на этом уроке?

• Что было интересным?

• Какие чувства возникли?

 Спасибо вам за урок, надеемся что такой урок у нас с вами не в последний раз, до новых встреч..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (ГЕОГРАФИЯ, МАТЕМАТИКА) 6 класс Тема: «МАСШТАБ и его применение».

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК  (ГЕОГРАФИЯ,  МАТЕМАТИКА)6 классТема: «МАСШТАБ и его применение». Цели урока: обучающая:  систематизация и закрепление знаний по теме «Масштаб» ,зак...

Конспект интегрированного урока (география + биология) 9 класс "Легко ли живется биоиндикаторам?"

Знакомство с понятием "Биоиндикаторы", обеспечение формирования экологического сознания и воспитания любви к природе через ознакомление с организмами-биоиндикаторами...

Интегрированный урок географии - ОРКСЭ 5 класс.Тема: Любовь к Отечеству.

Главная задача урока – усиление практической направленности обучения. Он должен быть не только тесно связан с изученным материалом, но и способствовать его прочному, неформальному усвоению.Основные фо...

Дидактический материал к интегрированным урокам географии 6-7 классов

В работе предлагается подборка текстов из художественных произведений  российских и зарубежных писателей,которую  можно использовать при проверке,изучении и  закреплении  материала...