Климатические пояса и области России
план-конспект урока по географии (8 класс)

Каякина Надежда Николаевна

В данном материале содержится технологическая карта урока, презентация и самоанализ 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Климатические пояса и типы климатов в России»

:

ЦЕЛь  познакомить обучающихся с арктическим, субарктическим, умеренным климатическими поясами, умеренно континентальным, континентальным, резко континентальным и муссонным климатами умеренного пояса

Задачи урока:

Обучающие: 

- углубить имеющиеся у школьников сведения о климатических поясах и климате на основе полученных ими знаний на уроках географии в 7 классе;  

- рассмотреть типы климатов и их характеристики;

- выяснить влияние воздушных масс и температуры на тип климата.

Развивающие:

- содействовать овладению методами научного анализа ;

- уметь определять климат на основе климатической диаграммы;

- уметь составлять прогноз погоды для своего региона;

- уметь работать с климатической картой;

- развивать пространственное мышление.

Воспитательные:

- воспитание познавательного интереса к новым знаниям;

- воспитание логического мышления;

-  воспитание любви к окружающей природе.

Планируемые результаты:

- понятия:  климатический пояс, климат, типы климатов;

Предметные:

- умение объяснять климатические пояса и называть типы климатов на территории России, причины их создающие;

- умение определять существенные признаки каждого климатического пояса;

- умение  анализировать климатические диаграммы, представленные на рисунке; определять, какая из диаграмм отражает особенности климатических поясов

. Уметь обосновывать свою точку зрения.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- знать климатические пояса и называть их;

- знать в каких климатических поясах расположена Россия, с чем это связано;

-  знать определение климата, его типы;

- уметь по климатическим диаграммам отражать особенности климата;

Коммуникативные УУД:

- умение воспринимать информацию на слух;

- умение слушать учителя и одноклассников;

- аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы;

- умение работать в парах и группах;

- знать правила коллективной работы;

- соблюдение правил вежливости и этикета.

Регулятивные УУД:

- развитие навыков самооценки и самоанализа;

- умение по показателям характеризующим климат называть тип климата;

- определение правил отработки терминов и понятий.

Личностные

- понимать значение климатов для составления прогноза погоды, интерес к познанию;

- компетентность в оценивании своих однаклассников.

Практическая работа.

- на основании климатических диаграмм уметь назвать тип климата и дать его характеристику.

Методы:

- обучение, мотивационный, репродуктивный, частично-поисковый объяснительно-иллюстративный;

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организация детей на урок

1 минута

- Здравствуйте,
Слово какое чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.
-Здравствуйте!
Скажем мы новому дню!
-Здравствуйте, скажем мы нашим гостям!
Здоровья желаем всем и всему! Садитесь

 Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Настраиваются на урок

2 Проверка домашнего задания

5 минут

Географический диктант

1. Постоянные ветры умеренных  широт  ………западные.

2. Ветры, господствующие  на  Дальнем  Востоке, которые меняют свое направление два раза в год……муссоны.

3. Полюс  холода  Северного  полушария………………Оймякон.

4. Температура в июле изменяется увеличивается с …. На …

5. Температура января уменьшается с …. На ….

6. Наибольшее  количество  осадков  получают:

а) котловины;

б) наветренные  склоны  гор;

в) подветренные  склоны  гор.

7. Область  высокого  атмосферного  давления  ………..антициклон.

8. Область  низкого  атмосферного  давления   …………циклон.

Дети выполняют задание

Взаимопроверка

оценивание

3.Актуализация знаний

3 минуты

В самом начале нашего урока я хочу, чтобы вы погрузились в мир природы России.

Что вы увидели на слайдах? (

От чего зависит разнообразие природы? (

А что такое климат? 

: «На всей ли территории России климат местности одинаков?

Как вы думаете, с чем это связано? 

Перечислите основные климатические факторы

Вы абсолютны верно сказали о том, что климат разный, но на те Земли и в том числе в  России выделяют территории, с однородными климатическими условиями. Как называются такие территории.

Какие климатические пояса вы знаете.

Однороден ли климат  внутри пояса? 

различную природу)

климата)

(Многолетний режим погоды на определенной территории).

 (нет)

 (с климатообразующими факторами)

- уровень солнечной радиации;

-  географическая широта местности;

-  движение воздушных масс;

-  рельеф;

- близость океанов;

-  течения;

-  высота местности над уровнем моря;

Климатические пояса

Определение темы урока. Целеполагание

2 минуты

Посмотрите второе задание

Можете вы выполнить это задание?

Определите тему и цели урока

Стр 66 учебника

Что нам поможет

Вспомним правила работы с климатограммой стр 23

Нет

Учебник

Карта стр 14

Климатограмма

Изучение новой темы

10 минут

Климат России не везде одинаков и это связано с огромной протяженностью территории России, как с севера на юг, так и с запада на восток. Кроме того Россию омывает на севере Северный Ледовитый океан, с которого  на материк идут холодные ВМ, а с запада на материк оказывает действе  теплое атлантические течение. Также разнообразен и рельеф материка. Рельеф  представлены и открытыми  обширными  равнинами и горными массивами, которые в свою очередь являются основным климато разделом. В связи с этим Россия расположена в нескольких климатических поясах.  

Используя атлас стр 14 назовите в каких климатических поясах расположена Россия

На какие  климатические области делится умеренный климатический пояс

Приступаем к изучению климатических поясов и областей

Для этого разделимся на 6 групп каждая группа  должна составить описание климатического пояса или области  в виде таблицы и составить словесный рассказ,.

Группа 1 арктический пояс

Группа 2 субарктический пояс

Группа 3 умеренно – континентальная область

Группа 4 – область континентального климата

Группа 5 область резко континентального климата

Группа 6 – область муссонного климата

Климатический пояс или область

Где распространён

ВМ

Температура, 0С

осадки

январь

июль

Средняя годовая температура

арктический

Острова Северного ледовитого океана побережье от полуострова Ямал до Чукотки

Лдети слушают участвуют в обсуждении

Работают  в группе

Первичное закрепление

  1. Группы представляют отчёт о проделанной работе от группы выступает один человек остальные слушают раздаю всем готовые таблицы
  2. Чтение климатических диаграмм каждой группе климатическая диаграмма
  3. Задание на определение климатического пояса или области

Слушают друг друга

Работают в паре индивидуально

рефлексия

Прием утверждения

Анализируют свои знания

Домашнее задание

«3» - п 23. Знать описание климатических поясов

«4» - 23 , вопросы 1. 2 стр 67

«5» - п23, вопрос 2 стр 67 и  Определите тип климата России по литературному отрывку:   Вечером, когда стемнело, с сильным шумом хлынул страшный ливень. Стало  жутко…Дерсу выскочил из фанзы. Через минуту он вернулся и сообщил, что  надо скорее будить людей  река вышла из берегов, и вода обходит вокруг  фанзы. Пока мы обувались, вода успела просочиться сквозь стену и залила  очаг. Угли в нём зашипели и погасли. Ливень хлестал по лицу и не давал  открыть глаз. Не было видно ни зги. В абсолютной тьме казалось, будто  вместе с ветром неслись в бездну деревья, сопки и вода в реке, и всё это  вместе с дождём образовало одну сплошную чудовищную массу…

Записывают домашнее задание

Анализируют объем

  1. В добрый час, ребята!
  2. Будем, ребята, беречь доброту,
  3. Будет, ребята, беречь красоту,
  4. Будем дерзать, будем творить,
  5. Улыбку познанья Уроку дарить!
  6. Учитель: Пожелайте всего доброго друг другу!

Описание климатических поясов

Климатический пояс или область

Где распространён

ВМ

Температура, 0С

осадки

январь

июль

арктический

Острова Северного ледовитого океана побережье от полуострова Ямал до Чукотки

АВМ

-20 - -32

0+4

100 - 300

Субарктический

 Протягивается от границ с Норвегией до Корякского нагорья

Летом ВУШ

Зимой АВМ

До -40

До +12

200 – 400 мм

Умеренный континентальный

европейская часть страны

ВУШ

-8 - -16

+12-+24

400- 700

континентальный

Западно- Сибирская равнина

ВУШ

-20--24

+12+20

400-600

Резко континентальный

Восточная Сибирь

ВУШ

-20--48

+12+16

Менее 200

муссонный

Дальний Восток

ВУШ. муссоны

-12 --24

12- +20

800- 1000

___________________________________________________________________________

Описание климатических поясов

Климатический пояс или область

Где распространён

ВМ

Температура, 0С

осадки

январь

июль

арктический

Острова Северного ледовитого океана побережье от полуострова Ямал до Чукотки

АВМ

-20 - -32

0+4

100 - 300

Субарктический

 Протягивается от границ с Норвегией до Корякского нагорья

Летом ВУШ

Зимой АВМ

До -40

До +12

200 – 400 мм

Умеренный континентальный

европейская часть страны

ВУШ

-8 - -16

+12-+24

400- 700

континентальный

Западно- Сибирская равнина

ВУШ

-20--24

+12+20

400-600

Резко континентальный

Восточная Сибирь

ВУШ

-20--48

+12+16

Менее 200

муссонный

Дальний Восток

ВУШ. муссоны

-12 --24

12- +20

800- 1000

___________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Лист достижений. Ф.И. _________________________________________________________

  1. Домашнее задание
  1. Работа в группе

3.Чтение климатической диаграммы

4. Определение климатического пояса по описанию

Отметка за урок

Лист достижений. Ф.И. _________________________________________________________

  1. Домашнее задание
  1. Работа в группе

3.Чтение климатической диаграммы

4. Определение климатического пояса по описанию

Отметка за урок

_____________________________________________________________________________________

Лист достижений. Ф.И. _________________________________________________________

  1. Домашнее задание
  1. Работа в группе

3.Чтение климатической диаграммы

4. Определение климатического пояса по описанию

Отметка за урок

_____________________________________________________________________________________

Лист достижений. Ф.И. _________________________________________________________

  1. Домашнее задание
  1. Работа в группе

3.Чтение климатической диаграммы

4. Определение климатического пояса по описанию

Отметка за урок

_____________________________________________________________________________________

Лист достижений. Ф.И. _________________________________________________________

  1. Домашнее задание
  1. Работа в группе

3.Чтение климатической диаграммы

4. Определение климатического пояса по описанию

Отметка за урок

_____________________________________________________________________________________

Лист достижений. Ф.И. _________________________________________________________

  1. Домашнее задание
  1. Работа в группе

3.Чтение климатической диаграммы

4. Определение климатического пояса по описанию

Отметка за урок

_____________________________________________________________________________________

Вечером, когда стемнел



Предварительный просмотр:

Задание 1. Географический диктант . Допиши предложение

1. Постоянные ветры умеренных  широт  ………

2. Ветры, господствующие  на  Дальнем  Востоке, которые меняют свое направление два раза в год……

3. Полюс  холода  Северного  полушария………………

4. Температура в июле изменяется увеличивается с …………… на …………..

5. Температура января уменьшается с ………… на ………….

6. Область  высокого  атмосферного  давления  ………..

7. Область  низкого  атмосферного  давления   …………

Выбери правильный ответ

8. Наибольшее  количество  осадков  получают:

а) котловины;

б) наветренные  склоны  гор;

в) подветренные  склоны  гор.

________________________________________________________________________

Задание 1. Географический диктант . Допиши предложение

1. Постоянные ветры умеренных  широт  ………

2. Ветры, господствующие  на  Дальнем  Востоке, которые меняют свое направление два раза в год……

3. Полюс  холода  Северного  полушария………………

4. Температура в июле изменяется увеличивается с …………… на …………..

5. Температура января уменьшается с ………… на ………….

6. Область  высокого  атмосферного  давления  ………..

7. Область  низкого  атмосферного  давления   …………

Выбери правильный ответ

8. Наибольшее  количество  осадков  получают:

а) котловины;

б) наветренные  склоны  гор;

в) подветренные  склоны  гор

Задание 2. Используя текст учебника стр 66 – 67, карту атласа стр 14 – 15, климатическую диаграмму   составьте описание климатического пояса или области

1 группа – арктический пояс

Заполни таблицу, найди климатическую диаграмму, которая соответствует твоему климатическому поясу, приготовь устный рассказ, не забудь показать  территорию на карте

Климатический пояс или область

Где распространён

ВМ

Температура, 0С

осадки

январь

июль

Средняя годовая температура

  __________________________________________________________________________

Задание 2. Используя текст учебника стр 66 – 67, карту атласа стр 14 – 15, климатическую диаграмму  составьте описание климатического пояса или области

2 группа – субарктический пояс

Заполни таблицу, найди климатическую диаграмму, которая соответствует твоему климатическому поясу, приготовь устный рассказ, не забудь показать  территорию на карте

Климатический пояс или область

Где распространён

ВМ

Температура, 0С

осадки

январь

июль

Средняя годовая температура

Задание 2. Используя текст учебника стр 66 – 67, карту атласа стр 14 – 15, климатическую диаграмму  составьте описание климатического пояса или области

3 группа – умеренно – континентальный

Заполни таблицу, найди климатическую диаграмму, которая соответствует твоему климатическому поясу, приготовь устный рассказ, не забудь показать  территорию на карте

Климатический пояс или область

Где распространён

ВМ

Температура, 0С

осадки

январь

июль

Средняя годовая температура

_____________________________________________________________________________

Задание 2. Используя текст учебника стр 66 – 67, карту атласа стр 14 – 15, климатическую диаграмму  составьте описание климатического пояса или области

4 группа – континентальный

Заполни таблицу, найди климатическую диаграмму, которая соответствует твоему климатическому поясу, приготовь устный рассказ, не забудь показать  территорию на карте

Климатический пояс или область

Где распространён

ВМ

Температура, 0С

осадки

январь

июль

Средняя годовая температура

_____________________________________________________________________________

Задание 2. Используя текст учебника стр 66 – 67, карту атласа стр 14 – 15, климатическую диаграмму  составьте описание климатического пояса или области

5 группа – резко континентальный

Заполни таблицу, найди климатическую диаграмму, которая соответствует твоему климатическому поясу, приготовь устный рассказ, не забудь показать  территорию на карте

Климатический пояс или область

Где распространён

ВМ

Температура, 0С

осадки

январь

июль

Средняя годовая температура

_____________________________________________________________________________ Задание 2. Используя текст учебника стр 66 – 67, карту атласа стр 14 – 15, климатическую диаграмму  составьте описание климатического пояса или области

6 группа – муссонный

Заполни таблицу, найди климатическую диаграмму, которая соответствует твоему климатическому поясу, приготовь устный рассказ, не забудь показать  территорию на карте

Климатический пояс или область

Где распространён

ВМ

Температура, 0С

осадки

январь

июль

Средняя годовая температура

_____________________________________________________________________________

Задание 3.  Прочитай климатическую диаграмму и определите климатический пояс или область по данной диаграмме

Температура января

Температура июля

Средняя температура

Количество осадков

Климатический пояс

Задание 4. По описанию определи климатический пояс

1.Зима очень морозная и продолжительная. Полярная ночь. Лето холодное, средняя температура около 0 0С. Осадков не много, но увлажнение избыточное.

2 Преобладает западный перенос ветров и циклональная деятельность. Зима не очень холодная, лето тёплое. От +12 0С, +15 0С на севере до +24 0С на юге.

3 Зимой устанавливается морозная, ясная погода – антициклон. Особенно холодно в котловинах. Господствует континентальный воздух. Лето тёплое +16 0С, +18 0С, но короткое

4 В этом поясе самая суровая зима, средняя температура около - 40 0С, лето прохладное, средняя температура от+4 до +12

5 Зима холодная и сухая. Снега на сопках почти нет. Летом приходит морской воздух и приносит дожди.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по теме «Климатические пояса и области России»

Урок проводился в 8 а  классе, ученики которого отличаются высокой работоспособностью, достаточно высокой учебной мотивацией. Они умеют работать в парах, группах, умеют слушать друг друга и фронтально взаимодействовать, оценивать себя и взаимооценивать друг друга. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся, активно использовалась подача материала с помощью мультимедиа и текста, графической информации, художетсвенного описания . Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников  8 класса.

Тема урока Климатические пояса и области России – это 8 урок по теме «Климат России»

Тип урока  Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

познакомить обучающихся с арктическим, субарктическим, умеренным климатическими поясами, умеренно континентальным, континентальным, резко континентальным и муссонным климатами умеренного пояса

Задачи урока:

Обучающие: 

- углубить имеющиеся у школьников сведения о климатических поясах и климате на основе полученных ими знаний на уроках географии в 7 классе;  

- рассмотреть типы климатов и их характеристики;

- выяснить влияние воздушных масс и температуры на тип климата.

Развивающие:

- содействовать овладению методами научного анализа ;

- уметь определять климат на основе климатической диаграммы;

- уметь составлять прогноз погоды для своего региона;

- уметь работать с климатической картой;

- развивать пространственное мышление.

Воспитательные:

- воспитание познавательного интереса к новым знаниям;

- воспитание логического мышления;

-  воспитание любви к окружающей природе.

Планируемые результаты:

- понятия:  климатический пояс, климат, типы климатов;

Предметные:

- умение объяснять климатические пояса и называть типы климатов на территории России, причины их создающие;

- умение определять существенные признаки каждого климатического пояса;

- умение  анализировать климатические диаграммы, представленные на рисунке; определять, какая из диаграмм отражает особенности климатических поясов

. Уметь обосновывать свою точку зрения.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- знать климатические пояса и называть их;

- знать в каких климатических поясах расположена Россия, с чем это связано;

-  знать определение климата, его типы;

- уметь по климатическим диаграммам отражать особенности климата;

Коммуникативные УУД:

- умение воспринимать информацию на слух;

- умение слушать учителя и одноклассников;

- аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы;

- умение работать в парах и группах;

- знать правила коллективной работы;

- соблюдение правил вежливости и этикета.

Регулятивные УУД:

- развитие навыков самооценки и самоанализа;

- умение по показателям характеризующим климат называть тип климата;

- определение правил отработки терминов и понятий.

Личностные

- понимать значение климатов для составления прогноза погоды, интерес к познанию;

- компетентность в оценивании своих однаклассников.

Практическая работа.

- на основании климатических диаграмм уметь назвать тип климата и дать его характеристику.

Методы:

- обучение, мотивационный, репродуктивный, частично-поисковый объяснительно-иллюстративный;

Формы работы: индивидуальная, парная , групповая. фронтальная

Урок начался с организационного момента, на котором был организован настрой учащихся на урок. Снятие эмоционального напряжения. Затем был осуществлена проверка домашнего задания и организована взаимопроверка, на которой формировались личностные и коммуникативные ууд

Этап актуализации знаний был направлен на повторение необходимых для изучения новой темы знаний учащихся и он плавно перешел к этапу мотивации и определения темы и целей урока. Здесь формировались такие ууд как учебная мотивация, целеполагания, умение слушать друг друга, планировать свою деятельность, умение четко выражать свои мысли

На этапе открытие новых знаний ребята была организована самостоятельная работа  работали в группе с использованием различных источников географической информации, по которым ребята составляли описание климатических поясов , здесь формировались такие ууд как умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, , представлять информацию в письменном виде в виде таблице и по таблице составлять рассказ. Ребята использовали одновременно и учебник и две карты, пользовались приемом наложения карт. На этапе первичного усвоения знаний ребята определили тип климата по климатической диаграмме и использовали свои знания в нестандартной ситуации, по описанию определили тип климата.

Время было распределено рационально

Все этапы урока выдержаны , каждый этап имел логическое завершение.

На уроке были использованы различные формы организации и контроля. Взаимоконтроль, самоконтроль и контроль учителя.

На уроке использовались карты. Атласы учебник. презентация . Отбор этих материалов полностью соответствует поставленным целям .

 Считаю, что урок достиг своей цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока географии в 8 классе по теме "Климатические пояса и типы климатов России"

Предлагается вашему вниманию проект вместе с технологической картой урока по географии в 8 классе, который был проведён 6 декабря 2013 года в день открытых дверей в МБОУ "Верх - Обская сош имени М. С....

Климатические пояса и типы климатов в России 8 класс

Урок был разработан с учетом требований ФГОС второго поколения. Надеюсь, что получилось....

Матрица "Климатические пояса России"

Матрица - таблица по техногии УДЭ, в которой дана подробная характеристика климатических поясов России...

Технологическая карта урока географии "Климатические пояса и области Земли"

Технологическая карта урока географии "Климатические пояса и области Земли"...

Методическая разработка "Технологическая карта урока по географии на тему: Климат и климатические пояса России "

Методическая разработка "Технологическая карта урока по географии на тему: Климат и климатические пояса России"Является ли чистый атмосферный воздух неисчерпаемым ресурсом? (можно высветить ...