Организация работы с одаренными детьми
материал

Статья посвящена проблеме работы с одаренными детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi.docx310.12 КБ

Предварительный просмотр:

ЧОУ ДПО «Институт повышения квалификации

и профессиональной переподготовки»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: «Организация работы с одаренными детьми»

Выполнила:

Склярова Инна Михайловна

учитель географии

высшая квалификационная категория

МБОУ СШ № 11

г. Выкса

2022 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...................................................................................................................3

I. Что же понимается под термином «одаренность»?……………………..........3

1.1. Методика выявления одарённых детей……………………………………...3

1.2. Категории одаренных детей………………………………………………….5

1.3. Принципы работы с одаренными детьми……………………………………5

II. Программа работы с одаренными детьми……………………………………7

Заключение……………………………………………………………………….11

Список литературы………………………………………………………………13

Приложение………………………………………………………………………14




Введение

В последнее время значительно упал интерес к географии как к предмету. География, на мой взгляд, это уникальный школьный предмет, в котором интегрированы знания из области физики и химии, литературы и истории, математики и биологии. Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя географии.

В российском образовании все активнее внедряются новые технологии, развивается система поддержки талантливых детей. «Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения».

Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость.

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

  1. Что же понимается под термином «одаренность»?

В мировой психолого-педагогической науке существуют различные           концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных                   теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная             американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность          есть сочетание трех основных характеристик:                                            

1. интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);                   2. креативности;                                                                                                                    

3. настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в              школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и                останется не востребованным. Одаренных детей отличает исключительная        успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро            утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны                    принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой      системы обучения.

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие              компоненты:

1.  выявление одаренных детей; 

2. развитие творческих способностей на уроках;

3. развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады,               конкурсы, исследовательская работа)

4. создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

1.1. Методика выявления одарённых детей

Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:  

I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе вызывается         интерес к предмету.  

II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у                ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.  

III этап – заключительный. Проводится работа с узким кругом учащихся, которые проявили академические способности и заинтересованность в                предмете. Формами работы этого этапа является проектная и                                       исследовательская деятельность, участие в конкурсах. викторинах и                       олимпиадах разного уровня.  

 Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд           особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают        глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности я провожу, используя классические           тесты Айзенка, Беннета, Амтхауэра.

1.2. Категории одаренных детей

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.

3. Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Определив таких ребят, я пытаюсь научить их думать, предпринимаю       все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом        деле    является интерес учащихся к предмету. В целях поддержки интереса к                   предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие      задания, занимательные опыты, материалы и задачи.

На уроках географии я стараюсь показать учащимся, что знание                   предмета необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этогоя использую беседы, конкретные примеры, эксперименты, качественные             задачи.

Систематически я провожу уроки с практической направленностью,            включающие в себя задачи экономического содержания, уроки-экскурсии на    предприятия. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору                         профессии, к выходу в большую жизнь. Провожу интегрированные уроки:          географии и информатики, географии и музыки, географии и математики.

Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель       своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую           свои знания через курсы повышения квалификации, методические                           объединения школы и города, областные научно-практические конференции.

 Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во                      внеурочную работу по географии. Ежегодно проводятся недели географии, на которых учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах:   «Занимательные опыты», «Умники и умницы», и др.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей       работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее                   способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных          потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего                      образования, творческому труду в разных областях, научной и практической     деятельности. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и городского        уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я     занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем                               исследовательские работы, проекты. Учащиеся участвуют в                                          исследовательской работе, свои результаты они представляют на городском,      областном и всероссийском уровнях. 

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

1.3. Принципы работы с одаренными детьми

1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

4.Принцип усиления внимания к проблеме метапредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.

5.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

2. Программа работы с одаренными детьми

Цель программы:

- развитие у обучающихся интереса к исследовательской деятельности, к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также скрепить в них уверенность в своих силах.

- создание условий для оптимального развития одаренных детей

Задачи: 

- выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к предмету;

- использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках географии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности.

В рамках реализации программы «Одарённые дети» провожу индивидуальные занятия с детьми (по индивидуальному плану). Составляя индивидуальную программу развития ребёнка, обязательно учитываю принципы построения индивидуально-образовательных программ:

  • Систематическая ступенчатая диагностика;
  • Индивидуальный подбор педагогических технологий;
  • Контроль и корректировка;
  • Пошаговая фиксация результатов.

Моя работа с одарёнными детьми имеет определённый порядок. Это:

Огромную роль в повышении мотивации к изучению географии играет внеурочная деятельность, позволяющая раскрыть потенциал школьников, эффективность внеурочной деятельности напрямую зависит от творческого партнерства ученика - учителя, добровольной заинтересованности учащихся познавать новое.

Участие во внеурочной деятельности позволяет моим ученикам реализовывать свои индивидуальные образовательные интересы и потребности, развивать творческие способности, содержательно организовывать досуг.

Одним из результатов эффективности участия обучающихся в различных формах внеурочной деятельности по предмету является проектная и исследовательская деятельность учащихся. В школе создан и успешно работает клуб юных исследователей (КЮИ).  Весной каждого года проводятся научно-практические конференции. В таблице 1 приведены сведения о наиболее интересных работах учащихся, выполненных под моим руководством.

Таблица 1

Научно-исследовательские работы учащихся, представленные на КЮИ

Учебный год

Название проекта

Фамилии авторов

Класс

Награды

2020-2021

Путешествие по Северному Кавказу

Поволоцкая В.

Призер

 

2020-2021

Миссисипи ─ река живых ископаемых

Лукьяненко У.

Призер

 

2021-2022

Проблема исчерпаемости мировых ресурсов

Новиков В.

Призер

Позитивная динамика участия в различных формах внеурочной деятельности представлена в таблице 2.

  Таблица 2  

Название мероприятия

Количество учащихся

2018-2019

2019-2020

2020-2021

Школьные выездные погружения

15

пандемия

пандемия

Школьные модульные погружения

22

(Приложение

1-2)

19

18

 Использую электронные образовательные ресурсы платформ «Учи.ру», «Якласс» и др. Они дают возможность участвовать как во внутренних, так и во всероссийских олимпиадах. Дети, проявившие себя и показавшие лучшие результаты, получают сертификаты, грамоты или дипломы. (Таблицы 3-7)

Таблица 3

Онлайн олимпиады учебных платформ

Учебный год

Номинация

Фамилии авторов

Класс

Награды

1        

2021-2022

Всероссийская онлайн-олимпиада по финансовой грамотности и предпринимательству

Мартынова Д.

Лежнева С.

8 а

Похвальная грамота

Диплом победителя

 (Приложение 3-4)

2

2021-2022

Всероссийская онлайн-олимпиада «Безопасные дороги»

Спирин И.

Похвальная грамота

 (Приложение 5)

3

2021-2022

Игра для молодежи «Покорение стихий»

Мартынова Д.

Сертификат

(Приложение 6)

Таблица 7

Международные дистанционные олимпиады, проекты

Учебный год

Название проекта

Фамилии участников

Класс

Награды

1        

2019-2020

Международный дистанционный конкурс по географии «Олимпис» (осенняя сессия)

4 участника

Дипломы 1-3 степени

2

2020-2021

Международный дистанционный конкурс по географии «Олимпис» (осенняя сессия)

Варницкая М.,

Диплом 1 степени

(Приложение 7)

Таблица 6

Всероссийские уроки

Учебный

год

Название урока

Фамилии участников

Класс

Награды

1        

2022-2023

Эколята – молодые защитники природы

Весь класс

Сертификат

 (Приложение 8) 

2

2022-2023

Урок безопасности - 2022

Захаров И.

Тюхалкина К.

Севастьянова П.

Сертификат

(Приложение 9-11)

 

Свидетельствами, подтверждающими общественную оценку высоких результатов работы с одаренными детьми, являются:

  • Подготовила к участию в Международном конкурсе "Олимпис 2019 - Осенняя сессия" учащихся МАОУ СОШ № 25/11, ставших обладателями 4 дипломов (Приложение 12-13)
  • Подготовила к участию в Международном конкурсе "Олимпис 2020 - Осенняя сессия" учащихся МАОУ СОШ № 25/11, ставших обладателями I-III степени (Приложение 14-15)

Заключение

Задатки и способности детей могут тихо дремать до поры до времени, могут не раскрыться вовсе без поддержки и поощрения со стороны учителя. Именно его взгляду доступны некоторые внешние поведенческие признаки интеллектуальных и творческих способностей. Понять такого ребёнка, по достоинству оценить его индивидуальность, положительно воспринять его и развивать лучшее в нём – задача педагога, работающего с одарённым ребёнком. Одарённых детей очень радует результат их деятельности. Они сами идут вперёд, одерживая победы.

Свидетельствами, подтверждающими общественную оценку высоких результатов работы с одаренными детьми, являются:

  • Диплом лауреата премии губернатора Ростовской области, распоряжение Правительства Ростовской области от 12.08.2016 № 330.
  • Благодарственное письмо начальника Управления образования г. Таганрога за успешное участие в Публичной презентации в рамках конкурса лучших учителей Ростовской области – 2016;
  • Благодарность за участие в проведении Всероссийских проверочных работ ВПР 2020 по предмету География в 11 классе в качестве учителя, преподающего в классе, ЧОУ ДПО МЦНМО 2020 (Приложение 16)
  • Благодарность за участие в проведении Всероссийских проверочных работ ВПР 2020 по предмету География в 11 классе в качестве эксперта, ЧОУ ДПО МЦНМО 2020 
  • Благодарность за участие в проведении Всероссийских проверочных работ в роли ответственного по параллели/предмету, ФГБУ "ФИОКО" 2020 (Приложение 17)
  • Благодарность программы «Активный учитель» образовательной платформы Учи.ru, 2022 (Приложение 18)
  • Благодарность за организацию Всероссийского урока «Эколята – молодые защитники природы», 2022 (Приложение 19)
  • Благодарность за организацию Урока безопасности – 2022, организованным Группой компаний «Просвещение», 2022 (Приложение 20)

Список литературы

1.     Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО «Центр социального проектирования «Возрождение», 2004. – 96 с.

2.     Иванов Б. Н. Современная география в школе: Методическое пособие. – М.: БИНОМ, 2002

3.     Пойа Д. Как решать задачу. - М.: Учпедгиз, 1961

4.     Интернет-материалы.

5.     Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб. Гос. ун-т. — 2008. — Т. 9, вып. 1. — С. 53 — 56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно - исследовательская деятельность как форма организации работы с одаренными детьми

В настоящее  время все больше педагогов и школ занимаются со школьниками проектно -  исследовательской деятельностью, справедливо считая, что собственные исследования, - это наиболее эффекти...

Методическая рекомендация "Организация работы с одаренными детьми"

Данная работа включает теоретические основы организации деятельности с одаренными детьми и конкретные практические методики по выявлению оадернных....

Из опыта по организации работы с одаренными детьми

Работая в рамках проекта “Храни свои корни” по программе «Ученик и его семья» коллектив школы  разработал  концепцию, основанную на  теориях отечественных  педагогов А.С. Мак...

Организация работы с одаренными детьми: опыт работы преподавателя информатики

Работа с одарёнными обучающимися еще несколько лет назад не была в числе приоритетных видов педагогической деятельности в системе начального профессионального образования. С введением...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».

Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...