Организация работы с одаренными детьми: опыт работы преподавателя информатики
статья по информатике и икт (10 класс) по теме

Редкозубова Ольга Петровна

 

 

Работа с одарёнными обучающимися еще несколько лет назад не была в числе приоритетных видов педагогической деятельности в системе начального профессионального образования. С введением  1 сентября 2013 г. Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по профессиям изменило требования к результатам освоения образовательных программ, подняв их на более высокий уровень. Потребность современного общества в неординарной, оригинально мыслящей  личности, реформа системы образования требуют от преподавателя кардинальных изменений  в этом направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabota_s_odarennimi_detmi.zip23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы с одаренными детьми: опыт работы преподавателя информатики

Ольга Петровна Редкозубова,

преподаватель информатики

 ГБОУ НПО РО ПУ № 36, г. Шахты

Работа с одарёнными обучающимися еще несколько лет назад не была в числе приоритетных видов педагогической деятельности в системе начального профессионального образования. С введением  1 сентября 2013 г. Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по профессиям изменило требования к результатам освоения образовательных программ, подняв их на более высокий уровень. Потребность современного общества в неординарной, оригинально мыслящей  личности, реформа системы образования требуют от преподавателя кардинальных изменений  в этом направлении.

 Различают разные группы одаренных обучающихся:

  • с опережающим умственным развитием;
  • с очень высоким  специализированным уровнем способностей;
  • с особой  предрасположенностью  к овладению той или иной образовательной областью, ранней психологической зрелостью, высоким уровнем социальной культуры.

Среди обучающихся есть представители третьей группы одаренности.  Таких подростков отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим они могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Работать с такими обучающимися интересно, но сложно;  они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Преподаватель должен так организовать весь учебно-воспитательный процесс, чтобы способности талантливых обучающихся находили применение и развивались.

Система моей работы с одаренными обучающимися предполагает следующие этапы:

  1. выявление талантливых подростков (через наблюдение, организацию самостоятельной работы; привлечение к внеаудиторной работе, проведение различных конкурсов); 
  2. определение вида одаренности: творческая или интеллектуальная;
  3. конструирование индивидуальной траектории развития способностей;
  4. создание условий на уроках для развития одаренности;
  5. привлечение обучающихся к самостоятельной работе в компьютерном классе, отвечающей их индивидуальности;
  6. развитие способностей во внеаудиторной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа, предметные недели).

У обучающихся с творческой одаренностью хорошо развиты художественно-эстетические способности, они восприимчивы к самостоятельной исследовательской деятельности, поиску нестандартных подходов к решению задачи.  Таких подростков привлекаю к созданию необходимых в учебном процессе продуктов: презентаций, видеороликов, буклетов, открыток и т. д. Занимаясь этими видами деятельности, обучающиеся развивают творческие способности, постигают тонкости работы с различными прикладными программами. Причем, информацию чаще всего они ищут сами, обрабатывают её, придумывают  форму ее представления. Главное для преподавателя -  понять задумку подростка и направить его деятельность на путь успешной реализации проекта, не задавить, не навязать свою точку зрения. Степень трудности и самостоятельности в выполнении задания должна нарастать постепенно.

Такие обучающиеся ежегодно участвуют в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах со своими проектами, например: конкурс видеороликов по правилам дорожного движения, интернет-конференция по экологическим проблемам родного края для обучающихся СПО и общеобразовательных школ, проводимая интернет-изданием «Профобразование»,  конкурс творческих работ обучающихся СПО  «Я здесь учусь и мне это нравится».

Активные участники творческих проектов, как правило, являются  первыми помощниками в подготовке и техническом обеспечении различных мероприятий, проводимых в учебном заведении.

В училище проводятся предметные олимпиады, 1 этап олимпиады по информатике выявляет обучающегося, лучше всех владеющего инструментарием программ MS Word, MS Excel, и MS PowerPoint.  Победитель  принимает участие в территориальной и областной олимпиаде.

Интеллектуалы имеют более высокие по сравнению с большинством ребят
умственные способности, восприимчивость к учению, творческие
возможности и проявления. Им свойственно быстрое усвоение материала, пропадание интереса при
решении однотипных базовых задач. Они испытывают радость от добывания знаний, умственного труда, стремятся к решению сложных задач, требующих нестандартного мышления.

Такие способности обучающихся развиваю в двух направлениях:

  • расширение базы знаний и умений;
  • повышение степени трудности и оригинальности решаемых задач.

На уроках использую дифференцированный подход. Пока с остальными ребятами отрабатываем базовые навыки и умения,  способным обучающимся  предлагаю задачи более высокого уровня. Сначала даю возможность самому найти решение, и если это выполнить не удается, то показываю краткий алгоритм решения задачи.

Организую самостоятельную работу с различными  ресурсами, включая книги, подборки олимпиадных задач к изучаемым темам,  Интернет-ресурсы. Поощряю участие в Интернет-олимпиадах по информатике.

Одаренных обучающихся стараюсь привлекать и к работам по настройке и оптимизации работы оборудования в компьютерном классе.

Мой алгоритм работы с талантливыми подростками очень прост: самосовершенствование преподавателя, увлечение обучающихся предметом и кропотливая индивидуальная работа.

Список используемой литературы:

  1. Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. – 2011. -№ 6. – С.21-25.
  2. Винокурова Н.К. Управление процессом развития творческих способностей школьников. // Завуч. – 1998. - № 4. – С. 18-37.
  3. Жуков Т.М. Развитие человека есть развитие его творческих способностей. // Одаренный ребенок. – 2006. - № 1. – С. 46-51.
  4. Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика /2008. — Т. 9, вып. 1. — С. 53 — 56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно - исследовательская деятельность как форма организации работы с одаренными детьми

В настоящее  время все больше педагогов и школ занимаются со школьниками проектно -  исследовательской деятельностью, справедливо считая, что собственные исследования, - это наиболее эффекти...

Методическая рекомендация "Организация работы с одаренными детьми"

Данная работа включает теоретические основы организации деятельности с одаренными детьми и конкретные практические методики по выявлению оадернных....

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».

Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...

Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры

Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....

Организация работы с одаренными детьми на уроках информатики

На данный момент одной из приоритетных задач обучения школьника является получение на выпуске школы гармоничной, всесторонне развитой личности. Для того чтобы решить такую задачу, в ребенке должен про...