География и финансы. Формирование финансовой грамотности школьников
статья по географии

Пряженцова Мария Евгеньевна

Статья на районную педагогическую конференцию "Педагог и инновации: идеи, опыт, практика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа № 5 «Перспектива»

Богородского округа Нижегородской области

География и финансы. Формирование финансовой грамотности школьников

Пряженцова Мария Евгеньевна

Учитель географии высшей категории

Педагогический стаж 11 лет

г. Богородск

2021

1. Каждый человек стремиться быть материально благополучным. Все хотят, чтобы денег стало «чем больше, тем лучше», но как достичь данного блага многие задумываются порой только во взрослой жизни. Но в тоже время мы наблюдаем наличие карманных денег у детей, начиная с первого класса. С 14 лет школьники уже могут открыть в банке депозит. По данным опросов, 75% подростков хотят повышать свою финансовую грамотность [3]. В России тема финансового воспитания подростков становится всё более актуальной в условиях динамичного развития экономики, роста конкуренции, сокращения сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда. Педагогам общеобразовательных школ необходимо учитывать основные тенденции, связанные с формированием культуры финансового поведения.  

        2. Формировать культуру финансового поведения не возможно за три занятия. Этот процесс должен начинать с дошкольного возраста. В системе образования можем наблюдать прорыв в данной области. В МАОУ «Школа №5» формирование финансовой грамотности реализуется через курсы дополнительно образования в начальной школе [2]. В среднем звене данную тему можно более подробно проследить на уроках обществознания, технологии. Но в тоже время этого не достаточно для формирования грамотного финансового поведения. В связи с этим, мною был разработан проект становления финансово грамотного школьника через курс «География России». Деятельность рассматривается в системе личностно-ориентированного образования. Формирование грамотного финансового поведения реализуется поэтапно с дополнительным использованием пособий по финансовой грамотности [1].  

        На мотивационно-ориентировочном этапе обучающиеся 8го класса при изучении темы «Россияне» знакомятся с понятиями заработная плата, премия, социальный пакет от фирмы, доход от самозанятости, социальные пособия, пенсия. В данной теме реализуется Модуль 1 «Управление денежными средствами», Модуль 3, занятие 16 «особые жизненные ситуации: рождение ребенка, потеря кормильца», занятие 31 «Какие налоги мы платим».  На интеллектуально-ценностном этапе рассматривается участие школьников  в неделе финансовой грамотности. Просмотр видео-уроков на сайте неделя.вашифинансы.рф., участие в вебинарах, викторинах. В курсе 8 класса «Природа России» изучаются ресурсы. В каждой теме раскрываются финансовые аспекты. Выполняются задачи на расчет себестоимости ресурсов. Оценка материального ущерба от стихийных явлений. В 9 классе на уроках географии ученики изучают экономическую сферу жизни российского общества. Эти знания позволяют школьникам приобрести навыки рационального поведения в мире финансов. Это время, когда учащиеся начинают задумываться о выборе профессии, о сфере своей будущей деятельности. Особое внимание уделяется знакомству школьников с основами рыночной экономики. Дополнительно используется занятие 25 «Как создать свое дело» [1]. На деятельностно-поступочном  этапе обучающиеся могут составить бизнес-план, критически оценить финансовые условия жизнедеятельности человека и их социальные, политические, технические, экологические аспекты. На уроках географии в 9м классе обучающиеся создают идеальные модели экономического развития отраслей промышленности. Получив необходимые знания в сфере финансов, ученики 9х классов проводят занятия с обучающимися 2-3 классов: игра «На что тратятся деньги», «Вредные привычки», практическое занятие «Как с умом управлять своими деньгами. История Буратино». Презентативный этап подразумевает создание проектов, исследовательских  работ в географии с обучающимися 9х классов, отражающих грамотное финансовое поведение. Тематика работ: «Туристические маршруты по городам России», «Бюджетный тур по Крыму», «Перспективы развития топливной промышленности», «Развитие рекреации на Северном Кавказе», «Бюджетная корзина в Богородском районе», «Развитие альтернативных источников энергии в Нижегородской области».

3. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Школьный курс «География России» раскрывает потенциал для формирования культуры финансового поведения.

Литература

  1. Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8-9 классы общеобраз.орг. –М., 2018.
  2. Федин С.Н. Финансовая грамотности: Материалы для учащихся. 2-3 класс общеобр. Орг. –М.,2020
  3. https://nafi.ru/analytics/75-podrostkov-khotyat-povyshat-svoyu-finansovuyu-gramotnost/ 

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование финансовой грамотности личности школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Воспитание нового поколения финансово грамотных людей. Из опыта работы....

Мастер - класс "Методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования"

Данный материал раскрывает методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования...

«Особенности формирования финансовой грамотности на уроках географии и математики»

   Обучение финансовой грамотности продиктовано временем, так как финансовый рынок предоставляет огромный выбор возможностей по управлению денежными ресурсами. Сущность тем выбранных ...

Мастер - класс по теме: "Формирование финансовой грамотности с помощью кейс- технологии на примере финансового мошенничества"

Мастер- класс по теме : "Формирование финансовой грамотности с помощью кейс- технологии на примере финансового мошенничества"...

Мастер – класс по теме: «Опыт работы по формированию основ финансовой грамотности школьников»

Современные исследования показывают, что финансово грамотные люди более эффективны и успешны в жизни вне зависимости от того в какой стране, на каких позициях и в какой сфере они работают. Можно с уве...

теория по теме "Понятие «финансы» и «финансово грамотный человек»."

Финансы – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, а также использования фондов (централизованных или децентрализованных) денежных средств, используемых дл...