Финансовая грамотность в географии.
консультация по географии

Показаны екомендации по изучению финансовой грамотности в географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost_v_geografii.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Финансовая грамотность в географии.

Итак, мы начинаем нашу серию обзоров об особенности преподавания финансовой грамотности в отдельных предметах. Своим мнением с yами поделиться эксперт кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов ВИУ РАНХиГС, методист Регионального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования по Волгоградской области, Биткина Ирина Константиновна/

Первый предмет, который мы рассмотрим – география. По опыт у, именно он вызывает наибольшее число вопросов у участников образовательного процесса относительно возможности включения в него вопросов финансовой грамотности. Достаточно часто преподавание финансовой грамотности в рамках данного предмета ограничивается деловой игрой «Деньги различных стран», рассматривающей вопросы определения валютного курса при путешествии в различные страны (см., например, https://fmc.hse.ru/mirror/pubs/share/205288402, https://multiurok.ru/index.php/files/urok-po-finansovoi-gramotnosti-valiuta-raznykh-str.html, https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-finansovoy-gramotnosti/2021/09/17/didakticheskaya-igra-po-finansovoy-gramotnosti), что соответствует матрице компетенций освоения финансовой грамотности частично по причине неполного включения как предметной области, так и упора на знаниевый компонент. Проблемы с включением компонента финансовой грамотности в географию также может быть связаны с небольшим количества аудиторных часов по данному предмету, по сравнению с иными учебными предметами, предполагающими изучение финансовой грамотности (например, математики), что усложняет возможность отражение основного материала по предмету и финансовой грамотности одновременно без потери системности изучения.

Тем не менее, учителям по географии можно дать следующие рекомендации по включению финансовой грамотности в предмет:

  1. Старайтесь ориентироваться на специальные УМК, разработанные по данному предмету – их перечень можно найти как на сайте Министерства финансов, так и образовательных организаций, занимающихся подготовкой педагогов для организаций среднего общего и профессионального образования.
  2. Старайтесь связывать задания по финансовой грамотности с требованиями ФГОС и дидактическими единицами по дисциплине «География: это поможет обеспечить целостность и органическую связь основного предмета и компонента по финансовой грамотности.
  3. Разрабатываете задания, с учетом возрастных особенностей обучения. Мы рекомендуем использовать различные формы  для учащихся 7 – 8 класса, 9 классов и 10-11 классов с учётом психологических особенностей. Содержания курса и образовательных потребностей учащихся каждой из выделенных групп.
  4. Задания должны отражать жизненные потребности обучающихся. К примеру, если путешествия за рубеж пока не выступают основной потребностью Ваших учеников, подробно рассматривать данную тему не рекомендуется. Не следует излишне и теоретизировать представленные в курсе материалы. Помимо деловых игр, можно активно использовать практикумы, коллоквиумы, дискуссии, индивидуальные проекты. Достаточно органично в курс будут вписываться задания, основанные на применении официальной статистической информации.
  5. Следует разделять задания для классов с профильным (углубленным) и базовым изучением предмета.
  6. Финансовую грамотностью  в контексте школьного курса географии следует рассматривать как грамотность экономическую. Достаточно хорошо здесь будут рассматриваться вопросы, связанные с реализацией потребительского поведения в условиях рыночной экономики. Также это могут быть вопросы, связанные с рассмотрением общей характеристики хозяйства России (см. рекомендации по возможности использования официальных статистических данных).
  7. Для обоснования актуальности изучения географии совместно с финансовой грамотностью следует показывать взаимосвязь различных условий жизни человека: как природно-климатических, так и социальных, финансовых и культурных. При этом финансовая грамотность рассматривается как часть культуры человека.
  8. К темам по финансовой грамотности, которые могут изучаться в рамках курса географии, можно отнести следующие:

- банковские продукты;

- финансовое мошенничество и нарушение прав потребителя финансовых услуг;

- предпринимательская деятельность;

- ценообразование в рыночной экономике;

- реформирование пенсионного страхование и роль демографического старения населения в данном процессе;

- страхование предпринимательских и иных рисков;

- организационные формы ведения бизнеса и факторы, влияющие на его эффективность (включая природно-климатические и производственные);

- инфраструктурный комплекс;

- территориальные особенности финансовой системы России (включая банковскую).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс

От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 9 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Педагогическая мастерская «Учим финансовой грамотности: различные виды заданий по финансовой грамотности и возможность их использования в рамках изучения отдельных учебных предметов»

Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуа...

Финансовая грамотность в математике.Основные модели основ финансовой грамотности в математике

Доклад на тему "Основные модели основ финансовой грамотности в курс математики. Финансовая грамотность в математике."...

Финансовая грамотность и география

География и финансовая грамотность тесно связаны между собой. И при составлении тематического планирования можно спланировать и  учесть это. В процессе обучения происходит   форми...